Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 22.05.2003 N 13-51-109/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                    от 22 мая 2003 г. N 13-51-109/13
   
          ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
               ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
                           ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
       В  2002  году  начался  эксперимент  по  обучению информатике в
   начальной   школе   со   второго   класса.   В  2003  году  условия
   эксперимента  в  начальной  школе  значительно изменились в связи с
   реализацией  программ  информатизации  образования.  В школы страны
   поставлены  компьютеры,  разрабатывается  серия электронных учебных
   материалов,    школы    подключаются    к   Интернет,   формируются
   образовательные  порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы
   условия   для   активного   применения   средств  информационных  и
   коммуникационных   технологий   (ИКТ)   в  обучении  информатике  в
   начальной школе.
       Трехлетний  цикл обучения информатике в начальной школе нацелен
   на  формирование  у учащихся умений применять знания, полученные на
   уроках  информатики  на  других  предметах с использованием средств
   ИКТ.
       Во  втором  классе учащиеся знакомились с видами информационной
   деятельности:   сбор   информации,  организация  информации,  поиск
   информации,  хранение информации, передача информации. Компьютерная
   составляющая  обучения  состояла в первичном знакомстве с основными
   внешними   устройствами   компьютера,   ознакомительной  работой  с
   простейшими  обучающими  программами  игрового  характера. Учащиеся
   обучались  элементам клавиатурного письма, графического интерфейса,
   учились   пользоваться   манипулятором   "мышь",   узнали  о  видах
   информационных   объектов.   При  этом  не  требовалось  регулярное
   использование  средств  ИКТ  на  уроках  информатики, большую часть
   занятий   составляли  задания,  использующие  технические  средства
   обучения  (ТСО),  инструменты  исследовательской  и конструкторской
   деятельности.   Компьютер   можно   было   использовать   по   мере
   необходимости.
       Особенностью  обучения  информатике  в начальной школе является
   постепенное  наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем
   классе  учащиеся  готовы  к  использованию  ТСО  и  средств  ИКТ  с
   поддержкой  учителя  на  уроках  информатики  и при обучении другим
   предметам,  так  как во втором классе они уже познакомились с этими
   средствами обучения на уроках информатики.
       В  третьем  классе целесообразно продолжить использование ТСО и
   бескомпьютерных  инструментов  при обучении информатике в следующих
   видах информационной деятельности:
       1. Сбор, запись информации, презентация.
       Оборудование:  телевизор,  магнитофон  или  плеер, фотоаппарат,
   видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.
       Перечисленное  оборудование предназначено для записи информации
   из  окружающего  мира  и коммуникации, записи процесса и результата
   деятельности учащихся.
       2. Поиск информации, организация информации.
       Оборудование:  учебные  игры  (например,  лото),  энциклопедии,
   словари,   магнитная  доска  и  карточки,  доска  для  фломастеров,
   таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.
       Перечисленное  оборудование  позволяет организовать информацию,
   представить  ее  структурно,  схематично,  познакомить  учащихся  с
   различными формами представления информации.
       3.   Исследование   и   анализ   информации,   моделирование  и
   конструирование.
       Оборудование:  весы;  измерители  объема,  длины,  температуры;
   микроскоп;  датчики;  конструкторы,  в  том  числе ЛЕГО, простейшие
   чертежные  инструменты  и  материалы для художественного творчества
   (пластилин,  разнообразные  краски  и  кисти,  бумага  и  сырье для
   папье-маше,   ножницы   и   клей,   веревки  и  нити);  музыкальные
   инструменты и синтезаторы звука.
       Обучение   в   третьем   классе   включает   бескомпьютерную  и
   компьютерную  составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется
   заданиями,     направленными     на    развитие    логического    и
   алгоритмического  мышления учащихся, компьютерная - на формирование
   умений  учащихся  работать  с  информацией с использованием средств
   ИКТ.
       Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:
       -   Виды   информации.   Знаки.   Слова.  Предложения.  Тексты.
   Изображения. Иллюстрации. Аудио и видео записи.
       -  Источники  информации.  Наблюдения.  Книги, газеты, журналы,
   радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.
       -  Организация  информации. Алфавитный порядок. Составные части
   книги и их назначение. Каталог. Справочники.
       -  Поиск  и  анализ  информации.  Сужение  и  расширение объема
   поиска информации. План поиска. Анализ информации.
       -   Применение   информации.   Создание   новых  информационных
   объектов. Обмен информацией.
       -   Представление   информации.  Описание  предметов.  Описание
   действий. Алгоритм и его исполнение.
       - Схемы. Таблицы. Графы.
       - Алфавит логики. Рассуждения.
       Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:
       -  Технические  средства приема, передачи, хранения и обработки
   информации.  Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение,
   телефон, компьютер.
       -   Компьютер  и  его  составные  части.  Правила  поведения  в
   компьютерном  классе  и правила работы на компьютере. Приемы работы
   с клавиатурой.
       -  Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации
   на компакт-дисках.
       -  Создание  на  компьютере  информационных  объектов (текстов,
   изображений).
       В  третьем  классе  значительно увеличивается доля практических
   заданий,   учебных  проектов  с  использованием  средств  ИКТ.  Для
   осуществления   баланса   между   бескомпьютерной   и  компьютерной
   составляющими  обучения  информатике рекомендуется в третьем классе
   реализовать  содержание  курса  как  на уроках информатики (1 раз в
   неделю),  так  и  в  качестве  отдельных  блоков  содержания  курса
   информатики в других учебных предметах.
       Урок  информатики в третьем класс, представленный как отдельный
   урок  для  всего  класса  без  деления  на группы в бескомпьютерном
   варианте  (с  возможным использованием одного компьютера на рабочем
   месте  учителя),  может  проводиться учителем начальных классов или
   учителем информатики.
       Рекомендуется   выделить   следующие   этапы   урока:  проверка
   домашнего  задания  (до  5  минут), изучение новой темы (примерно 7
   минут,  с  использованием технических средств обучения, в том числе
   телевизора,  компьютера),  закрепление  материала  (около 7 минут),
   практическое   или   проектное   задание   (примерно   10  минут  с
   использованием   технических   средств   обучения   и  инструментов
   исследовательской  и конструкторской деятельности, с использованием
   одного  компьютера  в  классе в качестве электронной доски в режиме
   эстафеты,   выступления),   обсуждение  результатов  (5  минут).  В
   течение урока необходимо проводить физкультминутку (1 - 3 минуты).
       В   случае   если   содержание   курса   информатики  изучается
   отдельными  блоками на других предметах, рекомендуется использовать
   проектную  форму  работы.  Целесообразно  проводить такие занятия в
   кабинете, где установлены не менее 3-х компьютеров.
       Проектное  задание  должно  быть  связано  с  содержанием курса
   учебного  предмета,  в рамках которого осуществляется вставка блока
   содержания   курса   информатики.   Вставки  в  урок  рекомендуется
   осуществлять  не  чаще  2-х  раз в неделю. Такой урок рекомендуется
   проводить   учителю  начальных  классов,  имеющему  соответствующую
   подготовку.
       Первую  часть  такого  занятия учащиеся обучаются всем классом,
   для   чего   предусмотрено   рабочее  пространство  в  классе.  Для
   практической   работы   класс   делится   на   бригады,   для  чего
   предусмотрены  рабочие  места,  оборудованные компьютерами, а также
   устройствами,  подключаемыми  к  компьютеру. Рекомендуется в состав
   бригады,  за которой закрепляется один компьютер, включать не более
   3-х   человек.   Практическая   работа  (до  15  минут)  в  бригаде
   реализуется  сменой  бескомпьютерной  и компьютерной деятельности и
   предназначена   для   выполнения   заданий   проекта  и  обсуждения
   результатов.  Каждый  учащийся  должен  иметь  индивидуальную часть
   задания  как  бескомпьютерную  (до  10  минут),  так и компьютерную
   (около  5  минут).  Бескомпьютерная  часть задания может включать в
   себя:   работу   в   тетрадях,   с  конструкторским  материалом,  с
   инструментами   исследовательской   деятельности,   с   материалами
   художественного  творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с
   устройствами  для  записи  информации,  в том числе дополнительными
   устройствами,   подключаемыми   к  компьютеру.  Компьютерная  часть
   задания  может  включать  в себя работу с творческими компьютерными
   средами,  с  текстом,  графикой, звуком на компьютере, тренажерами,
   обучающими играми соответствующей тематики.
       В    общеобразовательных   учреждениях,   имеющих   возможность
   использовать   для   обучения   информатике   в   начальной   школе
   компьютерный   кабинет,   рекомендуется   организовать   проведение
   компьютерной  части  урока  по  информатике  в  таком кабинете. Для
   этого  класс  делится  на  две  группы.  Компьютерную  часть  урока
   целесообразно  проводить  учителю  информатики  сначала  для  одной
   группы  детей,  а затем для второй (по 15 минут для каждой группы).
   В  это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть
   урока  информатики  для  одной  из  групп  учащихся. Таким образом,
   группы  меняют  виды  учебной  деятельности  в рамках одного урока.
   Проведение   таких  уроков  возможно,  если  в  общеобразовательном
   учреждении  предусмотрена оплата двух учителей, работающих в рамках
   одного урока.
       Объем   домашнего   задания  рекомендуется  регулировать  таким
   образом,  чтобы  избегать  перегрузки  учащихся.  Например, можно в
   качестве  задания  предложить учащимся провести наблюдение во время
   прогулки,  подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1
   -    2    задания   из   рабочей   тетради,   предусмотренной   для
   самостоятельной  работы  ребенка, подобрать какую-либо информацию и
   пр.  Основная цель домашней работы - использовать полученные знания
   и  умения  информационной  деятельности  при  выполнении заданий по
   другим  предметам  (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка
   сообщения, поиск и подбор информации).
       Для   использования   средств   ИКТ   в   обучении  информатике
   рекомендуется    заранее   выбрать   такую   организацию   обучения
   информатике,   которая   наиболее   подходит  для  образовательного
   учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.
       Урок в классной комнате.
       В  ней  целесообразно  установить один компьютер с возможностью
   подключения   к  нему  переносного  мультимедийного  проектора  или
   телевизора.
       Желательно  оборудовать  компьютерное  рабочее место принтером,
   графическим планшетом, звуковыми колонками.
       Использование  на  занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры
   позволит   расширить   возможности   использования   наглядности  в
   обучении:  создание  компьютерных  видео-коллекций  детских  работ,
   фрагментов  занятий,  школьной  жизни, позволит создавать коллекции
   по ознакомлению окружающему миру.
       Урок в читальном зале библиотеки.
       В  нем  можно  организовать  проектное  обучение  информатике и
   занятия  по обучению различным предметам с компьютерной поддержкой,
   если  снабдить  читальный  зал  3  -  5  компьютерами,  в том числе
   объединенными в локальную сеть школы.
       Наличие    телевизора    с    видеомагнитофоном,    возможность
   подключения  к  телевизору  компьютера или подключения к компьютеру
   мультимедийного    проектора    позволит   организовать   лектории,
   обсуждение   коллективных   проектов  учащихся,  их  индивидуальных
   сообщений.  При  этом  необходимо предусмотреть в помещении наличие
   рабочих  столов,  позволяющих  учащимся, не занятым в данный момент
   работой  за  компьютером,  выполнять бескомпьютерную часть задания,
   проводить групповое обсуждение учебных проблем с учителем.
       В   читальном   зале   целесообразно  предусмотреть  размещение
   школьной   медиатеки,   видеоматериалов,   в  том  числе  созданных
   педагогическим коллективом школы.
       Читальный  зал  библиотеки  при  таком  оснащении  становится и
   методическим  кабинетом  для  учителей,  что позволяет организовать
   регулярные  консультации  по вопросам использования ИКТ в обучении,
   применения медиатеки и видеотеки школы в учебном процессе.
       Желательно  снабдить  компьютеры,  размещенные в читальном зале
   школьной   библиотеки,   выходом  в  Интернет  для  ознакомления  с
   простейшими    формами    телекоммуникационной    деятельности    -
   электронной  почтой.  В  рамках  проектных  работ на уроке возможно
   организовать   переписку   учащихся   между   городами,   выход  на
   образовательные и познавательные сайты.
       Урок в актовом зале школы.
       При  наличии  актового зала в школе или видеозала целесообразно
   оборудовать  его  как  компьютерный  лекторий  (компьютер, звуковая
   система,  переносной  или  стационарно установленный мультимедийный
   проектор,   телевизор,   видеомагнитофон)  для  проведения  учебных
   занятий:  видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и
   занятий воспитательного характера.
       Урок в компьютерном кабинете.
       Для   проведения   уроков   информатики  и  занятий  по  другим
   предметам    в    компьютерном    кабинете    возможно   привлекать
   дополнительное оборудование:
       - мультимедийный проектор;
       - цветной струйный принтер;
       - сканер;
       - колонки компьютерные;
       - графический планшет для рисования;
       - цифровой фотоаппарат или видеокамера;
       -  музыкальная  клавиатура с возможностью компьютерного ввода и
   преобразования мелодий.
       Желательно  иметь  инструменты  для  создания  и редактирования
   текстов:
       - магнитные карточки, доски и другие системы набора;
       - штампы, трафареты;
       - ручки, фломастеры;
       -   текстовые  компьютерные  редакторы  с  программой  проверки
   правописания;
       - клавиатурные тренажеры.
       Обучение  информатике  в  третьем  классе подготовит учащихся к
   самостоятельному     использованию     в    учебной    деятельности
   информационных   источников,   в   том   числе   ресурсов  школьной
   библиотеки  и  медиатеки,  сформирует элементарные умения работы на
   компьютере,  подготовит  к  работе  с  информацией с использованием
   средств  коммуникаций,  расширит круг понятий и кругозор учащихся в
   области  ИКТ.  Важно,  что  практические задания и проекты, которые
   учащиеся  выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят
   им  получить  опыт  учебной  деятельности  с  использованием  ТСО и
   средств  ИКТ  и  применить  его  в  четвертом классе при выполнении
   подобных  заданий  по  другим предметам. Это способствует вхождению
   учащихся в информационное образовательное пространство.
   
                                             Руководитель Департамента
                                                    общего образования
                                                        А.В.БАРАННИКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
Разное