Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (Г. НИКОЛАЕВ, ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 24.04.2007 N 7333/06) ПО ДЕЛУ ОБЖАЛУЕТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВЫБОРНЫХ СОВЕТНИКОВ И РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КЛЕВЕТУ И ДИФФАМАЦИЮ В СВЯЗИ С УТВЕРЖДЕНИЕМ О ТОМ, ЧТО МЕСТНЫЙ СОВЕТ ПРЕНЕБРЕГ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ. ПО ДЕЛУ ДОПУЩЕНО НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЬИ 10 КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                     Ломбардо и другие против Мальты
                     (Lombardo and Others v. Malta)
                               (N 7333/06)
   
                       По материалам Постановления
                  Европейского Суда по правам человека
                         от 24 апреля 2007 года
                          (вынесено IV Секцией)
   
                           Обстоятельства дела
   
       Три  первых  заявителя  по  делу  -  советники  от Национальной
   партии,   избранные   в  местный  совет,  четвертый,  г-н  Дзаммит,
   является  редактором  местной  газеты.  В 2001 году возник конфликт
   между  центральным  правительством  и  местным  советом  по  поводу
   проекта  дорожного  строительства. Спор был передан на рассмотрение
   судов  страны  и  породил  дискуссию  в местном совете и прессе. На
   заседании  совета заявители безуспешно требовали прекращения прений
   и  созыва  населения  на  собрание для обсуждения проекта. В том же
   2001  году  первые  три  заявителя  опубликовали  в  местной газете
   статью,  сообщив  о разногласиях по поводу проекта и утверждая, что
   совет  "не консультировался с населением" и "пренебрег общественным
   мнением"  по  данному  вопросу.  В  связи  с  этим  совет привлек к
   ответственности  заявителей  как  авторов  и  редактора  статьи  за
   клевету  и  диффамацию.  Заявители возражали против этого, ссылаясь
   на  то,  что  статья являлась добросовестным комментарием по поводу
   отклонения   их   требования  о  созыве  собрания.  По  их  мнению,
   стремление   совета   рассмотреть  вопросы,  связанные  со  спором,
   исключало консультации с населением.
       Магистратский  суд  счел статью клеветнической и диффамационной
   на  том  основании, что утверждения о фактах первых трех заявителей
   не  были  подтверждены.  Напротив,  консультации  с общественностью
   имели   место   с   самого   начала:  три  собрания  общественности
   состоялись   между  1995  и  2001  годом;  был  опубликован  доклад
   городского   планировщика;   проводился   опрос   местных  жителей,
   министр,  в  компетенцию которого входило дорожное строительство, и
   директор   дорожного   департамента   публично   сообщали  о  своих
   разногласиях  с  местным  советом. Магистратский суд также отметил,
   что   г-н   Дзаммит   знал   о   разногласиях,  считал  комментарии
   оправданными  и предоставил местному совету возможность для ответа.
   Заявителей  обязали  выплатить примерно 4800 евро в счет возмещения
   ущерба.
       Апелляционная  инстанция оставила решение в силе, ограничившись
   уменьшением  компенсации  ущерба примерно до 1400 евро. Гражданский
   суд   отклонил   жалобу   заявителей   в  порядке  конституционного
   производства,   в   частности,   сославшись   на   снижение   суммы
   компенсации  ущерба  и  на  тот  факт,  что  она  была присуждена в
   результате,    скорее,    гражданского,    чем   уголовно-правового
   разбирательства.   Конституционный  суд  оставил  это  решение  без
   изменений.
   
                              Вопросы права
   
       Стороны  не  пришли к согласию в вопросе о том, преследовало ли
   вмешательство  властей в осуществление заявителями права на свободу
   выражения  мнения законную цель защиты репутации и прав других лиц.
   Европейский   Суд   полагает,   что   эта   цель  в  исключительных
   обстоятельствах   может   оправдать  меры,  запрещающие  заявления,
   которые   критикуют  действия  или  бездействие  выборного  органа,
   такого,   как   совет.  В  настоящем  деле  Европейский  Суд  готов
   предположить,  что  ссылка  на  эту  цель  может  быть оправданной.
   Основной  вопрос  заключается  в  том,  было ли такое вмешательство
   "необходимым  в демократическом обществе". Свобода выражения мнения
   особенно  важна  для  выборных  представителей,  которые привлекают
   внимание  к  позиции  избирателей и защищают общественные интересы.
   Кроме  того,  магистратский  суд  признал,  что четвертый заявитель
   считал   комментарий,   содержащийся   в   статье,  оправданным,  и
   предложил местному совету ответить на него.
       Пределы  допустимой  критики  в  отношении  политиков  являются
   более  широкими,  чем  в  отношении  частных  лиц, и они еще шире в
   отношении    правительства.    Отсюда    следует,   что   выборному
   политическому  органу,  такому,  как  местный  совет,  следовало бы
   проявлять  больше  терпимости  к  критике.  Имеется  не  так  много
   оснований  для ограничения политических высказываний или дебатов по
   вопросам,  представляющим общественный интерес, как, например, тема
   статьи  заявителей.  Более  того,  политические  дебаты  не требуют
   единодушия  в  толковании  отдельных  слов.  Отклонение  требования
   заявителей  давало  достаточно оснований для утверждения о том, что
   местный  совет  не проконсультировался с населением. Следовательно,
   это  утверждение  можно  было рассматривать как оценочное суждение.
   Даже  если  не считать его таковым, толкование, данное заявителями,
   не   являлось  явно  необоснованным.  Утверждение  о  пренебрежении
   общественным   мнением  было,  очевидно,  оценочным  суждением,  не
   подлежащим   доказыванию.   Ничто  не  указывало  на  то,  что  эти
   оценочные  суждения  были недобросовестными, кроме того, различение
   между  утверждениями  о факте и оценочными суждениями имеет меньшее
   значение,   если   заявления   делались   в   контексте  оживленной
   политической дискуссии.
       Взыскание  с  заявителей  ущерба  представляло  собой  санкцию,
   по-видимому,  имевшую  целью  воспрепятствовать  дальнейшей критике
   местного  совета  с их стороны. Оспариваемые заявления представляли
   собой  допустимую  критику,  поэтому  суды  страны вышли за пределы
   предоставленной   им   свободы   усмотрения,  носящей  ограниченный
   характер   в   случае   дискуссий   по   вопросам,   представляющим
   общественный   интерес.   Таким   образом,  вмешательство  не  было
   соразмерным   преследуемой   цели  и  не  являлось  "необходимым  в
   демократическом обществе".
   
                              Постановление
   
       По  делу  допущено  нарушение  требований  Статьи  10 Конвенции
   (принято единогласно).
   
                               Компенсация
   
       В  порядке  применения  Статьи  41  Конвенции.  Европейский Суд
   присудил   выплатить   заявителям  1460  евро  в  счет  компенсации
   причиненного им материального ущерба.
   
                                  (Неофициальный перевод с английского
                                                          Г.НИКОЛАЕВА)
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное