Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ ПИСЬМО ОТ 15 ДЕКАБРЯ 1993 Г. N 11-08/9037 "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВАХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

          ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                               П И С Ь М О
                     15 декабря 1993 г. N 11-08/9037

       Государственная налоговая инспекция по г. Москве направляет для
    сведения и руководства Разъяснения порядка  применения  финансовых
    санкций за нарушения налогового законодательства,  связанные с от-
    сутствием учета прибыли (дохода) или ведением этого учета с  нару-
    шением установленных правил,  непредставлением или несвоевременным
    представлением в налоговый орган документов,  необходимых для  ис-
    числения  и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет
    и внебюджетные фонды.
       Ранее направленные Разъяснения от 24 июня 1993 года считать ут-
    ратившими силу.

                                         Первый заместитель начальника
                                  инспекции - государственный советник
                                             налоговой службы II ранга
                                                          Л.Я.Сосихина


                                                            Приложение
                                             к письму ГНИ по г. Москве
                                    от 15 декабря 1993 г. N 11-08/9037

                               РАЗЪЯСНЕНИЯ
            порядка применения финансовых санкций за нарушения
           налогового законодательства, связанные с отсутствием
            учета прибыли (дохода) или ведением этого учета с
          нарушением установленных правил, непредставлением или
             несвоевременным представлением  в налоговый орган
             документов, необходимых для исчисления и уплаты
             налогов и других обязательных платежей в бюджет
                           и внебюджетные фонды

       Руководствуясь Законом РСФСР "О Государственной налоговой служ-
    бе  РСФСР"  и  Законом  Российской Федерации "Об основах налоговой
    системы в Российской Федерации", другими законодательными актами и
    нормативными  документами,  Государственная налоговая инспекция по
    г.  Москве подготовила настоящие Разъяснения с  целью  обеспечения
    единого  порядка  применения финансовых санкций к налогоплательщи-
    кам,  юридическим и физическим лицам за нарушения налогового зако-
    нодательства,  выявленные  налоговыми органами г.  Москвы при осу-
    ществлении контрольной работы начиная с 1993 года.

        I. Финансовые санкции за отсутствие учета прибыли (дохода)
       или ведение этого учета с нарушением установленного порядка

       За отсутствие  учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с
    нарушением установленного порядка налогоплательщик  несет  ответс-
    твенность в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся к уп-
    лате (доначисленных) сумм налога на прибыль (доход).
       Сумма налога,  принимаемая для исчисления штрафа,  определяется
    исходя из установленной в ходе  документальной  проверки  величины
    сокрытой  (заниженной)  прибыли (дохода) и ставки налога в том от-
    четном периоде, в котором было допущено нарушение.
       В таком же порядке вышеназванный штраф применяется к физическим
    лицам, которые в соответствии с действующим законодательством обя-
    заны  представлять в налоговый орган декларацию о совокупном годо-
    вом доходе,  т.к. в соответствии со ст. 20 Закона Российской Феде-
    рации "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица, под-
    лежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в тече-
    ние календарного года доходов и произведенных расходов,  связанных
    с извлечением доходов.
       Штраф в  размере 10 процентов причитающихся сумм налогов и дру-
    гих обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к налогоп-
    лательщикам не применяется:
       а) в случае, если по результатам проверок налоговых органов бу-
    дет установлено, что при отсутствии учета прибыли (дохода) или его
    ведении с нарушением установленного порядка дополнительных  плате-
    жей в бюджет не причитается;
       б) за отсутствие учета иных,  кроме прибыли (дохода),  объектов
    налогообложения  или ведение такого учета с нарушением установлен-
    ного порядка;
       в) если  прибыль  (доход) определена в бухгалтерском учете пра-
    вильно (в полном соответствии с документами первичного  учета),  а
    ошибка,  приведшая  к искажению в представленных в налоговый орган
    документах величины финансового результата и, следовательно, суммы
    налога, допущена при составлении бухгалтерского отчета (декларации
    о доходах), т.е. причина необоснованного занижения суммы налогово-
    го платежа не связана с отсутствием у налогоплательщика учета объ-
    екта налогообложения или его ведением с нарушением  установленного
    порядка.

       Пример 1.  Проверкой предприятия, проведенной налоговым органом
    за 1992 год,  установлено, что в издержки производства и обращения
    неправомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей.
       В 1992 году предприятие осуществляло одновременно торгово - за-
    купочную и посредническую деятельность.
       Согласно представленным  в  налоговую  инспекцию бухгалтерскому
    отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в отчетном  го-
    ду получило прибыль по всем видам деятельности и уплатило налог по
    ставке соответственно  32 и 45 процентов.
       Проверкой установлено,  что издержки обращения по торгово - за-
    купочной  деятельности неправомерно завышены на 6 млн.  рублей,  а
    затраты на осуществление посреднических операций - на 4 млн.  руб-
    лей.
       По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы
    штрафа  за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил
    в следующем порядке:
       Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения
    прибыли от:
       - торгово - закупочной деятельности
         (6 х 0,32)                   1920 тыс. рублей
       - посреднической деятельности
         (4 х 0,45)                   1800 тыс. рублей
       Итого                          3720 тыс. рублей
       Сумма штрафа (3720 х 0,1)      372 тыс. рублей

       Пример 2.  В 1992 году  предприятие  осуществляло  одновременно
    торгово - закупочную и посредническую деятельность.
       Согласно представленным в  налоговую  инспекцию  бухгалтерскому
    отчету и расчетам по налогу на прибыль  предприятие в отчетном го-
    ду получило убыток от осуществления торгово - закупочной  деятель-
    ности в размере 4 млн. рублей и прибыль от проведения посредничес-
    ких операций.
       Проверкой предприятия,  проведенной  налоговым  органом за 1992
    год, установлено, что в издержки производства и обращения неправо-
    мерно включены расходы в сумме 10 млн.  рублей.  При этом издержки
    обращения по торгово - закупочной деятельности необоснованно завы-
    шены на 6 млн.  рублей,  а затраты на осуществление посреднических
    операций - на 4 млн. рублей.
       По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы
    штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных  правил
    в следующем порядке:
       Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения
    прибыли от:
       - торгово - закупочной деятельности
         ((6 - 4) х 0,32)             640 тыс. рублей
       - посреднической деятельности
         (4 х 0,45)                   1800 тыс. рублей
       Итого                          2440 тыс. рублей
       Сумма штрафа (2440 х 0,1)      244 тыс. рублей

       Пример 3. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгал-
    терскому отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в  от-
    четном году получило прибыль от осуществления торгово - закупочной
    деятельности в размере 9 млн.  рублей и прибыль от проведения пос-
    реднических операций в размере 1 млн. рублей.
       Проверкой установлено, что предприятие получило прибыль от каж-
    дого вида деятельности в размере 5 млн. рублей.
       По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы
    штрафа за  ведение учета прибыли с нарушением установленных правил
    в следующем порядке:
       Сумма уменьшения налога на прибыль
       вследствие завышения прибыли от
       торгово - закупочной деятельности
       ((9 - 5) х 0,32)                    1280 тыс. рублей
       Сумма дополнительно причитающихся
       платежей вследствие занижения прибыли
       от посреднической деятельности
       ((5 - 1) х 0,45)                    1800 тыс. рублей
       Итого дополнительно причитается к
       доплате в бюджет (1800 - 1280)      520 тыс. рублей
       Сумма штрафа (520 х 0,1)            52 тыс. рублей

       Пример 4.  Гражданин представил в налоговый орган декларацию  о
    совокупном  годовом  доходе за 1992 год,  на основании которой ему
    исчислен подоходный налог,  подлежащий к доплате,  в сумме 10 тыс.
    рублей.
       При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о  полученном
    в 1992 году гражданином на предприятии "А" доходе в размере 5 тыс.
    рублей, с которого предприятием удержан подоходный налог  в  сумме
    600 рублей.
       Сведения о доходе,  полученном на предприятии "А",  гражданин в
    представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал.
       На основании полученных сведений налоговый орган производит пе-
    рерасчет с суммы подоходного налога,  подлежащей к доплате, исходя
    из уточненной величины совокупного годового дохода,  и предъявляет
    налогоплательщику  к уплате одновременно с дополнительно исчислен-
    ной суммой налога штраф в размере 10 процентов этой суммы.
       Поскольку в данном случае общая сумма совокупного годового  до-
    хода (с учетом сведений,  полученных от предприятия "А"), подлежа-
    щая налогообложению,  не превысила 400 тыс. рублей, сумма дополни-
    тельно  причитающегося  к  доплате подоходного налога составит 400
    рублей ((5000 х 20/100)  -  600),  а  сумма  штрафа  -  40  рублей
    (400/100 х 10).

       Пример 5.  Гражданин не представил в налоговый орган декларацию
    о совокупном годовом доходе на 1992 год,  на основании которой ему
    исчислен подоходный налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме
    400 рублей.
       При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о  полученном
    в 1992  году гражданином на предприятии"А" доходе в размере 5 тыс.
    рублей, с которого предприятием удержан подоходный налог  в  сумме
    600 рублей.
       Сведения о доходе,  полученном на предприятии "А",  гражданин в
    представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал.
       В данном случае исходя из сведений,  полученных от  предприятия
    "А", дополнительно причитается подоходный налог с доходов,  не от-
    раженных в декларации, в сумме 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600).
       Однако, поскольку по окончательному расчету к доплате в  бюджет
    подоходного налога не причитается,  налоговый орган не предъявляет
    налогоплательщику штраф за неправильное ведение учета  совокупного
    годового дохода как объекта налогообложения.

       Пример 6.  Гражданин  представил в налоговый орган декларацию о
    совокупном годовом доходе за 1992 год,  на основании  которой  ему
    исчислен подоходный налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме
    200 рублей.
       При этом  в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном
    в 1992 году гражданином, на предприятии"А" доходе в размере 5 тыс.
    рублей, с  которого  предприятием удержан подоходный налог в сумме
    600 рублей.
       Сведения о доходе,  полученном на предприятии "А",  гражданин в
    представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал.
       В данном  случае исходя из сведений,  полученных от предприятия
    "А", дополнительно причитается подоходный налог с доходов,  не от-
    раженных в декларации, в сумме 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600).
       На основании имеющихся данных налоговый орган производит  окон-
    чательный расчет суммы подоходного налога и предъявляет налогопла-
    тельщику к доплате налог в сумме 200 рублей и штраф за  неправиль-
    ное  ведение учета совокупного годового дохода как объекта налого-
    обложения в сумме 20 рублей.

              II. Финансовые санкции за непредставление либо
             несвоевременное представление в налоговый орган
         документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов
                      и других обязательных платежей

                            1. Общие положения
       За непредставление либо несвоевременное представление в налого-
    вый орган налоговых деклараций, отчетов, расчетов, других докумен-
    тов, необходимых  для  исчисления и уплаты налогов и других обяза-
    тельных платежей в бюджет и внебюджетные  фонды,  налогоплательщик
    несет ответственность  в виде штрафа в размере 10 процентов причи-
    тающихся сумм налогов и других обязательный платежей.
       Сумма штрафа определяется раздельно за каждый установленный на-
    логовым органом факт непредставления или  несвоевременного  предс-
    тавления таких документов по каждому виду платежей (в том  числе в
    случаях, когда налогоплательщик обязан  представлять  в  налоговый
    орган по одному объекту налогообложения несколько налоговых расче-
    тов, деклараций и др.) исходя из размера налогов и  других  обяза-
    тельных платежей в бюджет и внебюджетные фонды,  подлежащих уплате
    с учетом ранее внесенных платежей на основании документов, которые
    не были представлены либо представлены в налоговый орган с наруше-
    нием установленных сроков, по данным налоговых органов, полученных
    при проведении камеральных и документальных проверок.
       При этом ранее внесенными платежами считаются:
       1) в случаях,  когда налоговые платежи исчисляются  нарастающим
    итогом с начала года - налоги и сборы, причитающиеся к уплате сог-
    ласно расчетам за предыдущие отчетные периоды,
       2) в условиях, когда в соответствии с действующим законодатель-
    ством налоговые расчеты составляются раздельно по каждому отчетно-
    му периоду (помесячно, поквартально, в целом за год) - суммы нало-
    гов и других обязательных платежей, причитающиеся к уплате в тече-
    ние отчетного периода (ежедневно, ежедекадно) до наступления уста-
    новленного срока представления налоговых расчетов.
       Не включаются в понятие "ранее внесенные платежи" суммы авансо-
    вых взносов (например,  авансовые взносы налога на прибыль, налога
    на пользователей автомобильных дорог и др.).
       Порядок и сроки представления в налоговый орган документов, не-
    обходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, устанавливают-
    ся законами  Российской Федерации,  а также инструкциями Государс-
    твенной налоговой службы Российской Федерации и  Министерства  фи-
    нансов Российской Федерации, а по местным налогам и сборам, вводи-
    мым на территории г.  Москвы,  - местными органами государственной
    власти и управлениями либо на основании предоставленных ими прав -
    Департаментом финансов правительства Москвы и Государственной  на-
    логовой инспекцией по г. Москве.
       За непредставление в налоговый  орган  документов,  необходимых
    для исчисления  и  уплаты налогов и других обязательных платежей в
    бюджет и внебюджетные фонды,  штраф налагается по результатам про-
    веденных документальных проверок.
       Штраф за  непредставление  либо несвоевременное представление в
    налоговый орган документов,  необходимых для исчисления  и  уплаты
    налогов  и  других обязательных платежей,  к налогоплательщикам не
    применяется:
        а) в случае, когда на основании таких документов налоги и сбо-
    ры не подлежат уплате с учетом ранее внесенных платежей;
       б) за  непредставление либо несвоевременное представление в на-
    логовый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты обя-
    зательных платежей,  установленных иным, кроме налогового, законо-
    дательством Российской Федерации,  за исключением  случаев,  когда
    контроль  за  полнотой  исчисления и своевременностью уплаты таких
    платежей возложен на налоговые органы с одновременным  представле-
    нием им прав применять к плательщикам финансовые санкции, установ-
    ленные налоговым законодательством;
       в) при  отсутствии  установленных  в соответствии с действующим
    законодательством порядка и сроков представления в налоговый орган
    таких документов, т.е. когда в соответствии с отдельными законода-
    тельными актами, регулирующими порядок исчисления и взимания нало-
    гов и сборов,  налогоплательщик не обязан представлять в налоговый
    орган документы,  необходимые для исчисления и  уплаты  налогов  и
    других  обязательных платежей (например,  налог на имущество физи-
    ческих лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования
    или дарения,  земельный налог с физических лиц, налог с владельцев
    транспортных средств (граждан),  налог на приобретение  автотранс-
    портных средств (сроки уплаты которого наступили в 1992 году), на-
    лог на операции с ценными бумагами, государственная пошлина);
       г) за непредставление либо несвоевременное представление в  на-
    логовый орган справок об авансовых взносах налогов исходя из пред-
    полагаемой прибыли (доходов), поскольку в соответствии с указания-
    ми   Государственной  налоговой  службы  Российской  Федерации  от
    20.07.93 N ВГ-4-01/105н "О неприменении штрафных санкций за несво-
    евременное  представление  справок  об  авансовых взносах налога в
    бюджет исходя из  предполагаемой  прибыли"  справка  об  авансовых
    взносах  налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли не явля-
    ется документом для исчисления и уплаты налога  и,  следовательно,
    применение  10 - процентной штрафной санкции в данном случае явля-
    ется неправомерным.

       Пример 1.  Предприятие представило в налоговый  орган  25.04.93
    бухгалтерский отчет за I квартал 1993 года, а также следующие рас-
    четы:
                                                           (тыс. руб.)
    ------------------------------------------------------------------
       Наименование расчетов                      К уплате      К воз-
                                                  с учетом      врату
                                                  ранее вне-
                                                  сенных
                                                  платежей
    ------------------------------------------------------------------
       Расчет налога на прибыль от посредни-
       ческой деятельности                           500          -

       Расчет налога на прибыль от торгово -
       закупочной деятельности                        -          400

       Расчет налога с сумм превышения факти-
       ческих расходов на оплату труда в составе
       себестоимости продукции (работ, услуг)
       по сравнению с нормируемой величиной           -           -

       Расчет дополнительных платежей в бюд-
       жет (возврата из бюджета), исчисленных
       исходя из сумм доплат (уменьшения)
       налога на прибыль и авансовых взносов
       налога                                        100           -
    ------------------------------------------------------------------
       В данном случае налоговая  инспекция  применяет  к  предприятию
    штраф в  размере  10  процентов сумм налогов и других обязательных
    платежей, причитающихся к уплате с учетом ранее  внесенных  плате-
    жей, согласно представленным расчетам, размер которого составит 60
    тыс. рублей ((500 + 100) / 100 х 10).

       Пример 2.
                                                            (тыс.руб.)
    ------------------------------------------------------------------
       Показатели                         Варианты
                                          ----------------------------
                                          1    2    3    4    5    6
    ------------------------------------------------------------------
       Сумма налога на прибыль, причита-
       ющаяся к уплате по расчету за
       9 месяцев 1993 года               200  300   -   100  300   50

       Сумма налога на прибыль, причита-
       ющаяся к уплате по расчету за
       I полугодие 1993 года             300  300   -    -   100    -

       Сумма налога на прибыль, причита-
       ющаяся к уплате за III квартал
       1993 года (расчетно)               -    -   300  100  200  100

       Сумма налога на прибыль, причита-
       ющаяся к уплате по расчету за
       9 месяцев 1993 года с учетом ранее
       внесенных платежей (за I полу-
       годие 1993 года)                   -     -    -  100  200   50

       Сумма 10-процентной санкции        -     -    -   10   20    5
    ------------------------------------------------------------------

       Пример 3.  Предприятие представило 20.04.93 в  налоговый  орган
    бухгалтерский отчет за I квартал 1993 года, а также расчеты налога
    на прибыль от торгово - закупочной и посреднической деятельности.
       Расчет налога  с сумм превышения фактических расходов на оплату
    труда в составе себестоимости продукции (работ,  услуг) по сравне-
    нию с нормируемой величиной,  а также расчет дополнительных плате-
    жей в бюджет (возврата из бюджета),  исчисленных  исходя  из  сумм
    доплат (уменьшения)  налога  на прибыль и авансовых взносов налога
    были представлены в налоговую инспекцию 25.04.93.
       Налоговая инспекция за несвоевременное  представление  расчетов
    применяет штраф в сумме 10 тыс.  рублей исходя из данных того рас-
    чета,  согласно которому платежи причитаются в  доплате  (исходные
    данные для определения суммы штрафа приведены в примере 1).

       Пример 4.  Некоммерческая организация, сообщив в налоговую инс-
    пекцию  о том,  что она не осуществляет деятельность,  связанную с
    извлечением доходов,  в течение 1992 года не представляла  бухгал-
    терские  отчеты и расчеты налога на прибыль и не вносила авансовые
    платежи, а 01.03.93 представила годовой бухгалтерский отчет и рас-
    чет налога на прибыль за 1992 год.
       Проведенной налоговой инспекцией в апреле  1993  года  докумен-
    тальной проверкой было установлено, что данная организация получа-
    ла доходы, подлежащие налогообложению, начиная с апреля 1992 года.
    На основании  акта проверки были составлены расчеты налога на при-
    быль, согласно которым причиталось:  к уплате за I полугодие - 100
    тыс. рублей, за 9 месяцев - 50 тыс. рублей.
       По результатам проверки налоговая инспекция должна применить  к
    организации штраф  в  размере  10 процентов причитающихся к уплате
    платежей за непредставление в налоговый орган  расчета  налога  на
    прибыль за I полугодие 1992 года,  сумма которого составит 10 тыс.
    рублей (100 / 100 х 10).
       За непредставление расчета за 9 месяцев 1992 года штраф к орга-
    низации не применяется, так как согласно данному расчету по итогам
    финансово -  хозяйственной  деятельности за III квартал платежей в
    бюджет не причитается.

       Пример 5.  Документальной проверкой, проведенной налоговой инс-
    пекцией в мае 1993 года,  установлено, что предприятие за 1992 год
    и I квартал 1993 года внесло в дорожный фонд налог на приобретение
    автотранспортных средств в сумме соответственно 1000 тыс.  руб.  и
    300 тыс.  рублей. При этом расчеты налога в налоговую инспекцию не
    представлялись.
       На основании акта документальной проверки  налоговая  инспекция
    применяет к предприятию штраф в размере 10 процентов причитающихся
    платежей за непредставление расчета за I квартал 1993 года,  сумма
    которого составит 30 тыс. рублей (300 / 100 х 10).
       В связи с отсутствием установленного порядка и сроков представ-
    ления в налоговый орган расчетов налога на приобретение автотранс-
    портных средств в 1992 году штраф за этот период к предприятию  не
    применяется.

             2. Особенности применения финансовых санкций за
           непредставление или несвоевременное представление в
               налоговый орган документов, необходимых для
                  исчисления и уплаты косвенных налогов

       В соответствии с действующим порядком косвенные  налоги  (налог
    на добавленную стоимость,  акцизы на отдельные виды и группы това-
    ров, налог на реализацию горюче - смазочных материалов)  уплачива-
    ются в  бюджет как в течение отчетного периода (ежедневно,  ежеде-
    кадно) с последующим перерасчетом по месячным  отчетам,  так  и  в
    полной сумме  согласно представляемым в налоговые инспекции месяч-
    ным и квартальным расчетам.
       При этом  предприятия  не представляют справки о предполагаемых
    суммах текущих платежей,  а налоговые инспекции в  лицевых  счетах
    налогоплательщиков не производят начисление причитающихся к уплате
    платежей, вносимых в бюджет и внебюджетные фонды в течение  отчет-
    ного периода.
       В такой ситуации в большинстве случаев  налоговый  орган  может
    определить достоверность  данных о суммах ежедневных и ежедекадных
    платежей предприятий,  имеющихся в налоговых расчетах,  только  по
    результатам документальных проверок.
       Таким образом,  наложение  налоговым органом штрафа за непредс-
    тавление либо несвоевременное представление расчетов косвенных на-
    логов на налогоплательщиков, для которых установлен порядок уплаты
    таких налогов путем внесения текущих платежей с последующим  пере-
    расчетом  на основании налоговых расчетов должно производиться ис-
    ходя из данных о суммах налоговых платежей, отраженных в представ-
    ленных расчетах либо определенных по результатам проведенных доку-
    ментальных проверок.
       Корректировка сумм  финансовой  санкции  за непредставление или
    несвоевременное представление в налоговый орган документов,  необ-
    ходимых для исчисления и уплаты косвенных налогов,  исчисленной по
    результатам камеральных проверок, по окончании документальных про-
    верок  при установлении фактов искажения отчетных данных не произ-
    водится.
       К предприятиям и организациям,  уплачивающим налог на добавлен-
    ную стоимость, акцизы и налог на реализацию горюче - смазочных ма-
    териалов на  основании  месячных  (квартальных)  расчетов,  размер
    штрафа определяется исходя из причитающихся к уплате с учетом  ра-
    нее внесенных платежей в бюджет и внебюджетные фонды налогов в со-
    ответствии с расчетами,  как представленными в налоговый  орган  с
    нарушением установленных сроков,  так и составленные налоговым ор-
    ганом на основании проведенных документальных проверок.

       Пример 1.  Предприятие,  которое в соответствии с установленным
    порядком рассчитывается с бюджетом по налогу на добавленную  стои-
    мость на основании месячных расчетов, представило в налоговую инс-
    пекцию расчет налога на добавленную стоимость за октябрь 1992 года
    20.11.92, согласно которому подлежало возмещение из бюджета излиш-
    не уплаченных сумм налога 100 тыс. рублей.
       Обнаружив допущенную при составлении расчета ошибку,  предприя-
    тие представляет 30.11.92 в налоговую инспекцию взамен ранее сдан-
    ного расчет   налога на добавленную стоимость за октябрь 1992 года
    с внесенными изменениями, согласно которому причитается к уплате с
    учетом ранее внесенных платежей 300 тыс. рублей.
       Налоговый орган,  приняв такой расчет,  применяет к предприятию
    штраф в размере 10 процентов причитающихся к доплате платежей сог-
    ласно расчету в сумме 30 тыс. рублей (300 / 100 х 10).

       Пример 2.  Предприятие представило в налоговую инспекцию  квар-
    тальный отчет  по налогу на добавленную стоимость за период январь
    - март 1993 года 20.04.93,  тогда как исходя из отчетных данных за
    IV квартал 1992 года должно было представлять ежемесячные расчеты.
       Согласно представленному отчету   к внесению  в  доход  бюджета
    причитается 300 тыс.  рублей.  Текущих платежей в бюджет налога на
    добавленную стоимость предприятие в течение отчетного квартала  не
    производило.
       Документальной проверкой,  проведенной налоговой  инспекцией  в
    мае 1993 года, установлено, что в целом за предыдущий квартал сум-
    ма платежей в представленном отчете определена правильно. При этом
    по расчету за январь причитается к внесению в бюджет 200 тыс. руб-
    лей, по расчету за февраль - к возмещению из бюджета 50 тыс.  руб-
    лей, по отчету за март - к внесению в бюджет 150 тыс. рублей.
       На основании акта документальной проверки налоговый орган  при-
    меняет к предприятию штраф за непредставление расчета по налогу на
    добавленную стоимость за январь 1993 года в сумме 20  тыс.  рублей
    (200 / 100 х 10).
       Штраф за непредставление отчетов за февраль и март 1993 года  к
    предприятию не применяется, так как согласно данным налогового ор-
    гана по отчету за февраль к внесению платежей в бюджет не причита-
    лось, а  сведения,  необходимые  для исчисления и уплаты налога за
    март, были включены в квартальный отчет,  представленный в налого-
    вую инспекцию в сроки, установленные для  представления расчета за
    март 1993 года.

       Пример 3.  Предприятие в течение I квартала 1993 года вносило в
    доход бюджета платежи по налогу на добавленную  стоимость,  однако
    не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета.
       Налоговая инспекция  в  мае 1993 года приостанавливает операции
    по расчетному счету предприятия, после чего последняя представляет
    расчеты за  январь,  февраль и март 1993 года 11.05.93,  в которых
    имеются следующие данные:
                                                           (тыс. руб.)
    ------------------------------------------------------------------
    Отчетные периоды   Сумма налога,    Сумма текущих    Сумма налога,
                       подлежащая на-   платежей, упла-  подлежащая
                       числению в бюд-  ченных в счет    к доплате (+),
                       жет (+), возме-  причитающихся    уменьшению
                       щению из бюдже-  платежей за      (-)
                       та (-)           отчетный месяц
    ------------------------------------------------------------------
       январь              300                290                10
       февраль           - 400                250             - 650
       март                400                300               100
    ------------------------------------------------------------------
       В данной ситуации к предприятию должен быть применен  штраф  за
    несвоевременное представление налоговых расчетов за те периоды,  в
    которых налог на добавленную стоимость причитается  к  внесению  в
    бюджет, а именно: за январь - 1 тыс. руб. (10/100 х 10), за март -
    10 тыс. рублей (100/100 х 10).
       В дальнейшем,  проведя документальную проверку,  налоговая инс-
    пекция установила,  что расчет налога на добавленную стоимость  за
    февраль 1993 года составлен предприятием неправильно:  вместо при-
    читающихся сумм налога к возмещению полагается уплатить  в  бюджет
    300 тыс. рублей.
       По результатам проведенной документальной проверки, несмотря на
    доначисление сумм налога,  перерасчет сумм ранее наложенных финан-
    совых санкций за несвоевременное представление расчетов налога  на
    добавленную стоимость за январь,  февраль и март 1993 года не про-
    изводится.

       Пример 4.  Предприятие в течение I квартала 1993 года вносило в
    доход бюджета  платежи по налогу на добавленную стоимость,  однако
    не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета.
       Налоговая инспекция  в  мае 1993 года приостанавливает операции
    по расчетному счету,  и после того как предприятие в течение одной
    рабочей недели расчетов в налоговую инспекцию не представило,  на-
    чинает документальную проверку.
       В период проведения проверки предприятие представляет в налого-
    вую  инспекцию  расчеты  за январь,  февраль и март 1993 года (см.
    данные из предыдущего примера).
       По результатам проведенной проверки налоговая инспекция устано-
    вила, что расчеты налога на добавленную стоимость за январь и март
    составлены предприятием правильно,  а расчеты за февраль 1993 года
    неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению полага-
    ется уплатить в бюджет 300 тыс. рублей.
       В данной ситуации к предприятию должен быть применен  штраф  за
    несвоевременное  представление  налоговых расчетов за все отчетные
    периоды,  в которых налог на добавленную стоимость  причитается  к
    внесению в бюджет согласно данным,  уточненным в результате прове-
    дения документальной проверки,  а именно:  за январь - 1 тыс. руб.
    (10/100 х 10), за февраль - 5 тыс. руб. ((300 - 250)/100 х 10), за
    март - 10 тыс. рублей (100/100 х 10).

               3. Порядок применения финансовых санкций за
           непредставление или несвоевременное представление в
          налоговый орган документов, необходимых для исчисления
        и уплаты налогов, к налогоплательщикам - физическим лицам

       В соответствии с действующим законодательством штраф в  размере
    10 процентов  причитающихся платежей налагается за непредставление
    или несвоевременное представление в налоговый орган:
       а) деклараций о фактически полученных  в  течение  календарного
    года  доходах  и  произведенных расходах,  связанных с извлечением
    этих доходов,  - на граждан Российской Федерации,  граждан  других
    государств и лиц без гражданства,  имеющих постоянное местожитель-
    ство в Российской Федерации, обязательных декларировать полученные
    доходы;
       б) деклараций о предполагаемых доходах:
       - на граждан,  зарегистрированных в  качестве  предпринимателей
    без образования  юридического лица,  получающих доходы от осущест-
    вления предпринимательской деятельности как в  индивидуальном  по-
    рядке, так и в составе полного товарищества;
       - на граждан иностранных государств и лиц без гражданства, име-
    ющих постоянное  местожительство  в Российской Федерации,  а также
    прибывших в Российскую Федерацию с намерением пробыть в ней  более
    183 дней в календарному году;
       - на граждан,  имеющих постоянное местожительство в  Российской
    Федерации, в  части  доходов полученных из источников за пределами
    Российской Федерации;
       - на граждан,  получающих доходы,  подоходный налог с которых в
    соответствии с действующим законодательством удерживается не у ис-
    точника выплаты, а налоговым органом;
       в) расчетов налогов:
       - на добавленную стоимость;
       - на реализацию горюче - смазочных материалов;
       - на приобретение автотранспортных средств;
       - с владельцев транспортных средств;
       - на пользователей автомобильных дорог - на граждан,  зарегист-
    рированных в качестве предпринимателей без образования юридическо-
    го лица,  получающих  доходы  от осуществления предпринимательской
    деятельности как в индивидуальном порядке, так и в составе полного
    товарищества, в случаях, если в соответствии с действующим законо-
    дательством они обязаны представлять такие расчеты в налоговый ор-
    ган.
       При несвоевременном представлении в налоговый орган  деклараций
    о предполагаемых и фактически полученных доходах размер штрафа оп-
    ределяется исходя из причитающихся к уплате в бюджет сумм подоход-
    ного налога с ранее внесенных платежей,  а при наложении штрафа на
    граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без  обра-
    зования юридического лица, - сумм подоходного налога, а в установ-
    ленных действующим законодательством случаях  -  сумм  подоходного
    налога и налога на добавленную стоимость.
       В понятие "ранее внесенные платежи" в данном случае  включаются
    суммы налогов,  удержанные в течение календарного года у источника
    выплаты доходов, а также уплаченные гражданами на основании декла-
    раций о предполагаемых доходах и доходах, фактически полученных за
    предыдущий год.
       Штраф за  несвоевременное  представление деклараций о доходах к
    налогоплательщикам не применяется:
       а) если  согласно представленной декларации платежей в бюджет к
    уплате с учетом ранее внесенных платежей не причитается;
       б) при  установлении в ходе документальных проверок фактов неп-
    равильного отражения налогоплательщиком суммы, причитающейся к уп-
    лате подоходного налога в декларации о фактически полученных дохо-
    дах, представленной в налоговый орган в установленные сроки.
       В случае,  когда налогоплательщик не представлял  декларации  о
    фактически полученных доходах, штраф за данное нарушение налагает-
    ся по результатам документальных проверок при установлении  фактов
    невыполнения налогоплательщиком обязательства по уплате подоходно-
    го налога. За непредставление деклараций о предполагаемых доходах,
    а также за несвоевременное представление таких деклараций, в кото-
    рых отсутствуют сведения о предполагаемых доходах, штраф в размере
    10 процентов причитающихся платежей не налагается ввиду отсутствия
    данных для его исчисления.
       На граждан,  занимающихся предпринимательской деятельностью без
    образования юридического лица, штраф за непредставление или несво-
    евременное представление в налоговый орган расчетов налогов на ре-
    ализацию горюче - смазочных материалов,  с владельцев транспортных
    средств, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение ав-
    тотранспортных средств налагается в общеустановленном порядке. При
    этом необходимо иметь в виду, что данной категорией налогоплатель-
    щиков  расчеты  вышеуказанных налогов представляются в том случае,
    если наличие объектов налогообложения такими  налогами  непосредс-
    твенно  связано  с осуществлением тех видов деятельности,  которые
    указаны в свидетельстве о регистрации.

       Пример 1. Гражданин, зарегистрированный в качестве предпринима-
    теля без образования юридического лица в налоговом органе по месту
    осуществления деятельности,  получал также в 1992 году, помимо до-
    ходов  от  предпринимательской  деятельности,  доходы по основному
    месту работы и от выполнения обязанностей по договорам подряда. Он
    представил  в  налоговый  орган  по  месту  регистрации в качестве
    предпринимателя декларацию о полученных доходах 10.04.93, согласно
    которой  выручка от реализации продукции (работ,  услуг) составила
    1000 тыс.  руб., расходы, связанные с осуществлением деятельности,
    -  500 тыс.  руб.,  сумма исчисленного налога на добавленную стои-
    мость - 109,4 тыс.  руб. ((1000 - 500) х 0,2188), облагаемый доход
    - 390,6 тыс. руб. (1000 - 500 - 109,4), сумма подоходного налога -
    62120 рублей ((200/100 х 12) + (190,6/100 х 20).
       В течение  отчетного  года  гражданин на основании декларации о
    предполагаемых доходах уплатил в бюджет 50 тыс. руб. налога на до-
    бавленную стоимость и 70 тыс.  руб.  подоходного налога.  Следова-
    тельно, по итогам 1992 года причитается к доплате налога на добав-
    ленную стоимость 59,4 тыс.  руб. и возврату из бюджета излишне уп-
    лаченного подоходного налога в сумме 7880 рублей.
       За несвоевременное представление декларации о доходах, получен-
    ных от осуществления предпринимательской  деятельности,  налоговая
    инспекция предъявляет гражданину штраф в размере 10 процентов при-
    читающейся к доплате общей суммы платежей, сумма которого составит
    5152 рубля ((59400 - 7880)/100 х10).

       Пример 2.  Гражданин (см.  предыдущий пример),  имеющий, помимо
    доходов от занятия предпринимательской  деятельностью,  доходы  по
    основному месту  работы  и от выполнения обязанностей по договорам
    подряда, не представил в налоговую инспекцию по  месту  жительства
    до 01.04.93 декларацию о совокупном годовом доходе за 1993 год.
       По имеющимся в налоговой  инспекции  сведениям,  полученным  от
    предприятий  и  организаций,  а также налоговой инспекции по месту
    осуществления предпринимательской деятельности,  совокупный  доход
    данного гражданина превысил 200 тыс. рублей.
       После получения напоминания гражданин представил  декларацию  о
    фактически полученных доходах и произведенных расходах,  связанных
    с получением доходов,  согласно которой подлежит доплате в  бюджет
    50 тыс. рублей (с учетом сумм налога с доходов от предприниматель-
    ской деятельности,  внесенных в бюджет по месту осуществления дея-
    тельности).
       В данном случае налоговый орган предъявляет гражданину штраф за
    несвоевременное представление  декларации о совокупном годовом до-
    ходе в сумме 5 тыс. рублей (50/100 х 10).

       Пример 3. Гражданин представил в налоговую инспекцию декларацию
    о совокупном годовом доходе за 1992 год, согласно которой подлежит
    возврату из бюджета излишне уплаченный подоходный налог в сумме 20
    тыс. рублей, 15.04.93.
       Налоговая инспекция штраф за несвоевременное представление дек-
    ларации  гражданину не предъявляет ввиду отсутствия причитающегося
    к уплате налога с учетом ранее внесенных платежей.
       Через некоторое время гражданин,  обнаружив допущенную при сос-
    тавлении декларации ошибку,  представляет  в  налоговую  инспекцию
    взамен ранее  сданной декларацию о фактически полученных доходах и
    произведенных расходах с учетом изменений, согласно которой причи-
    тается к доплате подоходный налог в сумме 5 тыс. рублей.
       Приняв такую декларацию,  налоговая инспекция предъявляет к уп-
    лате штраф  за несвоевременное представление декларации о совокуп-
    ном годового доходе в сумме 500 рублей (5000 / 100 х 10).

       Пример 4. Гражданин впервые начал осуществлять предприниматель-
    скую деятельность  без образования юридического лица с января 1993
    года, представил в налоговую инспекцию 01.04.93 декларацию о пред-
    полагаемых доходах на 1993 год в сумме 1000 тыс. рублей.
       Налоговая инспекция определяет следующие авансовые платежи: на-
    лог на  добавленную  стоимость  -  166,7 тыс.  руб.  (1000 / 100 х
    16,67), подоходный налог - 99996 рублей ((1000 - 166,7)/100 х 12),
    всего - 266696 рублей.
       В результате проведенного налоговой инспекцией обследования ус-
    тановлено,  что данный гражданин впервые получил доход от предпри-
    нимательской деятельности 10.01.93.
       Таким образом,  декларация о предполагаемых доходах на 1993 год
    представлена с нарушением установленного срока (срок представления
    - 14.02.93, т.е. в течение 5 дней по истечении месяца со дня полу-
    чения дохода),  и гражданин обязан уплатить штраф  в  сумме  26669
    рублей 60 копеек ((166700 + 99996)/100 х 10).

       Пример 5.  Гражданин, имеющий свидетельство о регистрации в ка-
    честве предпринимателя с разрешением осуществлять предприниматель-
    скую деятельность с 01.01.92 по 31.12.92 включительно по виду дея-
    тельности "пошив и ремонт обуви", представил   в налоговую инспек-
    цию 31.03.93  декларацию  о  фактически полученных доходах от этой
    деятельности, согласно которой исчисленный за 1992 год  подоходный
    налог составил 5 тыс. рублей.
       Одновременно гражданин представил в налоговую инспекцию заявле-
    ние о  том,  что  на период с 01.01.93 по 31.12.93 включительно он
    получил разрешение на занятие видами деятельности "пошив и  ремонт
    обуви" и "извоз пассажиров в режиме "такси",  а также декларацию о
    предполагаемых доходах по последнему виду деятельности  в  размере
    1000 тыс. рублей.
       В результате проведенного налоговой инспекцией обследования ус-
    тановлено, что  данный гражданин впервые получил доход от услуг по
    перевозке пассажиров 10.01.93. Следовательно, декларация о предпо-
    лагаемых доходах должна была быть представлена в налоговую инспек-
    цию 14.02.93.
       В данном случае налоговая инспекция должна предъявить граждани-
    ну штраф за несвоевременное представление декларации о предполага-
    емых  доходах в сумме 26669 рублей 60 копеек (см.расчет в предыду-
    щем примере).

       Пример 6.  Гражданин, имеющий свидетельство о регистрации в ка-
    честве предпринимателя с разрешением осуществлять предприниматель-
    скую деятельность с 01.01.92 по 31.12.92 включительно по виду дея-
    тельности "пошив и ремонт обуви", представил в налоговую инспекцию
    31.03.93 декларацию о фактически полученных доходах от  этой  дея-
    тельности, согласно которой исчисленный за 1992 год подоходный на-
    лог составил 5 тыс. рублей.
       Одновременно гражданин представил в налоговую инспекцию заявле-
    ние о том,  что на период с 01.02.93 по 31.12.93  включительно  он
    получил разрешение на занятие тем видом деятельности,  которым за-
    нимался в 1992 году,  а также декларацию о предполагаемых  доходах
    на 1993 год в размере 1000 тыс. рублей.
       В результате проведенного налоговой инспекцией обследования ус-
    тановлено, что данный гражданин впервые получил  доход  от  пошива
    обуви 10.02.93. Следовательно, декларация о предполагаемых доходах
    должна была быть представлена в налоговую инспекцию 14.03.93.
       В данном случае налоговая инспекция должна предъявить граждани-
    ну штраф за несвоевременное представление декларации о предполага-
    емых доходах в сумме 26669 рублей 60 копеек (см.  расчет в примере
    4).

       Пример 7.  Гражданин иностранного государства прибыл в Российс-
    кую Федерацию  10.01.93 с намерением пробыть в ней в 1993 году бо-
    лее 183 дней, 01.04.93 представил в налоговую инспекцию декларацию
    о предполагаемых доходах на 1993 год в размере 1000 тыс. рублей.
       Налоговая инспекция исчисляет авансовые платежи подоходного на-
    лога на  общую  сумму  90  тыс.  рублей (1000 / 100 х 12 х 0,75) и
    предъявляет гражданину штраф за несвоевременное представление дек-
    ларации в размере 9 тыс. рублей (90 / 100 х 10).
       05.05.93 данный гражданин в  связи  с  намерением  окончательно
    убыть  из  Российской Федерации представляет в налоговую инспекцию
    декларацию о фактически полученных доходах за период с 10.01.93 по
    05.05.93.
       Налоговая инспекция на основании данных  декларации  производит
    окончательный расчет подоходного налога. В случае, если по резуль-
    татам окончательного расчета подоходный налог подлежит возврату из
    бюджета полностью или частично,  сумма ранее взысканной финансовой
    санкции возврату не подлежит.

              4. Финансовые санкции за непредставление либо
             несвоевременное представление в учреждение банка
              платежных поручений на уплату налогов и других
           обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды

       В соответствии  с разъяснением Государственной налоговой службы
    Российской Федерации от 28.04.93  N  14-5-11/89-225  10-процентная
    финансовая санкция за несвоевременную сдачу в банк платежных пору-
    чений на перечисление налоговых платежей к  налогоплательщикам  не
    применяется начиная с 01.01.93,  в том числе по случаям несвоевре-
    менной сдачи платежных поручений в учреждения банков, имевшим мес-
    то в 1992 году.

        III. Ответственность предприятий, учреждений, организаций
            и граждан, являющихся источниками выплаты доходов

               1. Финансовые санкции за непредставление или
             несвоевременное представление расчетов налогов,
                 удерживаемых источником выплаты доходов

       Применение финансовых санкций за непредставление или несвоевре-
    менное представление в налоговый орган документов, необходимых для
    исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в  бюд-
    жет и внебюджетные фонды,  к предприятиям, учреждениям и организа-
    циям  (далее именуются - предприятия),  являющимся  не  налогопла-
    тельщиками,  а  источниками выплаты доходов,  производится в соот-
    ветствии с законодательными актами и нормативными документами, ус-
    танавливающими  для них обязанности обеспечивать полноту удержания
    и своевременность перечисления налоговых и других платежей.
       Действующим законодательством   предусмотрена   ответственность
    предприятий за  полноту  исчисления и своевременность перечисления
    налогов со следующих источников:
       а) доходов  от  долевого участия и от принадлежащих предприятию
    акций, облигаций и других ценных бумаг;
       б) доходов иностранных юридических лиц,  не связанных с их дея-
    тельностью в Российской Федерации, полученных от источников, нахо-
    дящихся в Российской Федерации;
       в) доходов физических лиц (кроме граждан, осуществляющих предп-
    ринимательскую деятельность  без  образования  юридического лица),
    выплачиваемых предприятиями по всем основаниями.
       При этом обязанность представлять в налоговый орган расчеты на-
    логов с вышеназванных доходов была установлена только для предпри-
    ятий (кроме  совместных  предприятий с участием иностранных юриди-
    ческих лиц и граждан), выплачивающих в 1991 году доходы от долево-
    го участия и от акций,  облигаций и других ценных бумаг (см.  Инс-
    трукцию бывшего Минфина СССР от 29.12.90 N 145 "О порядке исчисле-
    ния и  уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов"
    в редакции Инструкции Минфина РСФСР от 18.03.91 N 16/71В "Об  осо-
    бенностях порядка  исчисления и уплаты налога на прибыль и отдель-
    ные виды доходов на территории РСФСР в 1991 году"  с  последующими
    изменениями и дополнениями).
       В соответствии с п. 8 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной на-
    логовой службе РСФСР" штраф за непредставление или несвоевременное
    представление в налоговый орган расчетов налога на доходы, удержи-
    ваемого у  источника  выплаты,  установлен  в размере 10 процентов
    платежей, причитающихся к внесению  (доплате)  за  соответствующий
    отчетный период.
       Ввиду отсутствия  установленной  действующим  законодательством
    нормы данный штраф не применяется:
       а) к предприятиям с  иностранными  инвестициями,  выплачивающим
    доходы  участникам  этих  предприятий по результатам распределения
    прибыли начиная с 1 января 1991 года;
       б) к  предприятиям,  выплачивающим доходы от долевого участия и
    от акций,  облигаций и других ценных бумаг начиная с 1 января 1992
    года;
       в) к предприятиям, выплачивающим доходы иностранным юридическим
    лицам, не связанные с их деятельностью в Российской Федерации;
       г) к предприятиям, а также гражданам, осуществляющим предприни-
    мательскую деятельность без образования юридического лица,  выпла-
    чивающим доходы физическим лицам по всем основаниям.

       Пример 1.  Документальной  проверкой предприятия за 1991 - 1992
    гг.  установлено, что им производились выплаты доходов от долевого
    участия  по  итогам финансово - хозяйственной деятельности за 1990
    год - в апреле 1991 года, за 1991 год - в апреле 1992 года.
       Расчеты налогов в налоговую инспекцию не представлялись.
       Общая сумма  выплаченного  дохода  составила  в 1991 году 50000
    тыс. рублей,  в 1992 году 150000 тыс.  рублей,  с которых подлежал
    удержанию налог в сумме 7500 тыс. руб. и 22500 тыс. руб. соответс-
    твенно.
       Проверкой также  установлено,  что причитающиеся к уплате суммы
    налогов не были своевременно удержаны и перечислены в доход бюдже-
    та.
       По результатам  проверки налоговая инспекция применяет к предп-
    риятию финансовую санкцию за непредставление расчета налога с  до-
    ходов  от  долевого  участия (расчет должен был быть представлен в
    налоговую инспекцию одновременно с бухгалтерским отчетом за I  по-
    лугодие 1991 года, выплаченных участникам предприятия в 1991 году,
    в сумме 750 тыс. рублей (7500 / 100 х 10).
       Штраф за  непредставление  расчета налога с доходов от долевого
    участия,  выплаченных в 1992 году,  на предприятие  не  налагается
    ввиду  отсутствия  установленного  порядка  и сроков представления
    расчета.

                      2. Другие виды ответственности

       Законом Российской  Федерации "О подоходном налоге с физических
    лиц"   (с учетом изменений и дополнений,  внесенных  Законом  Рос-
    сийской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и до-
    полнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах") уста-
    новлено, что  своевременно не удержанные,  удержанные не полностью
    или не перечисленные в бюджет суммы налогов,  подлежащие взысканию
    у источников  выплаты,  взыскиваются налоговым органом с предприя-
    тий, учреждений и организаций,  выплачивающих   доходы  физическим
    лицам, в  бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 про-
    центов от указанных сумм, подлежащих взысканию.
       Данная финансовая  санкция применяется к предприятиям в размере
    10 процентов:
       а) сумм  налогов,  своевременно не удержанных или удержанных не
    полностью с доходов, подлежащих включению в совокупный годовой до-
    ход 1993 года и последующих лет;
       б) не  перечисленных  в  бюджет сумм подоходного налога,  сроки
    внесения которых наступили начиная с 1 января 1993 года.
       Штраф не применяется:
       а) к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность
    без образования юридического лица, выплачивающим доходы физическим
    лицам и обязанным удерживать подоходный налог с таких доходов, до-
    пустившим вышеназванные нарушения;
       б) к предприятиям,  которые полностью удержали подоходный налог
    с выплаченных доходов,  но перечислили удержанную  сумму  в  доход
    бюджета по истечении установленного срока самостоятельно;
       в) к предприятиям, которые не полностью удержали подоходный на-
    лог с выплаченных доходов, однако в дальнейшем, обнаружив допущен-
    ную ошибку,  взыскали ранее не удержанные суммы налога и самостоя-
    тельно перечислили их в бюджет до проведения налоговым органом до-
    кументальной проверки.

       Пример 1. Проверкой правильности исчисления подоходного налога,
    проведенной налоговой  инспекцией  на  предприятии за 1992 год и I
    квартал 1993 года,  установлены следующие нарушения налогового за-
    конодательства.
    ------------------------------------------------------------------
       Вид нарушения                                Сумма (тыс. руб.)
    ------------------------------------------------------------------
    Недоудержано подоходного налога с заработной
    платы, начисленной в:
                          декабре 1992 года              500
                          марте 1993 года                700
    Не перечислены в бюджеты суммы подоходного
    налога, удержанные с заработной платы за:
                          ноябрь 1992 года               5000
                          декабрь 1992 года              6000
                          январь 1993 года               7000
    ------------------------------------------------------------------
       В данном случае налоговая инспекция взыскивает в бесспорном по-
    рядке суммы подоходного налога с наложением штрафа в  общей  сумме
    1370 тыс. рублей ((700 + 6000 + 7000) / 100 х 10).
       Штраф в  размере  10  процентов не перечисленной в бюджет суммы
    подоходного налога за декабрь 1992 года (в данном примере  -  6000
    тыс.  руб.) исчисляется исходя из суммы задолженности,  фактически
    образовавшейся до наступления срока уплаты,  т.е.  без учета  сумм
    налога  (в данном примере - 500 тыс.  руб.),  доначисленных по ре-
    зультатам проведенной налоговой инспекцией проверки.

                       IV. Заключительные положения

       Настоящие Разъяснения примеряются должностными лицами налоговой
    службы г. Москвы при наложении финансовых санкций за выявленные  в
    1993 году нарушения налогового законодательства,  допущенные нало-
    гоплательщиками и предприятиями за период начиная со  II  квартала
    1990 года, а в части санкций, установленных Законом Российской Фе-
    дерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений
    и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 22.12.92 N
    4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы  Рос-
    сийской Федерации о налогах"), - с 1 января 1993 года.
       Документальное оформление наложения финансовых санкций произво-
    дится путем  составления  акта  отдельно по каждому виду налогов и
    других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за каж-
    дый случай нарушения налогового законодательства. Акт составляется
    в двух экземплярах и  подписывается  должностным  лицом  налоговой
    инспекции, составившим акт,  а также начальником отдела.  Один эк-
    земпляр акта после его составления направляется налогоплательщику.
       Нарушения, установленные  налоговыми  органами  в ходе докумен-
    тальных проверок,  отражаются в актах проверок, которые подписыва-
    ются должностным лицом,  составившим акт, и руководителями и глав-
    ными (старшими) бухгалтерами предприятий, учреждений и организаций
    или гражданами, а также другими участниками проверки.
       Не позднее следующего дня после подписания акт  передается  на-
    чальнику инспекции или его заместителю.
       Начальник (заместитель  начальника)  инспекции,  руководствуясь
    ст.  8 Закона РСФСР "О государственной  налоговой  службе  РСФСР",
    принимает  по акту решение,  которые оформляется также отдельно по
    каждому случаю и составу правонарушения.
       Решение принимается в письменной форме.
       В решении должно быть четко указано: состав правонарушения; от-
    четный период,  в котором допущено правонарушение; сумма налоговых
    и других  платежей,  исходя  из которой исчислен размер финансовых
    санкций; порядок зачисления взыскиваемых санкций;  ссылка на норму
    закона, предусматривающую применение финансовых санкций.
       Например, налоговой  инспекцией  установлено,  что  предприятие
    представило расчет налога на прибыль от посреднической деятельнос-
    ти за I квартал 1993 года, согласно которому причиталось к доплате
    налога на  прибыль по  данному виду деятельности в сумме 1000 тыс.
    рублей, 24 апреля 1993 года при установленном сроке  представления
    20 апреля 1993 года.
       На основании ст.  6 Закона РСФСР "О  государственной  налоговой
    службе РСФСР"  за  несвоевременное представление расчета налога на
    прибыль от посреднической деятельности за I квартал 1993 года над-
    лежит уплатить штраф в размере 10 процентов причитающихся к допла-
    те согласно расчету сумм налога в размере 100 тыс.  рублей, из ко-
    торых следует перечислить 16 тыс.  руб. - в доход республиканского
    бюджета Российской Федерации, 54 тыс. руб. - в доход бюджета Моск-
    вы, 30 тыс. руб. - во внебюджетный фонд налоговой инспекции.
       На основании ст.  6 Закона РСФСР "О  государственной  налоговой
    службе РСФСР"  за несвоевременное представление справки об авансо-
    вых взносах налога на прибыль на II квартал 1993 года  предприятию
    надлежит уплатить  штраф  в  размере  10 процентов причитающихся к
    внесению в бюджет платежей согласно представленной справке в сумме
    500 тыс.  рублей, из которых следует перечислить 100 тыс. руб. - в
    доход республиканского бюджета Российской Федерации, 240 тыс. руб.
    - в доход бюджета Москвы, 150 тыс. руб. - во внебюджетный фонд на-
    логовой инспекции.

                                         Начальник Управления методики
                                        и ревизий - советник налоговой
                                                        службы I ранга
                                                           А.А.Глинкин
                                   Начальник Юридического управления -
                                     советник налоговой службы I ранга
                                                          М.Ю.Алексеев

                                                             Утверждаю
                                   Начальник Государственной налоговой
                          инспекции по городу Москве - государственный
                                    советник налоговой службы II ранга
                                                            Д.Г.Черник
    7 декабря 1993 года


    ------------------------------------------------------------------

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное