ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2007 г. по делу N 10074/07
Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Куликовой В.Б.,
Локтенко Н.И., при ведении протокола помощником судьи Лавриковой
Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
организации научного обслуживания "Агронаучсервис" РАСХН и
Российской академии сельскохозяйственных наук о признании частично
недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от организации научного обслуживания "Агронаучсервис" - Чочаев
А.Х. - директор; Айдиев Р.А. - представитель (на основании
доверенности от 23.10.2007 N 111);
от Россельхозакадемии - Айдиев Р.А. - представитель (на
основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798);
от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на
основании поручения от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от
30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
от Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом
- Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от
30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
организация научного обслуживания "Агронаучсервис" РАСХН
(далее - ОНО "Агронаучсервис") и Российская академия
сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия") обратились
в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к
Правительству Российской Федерации о признании недействительным
распоряжения от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного
плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год
и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008
- 2010 годы, в части включения ОНО "Агронаучсервис" РАСХН в
перечень федеральных государственных унитарных предприятий,
планируемых к приватизации в 2008 году.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований на
предмет спора привлечено Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом (далее - ФАУФИ).
В обоснование требования заявители указали на то, что
названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой
части принято с нарушением норм статей 5 и 6 Федерального закона
от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной
научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона от
21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества", и порядка разработки прогнозного плана
(программы) приватизации. Заявители также указали на то, что
приватизация ОНО "Агронаучсервис" приведет к разрушению
технологического единства научной и опытно-производственной
деятельности подведомственных Россельхозакадемии организаций, а
также к прекращению имущественных прав академии на имущество,
используемое в научно-производственной деятельности.
Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного
требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не
нарушает права заявителей, поскольку приватизация ОНО
"Агронаучсервис" предполагается путем его преобразования в
открытое акционерное общество с сохранением характера его
деятельности. Включение ОНО "Агронаучсервис" в прогнозный план
приватизации произведено с соблюдением норм законодательства о
приватизации и с согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме
РАСХН от 05.03.2007 N 01-29-10/32.
ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц
поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав
представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что
заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2.2 устава ОНО
"Агронаучсервис" входит в состав Российской академии
сельскохозяйственных наук, и находится в непосредственном
организационно-методическом подчинении академии; является
организацией, созданной с целью выполнения
научно-исследовательских работ по разработке метрологического
оборудования и методическому обеспечению исследований с
использованием метрологического оборудования, проводимых
учреждениями Россельхозакадемии, а также обеспечивает проведение
исследований в сфере контроля средств измерения и унификации
метрологического оборудования. Реорганизация и ликвидация ОНО
"Агронаучсервис" может быть произведена только по решению
Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 устава).
Договором от 01.11.2003 N Х1.23 за ОНО "Агронаучсервис"
закреплено на праве хозяйственного ведения государственное
имущество в соответствии с постановлением президиума
Россельхозакадемии от 10.05.2003 и приказом Россельхозакадемии от
10.06.2003 N 67.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996
N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"
(далее - Федеральный закон "О науке..."), Россельхозакадемия
наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и
переподчинение учреждений, организаций и предприятий
Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении
закрепленного за подчиненными организациями государственного
имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление
указанных полномочий отнесено к компетенции президиума
Россельхозакадемии.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О
приватизации государственного и муниципального имущества" (далее -
Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление
федеральными органами исполнительной власти в Правительство
Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их
ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
Между тем, материалами дела не подтверждается, что ОНО
"Агронаучсервис" или Россельхозакадемия обращались в Правительство
Российской Федерации или в ФАУФИ с предложениями о приватизации
названной организации.
Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о
создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и
организаций академии относится к исключительной компетенции
Президиума Россельхозакадемии. президиум Россельхозакадемии
решения о приватизации ОНО "Агронаучсервис" не принимал, о чем
свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного
президиумом по факту направления в ФАУФИ списка организаций
научного обслуживания для включения в прогнозный план приватизации
федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду
не представлено.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на
которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности
издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее
решение президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть
принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования
вопроса о приватизации названной организации.
Кроме того, письмами от 26.03.2007 N 01-29-06/56 и от
28.03.2007 N 01-29-10/59, направленными в Аппарат Правительства
Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Россельхозакадемия просила исключить из
проекта плана приватизации федерального имущества на 2008 год ряд
организаций, в том числе организацию научного обслуживания
"Агронаучсервис".
Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Согласно
пункту 11 Правил федеральные органы исполнительной власти не
позднее 10 июня представляют согласованные перечни
подведомственных им федеральных предприятий и организаций,
подлежащих приватизации, в ФАУФИ, а в случае разногласий по
проекту программы ФАУФИ проводит с этими органами согласительные
совещания с участием представителя Министерства экономического
развития и торговли РФ.
В связи с изложенным, указанные письма Россельхозакадемии об
исключении ОНО "Агронаучсервис" из прогнозного плана приватизации,
неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ и ФАУФИ.
ОНО "Агронаучсервис" представлены в дело дополнительные
документы (приказ ВАСХНИЛ и Госагропрома РСФСР от 20.10.1987 N
113ПК/930 "Об организации сервисного обслуживания приборов и
лабораторного оборудования", письмо Россельхозакадемии от
09.02.2006 N 27/06/18ц, научный план научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по проблеме 09 на 2007 год, договоры
на выполнение отдельных научно-исследовательских работ в 2007
году), из которых усматривается, что данная организация участвует
в осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
пусконаладочных работ, связанных с разработкой приоритетных
направлений развития метрологического обеспечения научных
организаций и предприятий Россельхозакадемии. Иных организаций,
осуществляющих данное направление исследований, по заявлению
Россельхозакадемии, в ее составе не имеется.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..."
при реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и
(или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных
баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008
год не содержит указания на способ приватизации включенных в него
предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13
Федерального закона "О приватизации...", предполагает
реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного
предприятия.
Следовательно, в результате приватизации ОНО "Агронаучсервис"
утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности
Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций и сохранения
единства научно-производственного комплекса в сфере
метрологического обеспечения.
Включение ОНО "Агронаучсервис" в прогнозный план (программу)
приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия
Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные
интересы, противоречит названным нормам права, а также требованиям
Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону
или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, принимает решение о признании этого
акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать недействительным распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации
научного обслуживания "Агронаучсервис" Российской академии
сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных
унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году
(пункт 2.186) как не соответствующее Федеральному закону "О
приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
В.Б.КУЛИКОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
|