Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 09.09.96 N 1062 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997 2000 ГОДЫ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 9 сентября 1996 г. N 1062

                    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
             "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
                  ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
                          НА 1997 - 2000 ГОДЫ"

       Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня
   1996 г.  N 903  "О  государственной  поддержке  интеграции высшего
   образования и фундаментальной  науки"  (Собрание  законодательства
   Российской Федерации,  1996,  N 25,  ст. 3008),  в  целях развития
   фундаментальных  научных   исследований,   выполняемых   совместно
   учеными  высшей школы,  Российской академии наук,  государственных
   научных  центров  Российской  Федерации,  научно-исследовательских
   организаций,  и  повышения  качества  фундаментального образования
   Правительство Российской Федерации постановляет:
       1. Утвердить   прилагаемую   Федеральную   целевую   программу
   "Государственная  поддержка  интеграции  высшего   образования   и
   фундаментальной  науки  на  1997 - 2000 годы"  (далее  именуется -
   Программа) и представить ее Президенту  Российской  Федерации  для
   решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
       2. Утвердить   Министерство   общего    и    профессионального
   образования   Российской  Федерации  и  Российскую  академию  наук
   государственными заказчиками Программы.
       3. Министерству  экономики Российской Федерации и Министерству
   финансов  Российской  Федерации  при   формировании   федерального
   бюджета  на  1997  -  2000  годы  включать  Программу  в  перечень
   федеральных целевых программ,  подлежащих финансированию  за  счет
   средств федерального бюджета.

                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                        В.ЧЕРНОМЫРДИН






                                                           Утверждена
                                         Постановлением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                         от 9 сентября 1996 г. N 1062

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
                  ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
                          НА 1997 - 2000 ГОДЫ

                                ПАСПОРТ
                     ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
             "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
                  ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
                          НА 1997 - 2000 ГОДЫ"

   Наименование Программы   - Федеральная целевая программа
                              "Государственная поддержка интеграции
                              высшего образования и фундаментальной
                              науки на 1997 - 2000 годы"

   Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации
   Программы                  от 13 июня 1996 г. N 903
                              "О государственной поддержке интеграции
                              высшего образования и фундаментальной
                              науки"

   Государственный заказчик - Министерство общего и профессионального
   Программы                  образования Российской Федерации,
                              Российская академия наук

   Основные исполнители     - высшие учебные заведения и научные
   Программы                  учреждения, определяемые по конкурсу
                              проектов

   Основные разработчики    - межведомственная рабочая группа,
   Программы                  образованная поручением Правительства
                              Российской Федерации, экспертная группа
                              специалистов высшей школы и Российской
                              академии наук

   Сроки и этапы            - 1997 - 2000 годы
   реализации Программы

   Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных исследований,
   важнейшие целевые          выполняемых совместно учеными
   показатели                 Российской академии наук и высшей школы
                              и способствующих обеспечению научной и
                              экономической независимости,
                              безопасности государства, повышению
                              его научного потенциала;
                              повышение качества фундаментального
                              образования, основанного на традициях
                              отечественной системы высшего
                              профессионального образования, развитие
                              уникальных, занимающих передовые
                              позиции в мировой науке научных школ и
                              участие студентов, аспирантов и
                              преподавателей в разработке проблем
                              фундаментальной и прикладной науки
                              непосредственно в лабораториях научных
                              институтов Российской академии наук;
                              подготовка и издание учебников,
                              аккумулирующих новые достижения науки;
                              повышение престижа фундаментального
                              образования и создание благоприятных
                              условий для успешного обучения
                              студентов, развитие новых форм,
                              включая магистратуру;
                              создание современных образовательных
                              программ, учитывающих взаимодействие
                              естественнонаучных и гуманитарных
                              знаний;
                              поддержка различных форм научного
                              творчества молодежи;
                              создание современной уникальной
                              приборно-аналитической базы совместных
                              фундаментальных исследований в вузах и
                              научных институтах, модернизация
                              учебных лабораторных практикумов;
                              создание баз данных по математическим,
                              естественнонаучным и другим
                              фундаментальным дисциплинам;
                              обеспечение инфраструктуры
                              фундаментальной науки

   Основные направления     - развитие совместных фундаментальных
   реализации                 исследований, проводимых высшими
   Программы                  учебными заведениями, Российской
                              академией наук, отраслевыми академиями
                              наук и государственными научными
                              центрами Российской Федерации;
                              обеспечение взаимодействия
                              академической науки с образовательным
                              процессом в высших учебных заведениях;
                              формирование информационной базы
                              фундаментальных исследований в целях
                              совершенствования учебного процесса в
                              высших учебных заведениях;
                              развитие опытно-экспериментальной и
                              приборной базы фундаментальных
                              исследований для совместного
                              использования научными сотрудниками,
                              преподавателями, студентами и
                              аспирантами высших учебных заведений и
                              научно-исследовательских организаций;
                              поддержка экспедиционных и полевых
                              исследований, выполняемых научными
                              сотрудниками, преподавателями  и
                              студентами высших учебных заведений
                              совместно с учеными Российской академии
                              наук;
                              создание условий для повышения
                              престижности изучения фундаментальных
                              наук в высших учебных заведениях

   Ожидаемые конечные      -  создание наиболее эффективной системы
   результаты реализации      развития фундаментальных наук благодаря
   Программы                  кооперации ученых университетов,
                              высших учебных заведений и институтов
                              Российской академии наук, оптимальное
                              решение проблем сохранения ведущих
                              научных школ и развития приоритетных
                              направлений, определяемых
                              государственной научно-технической
                              политикой;
                              повышение качества математического и
                              естественнонаучного образования,
                              обновление его содержания и создание
                              современных образовательно -
                              профессиональных программ;
                              обновление приборной и информационной
                              базы фундаментального образования;
                              развитие новых форм организации
                              учебного процесса, индивидуализация
                              обучения и выявление талантливой
                              молодежи;
                              создание научно-образовательных
                              комплексов, обеспечивающих
                              взаимодействие фундаментальной
                              академической и вузовской науки как
                              основы подготовки кадров высшей
                              квалификации

   Объемы и источники       - всего - 3158 млрд. рублей
   финансирования             (в ценах 1996 года) за счет средств
   Программы                  федерального бюджета,
                              из них:
                              Министерству общего и профессионального
                              образования Российской Федерации -
                              2729 млрд. рублей,
                              Российской академии наук -
                              429 млрд. рублей
   
   Система организации      - контроль за исполнением Программы
   контроля за                осуществляют Министерство общего и
   исполнением                профессионального образования
   Программы                  Российской Федерации и Российская
                              академия наук. Ход работы по проектам и
                              их итоги, оценка  их социальной и
                              экономической эффективности, а также
                              научной значимости рассматриваются
                              советом Программы и принимаются
                              заказчиком в установленном порядке.
                              Министерство общего и профессионального
                              образования Российской Федерации и
                              Российская академия наук направляют
                              ежегодно, до 1 февраля года,
                              следующего за отчетным, в Министерство
                              экономики Российской Федерации и
                              Министерство финансов Российской
                              Федерации доклады о ходе работ,
                              предусмотренных Программой, и
                              эффективности использования финансовых
                              средств
   
            I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
   
       Одним  из  существенных  недостатков  в   развитии   научно  -
   технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв
   между  академической  и  вузовской  фундаментальной  наукой.   Это
   приводит  к распылению средств,  разобщенности ученых и к снижению
   качества  образования,   делает   практически   недоступными   для
   студентов   и   аспирантов   лаборатории  и  уникальные  установки
   институтов  Российской  академии  наук  и   отраслевых   академий.
   Вследствие   недостаточного   финансирования  значительно  снижена
   эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны
   на  взаимодействии  ученых  высших  учебных заведений и Российской
   академии  наук,  и  прежде  всего  таких  форм,   как   научно   -
   исследовательские  институты при ряде ведущих университетов страны
   и базовые кафедры  при  научных  учреждениях  Российской  академии
   наук.
       В то же время развитие новых форм образования,  предполагающее
   обеспечение   его   непрерывности   в   цепочке   школа  -  вуз  -
   аспирантура - докторантура,  требует формирования крупных учебно -
   научных  комплексов,  центров.  Для  своего  функционирования  эти
   центры должны обладать  хорошо  развитой  инфраструктурой,  в  том
   числе   и   социальной,  иметь  уникальную  научную  аппаратуру  и
   установки,  необходимые  объемы   лабораторного   оборудования   и
   реактивов.
       Все большую  роль   в   подготовке   специалистов   играет   и
   информационное   обеспечение   развития  фундаментальной  науки  и
   образования.  Однако реальная  ситуация  ведет  к  тому,  что  его
   уровень  неуклонно  снижается  -  устаревают  учебники,  ученые  и
   студенты крайне ограничены в  поездках  на  международные  научные
   мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
       Одной из существенных трудностей в современной системе высшего
   профессионального  образования  является  недостаточная разработка
   некоторых   теоретических   вопросов,    в   частности,   вопросов
   соотношения    естественнонаучных   и  гуманитарных   знаний   при
   подготовке специалистов.
       Решение вопросов     интеграции    высшего    образования    и
   фундаментальной  науки  требует  разработки  федеральной   целевой
   программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации
   комплекса    научно-исследовательских,    социально-экономических,
   правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
       Федеральная целевая   программа   "Государственная   поддержка
   интеграции  высшего  образования и фундаментальной науки на 1997 -
   2000  годы"  (далее   именуется   -   Программа)   разработана   в
   соответствии  с  Указом Президента Российской Федерации от 13 июня
   1996 г. N 903.
       Программа предусматривает  развитие  всех  форм взаимодействия
   академической   и   вузовской    науки,    поддержку    совместных
   исследований,  проводимых  на  базе  Российской академии наук и ее
   региональных  отделений,  Российской  академии  медицинских  наук,
   Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
   архитектуры и строительных наук,  Российской академии образования,
   университетов и высших учебных заведений, а также информационное и
   приборное обеспечение учебного процесса.
   
                      II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
   
       Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия
   академической и вузовской науки,  повышение качества образования с
   целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.
       Для достижения   целей   Программы  предусматривается  решение
   следующих задач:
       развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в
   высших учебных заведениях,  Российской академии  наук,  отраслевых
   академиях   наук  и  государственных  научных  центрах  Российской
   Федерации;
       обеспечение взаимодействия      академической      науки     с
   образовательным процессом в высших учебных заведениях;
       формирование информационной  базы фундаментальных исследований
   в целях  совершенствования  учебного  процесса  в  высших  учебных
   заведениях;
       развитие опытно-экспериментальной     и     приборной     базы
   фундаментальных   исследований   для   совместного   использования
   научными сотрудниками,  преподавателями,  студентами,  аспирантами
   высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
       поддержка экспедиционных и полевых  исследований,  выполняемых
   научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных
   заведений совместно с учеными Российской академии наук;
       создание условий    для    повышения   престижности   изучения
   фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
   
             III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
                           И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
   
       Программа является  составной  частью  комплекса  мероприятий,
   направленных на сохранение и развитие  основы  научно-технического
   потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение
   уровня  фундаментальной  подготовки  выпускников  университетов  и
   вузов   грозит  нашей  стране  дальнейшим  отставанием  в  области
   современных   наукоемких   технологий,   замедлением   темпов   ее
   экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом
   рынке.
       Программа должна  обеспечить  условия для дальнейшего развития
   фундаментальных  наук  путем  исследований,  проводимых  в  высших
   учебных   заведениях,   особенно   в  классических  университетах,
   совместно  с  Российской  академией  наук,   и   совершенствования
   подготовки  студентов,  аспирантов  и  докторантов  для  работы  в
   научных  организациях  и  образовательных  учреждениях  Российской
   Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение
   важнейшей задачи государственной научно-технической политики -  на
   развитие  различных  форм  взаимодействия  университетов  России с
   академическими,  другими научными учреждениями с целью  подготовки
   высококвалифицированных   молодых   научно-педагогических  кадров,
   способных  на  высоком  профессиональном  уровне  решать  ключевые
   проблемы  научно-технического и социально-экономического развития.
   Решение   этой   проблемы   предполагает   создание   современного
   приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.
       Программа имеет конкретную направленность на развитие научно -
   образовательной    инфраструктуры    России,   включая   кадровый,
   информационный и приборный компоненты,  в  результате  чего  будет
   обеспечено   выполнение   любых   конкретных  задач,  поставленных
   государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
       Исходя из  указанных целей и задач,  Программа предусматривает
   следующие пять направлений.
   
          1. Развитие совместных фундаментальных исследований,
          проводимых в высших учебных заведениях, в Российской
               академии наук, в отраслевых академиях наук
                  и в государственных научных центрах
                          Российской Федерации
   
       Особенностью организации фундаментальных исследований в России
   является  наличие  крупных  научных  школ  в институтах Российской
   академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих
   передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему
   образования,  основанную на базовой подготовке студентов в области
   фундаментальных   наук,   отличную   от   многих   других  систем,
   существующих в Европе и в США.
       На базе этой системы образования ведется подготовка студентов,
   аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры
   математиков,   физиков,   химиков,  биологов,  геологов  и  других
   специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии
   наук,   других   академий   и  отраслевых  институтов.  Подготовка
   специалистов  в  этих  областях  знаний,  имеющих  фундаментальное
   образование   и   широкий   научный  кругозор,  в  последние  годы
   испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.
       Программой предусмотрено   целевое  финансирование  совместных
   фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и
   других  фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения
   и дальнейшего развития уровня подготовки  научно-педагогических  и
   научных   кадров.   Перспективная   талантливая   молодежь  должна
   целенаправленно  привлекаться   к   участию   в   работе   научных
   коллективов.  С  этой  целью  Программой  предусмотрено расширение
   участия студентов и аспирантов в работе  российских  научных  школ
   мирового  уровня,  а  также  обеспечение  стажировки  студентов  и
   аспирантов  в  зарубежных   научных   центрах.   Предусматривается
   развитие  новых  форм подготовки специалистов,  ориентированных на
   научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
       Программой предусматривается  возрождение финансовой поддержки
   проведения  студенческих  научных  олимпиад,  конкурсов,   научных
   молодежных   школ  и  конференций.  Специальное  внимание  уделено
   финансированию   участия   талантливых   молодых    исследователей
   университетов   в   международных  конгрессах  и  конференциях  по
   фундаментальным проблемам науки.
   
           2. Обеспечение взаимодействия академической науки
        с образовательным процессом в высших учебных заведениях
   
       Наиболее эффективной    формой    взаимодействия    вузовской,
   академической и  отраслевой  науки,  которая  успешно  развивалась
   ранее  и  оказалась  не реализованной из-за финансовых трудностей,
   являлась система филиалов кафедр университетов и вузов  в  научных
   учреждениях  Российской академии наук и в отраслевых академиях,  а
   также   университетских   кафедр  -  лабораторий,   обеспечивавшая
   интеграцию  образовательного  процесса  и  фундаментальных научных
   исследований  и  использовавшаяся  для   проведения   студенческих
   практик,  для выполнения дипломных работ,  подготовки аспирантов и
   соискателей,  стажеров - исследователей.  Они получали возможность
   работать  в  сильных научных коллективах,  проникнуться атмосферой
   научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
       Такая форма   взаимодействия  позволяет  ликвидировать  обычно
   имеющийся разрыв в 5 - 7 лет между содержанием учебников и текущим
   состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов
   кафедр  является  одним   из   важных   направлений   эффективного
   использования научных результатов в учебном процессе.
       Аналогичный эффект   оказывает   и   привлечение   ученых   из
   учреждений   Российской   академии  наук  и  других  академий  для
   педагогической работы в вузах.  Поэтому поддержка  преподавателей,
   ученых   высшей  школы,  Российской  академии  наук  и  отраслевых
   академий наук,  преподающих основные курсы в вузах, является одним
   из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с
   педагогическим процессом в вузах.
       Анализ ситуации   с  молодыми  кадрами  показал  эффективность
   внедрения новых форм подготовки  специалистов,  в  основу  которых
   были  положены  идеи,  реализованные  в  свое  время   академиками
   М.А. Лаврентьевым и А.Н.  Колмогоровым,  -  создание  при  крупных
   научных центрах и ведущих университетах России колледжей,  лицеев,
   гимназий,  школ - интернатов.  Однако работа таких образовательных
   учреждений  наталкивается  на  очень большие финансовые трудности.
   Поэтому  предусматривается   поддержка   новых   форм   подготовки
   специалистов,   включая   создание   университетами   и   научными
   учреждениями Российской академии  наук  совместных  учебно-научных
   центров,   совместных   университетов   пред-   и  последипломного
   образования.  Особого внимания требует  довузовское  профилирующее
   образование  в  различных учебных заведениях,  функционирующих при
   университетах и вузах России и институтах Российской академии наук
   и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук,
   Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
   архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.
   
            3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной
           базы фундаментальных исследований для совместного
         использования научными сотрудниками, преподавателями,
           студентами и аспирантами высших учебных заведений
                 и научно-исследовательских организаций
   
       Общеизвестно, что   современная   наука  развивается  на  базе
   совершенных,  дорогостоящих,  уникальных установок и приборов. Как
   правило,  эти установки являются базовыми для работы ученых разных
   направлений и обеспечивают  работу  национальных  и  международных
   научных центров.
       Особая важность   финансирования   научной   приборной    базы
   обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем
   фундаментальной   науки,   возможностью   ее    использования    в
   педагогическом  процессе  и  перспективами  создания  на ее основе
   творческого  коллектива  ученых  при  широком  участии  студентов,
   аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой
   целью    необходимо    осуществить    приоритетное     обеспечение
   оборудованием,   современной   технической  и  материальной  базой
   российских  научных  школ  мирового  уровня,  закупку   зарубежной
   уникальной  аппаратуры  и  ее  концентрацию путем создания центров
   коллективного пользования в целях  обеспечения  нужд  вузовской  и
   академической науки.
       Сейчас создалась ситуация,  когда в научных лабораториях и  на
   кафедрах  вузов  разработаны  лабораторные  модели ряда приборов и
   установок,  которые значительно превосходят по техническим  данным
   существующие  зарубежные  аналоги  или  не  имеют аналогов вообще.
   Однако промышленность не может  организовать  их  производство.  В
   связи    с    этим    Программа   предусматривает   финансирование
   соответствующих  работ  для  производства  уникальных  приборов  и
   установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию
   макетов  и  опытных  образцов   по   результатам   фундаментальных
   исследований,  проводимых  совместно  Российской  академией  наук,
   университетами и вузами России.
       В то   же   время   в  высших  учебных  заведениях  и  научных
   учреждениях Российской академии наук имеются установки,  выход  из
   строя  которых  может  угрожать  безопасности  людей  или  вызвать
   экологическую катастрофу.  Очевидна необходимость профилактических
   работ  на  таких  установках  и поддержание их в режиме безопасной
   работы,   исходя   из   чего   предусматривается   соответствующая
   финансовая  поддержка,  прежде  всего установок,  используемых как
   высшей школой, так и Российской академией наук.
   
          4. Формирование информационной базы фундаментальных
            исследований в целях совершенствования учебного
                  процесса в высших учебных заведениях
   
       Несомненно, наиболее   слабым    звеном    в    инфраструктуре
   фундаментальной   науки   является   издание   научной  и  учебной
   литературы,  организация международного  межбиблиотечного  обмена.
   Недостаточное  финансирование издательской деятельности приводит к
   тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.
       Программа   предусматривает   развитие   информационной   базы
   фундаментальной науки, поддержку издательской деятельности, прежде
   всего    в  направлении   совершенствования   учебного   процесса,
   обеспечения    новых   технологий   преподавания   фундаментальных
   математических,   естественнонаучных   и  гуманитарных  дисциплин.
   Крайне  необходимым  для  успешного  осуществления реформы высшего
   образования  является  издание  учебной  литературы  в виде  серии
   учебников  и учебных пособий.  Предусматривается поддержка изданий
   научно-популярных  книг,  предназначенных  для  развития  интереса
   школьников к естественным наукам.
       В Программе   планируется   специальная   поддержка   научного
   книгоиздания.  Необходимо  предусмотреть  выделение  средств   для
   комплектования   библиотек   новыми   учебниками  и  монографиями,
   приобретения копировальной техники,  а  также  для  предоставления
   подписки на современные научные и образовательные журналы, которые
   находятся  в  тяжелом  положении  (за  счет  подписки  их  издание
   обеспечивается на 7 - 12 процентов).
       Одним из важных направлений информационной базы науки является
   участие преподавателей,  ученых высшей школы и Российской академии
   наук в международных конгрессах,  конференциях  и  других  научных
   мероприятиях,  связанных  с  реализацией  Программы.  Кроме  того,
   необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры  для
   научной  работы  преподавателей,  ученых высшей школы,  Российской
   академии  наук  и  отраслевых  академий,  читающих  и  преподающих
   основные курсы в университетах и вузах.
       Формирование  информационной    базы    фундаментальных   наук
   непосредственно   связано   с  дальнейшим  развитием  компьютерных
   коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам.
   Предусматривается  также  создание  и  поддержание  единого  банка
   данных о приборах и установках,  разрабатываемых в университетах и
   учреждениях  Российской  академии  наук  и доведенных до товарного
   вида.
       В целях  поддержки  лицензионной работы предполагается оказать
   финансовую поддержку выставочной деятельности.
   
          5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
           выполняемых научными сотрудниками, преподавателями
            и студентами высших учебных заведений совместно
                   с учеными Российской академии наук
   
       Экспедиционные и полевые исследования имеют особое значение, в
   первую очередь для биологических наук,  наук о  Земле,  истории  и
   археологии.  Однако  практически  весь  комплекс этих работ сейчас
   свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания.  Вместе с
   тем  Российская  Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих
   уникальных месторождений,  в том числе и важных  для  национальной
   безопасности. Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры,
   уничтожается живая природа.
       В связи с этим в Программе предусматривается выделение средств
   на экспедиционные и  полевые  исследования,  включая  студенческую
   практику,  а  также  участие  в  этих  исследованиях  дипломников,
   аспирантов и преподавателей.
   
            IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
   
       Основным источником ресурсного обеспечения Программы  является
   бюджетное финансирование.
       В отличие от других  целевых  программ  федерального  и  иного
   уровня,   принципов  финансирования  фундаментальных  исследований
   Российским  фондом  фундаментальных  исследований   финансирование
   Программы  предполагает  направление  финансовых  средств  лишь на
   целевые расходы,  связанные с выплатой разовых платежей  на  цели,
   предусмотренные  Программой.  Программа  состоит  из  совокупности
   независимых проектов, которые могут выполнятся в условиях разового
   финансирования.
       Расходы на капитальное  строительство  могут  быть  направлены
   только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.
   
                   ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
   
                                      млрд. рублей, в ценах 1996 года
   -----------------------------T------T------T-------T-------T-----¬
   ¦   Направление расходов и   ¦Всего ¦ 1997 ¦ 1998  ¦ 1999  ¦2000 ¦
   ¦  источники финансирования  ¦      ¦  год ¦  год  ¦  год  ¦ год ¦
   +----------------------------+------+------+-------+-------+-----+
   ¦Финансовые затраты - всего  ¦ 3158 ¦ 782  ¦  786  ¦  788  ¦ 802 ¦
   ¦   в том числе из:          ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦федерального бюджета        ¦ 3158 ¦ 782  ¦  786  ¦  788  ¦ 802 ¦
   ¦внебюджетных источников     ¦   -  ¦  -   ¦   -   ¦   -   ¦  -  ¦
   ¦                            ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Государственные инвестиции -¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦всего                       ¦  200 ¦  50  ¦   50  ¦   50  ¦  50 ¦
   ¦   в том числе:             ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Министерство общего и       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦профессионального           ¦  100 ¦  25  ¦   25  ¦   25  ¦  25 ¦
   ¦образования Российской      ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Федерации                   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Российская академия наук    ¦  100 ¦  25  ¦   25  ¦   25  ¦  25 ¦
   ¦                            ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦НИОКР - всего               ¦  458 ¦ 120  ¦  114  ¦  114  ¦ 110 ¦
   ¦   в том числе:             ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Министерство общего и       ¦  229 ¦  60  ¦   57  ¦   57  ¦  55 ¦
   ¦профессионального           ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦образования Российской      ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Федерации                   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Российская академия наук    ¦  229 ¦  60  ¦   57  ¦   57  ¦  55 ¦
   ¦                            ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Прочие текущие расходы -    ¦ 2500 ¦ 612  ¦  622  ¦  624  ¦ 642 ¦
   ¦всего                       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦   в том числе:             ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Министерство общего и       ¦ 2400 ¦ 587  ¦  597  ¦  599  ¦ 617 ¦
   ¦профессионального           ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦образования Российской      ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Федерации                   ¦      ¦      ¦       ¦       ¦     ¦
   ¦Российская академия наук    ¦  100 ¦  25  ¦   25  ¦   25  ¦  25 ¦
   L----------------------------+------+------+-------+-------+------
   
       Финансирование    научно-исследовательских     и     опытно  -
   конструкторских  работ  и  прочих  текущих  расходов  по Программе
   осуществляется  за  счет  средств  федерального  бюджета   целевым
   назначением   через   Министерство   общего   и  профессионального
   образования Российской Федерации  и  Российскую  академию  наук  в
   пределах выделяемых им ассигнований.
   
             V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
                         ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
   
       Государственным заказчиком  Программы  являются   Министерство
   общего  и  профессионального  образования  Российской  Федерации и
   Российская академия наук.
       Управление Программой  осуществляет  совет,  в  который входят
   представители Министерства общего и профессионального  образования
   Российской  Федерации,  Российской академии наук,  других основных
   исполнителей Программы.
       Реализация Программы   осуществляется  на  широкой  конкурсной
   основе.
       Сообщение о   конкурсе   публикуется   в   средствах  массовой
   информации,  изданиях  Министерства  общего  и   профессионального
   образования  Российской  Федерации,  Российской академии наук и ее
   региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
       Информационное сообщение  содержит  сведения  о  проектах,  по
   которым объявляется конкурс,  сроках  и  порядке  его  проведения,
   форме предоставления материалов.
       Проекты - заявки на  конкурс  принимаются  от  высших  учебных
   заведений  и научно-исследовательских организаций,  осуществляющих
   фундаментальные исследования.  Проекты должны  носить  комплексный
   характер  и  основываться  на  совместных работах и исследованиях,
   проводимых  учеными  высших  учебных  заведений  и   академических
   институтов.
       Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
       Содержанием экспертизы   является  оценка  научных  достоинств
   проекта,  его значение для  совершенствования  учебного  процесса,
   реальность  выполнения  работы  в  срок и в пределах установленных
   размеров    финансирования.    Экспертиза    проектов   -   заявок
   осуществляется  группами экспертов по направлениям Программы.  При
   формировании экспертных групп обязательным является включение в их
   состав   представителей   ведущих  университетов  и  академических
   институтов из различных регионов страны.
       Председатели групп   экспертов   по   направлениям   Программы
   утверждаются советом Программы.
       Совет Программы:
       принимает решение об объявлении конкурса и о  его  результатах
   на основе экспертных заключений;
       организует рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая
   их экспертизу;
       определяет структуру  конкурсных   проектов,   требования   по
   оформлению представляемых материалов;
       рассматривает результаты выполнения Программы  в  целом  и  по
   каждому из направлений.
       Совет Программы   возглавляют    сопредседатели,    являющиеся
   руководителями Министерства общего и профессионального образования
   Российской Федерации и Российской академии наук.
       Текущее управление   Программой,   включая   сбор,   анализ  и
   обобщение  материалов  проектов  -  заявок  участников  Программы,
   организацию  работы  экспертных  групп,  сбор  информации  о  ходе
   выполнения проектов и подготовку материалов для  сводных  отчетов,
   осуществляется дирекцией Программы.
       Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством
   общего  и  профессионального  образования  Российской  Федерации и
   Российской академией наук.  Ход работы по  проектам  и  их  итоги,
   оценка  их  социальной  и  экономической  эффективности  и научной
   значимости  рассматриваются  советом   Программы   и   принимаются
   заказчиком в установленном порядке.
       С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств
   Министерство  общего  и  профессионального  образования Российской
   Федерации  и  Российская  академия  наук  при   необходимости   по
   согласованию  с  Министерством  экономики  Российской  Федерации и
   Министерством  финансов  Российской  Федерации  уточняют   целевые
   показатели,  в том числе включение и исключение проектов,  затраты
   по  программным  мероприятиям,   состав   исполнителей,   механизм
   реализации.
       Ежегодно,  до   1    февраля,    Министерство     общего     и
   профессионального  образования  Российской  Федерации и Российская
   академия  наук  направляют  в  Министерство  экономики  Российской
   Федерации  и  Министерство финансов Российской Федерации доклады о
   ходе  работ  по  Программе  и   об   эффективности   использования
   финансовых средств.
   
                  VI. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
   ---------------------------------T-----------T-------------------T---------------------¬
   ¦                                ¦   Срок    ¦ Сметная стоимость ¦ Ожидаемые конечные  ¦
   ¦                                ¦выполнения,¦    программных    ¦результаты реализации¦
   ¦                                ¦ заказчик  ¦    мероприятий,   ¦      Программы      ¦
   ¦                                ¦           ¦    млрд. рублей   ¦                     ¦
   ¦                                ¦           +------T------------+                     ¦
   ¦                                ¦           ¦1997 -¦в том числе ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦ 2000 +-----T------+                     ¦
   ¦                                ¦           ¦годы -¦1997 ¦1998 -¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦всего ¦ год ¦ 2000 ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦ годы ¦                     ¦
   +--------------------------------+-----------+------+-----+------+---------------------+
   ¦1.   Развитие  совместных фунда-¦1997 - 2000¦ 545  ¦ 135 ¦ 410  ¦повышение качества   ¦
   ¦     ментальных    исследований,¦  годы     ¦      ¦     ¦      ¦образования, обеспе- ¦
   ¦     проводимых в высших учебных¦Министерст-¦      ¦     ¦      ¦чивающего научную и  ¦
   ¦     заведениях, Российской ака-¦во общего  ¦      ¦     ¦      ¦экономическую неза-  ¦
   ¦     демии наук, отраслевых ака-¦и професси-¦      ¦     ¦      ¦висимость и безопас- ¦
   ¦     демиях наук и государствен-¦онального  ¦      ¦     ¦      ¦ность государства,   ¦
   ¦     ных научных центрах Россий-¦образования¦      ¦     ¦      ¦благополучие граждан ¦
   ¦     ской Федерации             ¦Российской ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Федерации, ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.1. Обеспечение проведения     ¦Российская ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     фундаментальных исследова- ¦академия   ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     ний, выполняемых совместно ¦наук       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     учеными Российской академии¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     наук и высшей школы и спо- ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     собствующих развитию обра- ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     зования и разработке обра- ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     зовательных программ       ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     (10 проектов)              ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.2. Создание правовой и  норма-¦           ¦      ¦     ¦      ¦разработка правовых и¦
   ¦     тивной базы, способствующей¦           ¦      ¦     ¦      ¦нормативных  докумен-¦
   ¦     развитию    фундаментальных¦           ¦      ¦     ¦      ¦тов,     регулирующих¦
   ¦     наук (2 проекта)           ¦           ¦      ¦     ¦      ¦развитие    фундамен-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦тальных  исследований¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.3. Развитие системы  непрерыв-¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание системы пре-¦
   ¦     ного  образования:  школа -¦           ¦      ¦     ¦      ¦емственных  государс-¦
   ¦     вуз - аспирантура -  докто-¦           ¦      ¦     ¦      ¦твенных     образова-¦
   ¦     рантура как базы подготовки¦           ¦      ¦     ¦      ¦тельных    стандартов¦
   ¦     научно-педагогических кад- ¦           ¦      ¦     ¦      ¦общего  и  профессио-¦
   ¦     ров (6 проектов)           ¦           ¦      ¦     ¦      ¦нального образования ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.4. Создание системы  поощрения¦           ¦      ¦     ¦      ¦повышение престижа  и¦
   ¦     студентов   и   аспирантов,¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание  условий для¦
   ¦     проводящих совместные  исс-¦           ¦      ¦     ¦      ¦успешного    обучения¦
   ¦     ледования  в научных учреж-¦           ¦      ¦     ¦      ¦студентов   математи-¦
   ¦     дениях Российской  академии¦           ¦      ¦     ¦      ¦ческих  и  естествен-¦
   ¦     наук и высшей школы        ¦           ¦      ¦     ¦      ¦нонаучных  факульте- ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦тов                  ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.5. Поддержка обучения и стажи-¦           ¦      ¦     ¦      ¦освоение   достижений¦
   ¦     ровок   наиболее  способных¦           ¦      ¦     ¦      ¦мировой  науки  в об-¦
   ¦     студентов (1000 чел.) и ас-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ласти  математических¦
   ¦     пирантов (100 чел.) в веду-¦           ¦      ¦     ¦      ¦и  естественных наук.¦
   ¦     щих научных центрах мира   ¦           ¦      ¦     ¦      ¦Утверждение  престижа¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦российской     высшей¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦школы                ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.6. Воссоздание    студенческих¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание  условий для¦
   ¦     научных  олимпиад,  конкур-¦           ¦      ¦     ¦      ¦выявления    наиболее¦
   ¦     сов,   научных   молодежных¦           ¦      ¦     ¦      ¦талантливой  молодежи¦
   ¦     школ и конференций         ¦           ¦      ¦     ¦      ¦и    индивидуализации¦
   ¦     (150 проектов)             ¦           ¦      ¦     ¦      ¦образования          ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.7. Обеспечение участия талант-¦           ¦      ¦     ¦      ¦развитие   коммуника-¦
   ¦     ливых  молодых исследовате-¦           ¦      ¦     ¦      ¦тивных   возможностей¦
   ¦     лей университетов в  между-¦           ¦      ¦     ¦      ¦для молодых  исследо-¦
   ¦     народных   конференциях  по¦           ¦      ¦     ¦      ¦вателей              ¦
   ¦     фундаментальным   проблемам¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     математических и естествен-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     ных наук (150 чел.)        ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦1.8. Развитие научных исследова-¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание учебно-мето-¦
   ¦     ний  и  создание  образова-¦           ¦      ¦     ¦      ¦дических  комплексов,¦
   ¦     тельно-профессиональных    ¦           ¦      ¦     ¦      ¦обеспечивающих разви-¦
   ¦     программ,  направленных  на¦           ¦      ¦     ¦      ¦тие междисциплинарных¦
   ¦     взаимное проникновение фун-¦           ¦      ¦     ¦      ¦образовательных прог-¦
   ¦     даментальных, естественно -¦           ¦      ¦     ¦      ¦рамм                 ¦
   ¦     научных и гуманитарных зна-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     ний (10 проектов)          ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦2.  Обеспечение взаимодействия  ¦1997 - 2000¦ 546  ¦ 136 ¦ 410  ¦                     ¦
   ¦    академической науки с       ¦   годы    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    образовательным процессом в ¦Министерс- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    высших учебных заведениях   ¦тво общего ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦и  профес- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦сионально- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦го образо- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦вания Рос- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦сийской    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Федерации, ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Российская ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦академия   ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦наук       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦2.1. Развитие системы совместных¦           ¦      ¦     ¦      ¦интеграция     вузов,¦
   ¦     учебно-научных центров, фи-¦           ¦      ¦     ¦      ¦Российской   академии¦
   ¦     лиалов университетов и  ка-¦           ¦      ¦     ¦      ¦наук и других  акаде-¦
   ¦     федр университетов  в науч-¦           ¦      ¦     ¦      ¦мий в подготовке сту-¦
   ¦     ных учреждениях  Российской¦           ¦      ¦     ¦      ¦дентов и научных сот-¦
   ¦     академии  наук и отраслевых¦           ¦      ¦     ¦      ¦рудников             ¦
   ¦     академий (100 проектов)    ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦2.2. Развитие системы колледжей,¦           ¦      ¦     ¦      ¦развитие существующих¦
   ¦     лицеев,  гимназий,  школ  -¦           ¦      ¦     ¦      ¦и    создание   новых¦
   ¦     интернатов при крупных  на-¦           ¦      ¦     ¦      ¦центров специализиро-¦
   ¦     учных   центрах  и  ведущих¦           ¦      ¦     ¦      ¦ванной     подготовки¦
   ¦     университетах России       ¦           ¦      ¦     ¦      ¦школьников  при  уни-¦
   ¦     (100 проектов)             ¦           ¦      ¦     ¦      ¦верситетах  и научных¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦центрах    Российской¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦академии наук        ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦2.3. Поддержка    инфраструктуры¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание  инфраструк-¦
   ¦     крупных      учебно-научных¦           ¦      ¦     ¦      ¦туры,  обеспечивающей¦
   ¦     центров,  образованных   на¦           ¦      ¦     ¦      ¦функционирование     ¦
   ¦     базе университетов и инсти-¦           ¦      ¦     ¦      ¦учебно-научных  цент-¦
   ¦     тутов  Российской  академии¦           ¦      ¦     ¦      ¦ров                  ¦
   ¦     наук (50 проектов)         ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦2.4. Разработка новых форм  выс-¦           ¦      ¦     ¦      ¦предоставление  граж-¦
   ¦     шего  профессионального об-¦           ¦      ¦     ¦      ¦данам  новых  возмож-¦
   ¦     разования (10 проектов)    ¦           ¦      ¦     ¦      ¦ностей  в   получении¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦образования,  индиви-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦дуализация  образова-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦тельных программ     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦3.  Развитие  опытно-эксперимен-¦1997 - 2000¦ 886  ¦ 219 ¦ 667  ¦                     ¦
   ¦    тальной  и  приборной   базы¦   годы    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    фундаментальных   исследова-¦Министерс- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    ний для совместного  исполь-¦тво общего ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    зования  научными  сотрудни-¦и  профес- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    ками, преподавателями,  сту-¦сионально- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    дентами, аспирантами  высших¦го образо- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    учебных  заведений  и  науч-¦вания Рос- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    но-исследовательских органи-¦сийской    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    заций                       ¦Федерации, ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Российская ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦академия   ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦наук       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦3.1. Обеспечение научным  обору-¦           ¦      ¦     ¦      ¦модернизация и созда-¦
   ¦     дованием,  современной тех-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ние  современной при-¦
   ¦     нической и материальной ба-¦           ¦      ¦     ¦      ¦борно-аналитической  ¦
   ¦     зой Российской академии на-¦           ¦      ¦     ¦      ¦базы  фундаментальных¦
   ¦     ук,  университетов и вузов,¦           ¦      ¦     ¦      ¦исследований в вузах ¦
   ¦     имеющих научные школы миро-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     вого уровня в области мате-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     матики,  механики,  физики,¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     химии,  биологии и  наук  о¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     Земле и проводящих совмест-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     ные исследования (100  про-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     ектов)                     ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦3.2. Создание центров коллектив-¦           ¦      ¦     ¦      ¦повышение   эффектив-¦
   ¦     ного  пользования  для нужд¦           ¦      ¦     ¦      ¦ности   использования¦
   ¦     вузовской  и  академической¦           ¦      ¦     ¦      ¦приборной базы       ¦
   ¦     науки,  оснащение их совре-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     менной научной  аппаратурой¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     (5 проектов)               ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦3.3. Развитие на базе  универси-¦           ¦      ¦     ¦      ¦производство новейших¦
   ¦     тетов,  вузов  и институтов¦           ¦      ¦     ¦      ¦приборов  и установок¦
   ¦     Российской  академии   наук¦           ¦      ¦     ¦      ¦для учебного и  науч-¦
   ¦     опытных  производств по из-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ного процессов       ¦
   ¦     готовлению приборов и уста-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     новок,  которые превосходят¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     зарубежные аналоги  или  не¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     имеют  аналогов  (40 проек-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     тов)                       ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦3.4. Обеспечение вузов необходи-¦           ¦      ¦     ¦      ¦обеспечение  работос-¦
   ¦     мыми материалами для прове-¦           ¦      ¦     ¦      ¦пособности  лаборато-¦
   ¦     дения лабораторных занятий,¦           ¦      ¦     ¦      ¦рий,  центров, кафедр¦
   ¦     для  курсовых  и  дипломных¦           ¦      ¦     ¦      ¦систематическим снаб-¦
   ¦     работ студентов по  физике,¦           ¦      ¦     ¦      ¦жением    реактивами,¦
   ¦     химии,  биологии,  геологии¦           ¦      ¦     ¦      ¦материалами и т.п.   ¦
   ¦     (500 проектов)             ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦3.5. Поддержание в рабочем  сос-¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание      системы¦
   ¦     тоянии установок, необходи-¦           ¦      ¦     ¦      ¦обеспечения  работос-¦
   ¦     мых для научной деятельнос-¦           ¦      ¦     ¦      ¦пособности  установок¦
   ¦     ти, установок в университе-¦           ¦      ¦     ¦      ¦как необходимая осно-¦
   ¦     тах и  научных  учреждениях¦           ¦      ¦     ¦      ¦ва интеграции научно-¦
   ¦     Российской   академии  наук¦           ¦      ¦     ¦      ¦го и учебного процес-¦
   ¦     (100 проектов)             ¦           ¦      ¦     ¦      ¦сов                  ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.   Формирование информационной¦1997 - 2000¦ 886  ¦ 219 ¦ 667  ¦                     ¦
   ¦     базы фундаментальных иссле-¦   годы    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     дований в  целях  совершен-¦Министерс- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     ствования учебного процесса¦тво общего ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     в высших учебных заведениях¦и  профес- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦сионально- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦го образо- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦вания Рос- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦сийской    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Федерации, ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Российская ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦академия   ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦наук       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.1. Издание научной  и  учебной¦           ¦      ¦     ¦      ¦подготовка на    базе¦
   ¦     литературы  в  области фун-¦           ¦      ¦     ¦      ¦новой учебной и науч-¦
   ¦     даментальных  наук,  в  том¦           ¦      ¦     ¦      ¦ной литературы совре-¦
   ¦     числе   серии  учебников  и¦           ¦      ¦     ¦      ¦менных  специалистов,¦
   ¦     учебных пособий (1000  про-¦           ¦      ¦     ¦      ¦способных  обеспечить¦
   ¦     ектов)                     ¦           ¦      ¦     ¦      ¦научный и технический¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦прогресс             ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.2. Организация и     поддержка¦1997 - 2000¦      ¦     ¦      ¦обеспечение  препода-¦
   ¦     международного   межбиблио-¦   годы    ¦      ¦     ¦      ¦вателей и научных ра-¦
   ¦     течного обмена (300  проек-¦Министерс- ¦      ¦     ¦      ¦ботников  информацией¦
   ¦     тов)                       ¦тво общего ¦      ¦     ¦      ¦о мировых достижениях¦
   ¦                                ¦и  профес- ¦      ¦     ¦      ¦в  области  фундамен-¦
   ¦                                ¦сионально- ¦      ¦     ¦      ¦тальных исследований ¦
   ¦                                ¦го образо- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦вания Рос- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦сийской    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Федерации, ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Российская ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦академия   ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦наук       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.3. Развитие новых   технологий¦           ¦      ¦     ¦      ¦повышение   эффектив-¦
   ¦     преподавания  фундаменталь-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ности образовательно-¦
   ¦     ных дисциплин (50 проектов)¦           ¦      ¦     ¦      ¦го процесса          ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.4. Развитие издания научно-по-¦           ¦      ¦     ¦      ¦пропаганда естествен-¦
   ¦     пулярных книг в области ес-¦           ¦      ¦     ¦      ¦нонаучных      знаний¦
   ¦     тественных наук (250 проек-¦           ¦      ¦     ¦      ¦среди молодежи       ¦
   ¦     тов)                       ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.5. Поддержка издания   научных¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание информацион-¦
   ¦     журналов,  прежде  всего  в¦           ¦      ¦     ¦      ¦ной  базы  для подго-¦
   ¦     области математики, механи-¦           ¦      ¦     ¦      ¦товки специалистов на¦
   ¦     ки, физики, химии, биологии¦           ¦      ¦     ¦      ¦соответствующем  сов-¦
   ¦     и наук о Земле (150  проек-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ременным  требованиям¦
   ¦     тов)                       ¦           ¦      ¦     ¦      ¦уровне               ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.6. Комплектование    библиотек¦           ¦      ¦     ¦      ¦создание информацион-¦
   ¦     новыми учебниками, моногра-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ной  базы  для подго-¦
   ¦     фиями, подписными изданиями¦           ¦      ¦     ¦      ¦товки специалистов на¦
   ¦     (1000 проектов)            ¦           ¦      ¦     ¦      ¦соответствующем  сов-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦ременным  требованиям¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦уровне               ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.7. Обеспечение участия  препо-¦           ¦      ¦     ¦      ¦расширение возможнос-¦
   ¦     давателей,   ученых  высшей¦           ¦      ¦     ¦      ¦тей  для  обмена  ре-¦
   ¦     школы и Российской академии¦           ¦      ¦     ¦      ¦зультатами    научных¦
   ¦     наук  в международных конг-¦           ¦      ¦     ¦      ¦исследований         ¦
   ¦     рессах, конференциях и дру-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     гих  научных  мероприятиях,¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     связанных   с   реализацией¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     Программы (1000 заявок)    ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.8. Командирование в зарубежные¦           ¦      ¦     ¦      ¦обеспечение  препода-¦
   ¦     ведущие  научные центры для¦           ¦      ¦     ¦      ¦вателям и ученым воз-¦
   ¦     научной работы преподавате-¦           ¦      ¦     ¦      ¦можности     освоения¦
   ¦     лей,  ученых  высшей школы,¦           ¦      ¦     ¦      ¦идей и методов прове-¦
   ¦     Российской академии  наук и¦           ¦      ¦     ¦      ¦дения научных  иссле-¦
   ¦     отраслевых  академий  наук,¦           ¦      ¦     ¦      ¦дований  в зарубежных¦
   ¦     читающих основные  курсы  в¦           ¦      ¦     ¦      ¦ведущих научных цент-¦
   ¦     университетах  (200  проек-¦           ¦      ¦     ¦      ¦рах, развитие профес-¦
   ¦     тов)                       ¦           ¦      ¦     ¦      ¦сиональных контактов ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.9. Создание баз данных по фун-¦           ¦      ¦     ¦      ¦развитие компьютерных¦
   ¦     даментальным    дисциплинам¦           ¦      ¦     ¦      ¦коммуникаций, повыше-¦
   ¦     (100 проектов)             ¦           ¦      ¦     ¦      ¦ние     эффективности¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦процесса модернизации¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦приборной базы  науч-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦ного  и учебного про-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦цессов               ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦4.10. Поддержка музеев, создан- ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦      ных при университетах, ву-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦      зах и академических инсти-¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦      тутах (200 проектов)      ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦5.  Поддержка экспедиционных  и ¦1997 - 2000¦ 95   ¦  73 ¦  22  ¦                     ¦
   ¦    полевых  исследований,  вы- ¦годы       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    полняемых научными  сотруд- ¦Министерс- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    никами,  преподавателями  и ¦тво общего ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    студентами  высших  учебных ¦и  профес- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    заведений совместно  с уче- ¦сионально- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    ными  Российской   академии ¦го образо- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦    наук                        ¦вания Рос- ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦сийской    ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Федерации, ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦Российская ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦академия   ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦наук       ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦5.1. Поддержка экспедиционных  и¦           ¦      ¦     ¦      ¦проведение   геологи-¦
   ¦     полевых    исследований   с¦           ¦      ¦     ¦      ¦ческих,  географичес-¦
   ¦     участием дипломников, аспи-¦           ¦      ¦     ¦      ¦ких,   биологических,¦
   ¦     рантов и преподавателей ву-¦           ¦      ¦     ¦      ¦почвенных,   историо-¦
   ¦     зов (500 проектов)         ¦           ¦      ¦     ¦      ¦графических и  архео-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦логических экспедици-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦онных работ  с  учас-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦тием  преподавателей,¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦аспирантов  и  докто-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦рантов как  необходи-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦мой базы  совершенст-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦вования  педагогичес-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦кого и научного  про-¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦цессов               ¦
   ¦                                ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦5.2. Поддержка      студенческой¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   ¦     практики (250 проектов)    ¦           ¦      ¦     ¦      ¦                     ¦
   L--------------------------------+-----------+------+-----+------+----------------------
   
       Примечание. Сметная     стоимость    конкретных    программных
   мероприятий (проектов) и состав затрат определяются по результатам
   экспертизы конкурсных проектов.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное