МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2007 г. N 03-1180
Департамент государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Министерства образования и науки
Российской Федерации подготовил и направляет для практического
применения Рекомендации по реализации среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ
Минобразования России от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования").
Реализация данных Рекомендаций может осуществляться
образовательными учреждениями по мере их готовности к переходу на
профильное обучение.
Данные Рекомендации действуют наравне с Рекомендациями по
реализации среднего (полного) общего образования в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования (письмо
Минобразования России от 19.03.2002 N 18-52-857ин/18-28) в
соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных
учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от
09.02.1998 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации").
Заместитель
Директора Департамента
государственной политики
и нормативно-правового
регулирования в сфере
образования
Н.М.РОЗИНА
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ И ПРИМЕРНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная программа среднего (полного) общего
образования реализуется образовательными учреждениями начального
профессионального образования (далее - НПО) и среднего
профессионального образования (далее - СПО) как самостоятельная,
при наличии у них соответствующей лицензии, так и в пределах
основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с
учетом профиля получаемого профессионального образования в
соответствии со следующими нормативными документами:
Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992
г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
N 3, ст. 150);
Приказами Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об
утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования".
Образовательная программа среднего (полного) общего
образования является единой для всех форм получения образования:
очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение
общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных
образовательных программ НПО с учетом профиля получаемого
профессионального образования, согласованное с федеральным
компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования,
представлено в таблице 1.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО
С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
---------T------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Учебные ¦ Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального образования в часах ¦
¦предметы+------------------------------T------------------------------T----------------------------+
¦ ¦ Технический профиль ¦ Естественнонаучный профиль ¦ Социально-экономический ¦
¦ ¦ ¦ ¦ профиль ¦
¦ +------------------------------+------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ Федеральный компонент ¦
¦ +------------------T-----------T------------------T-----------T----------------T-----------+
¦ ¦ Учебные предметы ¦ Часы ¦ Учебные предметы ¦ Часы ¦Учебные предметы¦ Часы ¦
+--------+------------------+-----------+------------------+-----------+----------------+-----------+
¦Базовые ¦Русский язык ¦78 ¦Русский язык ¦78 ¦Русский язык ¦78 ¦
¦ ¦Литература ¦195 ¦Литература ¦195 ¦Литература ¦195 ¦
¦ ¦Иностранный язык ¦156 ¦Иностранный язык ¦156 ¦Иностранный язык¦156 ¦
¦ ¦История ¦117 ¦История ¦117 ¦История ¦117 ¦
¦ ¦Обществознание ¦156 ¦Обществознание ¦156 ¦Обществознание ¦78 ¦
¦ ¦(включая экономику¦ ¦(включая экономику¦ ¦Естествознание ¦195 ¦
¦ ¦и право) ¦ ¦и право) ¦ ¦География ¦39 ¦
¦ ¦Химия ¦78 ¦Математика ¦273 ¦Физическая ¦156 ¦
¦ ¦Биология ¦78 ¦Информатика и ИКТ ¦78 ¦культура ¦ ¦
¦ ¦Физическая ¦156 ¦Физическая ¦156 ¦ОБЖ ¦39 ¦
¦ ¦культура ¦ ¦культура ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ОБЖ ¦39 ¦ОБЖ ¦39 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Итого¦1053 ¦ ¦1248 ¦ ¦1053 ¦
+--------+------------------+-----------+------------------+-----------+----------------+-----------+
¦Профиль-¦Математика ¦351 - 312 ¦Физика ¦234 - 173 ¦Экономика ¦156 - 117 ¦
¦ные ¦Физика ¦273 - 178 ¦Химия ¦195 - 117 ¦Право ¦156 - 100 ¦
¦ ¦Информатика и ИКТ ¦195 - 95 ¦Биология ¦195 - 100 ¦Математика ¦312 - 273 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Информатика ¦195 - 95 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и ИКТ ¦ ¦
¦ ¦ Итого¦819 - 585 ¦ ¦624 - 390 ¦ ¦819 - 585 ¦
+--------+------------------+-----------+------------------+-----------+----------------+-----------+
¦ Всего¦1872 - 1638¦ ¦1872 - 1638¦ ¦1872 - 1638¦
L---------------------------+-----------+------------------+-----------+----------------+------------
Для каждого профиля выделены базовые и профильные учебные
предметы в соответствии со спецификой профессиональной
образовательной программы по профессии НПО.
Для профессий социально-экономического профиля предлагается
изучение интегрированного курса "Естествознание".
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в
образовательных учреждениях НПО реализуется на первом и втором
курсах обучения.
В образовательных учреждениях НПО знания и умения обучающихся,
полученные в ходе общеобразовательной подготовки, углубляются и
расширяются при изучении дисциплин общетехнического,
общепрофессионального и профессионального циклов профессиональной
образовательной программы НПО.
Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение
общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных
образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого
профессионального образования, согласованное с федеральным
компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования,
представлено в таблице 2.
Таблица 2
ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
---------T---------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Учебные ¦ Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального образования в часах ¦
¦предметы+---------------------T---------------------T-----------------------T-------------------+
¦ ¦ Технический профиль ¦ Естественнонаучный ¦Социально-экономический¦ Гуманитарный ¦
¦ ¦ ¦ профиль ¦ профиль ¦ профиль ¦
¦ +---------------------+---------------------+-----------------------+-------------------+
¦ ¦ Федеральный компонент ¦
¦ +----------------T----T----------------T----T----------------T------T--------------T----+
¦ ¦Учебные предметы¦Часы¦Учебные предметы¦Часы¦Учебные предметы¦ Часы ¦ Учебные ¦Часы¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предметы ¦ ¦
+--------+----------------+----+----------------+----+----------------+------+--------------+----+
¦Базовые ¦Русский язык ¦78 ¦Русский язык ¦78 ¦Русский язык ¦78 ¦Иностранный ¦117 ¦
¦ ¦Литература ¦117 ¦Литература ¦117 ¦Литература ¦117 ¦язык ¦ ¦
¦ ¦Иностранный язык¦78 ¦Иностранный язык¦78 ¦Иностранный язык¦78 ¦Обществознание¦117 ¦
¦ ¦История ¦117 ¦История ¦117 ¦История ¦117 ¦(включая ¦ ¦
¦ ¦Обществознание ¦117 ¦Обществознание ¦117 ¦Обществознание ¦78 ¦экономику и ¦ ¦
¦ ¦(включая ¦ ¦(включая ¦ ¦География ¦39 ¦право) ¦ ¦
¦ ¦экономику и ¦ ¦экономику и ¦ ¦Естествознание ¦117 ¦Математика ¦117 ¦
¦ ¦право) ¦ ¦право) ¦ ¦Физическая ¦78 ¦Информатика ¦117 ¦
¦ ¦Химия ¦78 ¦Математика ¦156 ¦культура ¦ ¦Естествознание¦78 ¦
¦ ¦Биология ¦78 ¦Информатика и ¦78 ¦ОБЖ ¦39 ¦География ¦78 ¦
¦ ¦Физическая ¦78 ¦ИКТ ¦ ¦ ¦ ¦МХК ¦78 ¦
¦ ¦культура ¦ ¦Физическая ¦78 ¦ ¦ ¦Физическая ¦78 ¦
¦ ¦ОБЖ ¦39 ¦культура ¦ ¦ ¦ ¦культура ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ОБЖ ¦39 ¦ ¦ ¦ОБЖ ¦39 ¦
¦ ¦ Итого¦780 ¦ ¦858 ¦ ¦741 ¦ ¦819 ¦
+--------+----------------+----+----------------+----+----------------+------+--------------+----+
¦Профиль-¦Математика ¦312 ¦Физика ¦156 ¦Экономика ¦117 ¦Русский язык ¦117 ¦
¦ные ¦Физика ¦195 ¦Химия ¦195 ¦Право ¦117 ¦Литература ¦234 ¦
¦ ¦Информатика ¦117 ¦Биология ¦195 ¦Математика ¦312 ¦История ¦234 ¦
¦ ¦и ИКТ ¦ ¦ ¦ ¦Информатика и ¦117 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ИКТ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Итого¦624 ¦ ¦546 ¦ ¦663 ¦ ¦585 ¦
+--------+----------------+----+----------------+----+----------------+------+--------------+----+
¦ Всего¦1404¦ ¦1404¦ ¦1404 ¦ ¦1404¦
L-------------------------+----+----------------+----+----------------+------+--------------+-----
Для каждого профиля выделены базовые и профильные учебные
предметы в соответствии со спецификой профессиональной
образовательной программы по специальности СПО.
Для специальностей гуманитарного и социально-экономического
профилей предлагается изучение интегрированного курса
"Естествознание".
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в
образовательных учреждениях СПО, как правило, реализуется на
первом курсе.
В первый год обучения студенты получают общеобразовательную
подготовку, которая позволяет приступить к освоению
профессиональной образовательной программы по специальности.
Продолжение общеобразовательной подготовки происходит на
последующих курсах обучения за счет изучения разделов и тем
учебных дисциплин таких циклов профессиональной образовательной
программы по специальности, как "Общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины" ("Основы права", "Русский язык
и культура речи", "Иностранный язык" и др.), "Математические и
общие естественнонаучные дисциплины" ("Математика" и
"Информатика"), а также отдельных дисциплин общепрофессионального
цикла.
Реализация среднего (полного) общего образования по ряду
специальностей группы "Культура и искусство" и "Образование и
педагогика" имеет свои особенности, связанные с необходимостью
непрерывной профессиональной подготовки будущего специалиста и
характером его профессиональной деятельности. С учетом этих
особенностей общеобразовательная программа включена в примерные
учебные планы (приложение к государственным требованиям к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников ГОС СПО), в
соответствии с которыми осуществляется ее реализация.
При реализации профильного обучения в рамках профессиональной
образовательной программы по ряду педагогических специальностей
(050702 Организация воспитательной деятельности, 050704 Дошкольное
образование, 050705 Специальное дошкольное образование, 050709
Преподавание в начальных классах, 050710 Педагогика
дополнительного образования, 050711 Социальная педагогика, 050718
Специальная педагогика в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, 050719 Коррекционная педагогика в
начальном образовании, 050720 Физическая культура, 050721
Адаптивная физическая культура) образовательное учреждение вправе
самостоятельно проектировать содержание профильного обучения в
зависимости от особенностей специальности.
При реализации программы среднего (полного) общего образования
за два года образовательное учреждение самостоятельно определяет
объемы часов по базовым и профильным дисциплинам исходя из
требований ГОС СПО по ряду специальностей или необходимости
качественного освоения общепрофессиональных дисциплин на основе
знаний и умений, полученных в ходе изучения общеобразовательных
предметов.
Приложение
РЕКОМЕНДУЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОФЕССИЙ НПО И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО ПО ПРОФИЛЯМ ПОЛУЧАЕМОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках профессиональных образовательных программ начального
профессионального образования предусмотрены три профиля:
технический, естественнонаучный, социально-экономический.
Профессии начального профессионального образования в
соответствии с Перечнем профессий начального профессионального
образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 декабря 1999 г. N 1362 (далее - Перечень профессий
НПО), распределяются по профилям получаемого профессионального
образования следующим образом:
технический профиль - профессии, входящие в следующие группы
Перечня профессий НПО: "Профессии, общие для всех отраслей
экономики" (за исключением профессий: лаборант-аналитик,
лаборант-эколог), "Металлообработка", "Производство часов и
технических камней, ремонт часов", "Электротехническое
производство", "Производство изделий электронной техники",
"Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи",
"Производство медицинского инструмента, приборов и оборудования",
"Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их
оборудования", "Оптико-механическое производство", "Судостроение и
ремонт", "Горнодобывающая промышленность", "Бурение скважин,
добыча нефти и газа", "Производство черных металлов",
"Производство цветных металлов", "Химическое производство",
"Производство синтетических смол, пластических масс и
переработка", "Производство химических волокон", "Производство
стекловолокна, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и
изделий из них", "Производство и переработка резиновых смесей",
"Переработка нефти и нефтепродуктов", "Эксплуатация и ремонт
оборудования электростанций и сетей", "Строительные, монтажные и
ремонтно-строительные работы", "Лесозаготовительные работы",
"Деревообрабатывающее производство", "Производство целлюлозы,
бумаги и картона", "Производство строительных материалов",
"Производство стекла и стеклоизделий", "Производство керамических,
фарфоровых и фаянсовых изделий", "Реставрационные работы",
"Транспорт", "Работы и профессии рабочих связи", "Легкая
промышленность", "Полиграфическое производство", "Общественное
питание, торговля и производство пищевой продукции" (за
исключением профессий: официант, бармен, повар, кондитер,
продавец, контролер-кассир), "Производство художественных и
ювелирных изделий", "Сфера обслуживания" (профессии: аппаратчик
химической чистки, киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту
газового оборудования), "Сельское хозяйство" (за исключением
профессий: мастер по лесному хозяйству, мастер растениеводства,
оленевод, охотник промысловый, пчеловод, рыбак прибрежного лова,
рыбовод, садовник), "Должности служащих" (профессия
чертежник-конструктор);
естественнонаучный профиль - профессии, входящие в следующие
группы Перечня профессий НПО: "Профессии, общие для всех отраслей
экономики" (лаборант-аналитик, лаборант-эколог), "Сельское
хозяйство" (профессии: мастер по лесному хозяйству, мастер
растениеводства, оленевод, охотник промысловый, пчеловод, рыбак
прибрежного лова, рыбовод, садовник);
социально-экономический профиль - профессии, входящие в
следующие группы Перечня профессий НПО: "Общественное питание,
торговля и производство пищевой продукции" (официант, бармен;
повар, кондитер; продавец, контролер-кассир), "Сфера обслуживания"
(за исключением профессий: аппаратчик химической чистки,
киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту газового
оборудования), "Должности служащих" (за исключением профессии
чертежник-конструктор).
В образовательных учреждениях СПО федеральный компонент
среднего (полного) общего образования реализуется учреждениями СПО
в рабочем учебном плане в цикле "ОД.00 Общеобразовательные
дисциплины". В рабочем учебном плане общеобразовательные
дисциплины могут быть представлены либо традиционным набором, либо
интегрированными курсами в зависимости от профиля получаемого
профессионального образования.
В рамках профессиональных образовательных программ среднего
профессионального образования предусмотрены четыре профиля:
гуманитарный, социально-экономический, технический,
естественнонаучный.
Специальности СПО, предусмотренные Перечнем специальностей
среднего профессионального образования, утвержденным Приказом
Минобрнауки России от 12 апреля 2005 г. N 112, распределяются по
профилям получаемого профессионального образования следующим
образом:
гуманитарный - группа специальностей: 030500 Юриспруденция,
030900 Книжное дело, 032000 Документоведение, 032400 Реклама,
040100 Социальная работа, 071200 Библиотечно-информационные
ресурсы; 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы, 071302 Социально-культурная деятельность и народное
художественное творчество, 071505 Художественное оформление
изделий текстильной и легкой промышленности, 050301 Русский язык и
литература, 050302 Родной язык и литература, 050303 Иностранный
язык;
социально-экономический - группы специальностей: 080000
Экономика и управление, 100000 Сфера обслуживания и специальности
050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 050401 История;
технический - группы специальностей: 110000 Сельское и рыбное
хозяйство (специальности 110301 Механизация сельского хозяйства,
110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 120000
Геодезия и землеустройство, 130000 Геология, разведка и разработка
полезных ископаемых, 140000 Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника, 150000 Металлургия,
машиностроение и материалообработка, 160000 Авиационная и
ракетно-космическая техника, 180000 Морская техника, 190000
Транспортные средства, 200000 Приборостроение и оптотехника,
210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 220000
Автоматика и управление, 230000 Информатика и вычислительная
техника, 240000 Химическая и биотехнологии, 250000 Воспроизводство
и переработка лесных ресурсов (кроме специальностей: 250202 Лесное
и лесопарковое хозяйство, 250203 Садово-парковое и ландшафтное
строительство), 260000 Технология продовольственных продуктов и
потребительских товаров, 270000 Архитектура и строительство,
специальности 070400 Светорежиссура, 050501 Профессиональное
обучение (по отраслям), 090100 Информационная безопасность, 050201
Математика, 050202 Информатика, 050503 Технология;
естественнонаучный - группы специальностей: 020000
Естественные науки, 050100 Естественнонаучное образование,
специальность 050501 Профессиональное обучение (по отраслям),
060100 Здравоохранение, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за
исключением специальностей: 110301 Механизация сельского
хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства), 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство, 250203 Лесное
хозяйство и ландшафтное строительство, 280100 Безопасность
жизнедеятельности, 280200 Защита окружающей среды, 280400
Природообустройство, 050103 География.
|