Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2007 N 92-Г07-2 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ОКРУЖНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РФ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ КО ДНЮ ГОЛОСОВАНИЯ НЕ БЫЛИ УТОЧНЕНЫ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО В НИХ НЕЗАКОННО БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ ИЗБИРАТЕЛИ, ЧЬЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА НЕ НАХОДИТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 28 февраля 2007 года
   
                                                       Дело N 92-Г07-2
   
       Судебная   коллегия   по   гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                       Калининой Л.А.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании гражданское дело по
   кассационной   жалобе  территориальной  избирательной  комиссии  г.
   Кызыла  на  решение  Верховного  Суда Республики Тыва от 20 декабря
   2006 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  Российской Федерации
   Харланова    А.В.,    объяснения    представителя   территориальной
   избирательной  комиссии Прокофьева М.А., поддержавшего кассационную
   жалобу,  объяснения  представителей  Ч.,  Мазуревского К.С., Конвиз
   С.С,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А.,
   полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия
   
                               установила:
   
       Ч.  обратился  в  суд  с  заявлением  о  признании незаконным и
   отмене  решения  окружной  избирательной  комиссии  города Кызыла N
   19-оик  от 11 октября 2006 года "Об определении результатов выборов
   по   выборам   депутатов  Законодательной  палаты  Великого  Хурала
   Республики  Тыва  второго  созыва 8 октября 2006 года по Восточному
   одномандатному  избирательному  округу N 2", возложении обязанности
   на  окружную  избирательную комиссию города Кызыла внести в сводную
   таблицу   и   протокол   о   результатах   выборов   по  Восточному
   одномандатному  избирательному  округу  N  2  изменения, касающиеся
   числа   граждан,   обладающих   активным  избирательным  правом  по
   указанному   избирательному  округу,  составить  новый  протокол  о
   результатах  выборов  по  Восточному  одномандатному избирательному
   округу  N  2  с  отметкой  "Повторный"  и  новую  сводную таблицу с
   отметкой  "Повторная",  признав  избранным  депутатом по Восточному
   избирательному  округу Ч., как получившего наибольшее число голосов
   избирателей,   принявших   участие   в   голосовании;  о  признании
   незаконным    и   отмене   постановления   Избирательной   комиссии
   Республики   Тыва   N   121/661-4  от  17  октября  2006  года  "Об
   установлении  общих  результатов  выборов депутатов Законодательной
   палаты  Великого  Хурала  Республики  Тыва  второго созыва" в части
   признания  выборов  несостоявшимися  по  Восточному  одномандатному
   избирательному  округу N 2; возложении обязанности на Избирательную
   комиссию   Республики  Тыва  установить  общие  результаты  выборов
   депутатов  Законодательной  палаты  Великого Хурала Республики Тыва
   второго  созыва  по Восточному одномандатному избирательному округу
   N  2,  признав  избранным  Ч.,  получившего  наибольшее  количество
   голосов  избирателей,  принявших участие в голосовании, указывая на
   то,  что  8  октября  2006  года  в  Республике  Тыва прошли выборы
   депутатов  Великого  Хурала  Республики  Тыва.  Он баллотировался в
   Законодательную   палату   Великого   Хурала   Республики  Тыва  по
   Восточному избирательному округу N 2.
       17  октября  2006  года  постановлением  Избирательной комиссии
   Республики   Тыва   N   121/661-4  от  17  октября  2006  года  "Об
   установлении  общих  результатов  выборов депутатов Законодательной
   палаты  Великого  Хурала  Республики  Тыва  второго  созыва" выборы
   депутатов  Законодательной  палаты  Великого Хурала Республики Тыва
   по  Восточному  избирательному округу N 2 признаны несостоявшимися,
   поскольку  явка  избирателей  по  округу составила 31,51% от общего
   количества  избирателей,  а  в  соответствии  с  ч. 2 ст. 68 Закона
   Республики   Тыва   "О  выборах  депутатов  Законодательной  палаты
   Великого  Хурала  Республики  Тыва"  для  того,  чтобы  выборы были
   признаны  состоявшимися, явка избирателей должна составить не менее
   33% от общего числа зарегистрированных в округе избирателей.
       Считает,  что  в  списки  избирателей  были  незаконно включены
   более  500  граждан,  не  обладающих активным избирательным правом,
   т.е.  не зарегистрированы федеральной миграционной службой в данном
   избирательном округе.
       Такое  оказалось  возможным  в  связи  с  тем,  что в нарушение
   требований  п. 14 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской    Федерации"    ТИК   г.   Кызыла   выдала   участковым
   избирательным  комиссиям  списки  избирателей в день голосования за
   несколько  часов  до  начала  голосования,  и  члены  УИК  не имели
   возможности проверить списки на достоверность.
       Таким  образом,  состоявшиеся  выборы  в округе необоснованно и
   искусственно превратились в несостоявшиеся.
       Однако   окружная   избирательная   комиссия   и  Избирательная
   комиссия  Республики  Тыва,  опираясь  на  недостоверные сведения о
   численности   избирателей   в  данном  округе  признали  результаты
   выборов   несостоявшимися,   тем   самым  нарушив  его  право  быть
   избранным.
       Решением  Верховного Суда Республики Тыва от 20 декабря 2006 г.
   заявление удовлетворено.
       В  кассационной жалобе территориальной (окружной) избирательной
   комиссии  г.  Кызыла  поставлен  вопрос  об  отмене решения суда по
   мотиву его незаконности.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       Из  материалов  дела  видно, что 8 октября 2006 года состоялись
   выборы  депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики
   Тыва.
       Постановлением   Избирательной   комиссии   Республики  Тыва  N
   95/520-4  от  12  июля  2006 года "О возложении полномочий окружных
   избирательных  комиссий  на  территориальные избирательные комиссии
   при  подготовке  и  проведении  выборов  депутатов  Законодательной
   палаты   Великого   Хурала  Республики  Тыва  второго  созыва"  при
   подготовке  и  проведении  выборов депутатов Законодательной палаты
   Великого   Хурала   Республики   Тыва   второго   созыва  возложены
   полномочия   окружных  избирательных  комиссий  на  территориальные
   избирательные комиссии.
       Согласно   приложения   к   постановлению  полномочия  окружной
   избирательной  комиссии  города Кызыла возложены на территориальную
   избирательную комиссию города Кызыла.
       Решением   окружной  избирательной  комиссии  города  Кызыла  N
   19-оик   от  11  октября  2006  года  результаты  выборов  депутата
   Законодательной  палаты  Великого  Хурала  Республики  Тыва второго
   созыва  по  Восточному  одномандатному  избирательному  округу  N 2
   признаны несостоявшимися (31,59%).
       Постановлением   Избирательной   комиссии   Республики  Тыва  N
   121/661-4   от   17   октября  2006  года  "Об  установлении  общих
   результатов   выборов  депутатов  Законодательной  палаты  Великого
   Хурала   Республики  Тыва  второго  созыва"  выборы  по  Восточному
   одномандатному   избирательному   округу   N   2   также   признаны
   несостоявшимися.
       Как  следует  из указанных выше решений избирательных комиссий,
   выборы  депутата  Законодательной палаты Великого Хурала Республики
   Тыва   по  Восточному  одномандатному  избирательному  округу  N  2
   признаны  несостоявшимися ввиду того, что в выборах приняло участие
   менее  33 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на
   момент окончания голосования.
       Согласно  пп.  "а"  п. 2 ст. 70 Федерального закона N 67-ФЗ "Об
   основных   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме    граждан    Российской    Федерации",   в   редакции,
   действовавшей  на  момент  проведения  выборов,  выборы  признаются
   соответствующей  избирательной  комиссией несостоявшимися в случае,
   если   в   них   приняло   участие  менее  20  процентов  от  числа
   избирателей,  внесенных  в  списки  избирателей.  Законом указанный
   минимальный  процент  может  быть повышен для выборов в федеральные
   органы   государственной   власти,  органы  государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации  и  может  быть снижен для выборов
   депутатов   представительных   органов  муниципальных  образований.
   Законом    субъекта   Российской   Федерации   также   может   быть
   предусмотрено,  что  минимальный  процент  от числа избирателей для
   признания     выборов     депутатов     представительных    органов
   муниципального образования состоявшимися не устанавливается.
       В  соответствии с п. 2 ст. 68 Закона Республики Тыва "О выборах
   депутатов  Законодательной  палаты Великого Хурала Республики Тыва"
   окружная  избирательная  комиссия признает выборы по одномандатному
   избирательному  округу  несостоявшимися  в  случае,  если в выборах
   приняло  участие  менее  33  процентов  избирателей,  включенных  в
   списки   избирателей   на   момент   окончания  голосования  (число
   избирателей,  принявших  участие  в  выборах,  равно  сумме чисел в
   строках 3 и 4 протокола N 1 окружной избирательной комиссии).
       Согласно  п.  2 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
   граждан  Российской  Федерации"  в  списки  избирателей, участников
   референдума   на   избирательных   участках,  участках  референдума
   включаются   граждане  Российской  Федерации,  обладающие  на  день
   голосования  активным  избирательным  правом,  правом  на участие в
   референдуме.
       Пунктом  4  указанной  выше нормы предусмотрено, что основанием
   для    включения   гражданина   Российской   Федерации   в   список
   избирателей,  участников  референдума  на  конкретном избирательном
   участке,  участке  референдума  является  факт нахождения его места
   жительства    на   территории   этого   участка,   а   в   случаях,
   предусмотренных  настоящим  Федеральным  законом,  иным  законом, -
   факт  временного  пребывания гражданина на территории этого участка
   (при  наличии у гражданина активного избирательного права, права на
   участие  в  референдуме)  либо наличие у гражданина открепительного
   удостоверения.  Факт  нахождения  места  жительства либо временного
   пребывания  гражданина  на  территории определенного избирательного
   участка,     участка     референдума    устанавливается    органами
   регистрационного   учета  граждан  Российской  Федерации  по  месту
   пребывания  и по месту жительства в пределах Российской Федерации в
   соответствии   с   законодательством   Российской  Федерации,  а  в
   случаях,   предусмотренных   настоящим  Федеральным  законом,  иным
   законом,  - другими уполномоченными на то органами, организациями и
   должностными лицами.
       В  соответствии с п. 3 ст. 16 Закона Республики Тыва "О выборах
   депутатов  Законодательной  палаты Великого Хурала Республики Тыва"
   основанием  для  включения гражданина Российской Федерации в список
   избирателей  на  конкретном  избирательном  участке  является  факт
   нахождения  его  места  жительства  на  территории этого участка, а
   также   при  условии  нахождения  места  жительства  на  территории
   избирательного  округа,  где  расположен  избирательный  участок, -
   факт  временного пребывания гражданина на территории этого участка,
   в    том   числе   при   наличии   у   гражданина   открепительного
   удостоверения.  Факт  нахождения  места  жительства либо временного
   пребывания  гражданина  на  территории определенного избирательного
   участка  устанавливается  органами  регистрационного  учета граждан
   Российской  Федерации  по  месту пребывания и по месту жительства в
   пределах  Российской  Федерации  в соответствии с законодательством
   Российской  Федерации,  а  в  случаях,  предусмотренных  законом, -
   другими   уполномоченными   на   то   органами,   организациями   и
   должностными лицами.
       Судом  установлено  и  видно  из  материалов  дела,  что  число
   избирателей,  внесенных  в  список  избирателей на момент окончания
   голосования  по  данному округу, составляет 9450; число бюллетеней,
   выданных   избирателям   в   помещении   для   голосования  в  день
   голосования,   -  2885;  число  бюллетеней,  выданных  избирателям,
   проголосовавшим  вне  помещения для голосования в день голосования,
   -   100;   число  избирателей,  проголосовавших  по  открепительным
   удостоверениям на избирательном участке, - 1.
       Согласно  п. 14 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
   граждан  Российской  Федерации" участковая комиссия уточняет список
   избирателей,  участников референдума в соответствии с установленным
   порядком  организации  взаимодействия  комиссий с органами местного
   самоуправления,   учреждениями   и  организациями,  осуществляющими
   регистрацию  (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный
   и  уточненный список избирателей, участников референдума не позднее
   дня,  предшествующего  дню голосования, подписывается председателем
   и  секретарем  участковой  комиссии и заверяется печатью участковой
   комиссии.
       В   судебном  заседании  установлено,  что  списки  избирателей
   Восточного  одномандатного  избирательного  округа  N  2 по выборам
   депутата  Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва ко
   дню  голосования не были уточнены, как это определено в приведенной
   выше  норме,  в  результате  чего в них незаконно были включены 604
   избирателя,   чье  место  жительства  не  находится  на  территории
   избирательного округа.
       Указанное  выше нарушение, как правильно указал суд, безусловно
   нарушает  право  зарегистрированного  по данному округу кандидата в
   депутаты  Ч.  на подведение результатов выборов. Признание окружной
   избирательной  комиссией  и Избирательной комиссией Республики Тыва
   результатов  выборов  по  Восточному  одномандатному избирательному
   округу  N  2  несостоявшимися  не  позволило выявить действительную
   волю  избирателей,  в  действительности  выборы  по  данному округу
   являются состоявшимися.
       Согласно  ч.  3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
   граждан  Российской  Федерации"  суд  соответствующего уровня может
   отменить  решение  избирательной  комиссии об итогах голосования, о
   результатах   выборов   на  избирательном  участке,  территории,  в
   избирательном  округе,  в  муниципальном  образовании,  в  субъекте
   Российской  Федерации,  в  Российской  Федерации  в  целом  также в
   случае  нарушения  правил  составления списков избирателей, порядка
   формирования   избирательных   комиссий,   порядка   голосования  и
   подсчета  голосов  (включая  воспрепятствование  наблюдению  за  их
   проведением),  определения  результатов выборов, незаконного отказа
   в  регистрации  кандидата,  списка  кандидатов, признанного таковым
   после    дня    голосования,    других   нарушений   избирательного
   законодательства,   если   эти   нарушения   не  позволяют  выявить
   действительную волю избирателей.
       Частью  1.1  приведенной  выше  нормы  предусмотрено, что после
   установления  итогов  голосования, определения результатов выборов,
   референдума  вышестоящей  комиссией решение нижестоящей комиссии об
   итогах  голосования,  о  результатах  выборов  может  быть отменено
   только  судом  либо  судом  может  быть  принято решение о внесении
   изменений  в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах
   выборов  и  (или)  сводную таблицу. О принятом комиссией решении об
   обращении   в  суд  с  заявлением  об  отмене  итогов  голосования,
   результатов  выборов,  о  внесении изменений в протокол комиссии об
   итогах  голосования,  о результатах выборов и (или) сводную таблицу
   данная   комиссия   информирует   комиссию,   организующую   выборы
   референдум.  В случае принятия судом решения о внесении изменений в
   протокол  комиссии  об  итогах голосования, о результатах выборов и
   (или)  сводную  таблицу  комиссия,  составившая  данные  протокол и
   (или)   сводную  таблицу,  составляет  "Повторный"  и  (или)  новую
   сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
       Таким  образом,  суд  обоснованно  удовлетворил  требования Ч.,
   поскольку   число  избирателей  на  момент  окончания  голосования,
   внесенных  в  список  избирателей,  составляло 8846 (за вычетом 604
   избирателей,  чье  место  жительства в указанном выше избирательном
   округе не подтвердилось).
       Данные  обстоятельства  заявитель  и  заинтересованное  лицо не
   оспаривали в суде кассационной инстанции.
       Этот  вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован,
   соответствует  материалам  дела,  требованиям  закона  и  оснований
   считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
       В   удовлетворении   требований  о  возложении  обязанности  на
   окружную  избирательную  комиссию  города  Кызыла  составить  новый
   протокол   о   результатах  выборов  по  Восточному  одномандатному
   избирательному  округу  N  2 с отметкой "Повторный" и новую сводную
   таблицу  с  отметкой  "Повторная",  признав  избранным депутатом по
   Восточному  избирательному  округу  Ч.,  как получившего наибольшее
   число   голосов   избирателей,  принявших  участие  в  голосовании;
   возложении  обязанности  на  Избирательную комиссию Республики Тыва
   признать  избранным  Чу., получившего наибольшее количество голосов
   избирателей,  принявших  участие в голосовании, отказано правильно,
   поскольку   в  силу  положений  ч.  1.1  ст.  77  и  ч.  1  ст.  70
   Федерального  закона  N  67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права   на  участие  в  референдуме  граждан  Российской
   Федерации"   решение  указанных  вопросов  отнесено  к  компетенции
   избирательных комиссий.
       Доводы    кассационной    жалобы   сводятся   к   иной   оценке
   доказательств,  которым  судом  первой  инстанции  дана  правильная
   правовая  оценка  в  соответствии  с  требованиями ст. 67 ГПК РФ, а
   также   к   нарушению   норм  материального  права,  с  чем  нельзя
   согласиться по изложенным выше основаниям.
       Поскольку  постановление Избирательной комиссии Республики Тыва
   от  17 октября 2006 г. в части признания выборов несостоявшимися по
   Восточному  одномандатному  избирательному округу N 2 отменено, суд
   правильно  обязал  данную  избирательную  комиссию установить общие
   результаты  выборов  по  Восточному  одномандатному  избирательному
   округу с учетом принятого судом решения.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                               определила:
   
       решение  Верховного  Суда Республики Тыва от 20 декабря 2006 г.
   оставить  без  изменения,  а  кассационную  жалобу  территориальной
   избирательной комиссии г. Кызыла - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное