Вопрос: Каков порядок налогообложения НДС при импорте товаров
из Республики Беларусь в РФ с участием сторонних организаций?
Какие документы экспедитор должен представить клиенту?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 мая 2007 г. N 19-11/044970
В отношениях между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь действует Соглашение о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров с
территории Республики Беларусь на территорию РФ осуществляется в
соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и
механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ
и Республикой Беларусь, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Положения для целей
уплаты НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь
налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных
товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных
товаров, а также подлежащих уплате акцизов.
При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов
переработки) в цену сделки, в частности, включаются расходы (если
такие расходы не были включены в цену сделки) по доставке товаров,
в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку,
перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. При этом не имеет
значения, осуществлялась транспортировка российским импортером
самостоятельно или услуги по транспортировке, погрузке, выгрузке,
перегрузке, перевалке и экспедированию импортируемых товаров
оказывались сторонними организациями.
В целях определения величины расходов, если услуги по
транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и
экспедированию товаров оказываются сторонними организациями,
необходимо учитывать следующее.
Если услуги по транспортировке (погрузке, выгрузке,
перегрузке, перевалке и экспедированию) импортируемых в РФ из
Республики Беларусь товаров оказываются российским
налогоплательщиком и включают в себя НДС, налоговая база в целях
исчисления НДС при ввозе указанных товаров определяется с учетом
стоимости услуг по транспортировке (погрузке, выгрузке,
перегрузке, перевалке и экспедированию) товаров без НДС.
Аналогичный порядок определения налоговой базы по НДС
применяется в случае оказания услуг по транспортировке, погрузке,
выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию белорусскими
налогоплательщиками.
При принятии к вычету сумм НДС, предъявленных
налогоплательщику при приобретении им на территории РФ услуг по
транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и
экспедированию ввозимых с территории Республики Беларусь товаров,
указанные суммы НДС принимаются к вычету в порядке и на условиях,
предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при
приобретении на территории РФ услуг по транспортировке, погрузке,
выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию товаров, ввозимых
с территории Республики Беларусь на территорию РФ, принимаются к
вычету один раз.
Отношения сторон по договору транспортной экспедиции
регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N
87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N
87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности,
утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554
(далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил договор транспортной экспедиции - это
гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона
(экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по
поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать
транспортно-экспедиционные услуги.
В свою очередь под транспортно-экспедиционными услугами
понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению
договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза,
а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
На основании пункта 7 Правил неотъемлемой частью договора
транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. Их
форма и порядок оформления утверждаются Министерством транспорта
РФ.
В пункте 1 статьи 5 Закона N 87-ФЗ предусмотрена обязанность
клиента своевременно представить экспедитору полную, точную и
достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его
перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения
экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной
экспедиции, а также документы, необходимые для осуществления
таможенного, санитарного контроля, других видов государственного
контроля.
Данную информацию должен содержать экспедиторский документ -
поручение экспедитору, заполняемое и подписываемое клиентом (пп. 5
и 8 Правил).
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 87-ФЗ и пунктам 5 и 12
Правил при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту
экспедиторский документ - экспедиторскую расписку, которая
подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от
клиента или от указанного им грузоотправителя.
Также при перевозке товаров с территории Республики Беларусь
на территорию РФ без участия автомобильного транспорта (нарочным,
почтовыми отправлениями, железнодорожным или авиатранспортом),
кроме специфических документов, используемых при данном
перемещении товара, оформляется накладная по форме N ТН-2.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Т.А. Пыхтина
|