Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
23.06.2017
USD
60.15
EUR
67.15
CNY
8.81
JPY
0.54
GBP
76.15
TRY
17.08
PLN
15.82
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.07.2007 N ГКПИ07-648 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 2 ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВ. ПРИКАЗОМ МЧС РФ ОТ 28.12.2004 N 621

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                     от 25 июля 2007 г. N ГКПИ07-648
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                            Толчеева Н.К.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   общества  с  ограниченной  ответственностью  "Карди"  о
   признании  недействующим  пункта 2 Правил разработки и согласования
   планов   по   предупреждению   и   ликвидации   разливов   нефти  и
   нефтепродуктов  на  территории  Российской  Федерации, утвержденных
   Приказом  Министерства  Российской  Федерации  по делам гражданской
   обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
   бедствий от 28 декабря 2004 года N 621,
   
                               установил:
   
       согласно  пункту  2  Правил разработки и согласования планов по
   предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов на
   территории  Российской  Федерации  (далее  - Правила), утвержденных
   Приказом  Министерства  Российской  Федерации  по делам гражданской
   обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
   бедствий   от  28  декабря  2004  года  N  621,  настоящие  Правила
   устанавливают   общие  требования  к  планированию  мероприятий  по
   предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов и
   чрезвычайных    ситуаций,    обусловленных    разливами   нефти   и
   нефтепродуктов   (далее   -  ЧС(Н)),  а  также  определяют  порядок
   согласования  и  утверждения  планов по предупреждению и ликвидации
   разливов  нефти  и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих
   им  календарных  планов  оперативных  мероприятий  при  угрозе  или
   возникновении  ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных
   и   территориальных   подсистем   единой   государственной  системы
   предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и
   организаций,   независимо  от  форм  собственности,  осуществляющих
   разведку   месторождений,   добычу   нефти,  а  также  переработку,
   транспортировку,  хранение  и использование нефти и нефтепродуктов,
   включая администрацию портов (далее - организации).
       ООО  "Карди"  обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с
   заявлением  о  признании пункта 2 Правил недействующим, ссылаясь на
   то,  что  федеральными  законами  и  постановлениями  Правительства
   Российской  Федерации,  во  исполнение  которых  был издан Приказ N
   621,   обязанность   иметь  план  по  предупреждению  и  ликвидации
   аварийных  разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена только для
   организаций,    имеющих   опасные   производственные   объекты,   в
   противоречие   с   этими  нормативными  актами  оспариваемая  норма
   расширяет  границы  применения  требований  по разработке указанных
   планов,    распространяя    действие    Правил    на   организации,
   эксплуатирующие   суда,   осуществляющие  транспортировку  нефти  и
   нефтепродуктов,   вследствие   чего   создаются   препятствия   для
   осуществления    нормальной    экономической   деятельности   таких
   организаций, каковой и является ООО "Карди".
       В   судебном  заседании  представители  заявителя  Божко  В.В.,
   Катунин  Д.П.,  Червяков Р.В. поддержали вышеизложенные требования,
   дополнительно  указав  на то, что оспариваемая норма распространяет
   действие  Правил  и  на  организации,  осуществляющие использование
   нефти  и нефтепродуктов, то есть на организации, не упомянутые ни в
   одном нормативном правовом акте большей юридической силы.
       Представители   Министерства   Российской  Федерации  по  делам
   гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
   последствий  стихийных  бедствий  Карчков  А.М.,  Подлесская Т.И. и
   Министерства  юстиции  Российской  Федерации Мокрова Е.А. возражали
   против  заявленных  требований,  ссылаясь  на  то, что оспариваемое
   нормативное  положение  основано  на  нормах  федерального закона и
   постановлений Правительства Российской Федерации.
       Обсудив   доводы   представителей  заявителя  и  представителей
   заинтересованных  лиц,  проанализировав  оспариваемый пункт Правил,
   заслушав  заключение  прокурора  Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  Федотовой  А.В.,  полагавшей  в удовлетворении заявления
   отказать,  Верховный  Суд Российской Федерации не находит оснований
   для удовлетворения заявленных требований.
       Федеральный  закон  от  21  декабря  1994  г. N 68-ФЗ "О защите
   населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
   техногенного  характера"  (в  редакции от 18.12.2006), определяющий
   общие  для  Российской  Федерации  организационно-правовые  нормы в
   этой  области,  устанавливает,  формулируя  основные  принципы, что
   планирование  и  осуществление  мероприятий  по  защите населения и
   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций   проводятся   с   учетом
   экономических,   природных   и   иных  характеристик,  особенностей
   территорий  и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
   ситуаций  (статья 7), вменяет в обязанности организаций планировать
   необходимые   меры   в  области  защиты  работников  организаций  и
   подведомственных    объектов    производственного   и   социального
   назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).
       В  статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О
   промышленной  безопасности  опасных  производственных  объектов" (в
   редакции   от   18.12.2006)  установлена  обязанность  организации,
   эксплуатирующей  опасный  производственный  объект,  планировать  и
   осуществлять  мероприятия  по  локализации и ликвидации последствий
   аварий  на  опасном  производственном объекте. При этом в подпункте
   "в"  пункта  1  Приложения  1  к категории опасных производственных
   объектов  отнесены  объекты,  на  которых получаются, используются,
   перерабатываются,  образуются,  хранятся,  транспортируются горючие
   вещества  -  жидкости,  газы,  пыли,  способные  самовозгораться, а
   также  возгораться  от  источника зажигания и самостоятельно гореть
   после его удаления.
       Правительство    Российской    Федерации   в   пределах   своей
   компетенции,   основанной  на  положениях  статей  3,  10,  12,  13
   Федерального  закона  от  21  декабря  1994 г. N 68-ФЗ, статей 4, 5
   Федерального  закона  от  21  июля  1997  г.  N  116-ФЗ, издало ряд
   постановлений,   в   которых,   в   частности,  определило  порядок
   организации   и  функционирования  единой  государственной  системы
   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций,  принципы
   формирования   планов  по  предупреждению  и  ликвидации  аварийных
   разливов  нефти  и  нефтепродуктов, правила организации мероприятий
   по  предупреждению  и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
   территории Российской Федерации.
       Министерство   Российской   Федерации   по   делам  гражданской
   обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
   бедствий  (МЧС  России),  согласно  Положению  о нем, утвержденному
   Указом  Президента  Российской  Федерации от 11 июля 2004 г. N 868,
   является  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
   функции,  в  том  числе  по  нормативно-правовому  регулированию  в
   области  защиты  населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций
   природного и техногенного характера.
       Реализуя   свои   полномочия,  МЧС  России  утвердило  Правила,
   отдельные  положения  которых оспариваются заявителем, установившие
   общие  требования  к  планированию  мероприятий по предупреждению и
   ликвидации   разливов   нефти   и   нефтепродуктов  и  чрезвычайных
   ситуаций,   обусловленных   разливами   нефти   и   нефтепродуктов,
   определило   порядок   согласования   и   утверждения   планов   по
   предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
       Правила  зарегистрированы  в  Министерстве  юстиции  Российской
   Федерации   14.04.2005,  регистрационный  N  6514,  опубликованы  в
   Бюллетене  нормативных  актов  федеральных  органов  исполнительной
   власти 25.04.2005, N 17.
       Распространение    действия   этих   Правил   на   организации,
   независимо   от   форм   собственности,   осуществляющие   разведку
   месторождений,  добычу нефти, а также переработку, транспортировку,
   хранение   и   использование   нефти   и   нефтепродуктов,  включая
   администрацию  портов, не является произвольным, основано на нормах
   вышеназванных   Федеральных  законов,  устанавливающих  обязанность
   организаций   планировать   мероприятия   по   защите  населения  и
   территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  и  принятых  в их развитие
   постановлений Правительства Российской Федерации.
       Пунктом   6   Основных   требований   к  разработке  планов  по
   предупреждению    и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
   нефтепродуктов,     утвержденных    Постановлением    Правительства
   Российской  Федерации  от  21  августа  2000  г.  N 613 (в редакции
   Постановления  от  15.04.2002,  N  240),  прямо  предусмотрено, что
   планы  по  предупреждению  и  ликвидации аварийных разливов нефти и
   нефтепродуктов     на     региональном    уровне    разрабатываются
   организациями,   осуществляющими   разведку  месторождений,  добычу
   нефти,  а  также  переработку,  транспортировку,  хранение  нефти и
   нефтепродуктов;   указано   на  полномочие  МЧС  России  определять
   требования  к  разработке и согласованию планов по предупреждению и
   ликвидации   разливов   нефти   и   нефтепродуктов   на  территории
   Российской Федерации.
       Обязанность      организаций,      осуществляющих      разведку
   месторождений,  добычу  нефти, а также переработку, транспортировку
   и  хранение  нефти  и нефтепродуктов, что непосредственно связано с
   эксплуатацией   опасных   производственных  объектов,  указанных  в
   подпункте  "в"  пункта  1  Приложения 1 к Федеральному закону от 21
   июля  1997  г.  N  116-ФЗ,  вытекает  из  взаимосвязанных положений
   пунктов  1  и  2 Правил организации мероприятий по предупреждению и
   ликвидации   разливов   нефти   и   нефтепродуктов   на  территории
   Российской  Федерации,  утвержденных  Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.
       Положением   о  лицензировании  перевозок  морским  транспортом
   грузов,   утвержденным   Постановлением   Правительства  Российской
   Федерации  от  13 августа 2006 г. N 490, к лицензионным требованиям
   и  условиям,  предъявляемым  при  осуществлении  перевозок  грузов,
   отнесено  наличие  у  лицензиата  (соискателя  лицензии)  плана  по
   предупреждению    и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
   нефтепродуктов (подпункт "г" пункта 4).
       В   пункте   23  Положения  о  единой  государственной  системе
   предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций, утвержденного
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 30 декабря
   2003   г.   N   794   (в  редакции  от  03.10.2006)  во  исполнение
   Федерального   закона   "О   защите   населения   и  территорий  от
   чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного  характера",
   предусмотрено   осуществление   мероприятий   по  предупреждению  и
   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  в  рамках  единой  системы  на
   основе, в том числе планов организаций.
       Довод     представителей     заявителя     о     необоснованном
   распространении  действия  Правил  на  организации,  осуществляющие
   использование  нефти  и  нефтепродуктов, не соответствует подпункту
   "в"  пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г.
   N  116-ФЗ,  подпункту  "а"  пункта  1  Положения  о  лицензировании
   деятельности   по   эксплуатации   пожароопасных   производственных
   объектов,  утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации  от  14 августа 2002 г. N 595 (в редакции от 26.01.2007),
   относящим   к  опасным  (пожароопасным)  производственным  объектам
   объекты, на которых используются горючие жидкости.
       Кроме  того, ООО "Карди" осуществляет деятельность, связанную с
   транспортировкой,  а  не  использованием  нефти  и  нефтепродуктов,
   вследствие    чего   включение   в   оспариваемую   норму   термина
   "использование" не затрагивает его прав и свобод.
       Поскольку  оспариваемые  нормативные положения не нарушают прав
   и   законных  интересов  заявителя,  не  противоречат  федеральному
   закону  или  другому  нормативному  правовому акту, имеющим большую
   юридическую   силу,  то  в  соответствии  с  частью  1  статьи  253
   Гражданского   процессуального   кодекса   Российской  Федерации  в
   удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
       Руководствуясь   статьями   194   -   199,   253   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,  Верховный  Суд
   Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       в    удовлетворении    заявления    общества   с   ограниченной
   ответственностью "Карди" отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
   принятия в окончательной форме.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Н.К.ТОЛЧЕЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
23.06.2017
USD
60.15
EUR
67.15
CNY
8.81
JPY
0.54
GBP
76.15
TRY
17.08
PLN
15.82
Разное