Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 24.06.99 N 4218-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 24 июня 1999 г. N 4218-II ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
             "О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ
                    НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   государственном  архитектурно  - строительном надзоре в Российской
   Федерации",    внесенный    депутатами    Государственной     Думы
   Ворониным Ю.М.,  Кицем  А.В.,  Корниенко  В.У.,  Попковичем  Р.С.,
   Севенардом Ю.К., Соколом С.М.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в Комитет  Государственной  Думы  по  промышленности,
   строительству, транспорту и энергетике до 15 августа 1999 года.
       3. Комитету   Государственной    Думы    по    промышленности,
   строительству,   транспорту   и  энергетике  доработать  указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                          КИЦЕМ А.В., КОРНИЕНКО В.У.,
                                    ПОПКОВИЧЕМ Р.С., СЕВЕНАРДОМ Ю.К.,
                                         СОКОЛОМ С.М., ВОРОНИНЫМ Ю.М.

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

         О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ
         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬНОМ
                    НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

       Настоящий Федеральный  закон  устанавливает   организационные,
   правовые  и  экономические  основы государственного архитектурно -
   строительного  надзора,  осуществляемого   с   целью   обеспечения
   прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности строящихся на
   территории Российской  Федерации  зданий  и  сооружений,  снижения
   количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов.

                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные понятия

       Для целей    настоящего   Федерального   закона   используются
   следующие термины и определения:
       государственный архитектурно    -    строительный   надзор   -
   деятельность   специально   уполномоченных    государственных    и
   муниципальных  органов  по  контролю  за  соблюдением  участниками
   строительства обязательных  требований  нормативных  документов  в
   области  строительства  по  вопросам  качества  и организационно -
   правового порядка  строительства  зданий  и  сооружений,  а  также
   производства строительных материалов, изделий и конструкций;
       организационно - правовой  порядок  строительства  объектов  -
   комплекс мероприятий, осуществляемых участниками строительства при
   выполнении строительно - монтажных работ  в  период  строительства
   объекта   и   ввода   его  в  эксплуатацию,  на  основе  положений
   нормативных  документов  в   области   строительства,   требований
   должностных   лиц   инспекций   государственного   архитектурно  -
   строительного надзора,  не противоречащих нормам  законодательства
   Российской Федерации;
       инспекции государственного   архитектурно   -    строительного
   надзора    -    специально    уполномоченные   государственные   и
   муниципальные     органы,      осуществляющие      государственный
   архитектурно - строительный надзор;
       нормативные документы в области  строительства  -  нормативные
   правовые  акты  органов  государственной власти и органов местного
   самоуправления,   устанавливающие   обязательные   требования   по
   организации  и  осуществлению строительства объектов,  технические
   нормативные документы - стандарты,  строительные нормы и  правила,
   технические  условия,  другие  документы,  содержащие обязательные
   требования по вопросам качества выполнения строительно - монтажных
   работ,    производства    строительных   материалов,   изделий   и
   конструкций, а также утвержденные в установленном порядке проекты;
       участники строительства   -   граждане  Российской  Федерации,
   предприниматели без образования юридического  лица  и  юридические
   лица,  созданные  и  зарегистрированные в установленном порядке по
   законодательству Российской Федерации,  иностранные граждане, лица
   без  гражданства  и  иностранные юридические лица,  выполняющие на
   территории  Российской  Федерации   проектно   -   изыскательские,
   строительно   -   монтажные  работы,  производящие  и  реализующие
   строительные  материалы,   изделия   и   конструкции,   являющиеся
   заказчиками  в  строительстве,  совмещающие  функции  заказчика  и
   подрядчика;
       строительство объекта  -  новое строительство,  реконструкция,
   расширение здания или сооружения;
       объекты жилищно  -  гражданского назначения - строящиеся жилые
   здания,  здания для оказания гостиничных  услуг,  административные
   здания,  здания детских дошкольных учреждений, здания и сооружения
   научного, учебного, лечебного, санаторно - курортного, культурно -
   просветительского,    спортивного,    бытового   и   коммунального
   назначения, культовые здания;
       объекты производственного  назначения  -  строящиеся  здания и
   сооружения,  которые  после  ввода   их   в   эксплуатацию   будут
   функционировать  в  сфере  материального производства:  в отраслях
   промышленности,  сельском и водном  хозяйстве,  на  транспорте,  в
   области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и
   материально - технического снабжения;
       объекты военной   инфраструктуры   -   строящиеся   здания   и
   сооружения специальных военных технологических комплексов,  здания
   и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения,
   хранения,  испытания  вооружения,  военной   техники,   имущества,
   оборудования  и  систем,  здания  и сооружения в военных городках,
   контролируемых и (или) запретных зонах закрытых административно  -
   территориальных   образований,   отдельные   войсковые   здания  и
   сооружения,   обеспечивающие   боеготовность    Вооруженных    Сил
   Российской Федерации в сфере обороны и безопасности;
       разрешение на  выполнение  строительно  -  монтажных  работ  -
   документ, выдаваемый соответствующими инспекциями государственного
   архитектурно - строительного надзора и предоставляющий  участникам
   строительства   право  выполнения  подготовительных  или  основных
   строительно - монтажных  работ  на  отведенном  для  строительства
   земельном участке (строительной площадке);
       авария здания,  сооружения -  обрушение,  повреждение  здания,
   сооружения  в  целом,  его  части  или  отдельного конструктивного
   элемента,  а также превышение ими предельно допустимых деформаций,
   угрожающих   безопасному   ведению  работ  и  повлекших  за  собой
   приостановку строительства объекта или его части.

       Статья 2.     Сфера      распространения      государственного
   архитектурно - строительного надзора

       Государственный архитектурно     -     строительный     надзор
   распространяется  на  все  строящиеся  на  территории   Российской
   Федерации  объекты  жилищно  -  гражданского  и  производственного
   назначения,   объекты   военной   инфраструктуры   и   предприятия
   (производства)  по  выпуску  строительных  материалов,  изделий  и
   конструкций,  независимо от источников  финансирования  строящихся
   зданий   и  сооружений  и  их  назначения,  а  также  гражданства,
   государственной    принадлежности,    форм     собственности     и
   организационно - правовых форм участников строительства.

       Статья 3.  Основные  принципы  государственного архитектурно -
   строительного надзора

       Основными принципами    государственного    архитектурно     -
   строительного надзора являются:
       поднадзорность всех  строящихся   на   территории   Российской
   Федерации  объектов,  а  также  всех  предприятий (производств) по
   выпуску строительных материалов, изделий и конструкций;
       ведение государственного  архитектурно - строительного надзора
   на всех стадиях строительства и ввода объектов в эксплуатацию;
       обязательность выполнения  участниками  строительства выданных
   инспекциями государственного архитектурно - строительного  надзора
   предписаний,  не противоречащих нормам законодательства Российской
   Федерации;
       независимость инспекций    государственного   архитектурно   -
   строительного  надзора  в  принятии  решений,   разграничение   их
   полномочий,   профессионализм   работников  инспекций,  отсутствие
   коммерческой    деятельности,    конфиденциальность     полученной
   информации;
       соблюдение законности   при   осуществлении   государственного
   архитектурно - строительного надзора.

       Статья 4.  Основные  задачи  государственного  архитектурно  -
   строительного надзора

       Осуществление государственного  архитектурно  -  строительного
   надзора должно обеспечить:
       прочность, устойчивость,  надежность  зданий  и  сооружений  в
   процессе  их  строительства и дальнейшей эксплуатации,  уменьшение
   количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов;
       снижение числа   грубых   нарушений   обязательных  требований
   нормативных документов  в  области  строительства  при  возведении
   объектов,   приемке   и  вводе  их  в  эксплуатацию,  производстве
   строительных материалов, изделий и конструкций;
       сокращение объема    бюджетных    и    внебюджетных   средств,
   направляемых на устранение брака и нарушений,  внеплановые ремонты
   в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

       Статья 5.  Правовое  регулирование  в области государственного
   архитектурно - строительного надзора

       Правовое регулирование     в     области      государственного
   архитектурно - строительного надзора осуществляется в соответствии
   с настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами  и
   иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       Если международным договором Российской Федерации  установлены
   иные  правила,  чем  те,  которые  предусмотрены законодательством
   Российской Федерации в  области  государственного  архитектурно  -
   строительного надзора, применяются правила международного договора
   Российской Федерации.

       Статья 6.  Полномочия  Правительства  Российской  Федерации  в
   области государственного архитектурно - строительного надзора

       Правительство Российской  Федерации в соответствии с настоящим
   Федеральным законом:
       разрабатывает и  реализует  государственную политику в области
   государственного архитектурно - строительного надзора;
       утверждает положение      об      органах     государственного
   архитектурно - строительного надзора  в  Российской  Федерации,  в
   соответствии  с настоящим Федеральным законом определяет порядок и
   источники финансирования их деятельности;
       утверждает порядок        осуществления       государственного
   архитектурно  -  строительного   надзора   на   объектах   военной
   инфраструктуры;
       устанавливает перечень  объектов  жилищно  -  гражданского   и
   производственного  назначения,  по  которым  является обязательным
   ведение технического  надзора  заказчиками  и  авторского  надзора
   проектными организациями, и утверждает порядок осуществления этого
   надзора;
       утверждает порядок    выдачи    разрешений    на    выполнение
   строительно - монтажных работ по объектам жилищно - гражданского и
   производственного  назначения  федерального  значения,  а также по
   объектам военной инфраструктуры;
       устанавливает порядок    консервации    объектов   жилищно   -
   гражданского и производственного назначения;
       определяет перечни наиболее ответственных,  технически сложных
   и потенциально опасных объектов,  государственный  архитектурно  -
   строительный  надзор  по  которым  осуществляет  Главная инспекция
   государственного архитектурно - строительного надзора;
       утверждает порядок   расследования   причин  аварий  зданий  и
   сооружений на территории Российской Федерации;
       принимает иные  нормативные  правовые  акты,  необходимые  для
   осуществления  государственного   архитектурно   -   строительного
   надзора на территории Российской Федерации.

       Статья 7.  Полномочия органов государственной власти субъектов
   Российской Федерации в  области  государственного  архитектурно  -
   строительного надзора

       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
   соответствии с настоящим Федеральным законом:
       организуют ведение     государственного     архитектурно     -
   строительного надзора на подведомственных территориях;
       определяют перечни   объектов   жилищно   -   гражданского   и
   производственного  назначения,  государственный   архитектурно   -
   строительный     надзор    по    которым    осуществляют    органы
   государственного архитектурно -  строительного  надзора  субъектов
   Российской  Федерации,  за  исключением  объектов,   указанных   в
   статье 6 настоящего Федерального закона;
       утверждают положения о порядке выдачи разрешений на выполнение
   строительно - монтажных работ по объектам областного значения;
       принимают иные   нормативные   правовые   акты   по   вопросам
   осуществления  государственного   архитектурно   -   строительного
   надзора   на   подведомственных   территориях,  не  противоречащие
   настоящему Федеральному закону,  другим федеральным законам и иным
   нормативным   правовым   актам   органов   государственной  власти
   Российской Федерации.

       Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области
   государственного архитектурно - строительного надзора

       1. Органы   местного   самоуправления   в  городах  и  районах
   (приравненных к ним муниципальных образованиях) в  соответствии  с
   настоящим   Федеральным   законом   наделяются   полномочиями   по
   осуществлению  государственного   архитектурно   -   строительного
   надзора на территориях муниципальных образований.
       2. Для  реализации  возложенных  полномочий  по  осуществлению
   государственного   архитектурно  -  строительного  надзора  органы
   местного самоуправления в  соответствии  с  настоящим  Федеральным
   законом,   другими  федеральными  законами  и  иными  нормативными
   правовыми  актами  Российской  Федерации  наделяются  необходимыми
   материальными и финансовыми средствами.
       3. Контроль за  эффективностью  реализации  органами  местного
   самоуправления    возложенных    полномочий    по    осуществлению
   государственного    архитектурно    -    строительного     надзора
   осуществляется  в  соответствии  с  настоящим Федеральным законом,
   другими  федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми
   актами Российской Федерации.

            Глава 2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                  АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

       Статья 9.  Выдача  разрешений  на  выполнение  строительно   -
   монтажных   работ   по   объектам   жилищно   -   гражданского   и
   производственного назначения

       1. Разрешение на выполнение строительно - монтажных  работ  по
   объектам  жилищно  -  гражданского  и производственного назначения
   выдается     соответствующей      инспекцией      государственного
   архитектурно - строительного надзора заказчику или уполномоченному
   им лицу на основании заявления и прилагаемых  к  нему  необходимых
   документов и материалов, в том числе:
       копии выданного  в   установленном   порядке   разрешения   на
   строительство объекта;
       утвержденной заказчиком  в   установленном   порядке   рабочей
   проектной документации;
       копии лицензии  на  деятельность  по  строительству  зданий  и
   сооружений;
       приказов подрядчика,  заказчика  и  проектной  организации   о
   назначении на объекте ответственного производителя работ,  а также
   лиц,  ответственных за  осуществление  авторского  и  технического
   надзора;
       акта выноса в натуру осей земельного участка под строительство
   объекта.
       Законодательством Российской   Федерации    данный    перечень
   документов   и  материалов  может  дополняться  в  зависимости  от
   назначения  объектов,   их   технической   сложности   и   условий
   строительства.
       2. Инспекцией государственного  архитектурно  -  строительного
   надзора может быть отказано в выдаче разрешения в случаях:
       представления не  в  полном   объеме   утвержденного   перечня
   документов и материалов;
       наличия в документах и материалах недостоверной или искаженной
   информации;
       несоответствия представленных документов предъявляемым  к  ним
   требованиям;
       обнаружения в ходе рассмотрения  представленных  документов  и
   материалов  нарушения  норм законодательства Российской Федерации,
   допущенных при их выдаче.
       Заказчик или  уполномоченное  им лицо имеет право обжаловать в
   порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации,
   отказ  инспекции  государственного  архитектурно  -  строительного
   надзора в выдаче разрешения на выполнение строительно -  монтажных
   работ или бездействие инспекции.
       3. В  соответствии  с   решениями   Правительства   Российской
   Федерации,  органов  государственной  власти  субъектов Российской
   Федерации и органов местного самоуправления выдача соответствующих
   разрешений  на  выполнение  строительно  -  монтажных  работ может
   производиться на платной основе.  При этом размер платы  не  может
   превышать  фактически  понесенных  затрат  на  подготовку и выдачу
   разрешения.

       Статья 10.  Порядок  проведения  инспекционных  проверок   при
   осуществлении   государственного   архитектурно   -  строительного
   надзора

       1. Инспекционные  проверки  проводятся   должностными   лицами
   инспекций  государственного  архитектурно  - строительного надзора
   непосредственно   на   строящихся   объектах   или    предприятиях
   (производствах)  по  выпуску  строительных  материалов,  изделий и
   конструкций.
       О проведении    проверки    заблаговременно    предупреждаются
   участники строительства, представители которых обязаны принимать в
   ней участие.  При этом в проверке в обязательном порядке участвуют
   ответственный производитель работ,  а также  лица,  осуществляющие
   технический   надзор   заказчика   и  авторский  надзор  проектных
   организаций.
       При проведении    проверки    методы    контроля,   выбираемые
   должностными  лицами  инспекции  государственного  архитектурно  -
   строительного   надзора,   должны   обеспечить   объективность   и
   действенность результатов контроля. Контроль должен осуществляться
   с  применением,  как  правило,  современных  средств  измерений  и
   приборов неразрушающего  и  лабораторного  контроля,  прошедших  в
   установленном порядке государственную поверку или калибровку.
       В случае     необходимости    должностное    лицо    инспекции
   государственного  архитектурно  -  строительного  надзора  в  ходе
   проведения  инспекционной  проверки может использовать технические
   средства участников строительства,  а также требовать за  их  счет
   выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов и узлов их
   сопряжения,  проведения   дополнительных   лабораторных   и   иных
   испытаний, съемок, замеров.
       Должностному лицу инспекции  государственного  архитектурно  -
   строительного   надзора,   проводящему   инспекционную   проверку,
   необходимо   устанавливать   факты   отступлений   от   требований
   нормативных документов в области строительства,  выявлять дефекты,
   допускаемые участниками строительства при выполнении строительно -
   монтажных работ,  производстве строительных материалов,  изделий и
   конструкций,  а также нарушения при оформлении  производственно  -
   технологической    и    исполнительной   документации,   требовать
   устранения  нарушений  и  дефектов  и  привлекать  нарушителей   к
   ответственности.
       2. Проведение  инспекциями  государственного  архитектурно   -
   строительного   надзора  на  строящихся  объектах  и  предприятиях
   (производствах) по  выпуску  строительных  материалов,  изделий  и
   конструкций  инспекционных  проверок  не снимает ответственности с
   участников  строительства  за  соблюдение  требований  нормативных
   документов в области строительства.
       3. Правительством Российской Федерации  могут  устанавливаться
   особенности    осуществления   государственного   архитектурно   -
   строительного  надзора  в  зависимости  от  типов   объектов,   их
   конструктивных  схем  и технической сложности,  а также от условий
   строительства.

       Статья 11.  Участие должностных лиц инспекций государственного
   архитектурно - строительного надзора в расследовании причин аварий
   зданий и сооружений

       1. Целью  расследования  причин  аварий  зданий  и  сооружений
   является  определение  факторов,  вызвавших аварии,  их обобщение,
   учет и анализ с разработкой предложений по  предупреждению  аварий
   путем  внесения в проектную документацию и нормативные документы в
   области строительства необходимых изменений и дополнений,  а также
   широкого   информирования   участников  строительства  о  причинах
   произошедших аварий и мерах по их предупреждению.
       2. Расследование   причин   аварий   проводится   техническими
   комиссиями,  а  в  случаях,  когда  необходима  срочная   разборка
   обрушившихся    конструкций    для   спасения   пострадавших   или
   возобновления безопасной  эксплуатации  зданий  и  сооружений,  до
   начала  работы  технических  комиссий  создаются  местные комиссии
   предварительного расследования причин аварии.
       Технические комиссии   назначаются  Правительством  Российской
   Федерации,  федеральными органами исполнительной власти,  органами
   исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органами
   местного   самоуправления   или   участниками   строительства    в
   зависимости от тяжести аварии и ее последствий.
       В состав  комиссии,  в   качестве   заместителя   председателя
   комиссии,   в   обязательном   порядке   включается  ответственный
   представитель    соответствующей    инспекции     государственного
   архитектурно - строительного надзора.
       3. Представитель  инспекции  государственного  архитектурно  -
   строительного  надзора  участвует  в  работе технической комиссии,
   осуществляет  надзор   за   соблюдением   установленного   порядка
   расследования   причин  аварии,  в  случае  необходимости  требует
   привлечения к работе комиссии квалифицированных экспертов,  в  том
   числе   представителей  проектных  и  научно  -  исследовательских
   организаций, специалистов высших учебных заведений.
       4. Инспекции  государственного  архитектурно  -  строительного
   надзора ведут учет аварий  зданий  и  сооружений,  происходящих  в
   Российской    Федерации,    осуществляют    анализ    их   причин,
   подготавливают  оперативную  информацию  об  авариях  и  ежегодные
   технические  обзоры  причин аварий с разработкой мероприятий по их
   предупреждению,  при необходимости готовят предложения о  внесении
   изменений  в  проектную  документацию  и  нормативные  документы в
   области строительства.

       Статья 12. Выдача разрешений на право эксплуатации законченных
   строительством объектов жилищно - гражданского и производственного
   назначения

       Разрешения на право  эксплуатации  законченных  строительством
   объектов  жилищно  -  гражданского  и производственного назначения
   выдаются     соответствующими     инспекциями     государственного
   архитектурно - строительного надзора на заключительном этапе ввода
   объекта  в  эксплуатацию  и   дают   право   включать   объект   в
   государственную статистическую отчетность,  а также заселять жилые
   дома или использовать  по  назначению  другие  объекты  жилищно  -
   гражданского назначения или объекты производственного назначения.

       Статья 13.    Обязанности    и    ответственность   участников
   строительства

       1. Участники строительства обязаны:
       получать в  установленном  порядке  разрешения  на  выполнение
   строительно - монтажных работ по объектам жилищно - гражданского и
   производственного   назначения,   а   также    объектам    военной
   инфраструктуры;
       соблюдать требования   нормативных   документов   в    области
   строительства    при    строительстве    объектов,    производстве
   строительных материалов, изделий и конструкций;
       обеспечивать беспрепятственный    доступ    должностных    лиц
   инспекций государственного архитектурно - строительного надзора на
   подконтрольные  строящиеся объекты,  предприятия (производства) по
   выпуску  строительных  материалов,  изделий  и   конструкций   при
   предъявлении ими соответствующего удостоверения;
       выполнять требования,  предписания и постановления должностных
   лиц,  осуществляющих  государственный  архитектурно - строительный
   надзор,  не  противоречащие  нормам  законодательства   Российской
   Федерации;
       осуществлять производственный  контроль  подрядчика,  а  также
   технический   надзор   заказчика   и  авторский  надзор  проектных
   организаций   по   объектам,   перечень    которых    утверждается
   Правительством Российской Федерации;
       участвовать в установленном  порядке  в  расследовании  причин
   аварий   зданий   и  сооружений,  представлять  в  соответствующие
   инспекции государственного архитектурно  -  строительного  надзора
   донесения о произошедших авариях;
       проводить консервацию   зданий   и   сооружений   жилищно    -
   гражданского  и  производственного  назначения,  а  также объектов
   военной инфраструктуры в случае приостановки их  строительства  на
   срок более шести месяцев;
       организовывать проведение  профессиональной  аттестации  своих
   работников,   осуществляющих   контроль  за  качеством  работ  при
   строительстве  объектов,  производстве  строительных   материалов,
   изделий и конструкций;
       соблюдать установленный   порядок   при   вводе   объектов   в
   эксплуатацию,     получать     в     соответствующих    инспекциях
   государственного архитектурно - строительного  надзора  разрешения
   на право эксплуатации объектов.
       2. Участники    строительства    несут    ответственность    в
   соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

               Глава 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                  АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

       Статья 14.  Органы,  осуществляющие  в  Российской   Федерации
   государственный архитектурно - строительный надзор

       1. Органами,    осуществляющими    в    Российской   Федерации
   государственный архитектурно - строительный надзор, являются:
       Главная инспекция      государственного     архитектурно     -
   строительного надзора;
       Инспекция государственного    архитектурно   -   строительного
   надзора Вооруженных Сил Российской Федерации;
       инспекции государственного    архитектурно   -   строительного
   надзора субъектов Российской Федерации;
       инспекции государственного    архитектурно   -   строительного
   надзора по городам и районам  (приравненным  к  ним  муниципальным
   образованиям).
       2. Главная   инспекция   государственного    архитектурно    -
   строительного  надзора  входит  в  структуру  федерального  органа
   исполнительной     власти,     осуществляющего     государственное
   регулирование  в  области  строительства,  и  реализует  следующие
   основные полномочия:
       осуществляет организационно   -   методическое  руководство  и
   координацию деятельности инспекций государственного архитектурно -
   строительного надзора, а также контроль за соблюдением инспекциями
   норм законодательства Российской Федерации;
       обеспечивает государственный   архитектурно   -   строительный
   надзор   на   наиболее   ответственных,   технически   сложных   и
   потенциально  опасных  строительных объектах федерального значения
   (статья 6);
       проводит на   территории   Российской   Федерации   выборочные
   инспекционные проверки любых объектов  жилищно  -  гражданского  и
   производственного назначения,  объектов военной инфраструктуры,  а
   также   предприятий   (производств)   по   выпуску    строительных
   материалов, изделий и конструкций;
       осуществляет учет и технический анализ причин аварий зданий  и
   сооружений,   произошедших  на  территории  Российской  Федерации,
   проводит анализ уровня качества строительства;
       участвует в разработке и согласовании проектов законодательных
   и   нормативных   актов   в   части   вопросов,   относящихся    к
   организационно  -  правовому   порядку  и  качеству  строительства
   объектов,  производства   строительных   материалов,   изделий   и
   конструкций;
       выполняет иные  функции,  возложенные  на  нее  Правительством
   Российской Федерации.
       3. Инспекция  государственного  архитектурно  -  строительного
   надзора  Вооруженных  Сил  Российской Федерации входит в структуру
   центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации.
       Инспекция государственного    архитектурно   -   строительного
   надзора Вооруженных Сил  Российской  Федерации  и  подчиненные  ей
   отделы  в военных округах и на флотах осуществляют государственный
   архитектурно   -   строительный   надзор   на   объектах   военной
   инфраструктуры, строительство которых осуществляется организациями
   Вооруженных Сил Российской Федерации,  в порядке,  устанавливаемом
   Правительством Российской Федерации.

       Статья 15.  Должностные  лица,  осуществляющие государственный
   архитектурно - строительный надзор

       Право осуществления    государственного     архитектурно     -
   строительного  надзора предоставляется должностным лицам инспекций
   государственного архитектурно - строительного  надзора,  прошедшим
   профессиональную  аттестацию,  сдавшим квалификационные экзамены и
   получившим   звание   "Государственный   строительный    инспектор
   Российской  Федерации"  в  порядке,  установленном  Правительством
   Российской Федерации.

       Статья 16.  Основные  права  должностных  лиц,  осуществляющих
   государственный архитектурно - строительный надзор

       Должностные лица,        осуществляющие        государственный
   архитектурно  -  строительный  надзор,  имеют  следующие  основные
   права:
       беспрепятственного доступа на строящиеся объекты и предприятия
   (производства)  по  выпуску  строительных  материалов,  изделий  и
   конструкций при предъявлении соответствующего удостоверения;
       приостановки действия  разрешения  на выполнение строительно -
   монтажных работ и лицензий на деятельность по строительству зданий
   и  сооружений и производство строительных конструкций и материалов
   в  случаях  нарушения  порядка  выдачи  разрешений   и   лицензий,
   неисполнения лицензионных требований и условий;
       требовать от участников  строительства  (владельцев  объектов)
   проведения  необходимых  работ  по  консервации объектов жилищно -
   гражданского и производственного назначения в случае  приостановки
   их строительства на срок более шести месяцев;
       выдачи обязательных для исполнения  участниками  строительства
   предписаний об устранении допущенных нарушений и дефектов;
       приостановки строительства объектов, производства и реализации
   строительных   материалов,   изделий   и   конструкций   в  случае
   обнаружения  массового  брака  или  грубых  дефектов,   отсутствия
   необходимых разрешений, сертификатов и лицензий;
       применения мер административной ответственности в соответствии
   с    Законом    Российской    Федерации    "Об    административной
   ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений
   за  правонарушения  в  области  строительства"  (Ведомости  Съезда
   народных  депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного   Совета
   Российской Федерации,  1993,  N 2,  ст. 58) и другими нормативными
   правовыми  актами  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации.

       Статья 17.      Финансирование      деятельности     инспекций
   государственного архитектурно - строительного надзора

       1. Основным источником финансирования  деятельности  инспекций
   государственного  архитектурно  -  строительного  надзора являются
   соответствующие бюджетные средства.
       Дополнительными источниками     финансирования    деятельности
   инспекций государственного архитектурно  -  строительного  надзора
   являются:
       штрафы за правонарушения в области  строительства,  которые  в
   соответствии  с действующим законодательством Российской Федерации
   поступают  на  счета  органов  государственного   архитектурно   -
   строительного  надзора для развития их материально - технической и
   социальной базы;
       средства, закладываемые   в   сводные   сметные   расчеты   на
   строительство объектов,  в порядке, устанавливаемом Правительством
   Российской Федерации.
       2. Решениями  Правительства  Российской   Федерации,   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской Федерации и органов
   местного самоуправления для финансирования деятельности  инспекций
   государственного   архитектурно   -  строительного  надзора  могут
   предусматриваться и иные источники финансирования.

       Статья 18.   Меры   государственной   и   социальной    защиты
   должностных  лиц,  осуществляющих  государственный  архитектурно -
   строительный надзор

       1. Должностные    лица,     осуществляющие     государственный
   архитектурно   -   строительный   надзор,  находятся  под  защитой
   государства. Органы внутренних дел оказывают указанным должностным
   лицам содействие в выполнении возложенных на них обязанностей.
       2. Должностные    лица,     осуществляющие     государственный
   архитектурно - строительный надзор, при направлении в командировки
   пользуются правом бронирования и  получения  вне  очереди  мест  в
   гостинице,   приобретения   проездных   документов   на  все  виды
   транспорта.
       3. Правительством      Российской      Федерации,     органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации  и  органами
   местного  самоуправления могут устанавливаться дополнительные меры
   государственной   и    социальной    защиты    должностных    лиц,
   осуществляющих государственный архитектурно - строительный надзор.

       Статья 19.    Ответственность    инспекций    государственного
   архитектурно - строительного надзора и их должностных лиц

       Инспекции государственного   архитектурно   -    строительного
   надзора  и  их  должностные  лица  несут  ответственность  за свои
   действия в соответствии с действующим законодательством Российской
   Федерации.

                   Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 20.  Приведение  законодательных актов в соответствие с
   настоящим Федеральным законом

       1. Внести в Закон Российской  Федерации  "Об  административной
   ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений
   за  правонарушения  в  области  строительства"  (Ведомости  Съезда
   народных   депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета
   Российской Федерации,  1993,  N 2,  ст.  58) следующие изменения и
   дополнения:
       в пункте  2  статьи  2  слова  "законодательством   Российской
   Федерации" заменить словами "Правительством Российской Федерации";
       пункт 2 статьи 3 изложить в редакции:
       "2. Рассматривать    дела    о   правонарушениях   в   области
   строительства и налагать штрафы от имени органов  государственного
   архитектурно  -  строительного  надзора  вправе  начальник Главной
   инспекции государственного архитектурно - строительного надзора  и
   его     заместители,    начальник    Инспекции    государственного
   архитектурно - строительного надзора  Вооруженных  Сил  Российской
   Федерации и его заместители, начальники инспекций государственного
   архитектурно  -   строительного   надзора   субъектов   Российской
   Федерации и их заместители,  начальники инспекций государственного
   архитектурно  -  строительного  надзора  по  городам   и   районам
   (приравненным к ним муниципальным образованиям) и их заместители".
       2. В Закон  Российской  Федерации  "О  государственной  защите
   судей,   должностных   лиц   правоохранительных  и  контролирующих
   органов" (Собрание  законодательства  Российской Федерации,  1995,
   N 17, ст. 1455) внести следующее дополнение:
       пункт 12  части  первой   статьи   2   после   слов   "органов
   государственного    санитарно   -   эпидемиологического   надзора"
   дополнить  словами  "органов   государственного   архитектурно   -
   строительного надзора".
       3. Внести в  Закон  Российской  Федерации  "О  государственной
   пошлине" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
   и Верховного Совета Российской Федерации,  1992,  N 11,  ст.  521;
   Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 19;
   N 35,  ст.  4128;  1997,  N 29,  ст.  3506;  1998, N 30, ст. 3613)
   следующие дополнения:
       в статье 5:
       пункт 2 дополнить подпунктом 31 следующего содержания:
       "31) органы  государственного  архитектурно  -   строительного
   надзора, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам об
   обжаловании постановлений о наложении штрафов за правонарушения  в
   области  строительства,  о  взыскании  в соответствующие бюджеты и
   возврате из соответствующих бюджетов штрафов за  правонарушения  в
   области строительства";
       пункт 3 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
       "8) органы   государственного   архитектурно  -  строительного
   надзора, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам об
   обжаловании  постановлений о наложении штрафов за правонарушения в
   области строительства,  о взыскании в  соответствующие  бюджеты  и
   возврате  из  соответствующих бюджетов штрафов за правонарушения в
   области строительства".

       Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

       1. Настоящий Федеральный закон вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.
       2. Предложить Президенту Российской Федерации и  Правительству
   Российской  Федерации  привести  свои  нормативные правовые акты в
   соответствие с настоящим Федеральным законом.
       3. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный
   срок принять нормативные правовые акты,  обеспечивающие реализацию
   настоящего Федерального закона.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
                  АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

       Анализ поступающих   в   Комитет   Государственной   Думы   по
   промышленности,  строительству,  транспорту  и  энергетике писем и
   обращений органов исполнительной  власти,  организаций  и  граждан
   показывает,  что  наряду  со  многими  проблемами,  стоящими перед
   строительной отраслью, одной из основных является повышение уровня
   качества строительства.
       Особое значение решение этой проблемы приобретает в  настоящее
   время в условиях острой нехватки инвестиций в строительстве, когда
   изыскиваемые с огромным трудом бюджетные и внебюджетные финансовые
   средства   в   последующем  используются  на  устранение  брака  и
   нарушений,  допущенных   в   процессе   строительства   зданий   и
   сооружений,  а  также  на  различного  рода  внеплановые ремонты в
   процессе эксплуатации объектов.
       По данным    исследований    ряда    центральных    научно   -
   исследовательских институтов,  вследствие  дефектов  и  нарушений,
   допускаемых при строительстве зданий и сооружений,  размер средств
   на устранение брака  по  объектам  различных  конструктивных  схем
   составляет  в среднем 3 - 5%  от стоимости строительно - монтажных
   работ,  эксплуатационные затраты на  ремонты  составляют  6  -  8%
   (вместо  0,75 - 1%  по нормам),  а ущерб,  причиненный авариями на
   строящихся и эксплуатируемых  объектах,  вообще  трудно  поддается
   подсчету.
       На достаточно  высоком  уровне  продолжает  оставаться   также
   количество     зарегистрированных     органами    Государственного
   архитектурно - строительного надзора Российской  Федерации  аварий
   строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений,  число которых в
   1998 г.  составило 34 и возросло по сравнению с 1996 - 1997 годами
   на 24%.  Кроме того,  возрастает их тяжесть:  в последние 2 года в
   ряде регионов - Томске, Нальчике, Котласе произошли крупные аварии
   с  человеческими  жертвами.  Уже  в  первые  месяцы  текущего года
   произошли  крупные  аварии  в  Республике  Татарстан,   Удмуртской
   Республике, в Томской области.
       В этих условиях  важнейшим  инструментом,  способным  защитить
   жизнь  и  здоровье  граждан  от  недоброкачественной  строительной
   продукции, а также снизить непроизводительные затраты, связанные с
   устранением   брака   в   процессе  строительства  и  эксплуатации
   объектов,  являются государственные формы  регулирования  качества
   строительства,    в    том    числе    нормирование,   экспертиза,
   лицензирование,  сертификация.  При  этом  особое  место  занимает
   государственный   архитектурно   -  строительный  надзор,  который
   осуществляется органами  Госархстройнадзора  России  на  последнем
   этапе   инвестиционного   процесса   -  строительстве  и  вводе  в
   эксплуатацию зданий и сооружений.
       Однако, практика  деятельности органов строительного надзора в
   последние два года показывает,  что  после  принятия  Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской Федерации" появилась негативная тенденция по  реальному
   распаду системы Госархстройнадзора России, изначально образованной
   как трехуровневая функциональная система,  "вобравшая" в себя  как
   государственные (федеральный уровень, уровень субъектов Российской
   Федерации),  так и местно  -  управленческие  полномочия  (уровень
   органов местного самоуправления).
       С одной стороны,  это связано  с  тем,  что  указанные  органы
   архитектурно  - строительного надзора,  лишившись государственного
   статуса,  потеряли право наложения штрафов.  Это повлекло за собой
   резкое  сокращение  в  последний  год строительных инспекторов или
   вообще ликвидацию инспекций в городах и районах.
       С другой   стороны,   ввиду  отсутствия  федерального  закона,
   регулирующего отношения в области государственного архитектурно  -
   строительного  надзора,  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации
   приняты  соответствующие  законодательные   акты   по   указанному
   вопросу,  которые  фактически  привели  к  "автономизации" органов
   Госархстройнадзора  отдельных  субъектов   Российской   Федерации,
   преобладанию  местнических интересов над государственными,  спорам
   по этому вопросу между субъектами Федерации  и  органами  местного
   самоуправления в арбитражных судах.
       Анализ действующего законодательства Российской  Федерации,  в
   том числе некоторых принятых в последние годы законов, показывает,
   что  на  сегодняшний  день   практически   исчерпаны   возможности
   нормативного  регулирования  на  уровне  Правительства  Российской
   Федерации и уровне субъектов Российской Федерации  деятельности  в
   области государственного архитектурно - строительного надзора.
       В этих   условиях   представляется   чрезвычайно   важным    в
   соответствии  со  статьей  71  Конституции  Российской  Федерации,
   статьями  11  и  19   Федерального   закона   "Об   инвестиционной
   деятельности   в  Российской  Федерации,  осуществляемой  в  форме
   капитальных  вложений"  принять  на  уровне  Российской  Федерации
   необходимые  меры  по упорядочению деятельности в области контроля
   за  стандартами  (нормами,  правилами)  в  области  строительства,
   решению   стоящих  перед  государством  задач  по  защите  прав  и
   интересов потребителей строительной продукции на безопасную  среду
   жизнедеятельности,  что  в  первую  очередь  связано с эффективным
   функционированием   в   Российской   Федерации   системы   органов
   государственного архитектурно - строительного надзора.
       Принятие внесенного на рассмотрение депутатов  Государственной
   Думы проекта Федерального закона "О государственном архитектурно -
   строительном  надзоре  в  Российской  Федерации"  позволит  решить
   большинство вопросов,  которые имеют основополагающее значение для
   дальнейшего  функционирования   созданной   государством   системы
   органов  Госархстройнадзора,  в  том  числе  сохранить  и укрепить
   инспекции   в   городах   и  районах,  где  они  составляют  около
   75 процентов общей численности работников Госархстройнадзора.
       Органы местного самоуправления законопроектом в  установленном
   порядке  наделяются государственными полномочиями по осуществлению
   государственного  архитектурно  -   строительного   надзора   (что
   соответствует   в   том   числе   и   их   интересам),  инспекциям
   государственного архитектурно - строительного надзора в городах  и
   районах  предоставляется право наложения штрафов за правонарушения
   в области строительства, которые зачисляются в местные бюджеты.
       Законопроект определяет    основные   положения   по   порядку
   государственного архитектурно - строительного надзора  и  принципы
   его     осуществления,     устанавливает     полномочия    органов
   государственного  архитектурно  -  строительного  надзора   и   их
   должностных   лиц,   в  том  числе  полномочия  Главной  инспекции
   государственного  архитектурно   -   строительного   надзора   как
   методического,  организационного и контрольного центра, на который
   возлагается также самостоятельный контроль на наиболее  технически
   сложных и потенциально опасных федеральных объектах.
       Важной нормой,  которая  включена  в  законопроект,   является
   распространение   государственного  архитектурно  -  строительного
   надзора на граждан и предпринимателей без образования юридического
   лица,  количество  строящихся  объектов  которыми в последние годы
   значительно возросло.
       Концепция законопроекта  предполагает  принятие  в последующем
   ряда  нормативных   правовых   актов   Правительством   Российской
   Федерации   по   различным  вопросам  в  области  государственного
   архитектурно - строительного надзора,  которые позволят  в  полной
   мере  обеспечить реализацию Федерального закона "О государственном
   архитектурно - строительном надзоре в Российской Федерации".
       Принятие законопроекта  в  предложенной  редакции не потребует
   принятия   новых   законодательных   актов,   а   также   принятия
   дополнительного  законодательного  акта  о  признании  утратившими
   силу,   приостановлении,   изменении,   дополнении   иных    актов
   федерального законодательства.
       Реализация Федерального     закона     "О      государственном
   архитектурно - строительном  надзоре  в  Российской  Федерации" не
   потребует дополнительных материальных затрат,  позволит  сократить
   непроизводительные  государственные  расходы  на устранение брака,
   недоделок, последствий аварий, уменьшить эксплуатационные затраты,
   а  также решить задачу усиления роли государства в вопросах защиты
   граждан от  недоброкачественной  строительной  продукции  за  счет
   повышения    действенности    одной   из   форм   государственного
   регулирования  инвестиционной  деятельности   -   государственного
   архитектурно - строительного надзора.



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное