ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2003 г. N 2-4
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПРАВОВЫХ СЛУЖБ ПРОФСОЮЗОВ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Новое трудовое законодательство во многом по-новому определяло
роль профсоюзов и их место среди институтов гражданского общества,
одновременно поставив перед профсоюзами, их правовыми службами ряд
специфических проблем, как в правоприменительной практике, так и в
правотворческой деятельности, потребовало изменения методов
правозащитной работы.
Определенное влияние на эту ситуацию оказали процессы,
связанные с коренными изменениями в гражданском процессуальном и
административном законодательстве. Существенные изменения
произошли также в системе законодательства, регулирующего
социальную сферу, социальное страхование и социальное обеспечение,
жилищное законодательство.
В этих условиях ФНПР и ее членские организации осуществили
комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности
работы правовых служб профсоюзов. IV съезд ФНПР, Исполком ФНПР
определили конкретные шаги по усилению роли юридических служб,
обозначили приоритеты в области международных трудовых норм,
утвердили Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции
труда, сориентировали правовых инспекторов на максимальное
восстановление нарушенных трудовых прав работников и учет
экономических результатов правозащитной работы. Впервые в
Российской Федерации введена регистрация нарушений прав
профсоюзов.
Борясь с нарушениями, правовые службы профсоюзов оказывают
помощь работникам в защите своих прав, добиваются наказания
нарушителей и организуют обучение профсоюзного актива. Расширяется
практика приостановления работниками исполнения трудовых
обязанностей, в связи с задержками выплаты заработной платы.
В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской
Федераций в прошлом году правовые службы профсоюзов оказали помощь
при подготовке и проведении 8 тысяч приостановок работ в 49
субъектах Российской Федерации.
По данным профсоюзов при проведении проверок соблюдения
законности внесены требования об устранении более 41 тыс.
нарушений, восстановлены на работе 1861 незаконно уволенных
работников.
Наиболее эффективно за последнее время осуществляется
правозащитная работа в федерациях организаций профсоюзов Республик
Башкортостан, Татарстан, Москвы, Красноярского края, Кемеровской и
Свердловской областей; в профсоюзах: Горно-металлургическом,
Электропрофсоюзе, работников государственных учреждений и
общественного обслуживания, работников здравоохранения Российской
Федерации.
Развитие законотворческого процесса и участие в нем профсоюзов
сопряжено с необходимостью информационно-аналитического и
экспертно-правового обеспечения прохождения законопроектов и иных
нормативно-правовых актов в органах законодательной и
исполнительной власти. Практические меры, предпринимаемые в этом
направлении, позволяли ФНПР и ее членским организациям подготовить
предложения и замечания ко многим проектам законов и иным
нормативно-правовым актам.
По инициативе Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по
нормотворческой деятельности и защите прав профсоюзов и Правового
отдела Аппарата ФНПР подготовлено и направлено в членские
организации большое количество информационных сборников "О
практике участия общероссийских профсоюзов и территориальных
объединений организаций профсоюзов в нормотворческой деятельности
по защите социально-экономических и трудовых прав и интересов
трудящихся". В них обобщена практика нормотворческой работы
общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций
профсоюзов, ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы,
ассоциации профсоюзов оборонных отраслей промышленности, Академии
труда и социальных отношений.
Вместе с тем уровень правозащитной работы продолжает
оставаться неудовлетворительным во многих профсоюзных
организациях.
Работники правовых служб ряда членских организаций редко
выезжают на проверки в организации. При массовых и грубейших
нарушениях трудового законодательства в Российской Федерации
правовые инспекторы профсоюзов не всегда вносят необходимые
требования по их устранению. Во многих организациях редко
используется право профсоюзов требовать в необходимых случаях
привлечения руководящих работников к дисциплинарной
ответственности за грубые нарушения трудового законодательства.
Практика свидетельствует о том, что многие нарушения трудовых прав
работников можно было бы предупредить, если бы профсоюзными
организациями более серьезное внимание уделялось вопросам контроля
за соблюдением трудового законодательства, как при плановых
проверках, так и в случаях обращений членов профсоюза.
Правовые службы профсоюзов крайне редко осуществляют контроль
за перечислением работодателем средств в социальные страховые
фонды. Недостаточно осуществляется восстановление прав работников
в судебном порядке, через органы Федеральной инспекции труда и
прокуратуры.
Многие профсоюзы слабо используют возможности Интернета в
вопросах обмена опытом правотворческой деятельности, обеспечения
информационными и методическими материалами.
Исполком ФНПР постановляет:
1. Считать задачу совершенствования работы правовых служб ФНПР
и ее членских организаций в условиях реформирования
законодательства приоритетным направлением деятельности
профсоюзов.
2. Рекомендовать членским организациям ФНПР разработать и
осуществить меры по укреплению правовых служб, повышению
эффективности их деятельности, улучшению информационного,
материально-технического и социально-бытового обеспечения
работников правовых служб на уровне не ниже нормативных
требований, действующих в государственных органах.
3. Членским организациям ФНПР для обеспечения эффективной
правовой защиты членов профсоюзов в условиях реформирования
законодательства необходимо использовать все имеющиеся в
распоряжении профсоюзов возможности, предусматривающие:
повышение роли трудового договора в правовом обеспечении
законных интересов работников, усиление правовых требований к
содержанию, заключению и выполнению трудовых договоров;
эффективное правовое сопровождение переговорной кампании и
процесса формирования сторон-участников переговоров в сфере
социального партнерства;
проведение анализа и обобщение правоприменительной практики
основных положений и статей Трудового кодекса Российской
Федерации, распространение положительного опыта работы;
подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию
трудового законодательства;
проведение совместно с органами прокуратуры и Федеральной
инспекцией труда проверок соблюдения законодательства, обратив
особое внимание на вопрос своевременной и в полном объеме выплаты
зарплаты и привлечение виновных к административной и уголовной
ответственности;
оказание конкретной правовой помощи первичным профсоюзным
организаций предприятиям, находящихся в состоянии внешнего
управления и конкурсного производства;
увеличение численности внештатных правовых инспекторов труда и
активизацию их деятельности.
4. Руководству ФНПР образовать Правовую инспекцию труда ФНПР в
рамках основного структурного подразделения Аппарата ФНПР, внести
соответствующие изменения в структуру Правового отдела Аппарата
ФНПР.
5. Принять за основу проект Примерного положения о правовых
службах членских организаций ФНПР (не приводится), направить его в
членские организации для рассмотрения и представления замечаний и
предложений до 1 августа 2003 года.
6. Правовому отделу Аппарата ФНПР:
ввести в практику регулярное проведение семинаров-совещаний
работников правовых служб членских организаций ФНПР;
подготовить предложения о системе регулярного повышения
квалификации работников правовых служб профсоюзов на базе
профсоюзных образовательных учреждений;
совершенствовать работу по изучению и обобщению практики
применения законодательства в социально-трудовой сфере членскими
организациями ФНПР и готовить на этой основе соответствующие
предложения, рекомендации, информационно-аналитические материалы;
в целях обмена опытом активизировать взаимодействие с
международными организациями, а также участие в международных
проектах с применением представителей общероссийских профсоюзов и
территориальных объединений организаций профсоюзов.
7. Принять к сведению записку Правового отдела Аппарата ФНПР
(прилагается) и направить ее в членские организации для
руководства и использования в практической работе.
Председатель
М.В.ШМАКОВ
ЗАПИСКА
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПРАВОВЫХ СЛУЖБ ПРОФСОЮЗОВ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Реформирование законодательства поставило перед профсоюзами
новые задачи, потребовало изменения методов правозащитной работы.
Правовые службы членских организаций ФНПР вынуждены были с
максимальным напряжением осваивать и одновременно разъяснять
профактиву новое законодательство, осуществлять профсоюзный
контроль в организациях и добиваться совершенствования
законодательно-правовой базы в стране.
Следуя избранной ФНПР стратегии, 28 членских организаций ФНПР
в 2002 году укрепили свои правовые службы. Кроме того
восстановлены профсоюзные правовые инспекции труда в 16 членских
организациях ФНПР. К началу 2003 года в сравнении с 2001 годом,
количество юристов в структурах ФНПР несколько возросло и
составило 627 человек (2001 г. - 608).
В то же время вызывает обеспокоенность сокращение правовых
служб в 12 территориальных объединениях и общероссийских
профсоюзах, а также отсутствие юристов в штатах 18 членских
организаций. Ряд руководителей, предусмотрев в аппарате должность
правового инспектора, годами не предпринимают усилий для подбора
необходимого специалиста. В результате этого сворачивается
выполнение главной уставной обязанности профсоюзов по защите
интересов своих членов и снижается мотивация профсоюзного
членства. Практика показывает, что активно отстаивающий во время
проверки права работников профсоюзный правовой инспектор наилучшим
образом убеждает работников в пользе и необходимости вступления в
профсоюз.
Реформы в законодательстве обозначили новые тенденции в
организационном построении правовых служб. Так, Ивановское
областное объединение организаций профсоюзов, сохранив в аппарате
должности двух правовых инспекторов, учредило автономную
некоммерческую организацию "Юридическая консультация - правовая
защита" для безвозмездного оказания правовой помощи членам
профсоюзов и платного обслуживания иных граждан. Федерация
профсоюзов Свердловской области наряду с профсоюзной правовой
инспекцией имеет профсоюзную адвокатуру. Сложность и
разноплановость стоящих перед профсоюзными юристами проблем,
необходимость выработки единой позиции и обсуждения спорных
вопросов по применению Трудового кодекса Российской Федерации
привели Федерацию профсоюзных организаций Кузбасса к созданию
общественной Коллегии правовых инспекторов труда профсоюзов. Для
тех же целей при территориальных организациях профсоюзов республик
Башкортостан, Карелия созданы консультационные советы юристов.
13 членских организаций ФНПР активно привлекают к работе
внештатных правовых инспекторов труда. В Свердловской области
успешно проводятся смотры-конкурсы внештатных инспекторов.
Заслуживает одобрения инициатива Федерации профсоюзов Ростовской
области по обобщению результатов правозащитной работы профкомов и
внештатных правовых инспекторов труда.
Продуманная координация действий профсоюзных юристов улучшила
постановку профсоюзного контроля в стране. В 2002 году юристы чаще
выезжали на проверки, число требований об устранении нарушений в
сравнении с 2001 годом увеличилось в полтора раза, однако контроль
за исполнением требований еще должным образом не налажен.
Весьма квалифицированно осуществляется профсоюзный контроль за
соблюдением трудового законодательства в организациях Ростовской,
Новосибирской, Самарской областей и г. Санкт-Петербурга. Здесь в
среднем при каждой проверке профсоюзные юристы предъявляют 9 - 11
требований работодателю об устранении нарушений. Соответственно и
высок экономический эффект от правозащитной работы.
Однако в 2002 году практически не проводились такие проверки в
Новгородской и Тамбовской областях. В Липецкой области в
результате 408 проверок выявлено 198 нарушений, в Магаданской
области при 142 проверках установлено 44 нарушения. Резко ослабили
профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в
организациях 14 территориальных объединений организаций
профсоюзов.
Руководствуясь статьей 142 Трудового Кодекса Российской
Федерации, в 2002 году правовые службы профсоюзов оказали помощь
при проведении и подготовке 8 тысяч приостановок в 49 субъектах
Российской Федерации. Профсоюзные организации Республики Карелия
добились решения судебных органов об оплате времени приостановки в
размере среднего заработка работникам ОАО "Онежский тракторный
завод" и ООО "Ляскеля".
Под руководством профсоюзов активно используются в борьбе с
работодателями коллективные трудовые споры. Так, в 2002 году их
число в сравнении с предшествующим годом удвоилось (2001 г. -
1607, 2002 г. - 3169). При этом удовлетворением требований
работников закончилось 57 процентов споров. В 11 субъектах
Российской Федерации работники объявили забастовку. Победой
работников и профсоюзов завершились 17 забастовок из 26.
Правовые службы профсоюзов добиваются применения к виновным
должностным лицам дисциплинарных, административных и уголовных
санкций. На основании статьи 195 Трудового Кодекса Российской
Федерации в 2002 году по инициативе профсоюзов были наказаны в
дисциплинарном порядке 1130 руководителей, из них каждый десятый
нарушитель был уволен. За противоправное понуждение работников к
заключению срочных трудовых договоров, отказ выполнять
коллективный договор, воспрепятствование законной деятельности
первичной профсоюзной организации по заявлению территориальной
организации Горно-металлургического профсоюза был расторгнут
трудовой договор с Генеральным директором ОАО "Орский завод
цветных металлов" Шаховым С.А. (Оренбургская обл.). По настоянию
Ростовской областной организации профсоюза работников
государственных учреждений и общественного обслуживания злостно
нарушающий трудовое законодательство начальник управления мэрии г.
Шахты Ю.А. Горелов был уволен за однократное грубое нарушение
трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ). В Волгоградской
областной психиатрической больнице N 1 без законного основания
заключались срочные договоры, не начислялась в установленном
размере зарплата, работникам не предоставлялись гарантии и
компенсации. Трудовой договор с главным врачом был прекращен по
предложению правового инспектора труда профсоюза работников
здравоохранения Российской Федерации.
Учитывая злостный характер нарушений трудового
законодательства, правовые инспекторы труда в 2002 году направляли
материалы в органы прокуратуры. Настораживает, что меры
прокурорского реагирования принимались лишь по каждому второму
обращению профсоюзов. Аналогичная ситуация наблюдалась по
материалам, направленным в органы Федеральной инспекции труда. По
материалам профсоюзной инспекции был оштрафован за незаконное
увольнение работников руководитель товарищества собственников
жилья "Тюменский дворик" Табарин И.В. За принуждение водителей к
работе без выходных дней привлечен к административной
ответственности директор ОАО "Йошкар-Олинский гортопсбыт" Косырев
В.И. Всего по инициативе профсоюзов были оштрафованы 532
руководителя. Меры прокурорского реагирования применены по 412
материалам членских организаций ФНПР.
В 2002 году в 4 раза сократилось участие профсоюзных юристов в
судах и в 4 раза уменьшилось количество оформленных ими заявлений
в комиссии по трудовым спорам. Эти негативные последствия в
основном связаны с изменением гражданского процессуального
законодательства. Выполняя рекомендации ФНПР, профсоюзные юристы
уже частично компенсировали свое вынужденное отсутствие в судах
повышенной активностью по оформлению исковых заявлений в судебные
органы. Если в 2001 году было подготовлено 18 тыс. заявлений, то в
прошлом году их количество возросло на 33%, но достичь показателя
2000 года (34 тыс. заявлений) пока не удалось. Работа профсоюзных
юристов в судебных органах и комиссиях по трудовым спорам является
важнейшим направлением правозащитной деятельности профсоюзов,
поскольку решения этих органов значительно облегчают списание
недостающих денежных средств со счетов организаций в пользу
работников при задержке выплаты заработной платы.
Территориальное объединение организаций профсоюзов Республики
Татарстан добилось в 2002 году увеличения обращений работников в
комиссии по трудовым спорам в 1,5 раза. В результате рассмотрения
105,2 тысяч заявлений работники получили 259 млн. рублей.
Аналогичную стратегию применяют профсоюзные юристы Рязанской
области, Республик Башкортостан, Марий Эл. Путем предъявления
непосредственно в банк удостоверений комиссии по трудовым спорам
была полностью погашена задолженность по зарплате в сумме 5 млн.
руб. в ОАО УЗ "Промсвязь" (Башкортостан). По инициативе профкома
ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" (Республика
Башкортостан) по 5 исковым заявлениям по решению суда выплачена
работникам зарплата в сумме 126 млн. рублей.
Возросла роль правовых служб профсоюзов в совершенствовании
законодательства. В 2002 году осуществлена юридическая экспертиза
3,3 тыс. проектов законов и нормативных правовых актов. Проведена
большая аналитическая работа по подготовке к первому чтению
законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс
Российской Федерации". Отстаивая конституционное право граждан на
забастовки, общероссийские профсоюзы завершают согласование
перечней минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период
забастовок. Теперь на территориальные объединения организаций
профсоюзов ложится обязанность обеспечить их реализацию в регионах
без ущемления прав работников.
Расширился круг территориальных объединений организаций
профсоюзов, добившихся законодательной инициативы. На начало 2003
года количество таких объединений достигло 24, т.е. каждое
четвертое территориальное объединение может активно влиять на
развитие регионального законодательства и через свои
законодательные органы бороться за внесение в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации необходимых для членов
профсоюзов и граждан России федеральных законов.
Плодотворно сотрудничают со своими законодательными органами
территориальные объединения организаций профсоюзов Красноярского,
Хабаровского краев, Республик Башкортостан, Татарстан, Саха
(Якутия), Хакасия, а также Челябинской, Белгородской, Смоленской
областей. В Республике Башкортостан Федерация профсоюзов из 90
принятых в 2002 году законов рассмотрела 60, принята каждая вторая
поправка профсоюзов. Белгородское областное объединение
организаций профсоюзов отстояло свои позиции по ряду
законопроектов и нормативных правовых актов, в результате в
семейных бюджетах жителей Белгородской области удалось сохранить
около 200 млн. рублей.
Однако недостаточное внимание законопроектной работе уделяли в
2002 году Ивановское областное объединение организаций профсоюзов,
Федерация профсоюзов Удмуртской Республики, Федерация Омских
профсоюзов.
По весьма неполным данным, членские организации ФНПР за 6
месяцев 2002 года зарегистрировали в 42 субъектах Российской
Федерации 1151 нарушение прав профсоюзов.
Наиболее распространены следующие нарушения:
противоправный отказ от перечисления профсоюзных взносов 49%
на основании письменных заявлений и в соответствии с
коллективным договором
необоснованное преследование профсоюзных активистов 15%
воспрепятствование в осуществлении профсоюзного контроля 14%
в организациях
уклонение от переговоров с профсоюзами 13%.
Наступление на права профсоюзов допускают в основном
должностные лица работодателей (85%). Органы местного
самоуправления виновны в 13 процентах случаев и за 3 процента
нарушений ответственны органы государственной власти. Эти данные
подтверждают актуальность внесенных по инициативе ФНПР в
Государственную Думу законопроектов об установлении
административной и уголовной ответственности за нарушение прав
профсоюзов. Профсоюзные юридические службы вынуждены все активнее
вставать на защиту прав профсоюзов. Так, при рассмотрении
арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО
"Челябинскуголь" территориальная организация независимого
профсоюза работников угольной промышленности добилась признания ее
кредитором в связи с задолженностью по профсоюзным взносам в сумме
1,450 млн. руб. В ОАО "Бакальские рудники" (Челябинская область),
по устному распоряжению директора Чудакова И.О. с октября 2002
года было незаконно прекращено удержание профвзносов из зарплаты
работников. Федерация профсоюзов Челябинской области инициировала
проверку организации с привлечением государственной инспекции
труда и органов прокуратуры. Директор ОАО "Бакальские рудники" был
вынужден выполнить предписание о соблюдении прав профсоюзов.
Согласно пункту 11 Информационного письма президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 64 при
конкурсном управлении членские профсоюзные взносы, удержанные из
заработной платы работников должника, не являются его имуществом и
поэтому не включаются в конкурсную массу. На основании этого
пункта территориальная организация профсоюза машиностроителей
Российской Федерации добилась определения арбитражного Суда
Республики Татарстан от 14 января 2003 г., обязывающего
конкурсного управляющего ГУП Казанский завод "Серп и Молот"
перечислить вне очереди кредиторов на счет Татарстанской
организации профсоюза машиностроителей Российской Федерации
профсоюзные взносы в сумме 37 тыс. рублей.
Высокая квалификация правовых служб подтверждается ростом
числа обращений за консультацией. В прошлом году 600 профсоюзных
юристов дали 350 тысяч письменных и устных ответов на запросы
членов профсоюзов. За тот же период 1228 государственных правовых
инспекторов труда приняли 200 тыс. граждан. В Хабаровском крае
представители правовой службы профсоюзов являются членами комиссии
по правам человека и комиссии по помилованию при губернаторе края.
Руководители правовых служб территориальных объединений
организаций профсоюзов в Республике Карелия и Хабаровского края
включены в состав квалификационных коллегий Совета судей.
В необходимых случаях правовые службы профсоюзов встают на
защиту интересов граждан, обжалуя в судах нормативные правовые
акты губернаторов и глав администраций субъектов Российской
Федерации. Так, в 2001 - 2002 гг. по инициативе профсоюзов были
отменены нарушающие права граждан распоряжения органов
исполнительской власти в Красноярском крае, Тюменской,
Кемеровской, Оренбургской, Тульской, Костромской, Магаданской,
Сахалинской, Самарской областях, Республике Марий Эл.
В результате всех форм правозащитной работы профсоюзных
юристов работники дополнительно получили в 2002 году свыше 1,1
млрд. рублей. Данные неполные, поскольку 35 членских организаций
не выполнили решение Исполкома ФНПР и не обеспечили учет
экономических результатов работы своих правовых служб, а 40
членских организаций не сообщили ФНПР об утверждении новых
положений о профсоюзной правовой инспекции труда. Вызывает
беспокойство произвольное наименование должностей профсоюзных
юристов и ограничение их правозащитных функций. В начале 2003 года
в структурах ФНПР применялось 53 наименования должностей
профсоюзных юристов.
При наличии в аппарате юристов не получены отчеты о
правозащитной работе за 2002 г. от территориальных объединений
организаций профсоюзов Камчатки, Таймыра, Воронежской и Мурманской
областей, межрегионального профсоюза работников химических
отраслей "Содружество". Перечисленные недочеты ослабляют
деятельность правовых служб профсоюзов.
Записка "О совершенствовании работы правовых служб профсоюзов
в условиях реформирования законодательства" подготовлена на
основании данных прилагаемых таблиц N 1 - 4 (не приводятся).
Правовой отдел
Аппарата ФНПР
|