Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 16.06.99 N 4125-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 16 июня 1999 г. N 4125-II ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                        ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерация постановляет:
       1. Принять в первом  чтении  проект  Федерального  закона  "Об
   инновационной   деятельности   и   государственной   инновационной
   политике",    внесенный    депутатами     Государственной     Думы
   М.К.  Глубоковским,  В.С.  Шевелухой  и  членом  Совета  Федерации
   В.М. Крессом.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке
   до 16 июля 1999 года.
       3. Комитету  Государственной  Думы  по  образованию  и   науке
   доработать  указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                   М.К. ГЛУБОКОВСКИМ, В.С. ШЕВЕЛУХОЙ,
                                              членом Совета Федерации
                                                         В.М. КРЕССОМ

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

            ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                         ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

       Настоящий Федеральный    закон    регулирует    правовые     и
   экономические    отношения    между    субъектами    инновационной
   деятельности,  определяет   основы   формирования   и   реализации
   государственной   инновационной   политики   с   целью   повышения
   инновационной активности, государственной поддержки инноваций.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.   Основные   понятия,   применяемые   в    настоящем
   Федеральном законе

       В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:
       инновация - конечный результат творческого  труда,  получивший
   реализацию  в  виде новой или усовершенствованной продукции,  либо
   нового   или   усовершенствованного   технологического   процесса,
   используемого в экономическом обороте;
       инновационная деятельность    -     создание     новой     или
   усовершенствованной  продукции,  нового  или  усовершенствованного
   технологического процесса,  реализуемых в экономическом обороте  с
   использованием   научных   исследований,   разработок,   опытно  -
   конструкторских работ либо иных научно - технических достижений;
       государственная инновационная  политика  -   составная   часть
   социально  -  экономической  политики,  направленная на развитие и
   стимулирование инновационной деятельности;
       венчурные инновационные  фонды  -  некоммерческие организации,
   учреждаемые юридическими и  (или)  физическими  лицами  на  основе
   добровольных   имущественных   взносов   и   (или)   добровольного
   инвестирования  в  обмен   на   долю   в   акционерном   капитале,
   ориентированные    на    финансирование   создания,   освоения   в
   производстве новых видов продукции и (или) технологий, связанных с
   высокой степенью риска;
       инфраструктура инновационной   деятельности   -   организации,
   предоставляющие   субъектам   инновационной  деятельности  услуги,
   необходимые для осуществления инновационной деятельности.

       Статья 2. Правовая основа инновационной деятельности

       1. Инновационная деятельность осуществляется в соответствии  с
   Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской
   Федерации,  настоящим  Федеральным  законом   и   принимаемыми   в
   соответствии  с ним законами и иными нормативными правовыми актами
   Российской Федерации,  законами  и  иными  нормативными  правовыми
   актами  субъектов  Российской  Федерации,  а  также международными
   договорами  Российской  Федерации,  относящимися  к  инновационной
   деятельности.
       2. Если   международными   договорами   Российской   Федерации
   устанавливаются   иные   нормы,   чем   предусмотренные  настоящим
   Федеральным законом, то применяются нормы международных договоров.

           Глава II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 3. Содержание инновационной деятельности

       К инновационной   деятельности   относятся   следующие    виды
   деятельности:
       выполнение научно    -     исследовательских,     опытно     -
   конструкторских и технологических работ,  направленных на создание
   новой    или    усовершенствованной    продукции,    нового    или
   усовершенствованного   технологического  процесса,  реализуемых  в
   экономическом обороте;
       проведение маркетинговых  исследований  и  организация  рынков
   сбыта инновационных продуктов;
       осуществление технологического   переоснащения   и  подготовки
   производства;
       осуществление испытаний,  сертификации  и стандартизации новых
   процессов, продуктов и изделий;
       первоначальный период       производства       новой       или
   усовершенствованной    продукции,     применения     новой     или
   усовершенствованной  технологии  до  достижения нормативного срока
   окупаемости инновационного проекта;
       создание и развитие инновационной инфраструктуры;
       подготовка и   переподготовка   кадров    для    инновационной
   деятельности;
       охрана, передача    и    приобретение    прав    на    объекты
   интеллектуальной   собственности   и   конфиденциальную   научную,
   научно - техническую и технологическую информацию;
       финансирование инновационной       деятельности,       включая
   осуществление инвестиций в инновационные программы и проекты;
       иные виды  работ,  необходимые для осуществления инновационной
   деятельности  и  не  противоречащие  законодательству   Российской
   Федерации.

       Статья 4. Субъекты инновационной деятельности

       1. Субъектами  инновационной деятельности являются юридические
   лица,  независимо от  организационно  -  правовой  формы  и  формы
   собственности,  физические  лица  - граждане Российской Федерации,
   иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства.
       2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции
   заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ,
   инвесторов, потребителей результатов инновационной деятельности, а
   также   организаций,   обслуживающих   инновационный   процесс   и
   содействующих освоению и распространению инноваций.

       Статья 5.     Государственные    гарантии    прав    субъектов
   инновационной деятельности

       Государство в  соответствии  с  действующим  законодательством
   гарантирует субъектам инновационной деятельности:
       государственную поддержку инновационных программ  и  проектов,
   направленных на реализацию государственной инновационной политики;
       государственную поддержку  создания   и   развития   субъектов
   инфраструктуры инновационной деятельности;
       государственную поддержку   подготовке,    переподготовке    и
   повышению   квалификации   кадров,   осуществляющих  инновационную
   деятельность;
       охрану интеллектуальной      собственности,      защиту     от
   недобросовестной конкуренции и монополизма;
       свободу доступа  к  информации  о  приоритетах государственной
   инновационной политики;
       свободу распространения  и  сбора  информации об инновационных
   потребностях и результатах научно -  технической  и  инновационной
   деятельности,     за     исключением     информации,    содержащей
   государственную, служебную и коммерческую тайну.

       Статья 6.  Участие общественных организаций  и  объединений  в
   инновационной деятельности

       1. Общественные организации и объединения,  в  уставе  которых
   предусмотрена  инновационная  деятельность,  могут  на  конкурсных
   началах осуществлять ее  за  счет  средств  федерального  бюджета,
   бюджетов субъектов Российской Федерации и получать государственную
   поддержку.
       2. Органы государственной власти Российской Федерации,  органы
   власти субъектов  Российской  Федерации  при  подготовке  проектов
   нормативных  правовых  актов  и  программ  в области инновационной
   деятельности   могут   привлекать   общественные   организации   и
   объединения.

       Статья 7.  Договорные отношения между субъектами инновационной
   деятельности

       1. Основной формой отношений  между  субъектами  инновационной
   деятельности   являются   договоры   (контракты),   заключаемые  в
   соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
       2. Условия    договоров    (контрактов),   заключаемых   между
   субъектами инновационной деятельности, сохраняют свою силу на весь
   срок их действия.
       Условия договоров (контрактов) могут быть изменены  в  случаях
   принятия   новых  законодательных  актов  Российской  Федерации  и
   субъектов  Российской  Федерации,  устанавливающих  иной   порядок
   регулирования  инновационной  деятельности  или по дополнительному
   соглашению субъектов инновационной деятельности.
       3. Споры,    возникающие   при   осуществлении   инновационной
   деятельности,    рассматриваются    в    порядке,    установленном
   законодательством   Российской   Федерации   и   законодательством
   субъектов Российской Федерации.

       Статья 8.    Правовые    основы    взаимоотношений     органов
   государственной власти и субъектов инновационной деятельности

       Органы государственной   власти   в   порядке,   установленном
   законодательством   Российской   Федерации   и   законодательством
   субъектов Российской Федерации, могут прекратить или приостановить
   инновационную деятельность в случаях стихийных  и  иных  бедствий,
   введения   чрезвычайного   положения   на   территории  Российской
   Федерации,  а также,  если продолжение инновационной  деятельности
   может   привести   к   нарушению  установленных  законодательством
   Российской  Федерации  и  законодательством  субъектов  Российской
   Федерации  экологических,  санитарно - эпидемиологических и других
   норм и правил, прав и интересов юридических и физических лиц.

           Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

       Статья 9. Цели и задачи государственной инновационной политики

       1. Государственная инновационная политика Российской Федерации
   формируется  и  реализуется  исходя  из  признания  приоритетности
   инновационной  деятельности  для  повышения  конкурентоспособности
   отечественной  продукции,  обеспечения  устойчивого экономического
   роста,  повышения уровня и качества жизни  населения,  обеспечения
   оборонной, технологической и экологической безопасности Российской
   Федерации.
       2. Основными  целями  государственной  инновационной  политики
   Российской Федерации является создание экономических,  правовых  и
   организационных    условий    для    инновационной   деятельности,
   обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции,
   эффективное   использование   научно  -  технических  результатов,
   решения задач социально - экономического развития.
       3. Основными  задачами  государственной инновационной политики
   Российской Федерации являются:
       определение и     реализация    приоритетов    государственной
   инновационной политики;
       обеспечение прогрессивных    структурных    преобразований   в
   экономике;
       создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
       осуществление мер  по  поддержке  отечественной  инновационной
   продукции  на  международном  рынке и развитию внешнеэкономической
   инновационной деятельности;
       обеспечение взаимодействия науки,  образования, производства и
   финансово - кредитной сферы в развитии инновационной деятельности.

       Статья 10. Формирование государственной инновационной политики

       1. Государственная    инновационная    политика    формируется
   Правительством    Российской   Федерации   на   основе   прогнозов
   инновационных процессов и отражается в  концепции  государственной
   инновационной политики и других нормативных актах.
       2. Государственная инновационная политика Российской Федерации
   формируется   во   взаимосвязи  с  государственной  экономической,
   финансовой,   научно   -   технической,   промышленной   политикой
   Российской   Федерации,  политикой  Российской  Федерации  в  иных
   областях деятельности.
       3. Инновационная   политика   субъектов  Российской  Федерации
   формируется  и   реализуется   органами   государственной   власти
   субъектов    Российской   Федерации   с   учетом   государственной
   инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов.

       Статья 11.  Реализация государственной инновационной  политики
   Российской Федерации

       1. Правительство  Российской Федерации обеспечивает реализацию
   государственной инновационной политики Российской Федерации путем:
       формирования и  реализации инновационных программ,  проектов и
   обеспечивающих мероприятий;
       координации инновационной      деятельности      в      рамках
   государственной инновационной политики;
       создания и развития инфраструктуры инновационной деятельности;
       государственной поддержки     инновационной      деятельности,
   предусмотренной  действующим  законодательством,  государственных,
   межрегиональных  инновационных  программ  и   проектов   субъектов
   Российской Федерации;
       финансирования мер по реализации государственной инновационной
   политики  из  федерального  бюджета,  государственных  бюджетных и
   внебюджетных фондов Российской  Федерации,  средств,  привлеченных
   под поручительство Правительства Российской Федерации.
       2. Формирование и осуществление государственной  инновационной
   политики  Российской  Федерации  обеспечивают  органы  федеральной
   исполнительной  власти  Российской  Федерации  в  пределах   своих
   полномочий.
       3. Правительство Российской  Федерации  ежегодно  представляет
   Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской
   Федерации доклад об инновационной деятельности  в  стране  и  ходе
   реализации концепции государственной инновационной политики.

       Статья 12.  Инновационные  прогнозы  и обоснование приоритетов
   государственной инновационной политики

       1. Инновационные прогнозы являются составной частью  прогнозов
   социально - экономического развития Российской Федерации,  а также
   субъектов Российской Федерации,  разрабатываемых в соответствии  с
   законодательством Российской Федерации.
       2. На основе инновационных прогнозов Правительством Российской
   Федерации  определяются  приоритеты  государственной инновационной
   политики,  которые  находят  отражение  в  концепции  социально  -
   экономического   развития  Российской  Федерации  на  долгосрочную
   перспективу  и  программе  социально  -  экономического   развития
   Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

       Статья 13. Инновационные программы и проекты

       1. Правительство  Российской  Федерации  на основе приоритетов
   инновационной  политики  разрабатывает  и  утверждает  федеральные
   инновационные   программы   и  программы  поддержки  инновационной
   деятельности и развития инновационной инфраструктуры.
       2. При  формировании  государственных инновационных программ и
   целевых программ осуществляется конкурсный отбор включенных в  них
   инновационных   проектов   и   проектов   развития   инновационной
   инфраструктуры.

       Статья 14.  Формы  государственной   поддержки   инновационной
   деятельности

       1. Государственная    поддержка   инновационной   деятельности
   осуществляется в следующих формах:
       а) финансирование   научно   -   исследовательских,  опытно  -
   конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной
   деятельностью;
       б) финансирование   инновационных   программ    и    проектов,
   обеспечивающих  инновационную  деятельность  мероприятий,  а также
   деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
       в) финансирование   патентования   за  рубежом  изобретений  и
   промышленных  образцов,  входящих  в  состав  экспортируемой   или
   готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
       г) инвестирование средств  в  создание  и  развитие  субъектов
   инфраструктуры инновационной деятельности;
       д) размещение государственного заказа  на  закупку  продукции,
   созданной в результате инновационной деятельности;
       е) предоставление    субсидий    на    реализацию    отдельных
   инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
       ж) поручительство перед российскими и иностранными кредиторами
   и    инвесторами   по   обязательствам   субъектов   инновационной
   деятельности    и    субъектов    инфраструктуры     инновационной
   деятельности;
       з) тарифное и нетарифное  регулирование  конкурентоспособности
   высокотехнологичной   продукции   российских   производителей   по
   отношению   к    аналогичной,    субсидируемой    соответствующими
   государствами, продукции иностранных производителей;
       и) предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и
   субъектам  инфраструктуры  инновационной  деятельности по налогам,
   пошлинам,  сборам и иным платежам в  федеральный  бюджет,  бюджеты
   субъектов   Российской   Федерации,  государственные  бюджетные  и
   внебюджетные фонды Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
       к) предоставление    права    использования     принадлежащего
   государству  имущества,  в  том  числе  объектов  интеллектуальной
   собственности.

       Статья 15.  Условия предоставления  государственной  поддержки
   инновационной деятельности

       1. Государственная    поддержка   инновационной   деятельности
   предоставляется только на период осуществления такой деятельности.
       Государственная поддержка        инновационного        проекта
   предоставляется на нормативный срок окупаемости,  но не более трех
   лет с момента начала производства.
       Данное ограничение  не  распространяется  на   государственную
   поддержку      инновационной     деятельности,     предусмотренную
   подпунктом "з" статьи 14 настоящего Федерального закона.
       2. Государственная  поддержка  инновационной  деятельности  по
   подпунктам "а",  "б",  "в",  "г",  "д",  "е",  "ж",  "к" статьи 14
   настоящего   Федерального  закона  предоставляется  на  конкурсной
   основе.
       3. Государственная    поддержка    технологического   развития
   организаций,  находящихся в собственности Российской Федерации, по
   подпунктам  "б"  и  "г"  статьи  14 настоящего Федерального закона
   осуществляется  на  долевой  основе  с  привлечением   собственных
   средств указанных организаций.
       4. Государственная   поддержка   инновационной    деятельности
   организаций с негосударственной или смешанной формой собственности
   по подпунктам "а",  "б",  "в",  "г", "ж", "к" статьи 14 настоящего
   Федерального закона осуществляется только на:
       долевой основе;
       условиях возвратности   либо  обеспечения  участия  Российской
   Федерации (субъектов Российской  Федерации)  или  увеличения  доли
   собственности    Российской    Федерации   (субъектов   Российской
   Федерации) в уставных капиталах таких организаций.
       5. Субъекты    инфраструктуры    инновационной   деятельности,
   являющиеся    коммерческими    организациями,    могут    получать
   государственную   поддержку   только   по  пункту  "и"  статьи  14
   настоящего Федерального закона.
       6. Государственным   организациям   разрешается  предоставлять
   малым предприятиям,  осуществляющим инновационную  деятельность  в
   качестве основной, площади и имущество, находящиеся в распоряжении
   государства,  в  аренду  при  ставке  арендной  платы  на  уровне,
   компенсирующим  фактические  расходы  по содержанию и эксплуатации
   предоставленных помещений и имущества.

          Глава IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 16. Источники финансирования инновационной деятельности

       Финансирование инновационной  деятельности  осуществляется  за
   счет:
       средств субъектов инновационной деятельности;
       средств, привлекаемых субъектами инновационной деятельности из
   сторонних источников;
       средств федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов Российской
   Федерации и  местных  бюджетов,  предусмотренных  соответствующими
   бюджетами на эти цели;
       средств государственных    внебюджетных    фондов    и    иных
   государственных    организаций,    участвующих   в   инновационной
   деятельности;
       зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и
   фондов.

       Статья 17.   Государственное   финансирование    инновационной
   деятельности

       1. Государственное  финансирование  инновационной деятельности
   осуществляется:
       федеральными органами    исполнительной    власти   Российской
   Федерации   в   пределах   нормативов,   установленных   для   них
   Правительством Российской Федерации;
       органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации
   в пределах их полномочий;
       государственными       организациями,          осуществляющими
   государственную поддержку субъектов инновационной деятельности.
       2. При  реализации  государственной   инновационной   политики
   осуществляются  меры по поддержке малого и среднего инновационного
   предпринимательства.  Эти меры  и  направляемые  на  них  средства
   выделяются  в  программах  поддержки  инновационной деятельности и
   поддержки малого предпринимательства.
       3. Бюджетное      кредитование      инновационных     проектов
   осуществляется в установленном порядке.
       4. Государственные  расходы  на  финансирование  инновационной
   деятельности в размере не менее одного процента от расходной части
   федерального  бюджета осуществляются по статье Федерального закона
   о  федеральном   бюджете   Российской   Федерации   "Инновационная
   деятельность".
       Распределение средств, предусмотренных федеральным бюджетом по
   статье "Инновационная деятельность", осуществляется Правительством
   Российской Федерации.
       5. Правительство   Российской   Федерации,  в  соответствии  с
   приоритетами государственной инновационной политики, устанавливает
   органам   исполнительной   власти  Российской  Федерации  норматив
   средств,   направляемых   ими   на   осуществление   и    развитие
   инновационной деятельности,  по отношению к общему объему средств,
   предусмотренных данному органу  исполнительной  власти  Российской
   Федерации ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
       6. Порядок   предоставления   государственных   гарантий    по
   инновационным   проектам  за  счет  средств  федерального  бюджета
   (бюджета    развития    Российской     Федерации)     определяется
   Правительством  Российской  Федерации,  за  счет  средств бюджетов
   субъектов Российской Федерации -  органами  исполнительной  власти
   соответствующих субъектов Российской Федерации.

       Статья 18. Инновационные фонды

       1. В  целях  финансовой  поддержки инновационной деятельности,
   могут создаваться инновационные  фонды  на  правах  некоммерческих
   организаций, обеспечивающие финансирование инновационных проектов,
   путем предоставления средств на возвратной и безвозвратной основе.
       2. Венчурные   (высокорисковые)   фонды   специализируются  на
   инвестировании в акционерный  капитал  инновационных  предприятий,
   создаваемых  для  реализации  рисковых  инновационных проектов.  В
   создании и деятельности венчурных фондов могут  принимать  участие
   заинтересованные    государственные   органы   и   государственные
   внебюджетные фонды.

       Статья 19.  Страхование  рисков,   связанных   с   реализацией
   инновационной деятельности

       Инвестиции, направляемые   на   финансирование   инновационной
   деятельности,  в  случаях,   предусматриваемых   законодательством
   Российской   Федерации   и   законодательными   актами   субъектов
   Российской Федерации, подлежат обязательному страхованию.

           Глава V. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 20.  Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности
   и их функции

       1. Субъектом    инфраструктуры    инновационной   деятельности
   признается    юридическое    лицо,    предоставляющее    субъектам
   инновационной деятельности услуги следующих видов:
       производственно - технологические;
       испытания, сертификацию    и    стандартизацию   инновационных
   продуктов;
       финансовые;
       правовые (включая     правовую     охрану     интеллектуальной
   собственности);
       организационно - управленческие;
       подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для
   инновационной деятельности;
       консультационные;
       информационное (включая, рекламные);
       иные виды  услуг,  необходимые для осуществления инновационной
   деятельности.
       2. Субъектами    инфраструктуры   инновационной   деятельности
   федерального    значения    могут    признаваться     организации,
   удовлетворяющие   одному  или  нескольким  из  перечисленных  ниже
   требований:
       предоставляющие услуги  субъектам  инновационной деятельности,
   расположенным более чем в половине субъектов Российской Федерации;
       предоставляющие субъектам      инновационной      деятельности
   уникальные   услуги,   не   представляемые   ни    какими    иными
   организациями;
       предоставляющие на    ограниченной    территории     субъектам
   инновационной  деятельности  комплекс услуг,  без оказания которых
   невозможна или  затруднительна  реализация  на  данной  территории
   государственной  инновационной  политики  Российской Федерации или
   вытекающей  из  нее  отраслевой  инновационной  политики   органов
   исполнительной власти Российской Федерации.

       Статья 21. Аккредитация субъектов инфраструктуры инновационной
   деятельности

       1. Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности могут на
   добровольной основе проходить аккредитацию.
       Порядок государственной аккредитации субъектов  инфраструктуры
   инновационной  деятельности  федерального значения устанавливается
   Правительством  Российской  Федерации.   Порядок   государственной
   аккредитации    иных    объектов    инфраструктуры   инновационной
   деятельности  устанавливается   органами   исполнительной   власти
   субъектов Российской Федерации.
       2. Свидетельство  о  государственной   аккредитации   выдается
   субъекту инфраструктуры инновационной деятельности:
       продемонстрировавшему эффективность   предоставления    услуг,
   связанных с инновационной деятельностью;
       предоставляющему услуги,     связанные     с     инновационной
   деятельностью,  в  объеме  не  менее  пятидесяти  процентов общего
   объема работ, выполняемых данной организацией.
       3. Свидетельство   о   государственной  аккредитации  является
   основанием    для    предоставления    субъекту     инфраструктуры
   инновационной  деятельности налоговых и иных льгот,  установленных
   для  данных  субъектов  действующим  законодательством  Российской
   Федерации.
       Отсутствие свидетельства   о   государственной    аккредитации
   субъекта   инфраструктуры   инновационной  деятельности  не  может
   являться препятствием к предоставлению ими  соответствующих  услуг
   субъектам инновационной деятельности.

             Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ
                       ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 22.  Поддержка международного  сотрудничества  в  сфере
   инновационной деятельности

       1. Российская  Федерация  поддерживает  сотрудничество в сфере
   инновационной деятельности с иностранными государствами на  основе
   соответствующих   международных  договоров  Российской  Федерации,
   международных инновационных программ и проектов.
       2. На   территории   Российской   Федерации   в  установленном
   законодательством Российской Федерации порядке  могут  создаваться
   инновационные организации и центры с участием иностранных граждан,
   лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

                  Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 23.  Порядок вступления в силу настоящего  Федерального
   закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

       Статья 24.   Приведение   нормативных   правовых    актов    в
   соответствие с настоящим Федеральным законом

       Предложить Президенту    Российской   Федерации   и   поручить
   Правительству  Российской  Федерации  привести  свои   нормативные
   правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ
         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ"

       Переход к  рыночным  отношениям  в Российской Федерации выявил
   серьезное  несоответствие  законодательных  норм  новым   условиям
   управления в сфере науки, техники, инновационной деятельности.
       Отсутствие нормативно - правового регулирования является одним
   из  сдерживающих  факторов  развития инновационной деятельности и,
   понимая это, органы власти субъектов Российской Федерации пытаются
   устранить   этот  недостаток  принятием  региональных  документов.
   Сложность разработки нормативно - правовых актов по  инновационной
   деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени
   основные  понятия   "инновация",   "инновационная   деятельность",
   "государственная   инновационная  политика"  и  другие  трактуются
   неоднозначно.
       Представленный проект  Федерального  закона  "Об инновационной
   деятельности и государственной  инновационной  политике"  является
   консолидированным   вариантом,   подготовленным  на  базе  проекта
   Федерального закона "Об инновационной  деятельности  в  Российской
   Федерации"  (разработчики  Кресс  В.М.  -  член  Совета Федерации,
   Глубоковский  М.К.  -  депутат  Государственной  Думы)  и  проекта
   Федерального    закона    "Об    инновационной    деятельности   и
   государственной инновационной  политике  в  Российской  Федерации"
   (разработан  Минэкономики  Российской  Федерации).  Он  регулирует
   правовые и экономические отношения между субъектами  инновационной
   деятельности,   определяет   основы   формирования   и  реализации
   государственной   инновационной   политики   с   целью   повышения
   инновационной активности, государственной поддержки инноваций.
       Впервые даются   определения    "инновации",    "инновационная
   деятельность",    "инфраструктуры   инновационной   деятельности",
   "государственная инновационная политика" и другие.
       В соответствии  с  законопроектом к инновационной деятельности
   относится   деятельность,   начиная   от   выполнения   научно   -
   исследовательских,  опытно  -  конструкторских  и  технологических
   работ,  направленных на  создание  новой  или  усовершенствованной
   продукции,   нового   или   усовершенствованного  технологического
   процесса  до  реализации   готовой   продукции,   технологического
   процесса.  Сюда  же  включаются  работы,  связанные  с проведением
   маркетинговых исследований,  созданием и  развитием  инновационной
   инфраструктуры,   подготовкой   и   переподготовкой   кадров   для
   инновационной   деятельности,    осуществление    технологического
   переоснащения,    подготовки    производства,    сертификации    и
   стандартизации новых процессов,  продуктов и изделий, производство
   товарной  продукции.  Таким  образом устанавливается неразрывность
   процессов  научно  -  технических   разработок,   производства   и
   реализации.   Этим   решается   одна   из  сложнейших  для  нашего
   государства  задача  -  направленность  науки  и  производства  на
   реальное  широкомасштабное  использование  достижений  НТП во всех
   отраслях  экономики  и  на  удовлетворение  потребности   человека
   современной отечественной продукцией.
       Основной формой  отношений  между   субъектами   инновационной
   деятельности  - юридическими и физическими лицами,  участвующими в
   инновационном процессе, - являются договоры (контракты).
       Проектом Федерального  закона "Об инновационной деятельности и
   государственной инновационной политике" определено,  что основными
   целями государственной инновационной политики Российской Федерации
   является  создание  экономических,  правовых   и   организационных
   условий   для   инновационной  деятельности,  обеспечивающих  рост
   конкурентоспособности   отечественной    продукции,    эффективное
   использование  научно  -  технических  результатов,  решения задач
   социально - экономического развития.
       Реализация основных     целей    и    задач    государственной
   инновационной политики осуществляется путем прямого  и  косвенного
   стимулирования  деятельности субъектов инновационной деятельности.
   При  этом  государство  гарантирует  поддержку  в  первую  очередь
   приоритетных   инновационных   программ  и  проектов,  создание  и
   развитие   инфраструктуры   инновационной   деятельности,   охрану
   интеллектуальной   собственности,   защиту   от   недобросовестной
   конкуренции  и  монополизма,  свободу  доступа  к   информации   о
   приоритетах государственной инновационной политики, привлечение на
   конкурсной основе к выполнению инновационных программ  и  проектов
   общественных  организаций,  развитие  малого предпринимательства в
   научно - технической и инновационной сфере.
       Государственная поддержка      инновационной      деятельности
   осуществляется в следующих формах:
       финансирование научно    -    исследовательских,    опытно   -
   конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной
   деятельностью;
       финансирование инновационных     программ     и      проектов,
   обеспечивающих  инновационную  деятельность  мероприятий,  а также
   деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
       финансирование патентования    за    рубежом   изобретений   и
   промышленных  образцов,  входящих  в  состав  экспортируемой   или
   готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
       инвестирование средств  в  создание   и   развитие   субъектов
   инфраструктуры инновационной деятельности;
       размещение государственного  заказа  на   закупку   продукции,
   созданной в результате инновационной деятельности;
       предоставление субсидий на реализацию отдельных  инновационных
   проектов и обеспечивающих мероприятий;
       поручительство перед российскими и иностранными кредиторами  и
   инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности
   и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
       тарифное и   нетарифное   регулирование  конкурентоспособности
   высокотехнологичной   продукции   российских   производителей   по
   отношению  к  аналогичной  продукции  иностранных  производителей,
   производство     которой      поддерживается      соответствующими
   государствами;
       предоставление льгот субъектам  инновационной  деятельности  и
   субъектам  инфраструктуры  инновационной  деятельности по налогам,
   пошлинам,  сборам и иным платежам в  федеральный  бюджет,  бюджеты
   субъектов   Российской   Федерации,  государственные  бюджетные  и
   внебюджетные фонды Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
       предоставление права использования принадлежащего  государству
   имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.
       Проектом Закона    предусмотрены    условия     предоставления
   государственной поддержки инновационной деятельности.
       В развитии  инновационной  деятельности  особое место занимает
   наличие    разветвленной     инфраструктуры     -     организаций,
   предоставляющих субъектам инновационной деятельности услуги такие,
   как финансирование,  производственно - технологические,  правовые,
   организационно - управленческие,  консультационные и ряд других. В
   этой  связи  законопроектом   предусмотрены   критерии   отнесения
   субъектов  инфраструктуры к субъектам,  деятельность которых может
   стимулироваться государством.  Для оценки  деятельности  субъектов
   инфраструктуры инновационной деятельности предусмотрено проведение
   аккредитации.
       Развитие инновационной      деятельности,       стимулирование
   инновационной  активности невозможно без финансирования.  Для этих
   целей    предусмотрено    использование    различных    источников
   финансирования,   начиная   от   средств   частных  инвесторов  до
   государственного бюджетного.  Международная  практика  показывает,
   что    средства,    направляемые    государством   на   реализацию
   инновационных программ гражданского назначения,  как  правило,  не
   превышают 60 процентов.
       Законодательно предусмотрено,  что государственные расходы  на
   финансирование  инновационной  деятельности  в  размере  не  менее
   одного  процента   от   расходной   части   федерального   бюджета
   осуществляются по статье федерального закона о федеральном бюджете
   Российской Федерации "Инновационная деятельность". Это минимальный
   уровень выделяемых средств, он учитывает возможность активизации в
   стране  инновационной  деятельности   и   реальное   экономическое
   состояние страны.
       Принятие и введение в действие проекта Федерального закона "Об
   инновационной   деятельности   и   государственной   инновационной
   политике" ликвидирует пробел в правовом поле по данной проблеме, а
   главное  -  будет способствовать повышению доли высококачественной
   отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, увеличению
   доходов предприятий и организаций,  увеличению числа рабочих мест,
   повышению жизненного уровня населения страны.

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                 Российской Федерации
                                                     М.К.ГЛУБОКОВСКИЙ

                                                                 Член
                                                     Совета Федерации
                                                 Российской Федерации
                                                            В.М.КРЕСС

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                 Российской Федерации
                                                         В.С.ШЕВЕЛУХА






                 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
             ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ
                    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                        ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ"

       Федеральный закон    "Об    инновационной    деятельности    и
   государственной   инновационной  политике"  планируется  ввести  в
   действие в конце 1999 г.,  а наиболее вероятно в 2000 г.,  поэтому
   дополнительной нагрузки на бюджет России 1999 года не будет.
       При оценке  затрат,   связанных   с   введением   в   действие
   Федерального    закона    "Об    инновационной    деятельности   и
   государственной инновационной политике", следует обратить внимание
   на то обстоятельство, что в той или иной степени выделение средств
   на реализацию инновационной деятельности уже осуществляется.
       В Перечне  федеральных  целевых  программ,  предусмотренных  к
   финансированию  из  федерального  бюджета   на   1998   г.,   были
   представлены инновационные программы "Сертификация и метрология" и
   "Инженеринг сеть России" с общим объемом финансирования 16,7  млн.
   руб. и сроком завершения в 1998 г.
       В том же году выполнялись  Федеральные  целевые  программы,  в
   которых отдельные проекты имели инновационный характер:
       "Развитие промышленной биотехнологии";
       "Разработка и применение технологий двойного назначения";
       "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности";
       "Развитие электронной техники в России";
       "Создание технических    средств    связи,    телевидения    и
   радиовещания" и другие.
       Общий объем   ассигнований   из   федерального   бюджета    на
   перечисление  Программы  составил  3732  млн.  руб.  Срок действия
   12 целевых программ с суммой ассигнований из федерального  бюджета
   1584 млн. руб. завершился в 1998 году.
       Намечено в 1999 - 2000 гг. разработать и выполнить федеральную
   инновационную   программу,   включающую   целевые   программы   по
   реализации  критических  технологий  (из  перечня,   утвержденного
   Правительственной  комиссией  по  научно  -  технической  политике
   Российской Федерации 21.07.96):
       информационно - коммуникационные системы;
       лазерные технологии;
       композиты;
       биотехнологии на основе биоинженерии;
       энергосберегающие технологии межотраслевого назначения;
       технологии обеспечения безопасности продукции,  производств  и
   объектов.
       В состав этих программ войдут  как  инновационные  проекты  из
   действующих  программ,  так  и  новые проекты,  по которым имеется
   научно - технический задел мирового уровня.
       Кроме того,   в  состав  федеральной  инновационной  программы
   намечается включить  целевые  программы,  обеспечивающие  развитие
   инновационной инфраструктуры:
       создание и  развитие  сети  инновационно   -   технологических
   центров  (предусмотрено  Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации   от   31.03.98   N    374);    создание    федерального
   информационно  -  инновационного  фонда;  подготовка  и  повышение
   квалификации кадров в области инновационного менеджмента.
       Общий объем  затрат  на  перечисленные  целевые  программы  на
   1999 - 2000 гг.  оценивается в 1710 млн.  руб.,  в  том  числе  из
   федерального бюджета 520 млн. руб. (36%). Или  в  расчете  на  год
   173 млн. руб., что составляет всего 11% от ассигнований из бюджета
   на целевые программы, завершенные в 1998 году.
       Затраты на  федеральную  целевую  инновационную  программу  не
   потребуют  дополнительных  затрат  государственного бюджета,  т.к.
   будут осуществлены в пределах средств,  выделяемых на  федеральные
   целевые  программы (на государственные инвестиции,  НИОКР и прочие
   нужды).
       Реализация инновационных программ позволит, по предварительной
   оценке,  увеличить в 2  -  2,5  раза  выпуск  принципиально  новой
   продукции (в настоящее время объем  ее  выпуска  составляет  всего
   2,1 млрд. руб.  -  0,15%  общего объема  промышленной  продукции),
   повысить конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем
   и внешнем рынках.
       Законопроектом предусмотрена     государственная     поддержка
   развитию инфраструктуры инновационной деятельности,  в  том  числе
   информационной    инфраструктуры,   переподготовке   и   повышению
   квалификации кадров в инновационной сфере.
       Реализация этих мероприятий потребует  в  расчете  на  1999  -
   2000 гг. создания 30 - 35 инновационно - технологических центров и
   подготовки  1  -  1,5  тыс.  менеджеров инновационных прочий.  Эти
   расходы на 25 - 30%  могут возмещаться из федерального  бюджета  и
   предусматриваться    в    соответствующих    федеральных   целевых
   программах.
       Проектом Федерального   закона   предусмотрено,  что  средства
   выделение  средства  из  федерального  бюджета,  направляются   на
   финансирование:
       инновационных проектов,  включенных   в   состав   федеральной
   инновационной   программы   и  федеральных  целевых  инновационных
   программ, а также других инновационных проектов;
       закупок наукоемкой   продукции   и   передовой   техники   для
   государственных нужд;
       государственных инновационных   и   инновационно  -  венчурных
   фондов.
       О выделении  бюджетных средств на финансирование инновационной
   программ и проектов необходимо сообщить следующее.
       Финансирование на  возвратной  основе  инновационных  проектов
   будет осуществляться в  установленном  порядке  за  счет  средств,
   выделяемых на инвестиционные конкурсы, и дополнительных средств не
   потребует.
       На финансирование   создания  и  деятельности  государственных
   инновационных и инновационно - венчурных фондов  будет  выделяться
   часть средств, предусмотренных бюджетом на НИОКР и государственные
   инвестиции.
       В этих целях Постановлением Правительства Российской Федерации
   от 31 марта 1998 г.  N 374 "О  создании  условий  для  привлечения
   инвестиций  в  инновационную сферу" Миннауки России,  Минэкономики
   России совместно Фондом содействия развитию малых форм предприятий
   в научно - технической сфере и Федеральным фондом производственных
   инноваций по согласованию с Минфином России  поручено  разработать
   механизм    участия    государства   в   системе   высокорискового
   финансирования инновационных  наукоемких  проектов,  включая  меры
   регулирования и контроля.
       По оценке  Минэкономики  России,  государственные  расходы  на
   финансирование инновационной деятельности могут составить не менее
   одного процента от расходной  части  федерального  бюджета,  будут
   осуществляться по статье федерального закона о федеральном бюджете
   Российской Федерации "Инновационная деятельность.
       Введение Закона     "Об     инновационной    деятельности    и
   государственной  инновационной  политике"   потребует   затрат   в
   пределах  тех  объемов на инновационную деятельность,  которые уже
   предусмотрены законодательством.
       В дальнейшем    дополнительные    меры    по    стимулированию
   инновационной  деятельности  будут  компенсироваться   увеличением
   прибыли при использовании инноваций.

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                 Российской Федерации
                                                     М.К.ГЛУБОКОВСКИЙ

                                                                 Член
                                                     Совета Федерации
                                                 Российской Федерации
                                                            В.М.КРЕСС

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                 Российской Федерации
                                                         В.С.ШЕВЕЛУХА






                                ПЕРЕЧЕНЬ
          НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО
          ПРИНЯТЬ ИЛИ ИЗМЕНИТЬ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ
           ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
               И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ"

       1. Законы,  которые  необходимо  принять  (внести  изменения и
   дополнения) в связи с введением в действие Федерального закона "Об
   инновационной   деятельности   и   государственной   инновационной
   политике":
       О внесении  дополнений  и  изменений  в  Федеральный  закон "О
   бюджетной классификации Российской Федерации";
       О внесении  изменений и дополнений в отдельные законодательные
   акты  по   вопросам   налогообложения   и   таможенным   пошлинам,
   инвестициям   в   связи   с   принятием  Федерального  закона  "Об
   инновационной деятельности в Российской Федерации";
       О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О науке
   и государственной научно - технической политике";
       О внесении  дополнений  и  изменений  в  Федеральный  закон "О
   государственном   прогнозировании   и   программах   социально   -
   экономического развития Российской Федерации".
       2. Постановления  и  распоряжения   Правительства   Российской
   Федерации,  которые  необходимо  принять  в  связи  с  введением в
   действие Федерального  закона  "Об  инновационной  деятельности  в
   Российской Федерации":
       перечень видов  инновационной  деятельности,   которые   можно
   осуществлять только по специальному распоряжению Правительства или
   которыми запрещено заниматься;
       об организации     аккредитации     субъектов    инновационной
   инфраструктуры;
       о режиме    регулирования   и   стимулирования   инновационной
   деятельностью в Российской Федерации;
       о создании  и  функционировании инновационных,  инновационно -
   страховых и инновационно - венчурных фондов.

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                 Российской Федерации
                                                     М.К.ГЛУБОКОВСКИЙ

                                                                 Член
                                                     Совета Федерации
                                                 Российской Федерации
                                                            В.М.КРЕСС

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                 Российской Федерации
                                                         В.С.ШЕВЕЛУХА



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное