ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 августа 2007 г.
N 63
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЛИКВИДАЦИИ КОРИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской
Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемическую обстановку
по кори и эффективность проводимой работы по профилактике этой
инфекции, установил следующее.
В Российской Федерации проводится комплекс организационных и
практических мероприятий, направленных на реализацию Программы
ликвидации кори к 2010 году.
Активно осуществляется деятельность Национального
научно-методического центра и региональных центров по надзору за
корью.
Повысилась эффективность эпидемиологического надзора за
коревой инфекцией, возрос объем серологических и вирусологических
исследований материала от больных.
Охват детей вакцинацией против кори в установленные
национальным календарем профилактических прививок сроки достиг
99,7%, ревакцинацией -96,7%.
Приняты меры по организации и проведению дополнительной
иммунизации лиц в возрасте до 35 лет, не привитых ранее живой
коревой вакциной или с неизвестным прививочным анамнезом.
Оценка динамики заболеваемости корью в стране за последнее
десятилетие свидетельствует о четко выраженной тенденции к ее
снижению. Почти в половине регионов страны случаи кори не
регистрируются.
Вместе с тем, при реализации указанной Программы имеют место
определенные недостатки и нерешенные вопросы.
В 2006 году в стране произошел рост заболеваемости корью в 2,5
раза. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 0,8
против 0,32 в 2005 году.
Наиболее высокая заболеваемость отмечалась в Курской области
(показатель составил 13,1 на 100 тыс. населения), Республике
Бурятия (6,3 на 100 тыс.). Рост заболеваемости корью в
значительной степени был обусловлен активизацией эпидемического
процесса кори в приграничных государствах, прежде всего на
Украине, где в 2006 году зарегистрировано более 44,5 тыс. больных
корью.
В Курской, Белгородской, Смоленской, Орловской областях, г.
Москве, а также в воинских коллективах имели место вспышки кори,
которые нередко формировалась за счет завозных случаев.
В воинских коллективах значительное увеличение заболеваемости
корью отмечалось, в основном, за счет лиц с неизвестным
прививочным анамнезом.
В 2006 году рост заболеваемости корью произошел во всех
возрастных группах населения. Вместе с тем, заболеваемость корью
определялась, в основном, взрослым населением, удельный вес
которого в общей структуре заболевших составил 82,4%, причем, на
возрастную группу 20-29 лет приходится 38,2% от числа заболевших
взрослых.
Из числа заболевших корью взрослых (882 чел.) на долю
профессиональных групп риска приходится 42% (350 чел.). Из них
военнослужащие составляют 15,1%, медицинские работники - 8,8%,
студенты - 9%, педагоги - 2,3%, работники торговли - 6,8%.
При этом медицинские работники нередко являлись источником
инфекции для пациентов и формировали в учреждениях очаги кори
разной степени интенсивности.
Наличие среди заболевших вакцинированных и ревакцинированных
лиц, в том числе получивших прививку 1-2 года назад, может быть
связано с нарушением условий транспортирования и хранения вакцины,
неудовлетворительной организацией работы прививочных кабинетов,
ослаблением контроля за их деятельностью, а также за ведением
прививочной документации.
В настоящее время более половины заболевших корью составили
лица, не имеющие сведений о прививках против кори или о
заболевании корью в анамнезе. Практически четверть всех заболевших
корью приходится на не привитых против кори. Среди заболевших
корью детей 62,9% не получили прививки в декретированные сроки.
При общем высоком по стране охвате детей ревакцинацией, в
Белгородской, Московской, Калужской, Нижегородской областях,
Ямало-Ненецком, Эвенкийском автономных округах до настоящего
времени не достигнут рекомендуемый 95% уровень, а в Чеченской
Республике он составляет лишь 83,3%.
Недостаточными темпами осуществляется иммунизация лиц в
возрастной группе 18-35 лет. В целом по стране вакцинировано
против кори 22,1%, ревакцинировано 60% от численности данной
возрастной группы. Около 5 млн. человек все еще остаются не
привитыми.
Неудовлетворительно эта работа проводится в республиках Тыва,
Северная Осетия, Карелия, Ставропольском и Приморском краях,
Псковской (40,27%), Волгоградской (39,9%), Нижегородской (41,3%),
Новгородской (65,48%), Пензенской (52,26%) областях, где доля лиц
18-35 лет, не имеющих ни одной прививки против кори и не болевших
ранее, составляет 32-65%, а в Московской области - 26%.
Во многих субъектах Российской Федерации не принимаются
действенные меры по выявлению и проведению дополнительной
иммунизации групп высокого риска - студентов высших и средних
учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов,
военнослужащих, работников торговли, мигрантов и др.
В гг. Москве и Санкт-Петербурге, Приморском крае, Республике
Башкортостан и др. в последнее время возросло число отказов
населения от проведения прививок, что свидетельствует об
ослаблении просветительной работы по информированию населения о
негативных последствиях отказа от иммунизации.
В результате проведения в Российской Федерации трехлетнего
пилотного проекта (на 11-ти территориях со спорадическим уровнем
заболеваемости) по активному поиску возможных случаев кори среди
больных с другими экзантемными заболеваниями, были выявлены
больные корью даже на территориях, где случаи заболевания этой
инфекцией не регистрировались в течение последних нескольких лет,
что свидетельствует о наличии восприимчивого населения и
пропущенных случаях кори в связи с недостаточным вниманием
медицинских работников к этой инфекции.
Итоги данного проекта позволили установить, что необходимо
обследовать лиц с экзантемными заболеваниями исходя из расчета 2
больных на 100 тыс. населения в каждом субъекте Российской
Федерации.
Данный метод активного эпиднадзора будет служить критерием
оценки субъектов Российской Федерации при их сертификации как
территорий, свободных от кори.
Сохраняющиеся условия накопления восприимчивых к кори
контингентов населения, поздняя диагностика случаев и
несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий
способствуют формированию крупных очагов кори при заносе инфекции.
В минувшем году зарегистрировано 700 очагов кори, из них 18,5%
- очаги с различной степенью распространения инфекции.
В целях усиления мероприятий по реализации Программы
ликвидации кори к 2010 году в Российской Федерации и в
соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской
Федерации, N 14, 5 апреля 1999 г., ст. 1650), ст. 10 Федерального
закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 38 ст. 4736) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть на заседании межведомственных
противоэпидемических комиссий вопрос о ходе реализации Программы
ликвидации кори к 2010 году, внести необходимые изменения и
дополнения в планы мероприятий по реализации данной программы.
1.2. Оказывать содействие органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации в организации и проведении
иммунизации против кори подлежащих контингентов.
1.3. Рассмотреть вопрос о введении обязательного наличия
сертификатов профилактических прививок с приоритетным обеспечением
ими всех детей в возрасте до 18 лет, учащихся средних учебных
заведений и студентов высших учебных заведений.
2. Министерству обороны Российской Федерации рекомендовать
рассмотреть вопрос о закупке вакцины против кори для проведения
иммунизации военнослужащих в возрасте до 35 лет, не привитых, не
болевших корью, не имеющих сведений о прививках, с обеспечением
охвата не менее 95%.
3. Министерству образования Российской Федерации рекомендовать
рассмотреть вопрос о внесении в перечень документов, необходимых
для поступления в среднее или высшее учебное заведение, документов
о профилактических прививках.
4. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию рекомендовать обеспечить своевременные поставки живой
коревой вакцины в субъекты Российской Федерации с соблюдением
условий транспортирования, регламентируемых
санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия
транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических
препаратов" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской
Федерации 11 апреля 2003 г., регистрационный N 4410).
5. Руководителям средств массовой информации рекомендовать
регулярное освещение вопросов профилактики кори и реализации
Программы ликвидации кори в Российской Федерации.
6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации:
6.1. Провести анализ привитости детей в декретированных
возрастах и лиц в возрасте до 35 лет, в том числе групп риска
(студентов высших и средних учебных заведений, призывников,
медицинских работников, педагогов, работников торговли и др.).
6.2. Завершить в 2007-2008 гг. вакцинацию взрослых до 35 лет,
не привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках с
первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных
заведений, призывников, мигрантов, других труднодоступных групп
населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и
др.), а также лиц из групп риска - медицинских работников,
педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее 95% от
числа подлежащих.
6.3. Обеспечить повсеместное поддержание высокого уровня (не
менее 95%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против кори в
разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и
региона в целом строго в сроки, установленные национальным
календарем профилактических прививок.
6.4. Систематически осуществлять активное выявление случаев
кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо
от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за
коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2-х лабораторно
обследованных больных на 100 тыс. населения (ежегодно).
6.5. Повысить эффективность противоэпидемических мероприятий в
очагах коревой инфекции, прежде всего за счет максимального
расширения их границ и своевременного выявления источников
инфекции. Прививки против кори по эпидпоказаниям проводить (не
зависимо от возраста) всем не привитым, не болевшим корью ранее, а
также не имеющим сведений о прививках.
6.6. Активизировать работу по широкому информированию
населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных
последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
6.7. Обеспечить систематический оперативный обмен информацией
с учреждениями ведомственного подчинения о возникновении случаев
заболевания корью и проводимых профилактических и
противоэпидемических мероприятиях.
7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
7.1. Организовать и проводить серологическое обследование
больных экзантемными заболеваниями (независимо от первичного
клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой
инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс.
населения (ежегодно).
7.2. Принять необходимые меры по обеспечению требований
холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой
вакцины в каждом районе, на каждом педиатрическом участке.
8. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации:
8.1. Обеспечить действенный надзор за состоянием и
достоверностью привитости против кори детей в декретированных
возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе персонала детских
домов и домов ребенка, учащихся средних и высших учебных
заведений, работников лечебно-профилактических учреждений,
приезжих специалистов (в том числе строителей) и работников
торговли.
8.2. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий
транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах
холодовой цепи, прежде всего, в участковых больницах и пунктах.
8.3. Доложить о выполнении настоящего постановления к 1 июля
2008 г.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|