МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 2003 г. N 13-51-109/13
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в
начальной школе со второго класса. В 2003 году условия
эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с
реализацией программ информатизации образования. В школы страны
поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных
материалов, школы подключаются к Интернет, формируются
образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы
условия для активного применения средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении информатике в
начальной школе.
Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен
на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на
уроках информатики на других предметах с использованием средств
ИКТ.
Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной
деятельности: сбор информации, организация информации, поиск
информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная
составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными
внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с
простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся
обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса,
учились пользоваться манипулятором "мышь", узнали о видах
информационных объектов. При этом не требовалось регулярное
использование средств ИКТ на уроках информатики, большую часть
занятий составляли задания, использующие технические средства
обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской
деятельности. Компьютер можно было использовать по мере
необходимости.
Особенностью обучения информатике в начальной школе является
постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем
классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с
поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим
предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими
средствами обучения на уроках информатики.
В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и
бескомпьютерных инструментов при обучении информатике в следующих
видах информационной деятельности:
1. Сбор, запись информации, презентация.
Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат,
видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.
Перечисленное оборудование предназначено для записи информации
из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата
деятельности учащихся.
2. Поиск информации, организация информации.
Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии,
словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров,
таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.
Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию,
представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с
различными формами представления информации.
3. Исследование и анализ информации, моделирование и
конструирование.
Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры;
микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие
чертежные инструменты и материалы для художественного творчества
(пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для
папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные
инструменты и синтезаторы звука.
Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и
компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется
заданиями, направленными на развитие логического и
алгоритмического мышления учащихся, компьютерная - на формирование
умений учащихся работать с информацией с использованием средств
ИКТ.
Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:
- Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты.
Изображения. Иллюстрации. Аудио и видео записи.
- Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы,
радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.
- Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части
книги и их назначение. Каталог. Справочники.
- Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема
поиска информации. План поиска. Анализ информации.
- Применение информации. Создание новых информационных
объектов. Обмен информацией.
- Представление информации. Описание предметов. Описание
действий. Алгоритм и его исполнение.
- Схемы. Таблицы. Графы.
- Алфавит логики. Рассуждения.
Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:
- Технические средства приема, передачи, хранения и обработки
информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение,
телефон, компьютер.
- Компьютер и его составные части. Правила поведения в
компьютерном классе и правила работы на компьютере. Приемы работы
с клавиатурой.
- Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации
на компакт-дисках.
- Создание на компьютере информационных объектов (текстов,
изображений).
В третьем классе значительно увеличивается доля практических
заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для
осуществления баланса между бескомпьютерной и компьютерной
составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем классе
реализовать содержание курса как на уроках информатики (1 раз в
неделю), так и в качестве отдельных блоков содержания курса
информатики в других учебных предметах.
Урок информатики в третьем класс, представленный как отдельный
урок для всего класса без деления на группы в бескомпьютерном
варианте (с возможным использованием одного компьютера на рабочем
месте учителя), может проводиться учителем начальных классов или
учителем информатики.
Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка
домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7
минут, с использованием технических средств обучения, в том числе
телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут),
практическое или проектное задание (примерно 10 минут с
использованием технических средств обучения и инструментов
исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием
одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме
эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В
течение урока необходимо проводить физкультминутку (1 - 3 минуты).
В случае если содержание курса информатики изучается
отдельными блоками на других предметах, рекомендуется использовать
проектную форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в
кабинете, где установлены не менее 3-х компьютеров.
Проектное задание должно быть связано с содержанием курса
учебного предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока
содержания курса информатики. Вставки в урок рекомендуется
осуществлять не чаще 2-х раз в неделю. Такой урок рекомендуется
проводить учителю начальных классов, имеющему соответствующую
подготовку.
Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом,
для чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для
практической работы класс делится на бригады, для чего
предусмотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также
устройствами, подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в состав
бригады, за которой закрепляется один компьютер, включать не более
3-х человек. Практическая работа (до 15 минут) в бригаде
реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной деятельности и
предназначена для выполнения заданий проекта и обсуждения
результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную часть
задания как бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную
(около 5 минут). Бескомпьютерная часть задания может включать в
себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с
инструментами исследовательской деятельности, с материалами
художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с
устройствами для записи информации, в том числе дополнительными
устройствами, подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть
задания может включать в себя работу с творческими компьютерными
средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами,
обучающими играми соответствующей тематики.
В общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность
использовать для обучения информатике в начальной школе
компьютерный кабинет, рекомендуется организовать проведение
компьютерной части урока по информатике в таком кабинете. Для
этого класс делится на две группы. Компьютерную часть урока
целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной
группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы).
В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть
урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом,
группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока.
Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном
учреждении предусмотрена оплата двух учителей, работающих в рамках
одного урока.
Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким
образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в
качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время
прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1
- 2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для
самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и
пр. Основная цель домашней работы - использовать полученные знания
и умения информационной деятельности при выполнении заданий по
другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка
сообщения, поиск и подбор информации).
Для использования средств ИКТ в обучении информатике
рекомендуется заранее выбрать такую организацию обучения
информатике, которая наиболее подходит для образовательного
учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.
Урок в классной комнате.
В ней целесообразно установить один компьютер с возможностью
подключения к нему переносного мультимедийного проектора или
телевизора.
Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принтером,
графическим планшетом, звуковыми колонками.
Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры
позволит расширить возможности использования наглядности в
обучении: создание компьютерных видео-коллекций детских работ,
фрагментов занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции
по ознакомлению окружающему миру.
Урок в читальном зале библиотеки.
В нем можно организовать проектное обучение информатике и
занятия по обучению различным предметам с компьютерной поддержкой,
если снабдить читальный зал 3 - 5 компьютерами, в том числе
объединенными в локальную сеть школы.
Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность
подключения к телевизору компьютера или подключения к компьютеру
мультимедийного проектора позволит организовать лектории,
обсуждение коллективных проектов учащихся, их индивидуальных
сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении наличие
рабочих столов, позволяющих учащимся, не занятым в данный момент
работой за компьютером, выполнять бескомпьютерную часть задания,
проводить групповое обсуждение учебных проблем с учителем.
В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение
школьной медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных
педагогическим коллективом школы.
Читальный зал библиотеки при таком оснащении становится и
методическим кабинетом для учителей, что позволяет организовать
регулярные консультации по вопросам использования ИКТ в обучении,
применения медиатеки и видеотеки школы в учебном процессе.
Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном зале
школьной библиотеки, выходом в Интернет для ознакомления с
простейшими формами телекоммуникационной деятельности -
электронной почтой. В рамках проектных работ на уроке возможно
организовать переписку учащихся между городами, выход на
образовательные и познавательные сайты.
Урок в актовом зале школы.
При наличии актового зала в школе или видеозала целесообразно
оборудовать его как компьютерный лекторий (компьютер, звуковая
система, переносной или стационарно установленный мультимедийный
проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных
занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и
занятий воспитательного характера.
Урок в компьютерном кабинете.
Для проведения уроков информатики и занятий по другим
предметам в компьютерном кабинете возможно привлекать
дополнительное оборудование:
- мультимедийный проектор;
- цветной струйный принтер;
- сканер;
- колонки компьютерные;
- графический планшет для рисования;
- цифровой фотоаппарат или видеокамера;
- музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного ввода и
преобразования мелодий.
Желательно иметь инструменты для создания и редактирования
текстов:
- магнитные карточки, доски и другие системы набора;
- штампы, трафареты;
- ручки, фломастеры;
- текстовые компьютерные редакторы с программой проверки
правописания;
- клавиатурные тренажеры.
Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к
самостоятельному использованию в учебной деятельности
информационных источников, в том числе ресурсов школьной
библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на
компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием
средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в
области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые
учащиеся выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят
им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и
средств ИКТ и применить его в четвертом классе при выполнении
подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению
учащихся в информационное образовательное пространство.
Руководитель Департамента
общего образования
А.В.БАРАННИКОВ
|