ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2007 года
Дело N 41-В07-34
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Малышкина А.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по
иску Г. и М. к Мэрии г. Шахты, Управлению образования г. Шахты,
администрации Ростовской области, Министерству финансов Ростовской
области о взыскании недополученного опекунского пособия с
индексацией, переданное для рассмотрения в порядке надзора в
Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации по надзорной жалобе Г. и М., на основании определения
судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 3
августа 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Малышкина А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации,
установила:
Г. и М. обратились в суд к указанным ответчикам с иском о
взыскании недополученных сумм на питание, приобретение одежды,
обуви, мягкого инвентаря для несовершеннолетней Горловой В.В.,
1988 года рождения, находящейся под опекой Г., и для
несовершеннолетней Медведевой А.А., 1988 года рождения,
находящейся под опекой М., исходя из фактических цен, сложившихся
в Ростовской области.
В обоснование иска указали, что Управлением образования г.
Шахты Ростовской области выплата опекунского пособия в 2001 и 2002
годах произведена из расчета 1250 рублей в месяц на одного
опекаемого на основании постановления главы администрации
Ростовской области от 15 января 2001 года N 15, в 2003 году - 1450
рублей (постановление от 21 января 2003 года N 37), в 2004 году -
1605 рублей (постановление от 23 января 2004 года N 30), с января
по февраль 2005 года - 1605 рублей (постановление от 31 декабря
2004 года N 534).
По мнению истиц, размер опекунского пособия, определенный
постановлениями администрации Ростовской области, не соответствует
основным показателям качества жизни детей по стандартам,
установленным федеральными органами исполнительной власти.
В связи с нарушением ответчиками норм Постановления
Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О
неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" истицы просили суд взыскать с
ответчиков задолженность по опекунским пособиям с учетом
индексации на содержание Горловой В.В. - 79616 руб. 13 коп., на
содержание Медведевой А.А. - 61495 руб. 87 коп.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 27
сентября 2005 года, оставленным без изменения определением
судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда
от 31 октября 2005 года, в удовлетворении исковых требований Г.,
М. отказано.
Постановлением президиума Ростовского областного суда от 28
декабря 2006 года судебные постановления были оставлены без
изменения.
В надзорной жалобе Г. и М. просят отменить состоявшиеся по
делу судебные постановления и вынести новое решение, удовлетворив
заявленные требования.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 27 апреля 2007 года
дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 3 августа
2007 года дело передано для рассмотрения по существу в Судебную
коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе Г. и М. указывают на то, что судами были
допущены существенные нарушения норм материального права,
выразившиеся, по их мнению, в следующем.
Суд первой инстанции, принимая решение по существу, сослался
на то, что поскольку размеры опекунских пособий в период 2001 г. -
2005 г. определялись постановлениями главы администрации
Ростовской области, которые не были признаны незаконными, правовых
оснований для удовлетворения требований Г. и М. не имеется.
Кроме того, отказывая в заявленных требованиях, суд указал на
то, что до 1 января 2005 года, выплата опекунского пособия
являлась обязательством федерального бюджета, а не его субъектов.
Также суд согласился с ответчиком о пропуске истцами 3-годичного
срока на взыскание выплаты опекунских пособий за 2001 год.
С выводами суда первой и кассационной инстанций согласился и
суд надзорной инстанции, указав, что целевые средства на
финансирование ежемесячной денежной выплаты опекунам (попечителям)
из федерального бюджета в Ростовскую область не поступали.
Между тем, судами первой, кассационной и надзорной инстанций
допущено существенное нарушение норм материального права.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину
гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях установленных законом.
То есть, государственные пенсии и социальные пособия
устанавливаются законом.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает
основные гарантии прав и законных интересов ребенка,
предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых,
социально-экономических условий для реализации прав и законных
интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
регулируются кроме того Федеральным законом от 21 декабря 1996
года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно
статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите
таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим
законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является
государственным полномочием.
Согласно статье 5 Федерального закона "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 10 января
2003 года N 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от
24 августа 2004 г. N 122-ФЗ), расходы на реализацию мер по
обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, за счет государственных
внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий
опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно
физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в
образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с
нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается
Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального
законодательства Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992
года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на
момент разрешения спора, установлены нормы питания, обеспечения
одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно
приложениям N 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в
семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства
РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством
здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ,
Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты
средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря
для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом
Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N 199
определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам
(попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды,
обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм
по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, содержание вышеназванных нормативно-правовых
актов свидетельствует о том, что Правительством Российской
Федерации установлен размер и порядок выплаты опекунских пособий.
Порядок выплаты пособий на содержание опекаемых детей
разработан по поручению Правительства Российской Федерации
Министерством образования Российской Федерации, является
действующим и не противоречит законодательству Российской
Федерации.
Суды первой, кассационной и надзорной инстанций, сославшись на
не отмененные постановления главы администрации Ростовской
области, не учли, что указанные постановления главы администрации
Ростовской области надлежащим образом не обеспечивали реализацию
норм действующего законодательства по вопросу установления
размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на
территории Ростовской области.
Вывод суда надзорной инстанции о том, что средства из
федерального бюджета на финансирование ежемесячной денежной
выплаты опекунам из федерального бюджета в Ростовскую область не
поступали, на материалах дела не основан, данные обстоятельства
судебными инстанциями не проверялись.
Вместе с тем, статьей 48 Федерального закона от 30 декабря
2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 46
Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год" и статьей 42 Федерального закона
от 23 декабря 2003 года "186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004
год" в состав федерального бюджета включены средства Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Приложениями N 11 (на 2002 год), N 13 (на 2003 год), N 13 (на 2004
год) к указанным Федеральным законам объем средств,
запланированных к перечислению Ростовской области, соответственно
составил: 4589247 тыс. рублей (на 2002 год); 5140451 тыс. рублей
(на 2003 год); 5461885 тыс. рублей (на 2004 год).
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса
Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных
правоотношений, а потому право опекуна на выплату пособий по
содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой,
не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных
средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате
опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской
Федерации.
Кроме того, применение судом при удовлетворении требований,
срока исковой давности, предусмотренного статьей 208 Гражданского
кодекса Российской Федерации, является неправильным, поскольку
правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским
законодательством не регулируются, а в специальных нормативных
актах: Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей", Постановлении Правительства РФ от 20 июня 1992 года N
409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", срок исковой давности не
предусмотрен.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся судебные постановления
подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
постановление президиума Ростовского областного суда от 28
декабря 2006 года, определение судебной коллегии по гражданским
делам Ростовского областного суда от 31 октября 2005 года и
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 27
сентября 2005 года отменить, дело направить на новое рассмотрение
в Шахтинский городской суд.
|