Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 15.06.99 N 64-О ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 4.9 И 4.10 ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА, УТВЕРЖДЕННЫХ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 1994 ГОДА N 1535 ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 15 июня 1999 г. N 64-О

            ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 4.9
          И 4.10 ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
        ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
             В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА,
          УТВЕРЖДЕННЫХ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          ОТ 22 ИЮЛЯ 1994 ГОДА N 1535 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
           И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА"

       Конституционный    Суд    Российской    Федерации   в  составе
   председательствующего  Ю.Д.  Рудкина,  судей  Н.В.  Витрука,  Г.А.
   Гаджиева, А.Л.  Кононова, А.Я.  Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,
   В.Г. Ярославцева,
       с участием  представителя  Волгоградской  областной  Думы  как
   стороны,  обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской
   Федерации,   -   кандидата  юридических  наук  В.М.  Жуковского  и
   полномочного  представителя  Президента  Российской  Федерации   в
   Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
       руководствуясь статьей 125 (часть  2)  Конституции  Российской
   Федерации, пунктом 1 части первой статьи 3, пунктом 1 части второй
   статьи  22,  статьями  36,  74,   84,   85   и   86   Федерального
   конституционного   закона   "О   Конституционном  Суде  Российской
   Федерации",
       рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
   конституционности  пунктов   4.9   и   4.10   Основных   положений
   государственной    программы    приватизации   государственных   и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
   года,  утвержденных  Указом  Президента Российской Федерации от 22
   июля 1994 года N 1535.
       Поводом к   рассмотрению   дела  явился  запрос  Волгоградской
   областной Думы о проверке конституционности норм,  содержащихся  в
   пунктах  4.9  и  4.10 Основных положений государственной программы
   приватизации  государственных  и   муниципальных   предприятий   в
   Российской Федерации после 1 июля 1994 года,  в части,  касающейся
   определения стоимости объектов муниципальной собственности.
       Заслушав сообщение   судьи   -  докладчика  В.Г.  Ярославцева,
   объяснения  представителей  сторон,  выступления  приглашенных   в
   заседание  представителей:  от  Государственной Думы - постоянного
   представителя  Государственной   Думы   в   Конституционном   Суде
   Российской    Федерации    В.В.    Лазарева,    от    Министерства
   государственного имущества Российской Федерации -  Н.А.  Ушаковой,
   от  Генеральной  прокуратуры Российской Федерации - А.А.  Белкина,
   исследовав   представленные   документы    и    иные    материалы,
   Конституционный Суд Российской Федерации

                               установил:

       1. В   запросе   Волгоградской   областной  Думы  оспаривается
   конституционность  пунктов   4.9   и   4.10   Основных   положений
   государственной    программы    приватизации   государственных   и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
   года   в   части,  определяющей  максимальную  выкупную  стоимость
   объектов   недвижимого   имущества,   принадлежащего   на    праве
   собственности муниципальным образованиям,  и максимальную цену для
   продажи земельных участков,  являющихся  объектом  приватизации  в
   соответствии  с  пунктом  4.1  Основных  положений,  в  городах  и
   населенных пунктах.
       По мнению заявителя, установление Указом Президента Российской
   Федерации предельной стоимости  названных  объектов  муниципальной
   собственности     нарушает     право    местного    самоуправления
   самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью.
       2. В  соответствии с Конституцией Российской Федерации местное
   самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное
   решение   населением   вопросов   местного   значения,   владение,
   пользование и распоряжение  муниципальной  собственностью  (статья
   130,  часть  1),  органы  местного  самоуправления  самостоятельно
   управляют муниципальной  собственностью  (статья  132,  часть  1).
   Вместе  с  тем  согласно  пунктам  "е" и "ж" статьи 71 Конституции
   Российской Федерации установление  основ  федеральной  политики  и
   федеральные программы в области экономического развития Российской
   Федерации,  а также  установление  правовых  основ  единого  рынка
   относится  к  сфере  ведения Российской Федерации.  При этом такие
   федеральные программы не должны нарушать  конституционный  принцип
   самостоятельности   местного   самоуправления   в   пределах   его
   полномочий (статья 12 Конституции Российской Федерации).
       Государственная программа   приватизации   государственных   и
   муниципальных предприятий  в  Российской  Федерации,  утвержденная
   Указом  Президента  Российской Федерации  от 24 декабря  1993 года
   N 2284,  в части четвертой пункта 2.6  предусматривала,  что  цена
   приобретения  арендаторами  в  собственность зданий,  сооружений и
   земельных  участков,  на  которых  они  расположены,  составляющих
   недвижимое  имущество,  а  также  нежилых помещений в жилых домах,
   включая  встроенно  -  пристроенные,  устанавливается  в  порядке,
   определенном статьей 17 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991
   года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
   Российской   Федерации"   (в   редакции  от  5  июня  1992  года),
   утратившего силу в 1997 году.  Согласно данной статье  определение
   начальной   цены   для   продажи   объектов   приватизации   могло
   производиться только в соответствии с методическими указаниями  по
   оценке  стоимости  этих  объектов,  утверждаемыми Госкомимуществом
   России, т.е. на законодательном уровне было закреплено положение о
   необходимости  регулирования  стоимости  объектов  приватизации  и
   предусмотрена возможность ее  регулирования  посредством  принятия
   подзаконного акта.
       Утвержденными Указом Президента  Российской  Федерации  от  22
   июля  1994  года  N  1535  Основными  положениями  государственной
   программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
   в  Российской  Федерации  после  1 июля 1994 года было установлено
   нормативное  регулирование  цены  для   продажи   таких   объектов
   приватизации,    как    недвижимое    имущество,   находящееся   в
   муниципальной собственности  (пункт  4.9),  и  земельные  участки,
   являющиеся  объектом  приватизации  в  соответствии  с пунктом 4.1
   Основных положений, в городах и населенных пунктах (пункт 4.10).
       Регламентация Указом Президента Российской Федерации порядка и
   условий  приватизации   муниципальной   собственности   в   рамках
   общегосударственной   программы  применительно  к  правам  органов
   местного самоуправления по отчуждению муниципальной  собственности
   могла иметь место, поскольку такие отношения носят преимущественно
   публично - правовой характер и их регулирование было  осуществлено
   в   отсутствие   других   федеральных   законов,   устанавливающих
   организационные  и  правовые  основы  приватизации  муниципального
   имущества, в частности арендуемых объектов недвижимого имущества и
   земельных участков.  К тому же Указ преследовал в том  числе  цель
   предотвратить занижение цены приватизируемого имущества.
       3. Основой   развития    федерального    законодательства    о
   приватизации  явилась часть первая Гражданского кодекса Российской
   Федерации,  принятая 30 ноября 1994 года.  Согласно его статье 217
   имущество,   находящееся   в   государственной  или  муниципальной
   собственности,   может   быть   передано   его   собственником   в
   собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном
   законами  о   приватизации   государственного   и   муниципального
   имущества  (часть  первая).  Данное  положение  учитывает,  что  в
   процессе  разграничения  государственной  собственности   субъекты
   Российской   Федерации   и  муниципальные  образования  становятся
   собственниками и  в  силу  этого  вправе  сами  определять,  какие
   объекты  подлежат приватизации.  Федеральные законы о приватизации
   государственного и муниципального имущества могут устанавливать ее
   процедуру, формы и способы, но не перечень подлежащих приватизации
   объектов собственности.
       Федеральным законом   от   28  августа  1995  года  "Об  общих
   принципах  организации  местного   самоуправления   в   Российской
   Федерации"  предусмотрено,  что  порядок  и  условия  приватизации
   муниципальной собственности (как одного  из  способов  возмездного
   отчуждения)    определяются    населением    непосредственно   или
   представительными органами местного самоуправления  самостоятельно
   (пункт 4 статьи 29).
       Федеральный закон  от  21  июля  1997  года  "О   приватизации
   государственного    имущества    и    об    основах   приватизации
   муниципального имущества  в  Российской  Федерации",  указав,  что
   порядок    определения    стоимости    выкупаемого    арендаторами
   государственного имущества определяется соответственно  программой
   приватизации   и  программами  приватизации  субъектов  Российской
   Федерации (пункт 3 статьи  26),  не  предусматривает  нормативного
   регулирования  стоимости  выкупаемого  арендаторами муниципального
   имущества,  а потому муниципальное образование вправе решать  этот
   вопрос  самостоятельно в соответствии с определяемым им порядком и
   условиями приватизации муниципального имущества.
       В результате  этого  законодательного регулирования изменилось
   юридическое  содержание  оспариваемых  в   запросе   Волгоградской
   областной  Думы  норм Основных положений государственной программы
   приватизации  государственных  и   муниципальных   предприятий   в
   Российской Федерации после 1 июля 1994 года, которые в силу статьи
   90 (часть 3) Конституции Российской  Федерации  могут  применяться
   лишь в объеме, не противоречащем федеральным законам, а именно при
   проведении приватизации объектов  муниципальной  собственности,  в
   том   числе   земельных   участков,  в  случаях,  если  населением
   муниципальных образований непосредственно  или  органами  местного
   самоуправления,    действующими   в   пределах   их   компетенции,
   установленной Федеральным законом "Об общих принципах  организации
   местного  самоуправления  в  Российской Федерации",  не определены
   иные  порядок  и  условия   приватизации   таких   объектов.   Это
   констатировано и в Указе Президента Российской Федерации от 21 мая
   1999 года N 632 "Об  особенностях  применения  Основных  положений
   государственной    программы    приватизации   государственных   и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
   года,  утвержденных  Указом  Президента Российской Федерации от 22
   июля 1994 года N 1535".
       Изменение нормативного   содержания   оспариваемых  положений,
   выявленное  в  ходе  заседания  Конституционного  Суда  Российской
   Федерации,   свидетельствует   о  том,  что  запрос  Волгоградской
   областной Думы не  отвечает  критерию  допустимости  обращений  по
   смыслу  Федерального  конституционного  закона  "О Конституционном
   Суде Российской  Федерации",  и,  следовательно,  производство  по
   данному   делу   в  силу  статьи  68  названного  Закона  подлежит
   прекращению.
       Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
   статьи  43,  статьей  68,  частями  первой  и  второй  статьи   79
   Федерального   конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
   Российской Федерации",

                               определил:

       1. Прекратить    производство    по    делу     о     проверке
   конституционности   пунктов   4.9   и   4.10   Основных  положений
   государственной   программы   приватизации    государственных    и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
   года,  утвержденных Указом Президента Российской Федерации  от  22
   июля 1994 года N 1535, в части, определяющей максимальную выкупную
   стоимость объектов недвижимого имущества,  принадлежащего на праве
   собственности муниципальным образованиям,  и максимальную цену для
   продажи земельных участков,  являющихся  объектом  приватизации  в
   соответствии  с  пунктом  4.1  Основных  положений,  в  городах  и
   населенных пунктах.
       2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
   данному делу окончательно,  не подлежит  обжалованию,  вступает  в
   силу    немедленно    после    его    провозглашения,    действует
   непосредственно и не  требует  подтверждения  другими  органами  и
   должностными лицами.
       3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Собрании
   законодательства  Российской  Федерации",  "Российской газете",  а
   также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

                                                  Конституционный Суд
                                                 Российской Федерации



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
Разное