МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2007 г. N 2
О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ РОССИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОСТРАНСНАДЗОРА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Заслушав доклад начальника Управления инспекции по
безопасности полетов, расследования и профилактики авиационных
событий В.И. Бугая "О состоянии безопасности полетов в гражданской
авиации России и мерах по совершенствованию деятельности
Ространснадзора по контролю и надзору за соблюдением
законодательства в сфере гражданской авиации" и выступления
участников заседания, коллегия Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта отмечает:
Авиационные события, происшедшие в 2006 году и первой половине
2007 года, свидетельствуют о том, что ситуация с обеспечением
безопасности полетов в гражданской авиации остается достаточно
сложной.
В течение 5 месяцев 2007 года с воздушными судами коммерческой
гражданской авиации Российской Федерации произошло 4 авиационных
происшествия, в том числе 2 катастрофы. За аналогичный период 2006
года произошло 2 авиационных происшествия.
С воздушными судами авиации общего назначения (АОН) Российской
Федерации произошло 2 авиационных происшествия - катастрофы, в
которых погибло 3 человека. За аналогичный период 2006 года с
воздушными судами АОН - 1 авиационное происшествие (катастрофа).
Несмотря на осуществление строгих надзорных мер со стороны
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, одной из
ключевых проблем в гражданской авиации являются нарушения
установленных правил авиационным персоналом.
Основное число авиационных происшествий - 76% от общего числа
- было обусловлено недостатками в работе авиационного персонала.
Ошибки летного состава при выполнении полетов являются причиной
около 58% авиационных происшествий. Это происходит на фоне
значительно сокращения численности летного состава (1991 год - 30
тыс. человек, 2007 - 12,5 тыс. человек).
В условиях неуклонного роста спроса на авиационные перевозки
имеются серьезные проблемы в подготовке и поддержании навыков
летного состава.
Пилоты-инструкторы летных училищ получают заработную плату в
10 - 20 раз меньше, чем в авиакомпаниях, что вызывает значительную
текучесть кадров. Отсутствуют современные воздушные суда для
обучения. Для большинства эксплуатируемых самолетов и вертолетов
не созданы тренажеры, позволяющие отрабатывать навыки по действиям
в аварийных ситуациях.
Низкий уровень пенсионного обеспечения стимулирует летный
состав, несмотря на возраст и имеющиеся заболевания, к продолжению
летной работы. Высокая стоимость подготовки высококлассного пилота
вынуждает руководство авиакомпаний игнорировать проблему реального
здоровья летчиков.
В целях совершенствования контроля и надзора за соблюдением
законодательства в области обеспечения безопасности полетов издан
ряд приказов и распоряжений, что вызвало существенное увеличение
числа инспекторских проверок воздушных судов на перроне,
качественное улучшение работы полевых инспекторов.
В функции уполномоченных органов в области гражданской авиации
не входят вопросы совершенствования организации летной работы,
подготовки летного состава, а также обобщения и передачи опыта
эксплуатации воздушных судов. Как следствие, не осуществляется
формирование единой государственной политики в вопросах
эксплуатации самолетов и вертолетов.
Кроме того, полноценной реализации полномочий Ространснадзора
по анализу и профилактике авиационных событий препятствует
недостаточное обеспечение кадровыми и финансовыми ресурсами.
Проведенные в 2006 - 2007 годах проверки выявили также
недостатки в работе территориальных управлений государственного
авиационного надзора (УГАН) по надзору за соблюдением воздушного
законодательства.
Формальный подход некоторых руководителей УГАН к выполнению
возложенных на них функций снижает эффективность государственного
надзора за безопасностью полетов, приводит к несвоевременному
пресечению нарушений воздушного законодательства, снижает
авторитет Ространснадзора и вырабатывает у нарушителей чувство
безнаказанности и вседозволенности.
Указанные недостатки были отмечены и Генеральной прокуратурой
Российской Федерации по результатам проверки Ространснадзора. При
этом было указано, что отсутствие нормативных правовых актов,
реализующих требования законодательства к объектам контроля, а
также полномочия государственных инспекторов снижает эффективность
работы по предупреждению авиационных происшествий.
Нормативные правовые акты, направленные на реализацию
Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 114-ФЗ "О внесении
изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", не изданы, что
замедляет переход деятельности, связанной с выполнением
авиационных работ и полетов авиации общего назначения, в рамки
закона. При этом, по данным Ространснадзора и МВД России,
эксплуатируется более 2500 незарегистрированных воздушных судов
АОН. К ним можно добавить еще порядка 700 воздушных судов,
незаконно зарегистрированных в РОСТО.
В целях повышения эффективности работы Ространснадзора и его
территориальных управлений по предотвращению авиационных событий
при эксплуатации авиационной техники коллегия постановляет:
1. Подготовить обращение в Правительство Российской Федерации
по следующим вопросам, касающимся совершенствования подготовки
летного состава:
- создание летно-методических центров подготовки и
переподготовки летного состава на современные российские и
иностранные воздушные суда, включая подготовку летного состава к
действиям в нештатных ситуациях;
- выделение дополнительных финансовых средств для увеличения
оплаты труда инструкторов летных училищ до средней в отрасли,
поддержание летной годности воздушных судов училищ гражданской
авиации и обновления их материально-технической базы, включая
закупку учебных воздушных судов и комплексных тренажеров;
- создание условий для увеличения численности летного состава
гражданской авиации за счет использования возможностей подготовки
пилотов в авиационных учебных центрах авиации общего назначения,
РОСТО/ДОСААФ и других общественных организациях; подготовки
пилотов из числа выпускников высших технических учебных заведений
на базе дополнительного профессионального образования;
- стимулирование закупок авиационных тренажеров зарубежных
воздушных судов путем отмены таможенных пошлин;
- введение обязательной нормы, предусматривающей при создании
новых типов воздушных судов производство соответствующих
авиационных тренажеров, программ подготовки и комплектов
учебно-методических пособий.
2. Утвердить План мероприятий Ространснадзора по обеспечению
полетов в гражданской авиации Российской Федерации (приложение -
не приводится).
3. Принять к сведению представленные проекты изменений и
дополнений в Правила расследования авиационных происшествий и
инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской
Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 июня 1998 г. N 609, и разработке Федеральных
авиационных правил "Квалификационные требования к специалистам
экипажей гражданских воздушных судов и сотрудникам по обеспечению
полетов (диспетчерам)".
4. Рекомендовать Минтрансу России с участием Ространснадзора
принять необходимые меры:
- по реализации положений Федерального закона "О внесении
изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" от 18.07.2006 N
114-ФЗ;
- по изданию федеральных авиационных правил, гармонизированных
с европейским авиационным законодательством.
5. Территориальным управлениям государственного авиационного
надзора Ространснадзора во взаимодействии с правоохранительными
органами организовать и провести проверки законности выполнения
авиационных работ и полетов авиации общего назначения, в том числе
и на незарегистрированных (незаконно зарегистрированных) воздушных
судах.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Г.К. Курзенкова.
Председатель коллегии,
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
Г.К.КУРЗЕНКОВ
|