ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2007 г. N ВКПИ07-49
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре
капитане юстиции Старкове Д.М., с участием представителя
Правительства Российской Федерации - заместителя начальника
юридической службы 1 управления Главного финансово-экономического
управления Министерства обороны РФ полковника Павлова О.Б.,
старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о
признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства
Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по
реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007
год", установившего выплату в 2007 году денежной компенсации
военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей
в сутки,
установила:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства
Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по
реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007
год", установившего выплату в 2007 году денежной компенсации
военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей
в сутки, считая, что эта норма правового акта противоречит статье
14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в ее взаимосвязи
с частями 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и
определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30
сентября 2004 г. N 379-О и от 5 ноября 2004 г. N 349-О. При этом
он просит о признании недействующим этого Постановления
Правительства Российской Федерации в части установления в 2007
году денежной компенсации взамен продовольственного пайка
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту не в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (лишенным
с 1 января 2005 г. права получать продовольственный паек
продуктами на руки), в размере 20 рублей в сутки, в той мере, в
которой указанный размер не соответствует реальной стоимости
продовольственного пайка (его реальная стоимость, по мнению
заявителя, превышает размер компенсации почти в три раза).
В дополнении к заявлению С. также указывает, что, принимая
Постановление от 23 февраля 2007 года N 126, Правительство
Российской Федерации не обеспечило посредством установления
денежной компенсации сохранение и возможное повышение ранее
достигнутого уровня социальной защиты военнослужащих, как это
предписывалось преамбулой и ст. 153 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ, а также п. 4 ст. 13 Федерального
закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В возражениях на заявление представитель Правительства
Российской Федерации - заместитель начальника юридической службы 1
управления Главного финансово-экономического управления
Министерства обороны РФ полковник Павлов О.Б., полагая, что
указанное в заявлении С. Постановление Правительства Российской
Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 принято в строгом
соответствии с действующим законодательством, просил суд в
удовлетворении его необоснованных требований отказать.
В связи с неявкой в суд заявителя, своевременно извещенного о
времени и месте судебного заседания и не представившего сведений о
причине неявки, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле,
гражданское дело рассмотрено в отсутствие С.
Представитель Правительства Российской Федерации Павлов О.Б. в
суде заявил, что обжалуемое Постановление не противоречит ни
Конституции Российской Федерации, ни Федеральному закону "О
статусе военнослужащих", ни правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации по этому вопросу, а поэтому не нарушает и
прав военнослужащих.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя
Правительства Российской Федерации Павлова О.Б., заключение
старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего
необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать,
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит
заявление С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в статью 14 Федерального
закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были
внесены изменения, предусматривающие, что с 1 января 2005 года
размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка
устанавливается Правительством Российской Федерации, а выдача
продовольственного пайка производится только военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту в районах крайнего Севера и
приравненных к ним местностях.
Учитывая это, Правительством Российской Федерации принято
Постановление от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации
Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". Денежная
компенсация взамен продовольственного пайка в соответствии с п. 47
Постановления установлена военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту, в размере 20 рублей в сутки.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать суду вывод о
том, что Правительство Российской Федерации имело право
устанавливать денежную компенсацию военнослужащим взамен
продовольственного пайка в указанном размере и действовало при
этом в строгом соответствии с требованиями законодательства.
Утверждение заявителя о том, что п. 47 Постановления
Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. N 126
противоречит концептуальным задачам сохранения и возможного
повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты
военнослужащих, поставленным в преамбуле, статье 153 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и в пункте 4 статьи 13
Федерального закона "О статусе военнослужащих", не соответствует
действительности, поскольку эти законодательные нормы в своем
единстве направлены на недопущение снижения уровня материального
обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в
денежную форму.
Выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продпайка
является не льготой, а одной из форм продовольственного
обеспечения. Установленный же Правительством Российской Федерации
в 2007 году размер компенсации (20 рублей в сутки) аналогичен
размеру таких выплат, начиная с 2000 года, что никак не может
свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты
военнослужащих.
Что же касается ссылки заявителя на предписания частей 2 и 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации, то она является
беспредметной, поскольку эти требования Основного закона России
правовых отношений, вытекающих из оспариваемой им нормы, в прямой
постановке не регулируют.
Не могут иметь характер обязательных предписаний для
разрешения заявления С. и определения Конституционного Суда
Российской Федерации от 30 сентября и 5 ноября 2004 года,
поскольку они вынесены по проблемам конституционности
законодательной регламентации вопроса продовольственного
обеспечения военнослужащих до 1 января 2005 года.
Вопреки доводам заявителя, обжалуемый пункт 47 Постановления
Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126
"О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете
на 2007 год", которым на 2007 год установлена денежная компенсация
военнослужащим взамен продовольственного пайка также в размере 20
рублей в сутки, не противоречит ни Конституции Российской
Федерации, ни Федеральным законам от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О
статусе военнослужащих", ни правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации по этому вопросу, а поэтому не нарушает и
прав военнослужащих.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 252 и 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации,
решила:
в удовлетворении заявления С. о признании недействующим пункта
47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля
2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2007 год", установившего в 2007 году
денежную компенсацию военнослужащим взамен продовольственного
пайка в размере 20 рублей в сутки, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня
принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ
|