Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
08.06.2017
USD
56.59
EUR
63.72
CNY
8.33
JPY
0.52
GBP
72.96
TRY
16.08
PLN
15.2
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.09.2007 N 91-Г07-22 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2007, КОТОРЫМ БЫЛО ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ АБЗАЦА 1 ПУНКТА 1 (В ЧАСТИ), АБЗАЦА 2 ПУНКТА 1, ПУНКТА 4 УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ МЕДИЦИНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 12 сентября 2007 года
   
                                                      Дело N 91-Г07-22
   
       Судебная   коллегия   по   гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Хаменкова В.Б.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании дело по заявлению прокурора
   Псковской   области   о   признании   противоречащими  федеральному
   законодательству  абзаца  1  пункта 1 (в части), абзаца 2 пункта 1,
   пункта   4   Условий   и   порядка  осуществления  денежных  выплат
   медицинскому  персоналу  фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим
   фельдшерско-акушерскими     пунктами,     фельдшерам,    акушеркам,
   медицинским  сестрам,  в том числе медицинским сестрам патронажным)
   и  врачам,  фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений
   и  подразделений  скорой  медицинской  помощи муниципальной системы
   здравоохранения    на   2007   год,   утвержденных   постановлением
   администрации   Псковской   области   от   22.02.2007   N   66   по
   кассационному   представлению   прокурора   на  решение  Псковского
   областного   суда   от   21.06.2007,   которым   в   удовлетворении
   заявленного требования отказано.
       Заслушав  доклад  по  делу  судьи  Верховного  Суда  Российской
   Федерации  Соловьева  В.Н.,  объяснения представителя администрации
   Псковской   области   Трониной   Г.И.,   представителя  профсоюзной
   организации  работников здравоохранения Псковской области Фаткиевой
   Б.Х.,   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры  Российской
   Федерации  Селяниной Н.Я., не поддержавшей представление прокурора,
   полагавшей   решение  Псковского  областного  суда  обоснованным  и
   подлежащим   оставлению   без   изменения,   Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                               установила:
   
       заместитель  прокурора  Псковской  области  обратился  в  суд с
   заявлением     о     признании     противоречащими     федеральному
   законодательству  абзаца  1  пункта 1 (в части), абзаца 2 пункта 1,
   пункта   4   Условий   и   порядка  осуществления  денежных  выплат
   медицинскому  персоналу  фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим
   фельдшерско-акушерскими     пунктами,     фельдшерам,    акушеркам,
   медицинским  сестрам,  в том числе медицинским сестрам патронажным)
   и  врачам,  фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений
   и  подразделений  скорой  медицинской  помощи муниципальной системы
   здравоохранения    на   2007   год,   утвержденных   постановлением
   администрации Псковской области от 22.02.2007 N 66.
       Заявленные  требования  обусловлены  тем,  что  содержащиеся  в
   указанных     пунктах     положения    противоречат    федеральному
   законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
       По  мнению  прокурора,  утверждая  Условия  и  порядок денежных
   выплат  во  исполнение  требований  п.  15 ч. 1 ст. 47 Федерального
   закона  "О  федеральном  бюджете  на 2007 год" и п. 4 Постановления
   Правительства   Российской   Федерации   от   30.12.2006   N   863,
   администрация   Псковской  области  нарушила  требования  трудового
   законодательства,   поскольку   данные  денежные  выплаты  отвечают
   понятию   заработной  платы,  содержащемуся  в  ст.  129  Трудового
   кодекса РФ.
       В  ходе  разработки  указанных  Условий и порядка оставлены без
   внимания  требования  ст.  ст.  3,  132,  60.1,  285,  93  ТК  РФ о
   запрещении  дискриминации,  равенстве  возможностей  работников при
   реализации    своих   прав;   зависимости   заработной   платы   от
   квалификации    работника,   сложности,   количества   и   качества
   выполняемой  им  работы,  правила  оплаты  при  совместительстве  и
   работе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день.
       Прокурор  также  ссылается  на  то, что оспоренные им пункты по
   своему  содержанию  противоречат  пункту  2.6  Положения  об оплате
   труда  работников  здравоохранения Российской Федерации (приложение
   к    приказу    Минздрава    России    от    15.10.1999    N   377,
   зарегистрированного  в Минюсте РФ 21.10.1999 N 1943) в части правил
   оплаты труда совместителей.
       Представитель   Псковской   областной   организации   профсоюза
   работников   здравоохранения   поддержала   требования   прокурора,
   полагая  их  обоснованными.  Считала,  что  администрация Псковской
   области  приняла  нормативные документы по оплате труда медицинских
   работников  без учета мнения 3-сторонней комиссии по урегулированию
   социально-трудовых отношений и отраслевого профсоюза.
       Полагала,  что  ущемление прав совместителей противоречит целям
   проводимых  мероприятий,  подрывает  заинтересованность  этих лиц в
   повышении    качества   труда,   что   недопустимо   при   нехватке
   специалистов.
       Представитель   администрации   Псковской   области   заявление
   прокурора  не  признала, пояснив, что правоотношения, возникшие при
   осуществлении   денежных   выплат  в  соответствии  с  Условиями  и
   порядком   осуществления  денежных  выплат  медицинскому  персоналу
   фельдшерско-акушерских  пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими
   пунктами,  фельдшерам,  акушеркам, медицинским сестрам, в том числе
   медицинским  сестрам  патронажным) и врачам, фельдшерам (акушеркам)
   и   медицинским   сестрам   учреждений   и   подразделений   скорой
   медицинской  помощи  муниципальной  системы здравоохранения на 2007
   год,  утвержденными  постановлением администрации Псковской области
   от 22.02.2007 N 66, не относятся к трудовым правоотношениям.
       По  мнению  администрации  области,  доплаты, условия и порядок
   выплаты  которых  стал  предметом  спора,  не регулируются Трудовым
   кодексом  РФ.  Они  не  входят  в  систему  оплаты труда и не могут
   расцениваться,   как   составляющая   часть   трудового   договора,
   поскольку носят временный характер.
       Необходимость   разработки   условий   и  порядка  этих  выплат
   органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   также   противоречит   утверждению   прокурора,  поскольку  порядок
   выплаты заработной платы установлен ст. 136 Трудового кодекса РФ.
       Характер    выплат   определяется   приоритетным   национальным
   проектом  "Здоровье", ст. 47 Федерального закона "О государственном
   бюджете   на   2007  год"  и  Постановлением  Правительства  РФ  от
   30.12.2006  N 863 "О порядке предоставления в 2007 году субсидий из
   федерального    бюджета    бюджетам    Российской    Федерации   на
   осуществление     денежных     выплат     медицинскому    персоналу
   фельдшерско-акушерских  пунктов,  учреждений и подразделений скорой
   медицинской  помощи  муниципальной  системы  здравоохранения (а при
   отсутствии  на территории муниципального образования - учреждений и
   подразделений   скорой   медицинской  помощи  субъектов  Российской
   Федерации)".
       Не    соглашаясь    с    заявленным   прокурором   требованием,
   представитель  администрации  обратил  внимание  суда  на  то,  что
   оспариваемое   постановление   администрации   области   принято  в
   пределах  его  полномочий  и  основано  на  требовании федерального
   законодательства  о  бюджете.  Кроме  того,  оспариваемые  нормы не
   являются  дискриминационными,  так как устанавливают единые правила
   для всех работников при наличии оговоренных условий.
       Решением   Псковского   областного   суда   от   21.06.2007   в
   удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.
       В   кассационном   представлении  прокурора  Псковской  области
   ставится   вопрос   об   отмене   состоявшегося  решения  суда  как
   основанного   на   ошибочной   оценке   характера  денежных  выплат
   указанным категориям медицинских работников.
       Проверив    материалы   дела,   изучив   доводы   представления
   прокурора,  Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда
   Российской  Федерации  находит  решение Псковского областного суда,
   постановленное   по   данному   делу,   подлежащим  оставлению  без
   изменения по следующим основаниям.
       В  ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые
   прокурором  положения  (нормы),  а  именно:  абзац  1  пункта  1 (в
   части),  абзац  2 пункта 1, пункт 4 Условий и порядка осуществления
   денежных   выплат   медицинскому  персоналу  фельдшерско-акушерских
   пунктов  (заведующим  фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам,
   акушеркам,  медицинским  сестрам,  в  том числе медицинским сестрам
   патронажным)   и   врачам,  фельдшерам  (акушеркам)  и  медицинским
   сестрам   учреждений  и  подразделений  скорой  медицинской  помощи
   муниципальной  системы  здравоохранения  на  2007  год,  утверждены
   постановлением администрации Псковской области от 22.02.2007 N 66.
       Судом  правильно обращено внимание на то, что указанные Условия
   и   порядок   установлены  исполнительным  органом  государственной
   власти  субъекта  Российской  Федерации  на основании Постановления
   Правительства  Российской  Федерации от 30.12.2006 N 863 "О порядке
   предоставления   в  2007  году  субсидий  из  федерального  бюджета
   бюджетам  субъектов  Российской Федерации на осуществление денежных
   выплат   медицинскому   персоналу  фельдшерско-акушерских  пунктов,
   учреждений  и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной
   системы   здравоохранения   (а  при  их  отсутствии  на  территории
   муниципального  образования  -  учреждений  и  подразделений скорой
   медицинской помощи субъектов Российской Федерации)".
       Источником   поступления  указанных  денежных  выплат  является
   бюджет  субъекта  Российской  Федерации, в который, в свою очередь,
   запланировано  поступление соответствующих субсидий из федерального
   бюджета.
       Судом  правильно  отмечено,  что  оспариваемые  нормы,  как и в
   целом   постановление   администрации   области,   разработаны   на
   основании  и во исполнение п. 15 части 1 ст. 47 Федерального закона
   "О федеральном бюджете на 2007 год".
       В  соответствии  с  абзацем  1  пункта 1 утвержденных Условий и
   порядка  предусмотрено, что денежные выплаты медицинскому персоналу
   фельдшерско-акушерских  пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими
   пунктами,  фельдшерам,  акушеркам, медицинским сестрам, в том числе
   медицинским  сестрам  патронажным)  (медицинский  персонал  ФАП)  и
   врачам,  фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам подразделений
   скорой  медицинской  помощи  муниципальной  системы здравоохранения
   (СМП) осуществляются по основному месту работы.
       Абзац   2   пункта  1  предусматривает,  что  денежные  выплаты
   медицинскому  персоналу СМП при условии занятия штатной должности в
   объеме менее 1,0 ставки не производятся.
       Согласно  пункту  4 денежные выплаты медицинскому персоналу ФАП
   и  медицинскому  персоналу  СМП  за  работу,  превышающую объем 1,0
   ставки, не производятся.
       Указанные    положения    оспариваются   прокурором   в   части
   осуществления  денежных  выплат  по  основному  месту  работы,  как
   противоречащие  статьям  3,  93,  131 Трудового кодекса РФ и пункту
   2.6   Положения   об   оплате   труда   работников  здравоохранения
   Российской  Федерации  (приложения  к  приказу  Минздрава России от
   15.10.1999 N 377).
       Абзац   2  пункта  1,  не  предусматривающий  денежные  выплаты
   медицинскому  персоналу  СМП, при условии занятия штатной должности
   в  объеме менее 1,0 ставки, и пункт 4, не предусматривающий выплату
   персоналу  ФАП  и медицинскому персоналу СМП за работу, превышающую
   объем  1,0  ставки,  прокурор  полагает  противоречащими ст. ст. 3,
   131,  285  ТК  РФ и пункту 2.6 Положения об оплате труда работников
   здравоохранения Российской Федерации.
       Анализируя  указанное,  суд  пришел  к  правильному по существу
   выводу    о   несостоятельности   требований   прокурора   в   силу
   необоснованности приведенных им доводов.
       Следует  согласиться  с  основным  суждением  суда  о  том, что
   выплаты,  предусмотренные  Постановлением  Правительства Российской
   Федерации  от 30.12.2006 N 863 и Условиями и порядком осуществления
   денежных    выплат,   утвержденных   постановлением   администрации
   Псковской  области  от  22.02.2007  N  66,  не могут оцениваться на
   соответствие Трудовому кодексу РФ.
       Данные  выплаты  предусмотрены  рамками  национального  проекта
   "Здоровье",   одним   из  направлений  которого  является  развитие
   первичной   медико-санитарной   помощи.  Задачами  данного  проекта
   является    повышение    уровня   квалификации   врачей,   снижение
   коэффициента  совместительства в учреждениях, оказывающих первичную
   медико-санитарную помощь, до 1.1.
       Ссылки  прокурора  на повышение уровня оплаты труда врачей, как
   на   одно   из   основных  мероприятий  национального  проекта,  не
   противоречат   вышеизложенному.   Повышение   уровня  оплаты  труда
   медицинским  работникам  фельдшерско-акушерских  пунктов  и  службы
   скорой  помощи  предусмотрено  в  виде  дополнительных  ежемесячных
   выплат  за  выполнение  ими  государственного  задания  по оказанию
   медицинской помощи, а не путем увеличения заработной платы.
       Судом  правильно  учтено, что указанные выплаты преследуют цели
   реализации  задач  национального  проекта  "Здоровье" и не могут им
   противоречить.
       Необходимость   учитывать   приоритетные  задачи  национального
   проекта  подчеркивается  в  письмах  Министерства здравоохранения и
   социального  развития  от  19.06.2006  N  194-МЗ,  от  17.08.2006 N
   21847/МЗ-14; от 02.08.2006 N 4134-РХ, от 02.08.2006 N 4133-РХ.
       Судом   также  принято  во  внимание  разъяснение  Министерства
   финансов   о  том,  что  эти  выплаты  не  должны  учитываться  при
   исчислении    средней   заработной   платы   указанным   категориям
   работников здравоохранения.
       Судебной   коллегией   по  гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской  Федерации  отмечается  правильная правовая оценка судом
   характера  и  значения, установленных денежных выплат и особенность
   их реализации.
       Судом   правильно  указывается,  что  связь  их  с  исполнением
   конкретным  работником  определенных  трудовых функций не означает,
   что  эти  выплаты  изменяют  условия  трудового  договора в сторону
   увеличения размера заработной платы.
       В  этой  связи  следует  согласиться  с выводом суда о том, что
   пункт   4   Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
   30.12.2006   N   863   предлагает   органам  исполнительной  власти
   субъектов  Российской Федерации установить в месячный срок размеры,
   условия   и   порядок  осуществления  денежных  выплат  медицинским
   работникам,  что  также  свидетельствует  об  иной  природе выплат,
   отличной   от   выплат,  производимых  в  рамках  обычных  трудовых
   отношений.
       С   учетом   указанных   обстоятельств,  правового  обоснования
   сделанных  судом  выводов,  следует  согласиться  с  тем,  что  суд
   мотивированно   и   по   существу  правильно  отказал  прокурору  в
   удовлетворении     заявленных    им    требований    о    признании
   противоречащими  федеральному  закону  оспариваемых  норм Условий и
   порядка   осуществления   денежных  выплат  медицинскому  персоналу
   фельдшерско-акушерских  пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими
   пунктами,  фельдшерам,  акушеркам, медицинским сестрам, в том числе
   медицинским  сестрам  патронажным) и врачам, фельдшерам (акушеркам)
   и   медицинским   сестрам   учреждений   и   подразделений   скорой
   медицинской  помощи  муниципальной  системы здравоохранения на 2007
   год",  утвержденных  постановлением администрации Псковской области
   от 22.02.2007 N 66.
       В  этой  связи постановленное Псковским областным судом решение
   от  21.06.2007  является  законным  и  обоснованным, в связи с чем,
   подлежащим оставлению без изменения.
       Доводы  кассационного  представления  прокурора  не  могут быть
   признаны  состоятельными,  так как сводятся к несогласию с правовой
   оценкой  указанных  денежных выплат, ошибочно полагая регулирование
   возникших  правоотношений  нормами  трудового законодательства, что
   является  по  существу переоценкой установленных обстоятельств, что
   недопустимо  и  не  может  рассматриваться в качестве основания для
   отмены состоявшегося судебного постановления.
       Руководствуясь   ст.   361   ГПК   РФ,   Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       решение  Псковского областного суда от 21 июня 2007 г. оставить
   без    изменения,    кассационное   представление   прокурора   без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
08.06.2017
USD
56.59
EUR
63.72
CNY
8.33
JPY
0.52
GBP
72.96
TRY
16.08
PLN
15.2
Разное