Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 09.10.2007 ПО ДЕЛУ N 10070/07 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ЧАСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК В ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИВАТИЗАЦИИ, УДОВЛЕТВОРЕНО, ТАК КАК ПРИВАТИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАВОДА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К РАЗРУШЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА НАУЧНОЙ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                       Именем Российской Федерации
   
                                 РЕШЕНИЕ
                 от 9 октября 2007 г. по делу N 10070/07
   
       Резолютивная часть решения оглашена 3 октября 2007 года.
       В полном объеме решение изготовлено 9 октября 2007 года.
       Высший   Арбитражный   Суд   Российской   Федерации  в  составе
   председательствующего  судьи  Медведевой А.М., судей Куликовой В.Б.
   и  Моисеевой  Е.М. при ведении протокола помощником судьи Проткиной
   И.А.,   рассмотрел   в   судебном   заседании   дело  по  заявлению
   государственного  унитарного  предприятия  "Опытно-производственное
   хозяйство    "Орошаемое"   государственного   научного   учреждения
   "Всероссийский    научно-исследовательский    институт   орошаемого
   земледелия"   Российской   академии   сельскохозяйственных  наук  и
   Российской   академии  сельскохозяйственных  наук  к  Правительству
   Российской  Федерации,  с  участием  третьих  лиц: государственного
   научного    учреждения    "Всероссийский   научно-исследовательский
   институт     орошаемого     земледелия"     Российской     академии
   сельскохозяйственных  наук  и  Федерального агентства по управлению
   федеральным  имуществом  о  признании недействительным распоряжения
   Правительства  Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об
   утверждении     прогнозного    плана    (программы)    приватизации
   федерального   имущества   на   2008  год  и  основных  направлений
   приватизации  федерального  имущества  на  2008 - 2010 годы в части
   включения       государственного       унитарного       предприятия
   опытно-производственного   хозяйства  "Орошаемое"  государственного
   научного    учреждения    "Всероссийский   научно-исследовательский
   институт     орошаемого     земледелия"     Российской     академии
   сельскохозяйственных  наук  в  перечень федеральных государственных
   унитарных  предприятий,  планируемых  к  приватизации  в  2008 году
   (пункт 2.182).
       В судебном заседании присутствовали представители:
       от    заявителя:    Государственного   унитарного   предприятия
   опытно-производственного  хозяйства  "Орошаемое"  - Егорова С.В. по
   доверенности от 09.01.07 N 2;
       от  заявителя:  Российской академии сельскохозяйственных наук -
   Айдиев  Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798 и Черняев Р.Ю.
   по доверенности от 20.04.07 N 36-09/714;
       от  заинтересованного  лица: Правительства Российской Федерации
   Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;
       от   третьего   лица:   Государственного   научного  учреждения
   Всероссийского  института орошаемого земледелия Российской академии
   сельскохозяйственных   наук  -  Козенко  К.Ю.  по  доверенности  от
   01.08.07 N 56 и Нудьга М.А. по доверенности от 01.06.2007 N 50.
       от   третьего   лица:   Федерального  агентства  по  управлению
   федеральным   имуществом  -  Григорьянц  К.А.  по  доверенности  от
   10.07.07 N ЛП-04/19535.
       Суд
   
                               установил:
   
       государственное  унитарное предприятие "Опытно-производственное
   хозяйство    "Орошаемое"   государственного   научного   учреждения
   "Научно-исследовательский     институт    орошаемого    земледелия"
   Российской   академии  сельскохозяйственных  наук  (далее  ГУП  ОПХ
   "Орошаемое"     или     хозяйство)     и     Российская    академия
   сельскохозяйственных  наук  (далее Россельхозакадемия) обратились в
   Высший   Арбитражный   Суд  Российской  Федерации  с  заявлением  о
   признании  недействительным  распоряжения  Правительства Российской
   Федерации   от   29   апреля  2007  года  N  543-р  об  утверждении
   прогнозного  плана  (программы) приватизации федерального имущества
   на  2008  год  и  основных  направлений  приватизации  федерального
   имущества   на   2008  -  2010  годы  в  части  включения  ГУП  ОПХ
   "Орошаемое"   в   перечень  федеральных  государственных  унитарных
   предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182).
       К  участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих
   самостоятельных    требований    на   предмет   спора,   привлечены
   Государственное    научное   учреждение   "Научно-исследовательский
   институт     орошаемого     земледелия"     Российской     академии
   сельскохозяйственных  наук  (далее  ВНИИ  орошаемого земледелия или
   научно-исследовательский   институт)  и  Федеральное  агентство  по
   управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).
       В   обоснование   требования   заявители  указали  на  то,  что
   названное  распоряжение  в  оспариваемой  части принято в нарушение
   статей  5  и  6  Федерального  закона  "О  науке  и государственной
   научно-технической  политике",  статьи  8  Федерального  закона  "О
   приватизации   государственного   и  муниципального  имущества"  от
   21.12.2001   N  178-ФЗ,  и  порядка  разработки  прогнозного  плана
   (программы)   приватизации;   приватизация   ГУП   ОПХ  "Орошаемое"
   приведет   к   разрушению   технологического   единства  научной  и
   опытно-экспериментальной       деятельности       хозяйства       и
   научно-исследовательского      института,      прекращению     прав
   собственности  Россельхозакадемии  и хозяйственного ведения ГУП ОПХ
   "Орошаемое"  на  имущество,  используемое в научно-производственной
   деятельности.  В  заявлении о дополнении требований, представленном
   в  предварительном  заседании,  Россельхозакадемия указала также на
   то,   что   включение   ГУП   ОПХ  "Орошаемое"  в  прогнозный  план
   приватизации   произведено   в   нарушение   пункта   2.1.33  Указа
   Президента   Российской   Федерации   от   24.12.1993   N  2284  "О
   государственной    программе    приватизации    государственных   и
   муниципальных  предприятий в Российской Федерации", в силу которого
   хозяйство запрещено к приватизации.
       В   судебном   заседании  представители  заявителей  поддержали
   заявленные  требования.  Представитель  Россельхозакадемии исключил
   из     оснований     признания    недействительным    оспариваемого
   постановления  несоответствие  его  пункту  2.1.33 Указа Президента
   Российской  Федерации  от  24.12.1993  N  2284  "О  государственной
   программе  приватизации государственных и муниципальных предприятий
   в  Российской  Федерации"  в  связи  с невозможностью представления
   необходимых доказательств.
       Представитель   Правительства   Российской  Федерации  и  ФАУФИ
   возражала   против   удовлетворения  заявленных  требований.  Давая
   пояснения  суду,  указала  на  то,  что  оспариваемое  распоряжение
   принято   Правительством   Российской   Федерации  в  пределах  его
   компетенции,   при   утверждении   прогнозного  плана  приватизации
   федерального   имущества   на   2008  год  были  соблюдены  Правила
   разработки  прогнозного плана (программы) приватизации федерального
   имущества,  утвержденные  постановлением  Правительства  Российской
   Федерации  от  26.12.2005  N  806.  Внесение  ГУП ОПХ "Орошаемое" в
   перечень    государственных   унитарных   предприятий,   подлежащих
   приватизации   в   2008   году,   было  произведено  с  соблюдением
   требований  норм  права, согласовано с Россельхозакадемией, которая
   письмом  от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ГУП
   ОПХ  "Орошаемое"  в  прогнозный  план  приватизации  на  2008  год.
   Оспариваемое  распоряжение  не  нарушает прав заявителей, поскольку
   приватизация  хозяйства  предполагается  путем преобразования его в
   открытое  акционерное  общество  со  стопроцентным  участием  в нем
   Российской   Федерации,   которая  сохраняет  полный  контроль  над
   деятельностью  хозяйства  и является гарантией сохранения характера
   его деятельности.
       Представитель   научно-исследовательского  института  поддержал
   заявленные  требования,  пояснив, что ГУП ОПХ "Орошаемое" подчинено
   институту,    вопрос   о   его   приватизации   с   институтом   не
   согласовывался;   ГУП   ОПХ   "Орошаемое"   является   единственным
   предприятием  соответствующей  специфики, его опытное поле включает
   полигоны  новой  дождевальной  техники и управления факторами жизни
   растений,    стационары   по   изучению   орошаемых   севооборотов,
   позволяющие   проводить   исследования   по   применению  различной
   оросительной     техники,     технологий     возделывания    многих
   сельскохозяйственных    культур    и    при   изменении   характера
   деятельности  предприятия  будет  остановлена  научная деятельность
   института,   поскольку   научные   разработки   и  внедрение  их  в
   производство не будут осуществляться.
       Изучив     материалы     дела,     исследовав    представленные
   доказательства,  выслушав  объяснения  представителей участвующих в
   деле   лиц,   суд   находит,   заявленные   требования  подлежащими
   удовлетворению в связи со следующим.
       Согласно  пунктам  1.4,  2.1,  2.2  устава  ГУП ОПХ "Орошаемое"
   создано     с     целью     обеспечения     успешного    проведения
   научно-исследовательских    работ,   предусмотренных   тематическим
   планом   ВНИИ   орошаемого  земледелия,  производственной  проверки
   научно-исследовательских   и  опытно-конструкторских  разработок  в
   области    агротехнологий    и    методических    основ   повышения
   эффективности  агропромышленного  производства на орошаемых землях;
   находится   в   ведомственном  подчинении  Россельхозакадемии  и  в
   организационно-       методическом       отношении      подчиняется
   научно-исследовательскому институту.
       Имущество  хозяйства  закреплено за ним на праве хозяйственного
   ведения.
       ГУП  ОПХ  "Орошаемое"  является единственным опытных хозяйством
   из    экспериментальной    базы   института,   на   базе   которого
   осуществляется научная деятельность.
       Представленные    в    дело    рабочие   программы   и   отчеты
   свидетельствуют   о  том,  что  ГУП  ОПХ  "Орошаемое"  участвует  в
   осуществлении   научно-исследовательских   работ   ВНИИ  орошаемого
   земледелия,   таким   образом,  ГУП  ОПХ  "Орошаемое"  относится  к
   предприятиям   научного  обслуживания,  которое  совместно  с  ВНИИ
   орошаемого  земледелия  представляет единый научно-производственный
   комплекс.
       Согласно  пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N
   127  ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при
   реорганизации    государственной    научной    организации   должно
   обеспечиваться   сохранение  технологического  единства  научной  и
   (или)  научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
   состава  указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
   опытно-учебного,  опытно-фармацевтического  производства и лечебных
   баз.
       Прогнозный  план  приватизации  федерального  имущества на 2008
   год  не  содержит указания на способ приватизации включенных в него
   предприятий.   Приватизация  способами,  определенными  статьей  13
   Федерального   закона   от   21.12.2001   N   178  "О  приватизации
   государственного    и    муниципального   имущества"   предполагает
   реорганизацию    либо    ликвидацию   государственного   унитарного
   предприятия.  Следовательно,  в  результате  приватизации  ГУП  ОПХ
   "Орошаемое"  утрачивается  гарантия сохранения основных направлений
   деятельности  хозяйства,  а,  следовательно,  и  сохранения единого
   научно-производственного      комплекса,     прекращаются     права
   собственности    Россельхозакадемии    и   хозяйственного   ведения
   хозяйства на переданное ему имущество.
       Статьей   8   названного   Закона   предусмотрено   направление
   федеральными   органами   исполнительной   власти  в  Правительство
   Российской  Федерации  предложений  о приватизации находящихся в их
   ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
       В  соответствии  с  пунктом  1  статьи 6 Федерального закона "О
   науке  и  государственной  научно-технической  политике" отраслевые
   академии   наук   наделены   правом   создания,   реорганизации   и
   ликвидации,   входящих   в   их   состав  предприятий,  учреждений,
   организаций.
       Надлежащих   доказательств   согласия   Россельхозакадемии   на
   приватизацию ГУП ОПХ "Орошаемое" не представлено.
       В   силу   пункта   35   устава   Россельхозакадемии  создание,
   реорганизация,  ликвидация,  переподчинение учреждений, предприятий
   и   организаций   академии,  определение  основных  направлений  их
   деятельности   относится  исключительно  к  компетенции  Президиума
   Россельхозакадемии.    Президиум   Россельхозакадемии   решения   о
   приватизации    ГУП    ОПХ   "Орошаемое"   не   принимал,   о   чем
   свидетельствуют  материалы  служебного  расследования, проведенного
   Президиумом  по  факту  представления  в  ФАУФИ  списка организаций
   научного  обслуживания  и других опытно-производственных хозяйств и
   предприятий   для   включения   в   прогнозный   план  приватизации
   федерального  имущества  на  2008  год.  Доказательств обратного не
   представлено.
       Письмо  Россельхозакадемии  от  05.03.2007  N  01-29-10/32,  на
   которое    ссылается    Правительство    Российской   Федерации   в
   подтверждение   надлежащего  согласования  приватизации  хозяйства,
   таким  доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на
   решение уполномоченного на это органа академии.
       Включение  ГУП  ОПХ  "Орошаемое"  в прогнозный план (программу)
   приватизации  федерального  имущества  на  2008  год  без  согласия
   Россельхозакадемии  нарушает  ее  имущественные  права  и  законные
   интересы,   противоречит   вышеуказанной   норме   права,  а  также
   требованиям   Правил   разработки   прогнозного  плана  (программы)
   приватизации  федерального  имущества,  утвержденных Постановлением
   Правительства   Российской   Федерации   от  26.12.2005  N  806,  в
   соответствии  с  которыми  при  подготовке  программы  приватизации
   учитываются  предложения  федеральных  органов  власти,  полномочия
   которых  Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей
   федерального  имущества  на  основании статьи 6 Федерального закона
   "О  науке  и  государственной  научно-технической политике" и Указа
   Президента  Российской  Федерации  от 30.01.1992 N 84 "О Российской
   академии сельскохозяйственных наук".
       В  соответствии  со  статьей  201  Арбитражного процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  арбитражный  суд,  установив,  что
   оспариваемый  ненормативный правовой акт государственных органов не
   соответствует  закону  или  иному  нормативному  правовому  акту  и
   нарушает    права   и   законные   интересы   заявителя   в   сфере
   предпринимательской  и  иной  экономической деятельности, принимает
   решение о признании этого акта недействительным.
       В  связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
   200,    201   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской
   Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       признать     недействительным     распоряжение    Правительства
   Российской  Федерации  от  29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении
   прогнозного  плана  (программы) приватизации федерального имущества
   на  2008  год  и  основных  направлений  приватизации  федерального
   имущества  на  2008  - 2010 годы в части включения государственного
   унитарного     предприятия    "Опытно-производственное    хозяйство
   "Орошаемое"  государственного  научного  учреждения  "Всероссийский
   научно-исследовательский     институт     орошаемого    земледелия"
   Российской    академии   сельскохозяйственных   наук   в   перечень
   федеральных  государственных  унитарных  предприятий, планируемых к
   приватизации  в  2008  году  (пункт  2.182)  как не соответствующее
   Федеральному    закону    "О    приватизации   государственного   и
   муниципального имущества".
   
                                            Председательствующий судья
                                                         А.М.МЕДВЕДЕВА
   
                                                                 Судья
                                                          В.Б.КУЛИКОВА
   
                                                                 Судья
                                                          Е.М.МОИСЕЕВА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное