Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.05.2007 N ГКПИ07-32 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 2.3 ПРИЛОЖЕНИЯ N 19 К ПРАВИЛАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫДАЧЕ ВЕТЕРИНАРНЫХ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, УТВ. ПРИКАЗОМ МИНСЕЛЬХОЗА РФ ОТ 16.11.2006 N 422

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                      от 22 мая 2007 г. N ГКПИ07-32
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                            Толчеева Н.К.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   З.  о  признании  недействующим  пункта  2.3  в  части,
   предусматривающей:  "рыба  мороженая, соленая, холодного и горячего
   копчения,  вяленая",  Приложения  N 19 "Перечень грузов, подлежащих
   сопровождению   ветеринарными   сопроводительными   документами"  к
   Правилам     организации     работы    по    выдаче    ветеринарных
   сопроводительных  документов,  утвержденным  Приказом  Министерства
   сельского  хозяйства  Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N
   422,
   
                               установил:
   
       Приказом  Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
   от  16 ноября 2006 года N 422 утверждены Правила организации работы
   по   выдаче   ветеринарных  сопроводительных  документов  (далее  -
   Правила).  Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
   Федерации  24 ноября 2006 года, регистрационный N 8524, опубликован
   в  Бюллетене  нормативных  актов федеральных органов исполнительной
   власти, 25 декабря 2006 года, N 52.
       В  Приложении  N  19  к  Правилам  содержится  перечень грузов,
   подлежащих     сопровождению     ветеринарными    сопроводительными
   документами:  при  перевозке  грузов  за пределы района (города) по
   территории  Российской  Федерации;  при перевозке грузов в пределах
   района   (города);   при  вывозе  грузов  с  территории  Российской
   Федерации;  при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию,
   по  территории Российской Федерации от места таможенного оформления
   до   места   назначения,  при  их  переадресовке  между  субъектами
   Российской  Федерации,  а  также  в  иных  установленных случаях. В
   число  таких  грузов  пунктом  2.3 включена рыба живая (для пищевых
   целей),  охлажденная,  мороженая,  соленая,  холодного  и  горячего
   копчения,   вяленая;   нерыбные   объекты   промысла  (охлажденные,
   мороженые), икра всех видов.
       З.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
   о  признании недействующим (с учетом последующих уточнений предмета
   заявленного  требования)  пункта  2.3  Приложения  в  той  части, в
   которой  в  перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными
   документами,   включена   рыба   мороженая,  соленая,  холодного  и
   горячего  копчения,  вяленая.  Свои требования заявитель мотивирует
   тем,  что  в  соответствии  с действующим законодательством издание
   нормативных    актов,   вносящих   изменения   или   дополнения   в
   установленные  Правительством  Российской  Федерации  разграничения
   сфер  деятельности  между органами, осуществляющими государственный
   контроль  и  надзор, не входит в компетенцию Министерства сельского
   хозяйства  Российской  Федерации;  расширение  Минсельхозом  России
   перечня     грузов,    подлежащих    обязательному    сопровождению
   ветеринарными  сопроводительными  документами, противоречит статьям
   2,  15 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", пункту 3 статьи
   7,   пункту   5   статьи  46  Федерального  закона  "О  техническом
   регулировании",  пункту 2 статьи 9, пункту 2 статьи 13, статьям 19,
   21   Федерального   закона   "О  качестве  и  безопасности  пищевых
   продуктов",   пункту   2  Положения  о  государственном  надзоре  и
   контроле  в  области  обеспечения  качества  и безопасности пищевых
   продуктов,  утвержденного  Постановлением  Правительства Российской
   Федерации  от  21 декабря 2000 года N 987, которые не устанавливают
   требований  к обороту пищевых продуктов промышленного изготовления;
   рыба  мороженая, соленая, холодного и горячего копчения, вяленая не
   является  продукцией  животноводства  (рыбоводства),  а  получена в
   результате     промышленной     переработки    выловленной    рыбы,
   необходимость    проведения    ветеринарно-санитарной    экспертизы
   предусмотрена    лишь   для   продукции   животного   происхождения
   непромышленного  изготовления, в результате применения оспариваемых
   положений   нарушаются   его   права   и   законные   интересы  как
   индивидуального   предпринимателя,  занимающегося  производством  и
   реализацией пищевой продукции.
       В   судебном  заседании  З.  поддержал  заявленные  требования,
   мотивируя их вышеприведенными доводами.
       Представители   Министерства   сельского  хозяйства  Российской
   Федерации  Спиридовский  К.В., Калягина А.Н. и Министерства юстиции
   Российской  Федерации  Гончаренко  Е.П., возражая против заявленных
   требований,  указали  на  то, что оспариваемый нормативный правовой
   акт  издан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в
   соответствии  со  своими полномочиями, устанавливает единый порядок
   организации   работы   по   выдаче   ветеринарных  сопроводительных
   документов   на   всей  территории  Российской  Федерации,  рыба  в
   указанном   в   оспариваемой   норме  виде  относится  к  продукции
   животного  происхождения  и  независимо  от способа ее изготовления
   должна отвечать установленным требованиям в области ветеринарии.
       Выслушав  и  обсудив  доводы  участвующих  в  деле  лиц, оценив
   оспариваемые  нормы по форме, содержанию и компетенции издавшего их
   нормотворческого   органа,  проверив  на  соответствие  нормативным
   правовым   актам,   имеющим   большую  юридическую  силу,  заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации
   Воскобойниковой   Е.Л.,  полагавшей  в  удовлетворении  заявленного
   требования  отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит
   оснований для удовлетворения заявления.
       В  соответствии  с  пунктом  1 статьи 13 Федерального закона "О
   качестве  и  безопасности пищевых продуктов" государственный надзор
   и  контроль  в  области обеспечения качества и безопасности пищевых
   продуктов   осуществляются,   в   частности,   федеральным  органом
   исполнительной      власти      в      области     государственного
   санитарно-эпидемиологического    надзора    Российской   Федерации,
   федеральным     органом    исполнительной    власти    в    области
   государственного  ветеринарного  надзора  Российской Федерации. При
   этом   в  пункте  2  этой  же  статьи  определено,  что  полномочия
   федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и
   контроль  в  области  обеспечения  качества  и безопасности пищевых
   продуктов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
       Правительство  Российской  Федерации, основываясь на этой норме
   Закона,  своим  Постановлением от 30 июня 2004 года N 327 утвердило
   Положение  о  Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному
   надзору,  указав  в  нем,  что  федеральным  органом исполнительной
   власти,  осуществляющим  функции  по  контролю  и  надзору  в сфере
   ветеринарии,   является   Федеральная  служба  по  ветеринарному  и
   фитосанитарному  надзору,  которая находится в ведении Министерства
   сельского хозяйства Российской Федерации (пункты 1 и 2).
       Аналогичная  норма  содержится  в  Постановлении  Правительства
   Российской   Федерации  от  8  апреля  2004  года  N  201  "Вопросы
   федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
       Согласно   Положению   о   Министерстве   сельского   хозяйства
   Российской  Федерации,  утвержденному  Постановлением Правительства
   Российской  Федерации  от  24  марта  2006  года  N  164,  за  этим
   Министерством    сохранены    функции    по    нормативно-правовому
   регулированию  агропромышленного  комплекса, включая ветеринарию. В
   силу  пункта  5.2.11  Положения  Министерство  сельского  хозяйства
   Российской  Федерации  самостоятельно  принимает  правила в области
   ветеринарии.
       Изданные  названным  Федеральным  органом исполнительной власти
   Правила,  как  видно  из  его  пункта  1.1,  устанавливают  порядок
   организации   работы   по   выдаче   ветеринарных  сопроводительных
   документов  и  являются  обязательными  для исполнения должностными
   лицами,    уполномоченными   осуществлять   оформление   и   выдачу
   ветеринарных   сопроводительных   документов,  юридическими  лицами
   любой   организационно-правовой   формы   и   гражданами,  занятыми
   содержанием,  ловлей,  добычей  животных  (в  том  числе  птиц, рыб
   (других  гидробионтов),  пчел,  а  также производством, заготовкой,
   переработкой,   перевозкой,   хранением   и  реализацией  продукции
   животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
       Следовательно,  оспариваемый  нормативный  правовой  акт  издан
   правомочным федеральным органом исполнительной власти.
       Ссылки   заявителя   на   противоречие  оспариваемых  положений
   статьям  2,  15  Закона  Российской Федерации от 14 мая 1993 года N
   4979-1 "О ветеринарии" ошибочны.
       Основными  задачами ветеринарии в Российской Федерации являются
   реализация  мероприятий  по предупреждению и ликвидации карантинных
   и  особо  опасных  (по  перечню,  утверждаемому федеральным органом
   исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по  выработке
   государственной  политики  и  нормативно-правовому  регулированию в
   сфере  агропромышленного  комплекса,  включая ветеринарию) болезней
   животных,  включая  сельскохозяйственных,  домашних,  зоопарковых и
   других  животных,  пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление
   региональных   планов  ветеринарного  обслуживания  животноводства;
   осуществление государственного ветеринарного надзора.
       В  силу  статьи  2  этого  Закона ветеринарное законодательство
   Российской  Федерации  регулирует отношения в области ветеринарии в
   целях   защиты   животных   от   болезней,   выпуска  безопасных  в
   ветеринарном  отношении продуктов животноводства и защиты населения
   от болезней, общих для человека и животных.
       Согласно  статье  8  Закона государственный ветеринарный надзор
   направлен  на  разработку  ветеринарных  правил, других нормативных
   актов,  обязательных  для  выполнения  при  ведении животноводства,
   содержании    животных,   производстве,   хранении,   перевозке   и
   реализации продуктов животноводства.
       В   соответствии  с  требованиями  статьи  15  Закона  продукты
   животноводства  по  результатам  ветеринарно-санитарной  экспертизы
   должны  соответствовать  установленным требованиям безопасности для
   здоровья  населения  и  происходить  из  благополучной  по заразным
   болезням  животных территории; предприятия, учреждения, организации
   и  граждане,  осуществляющие  заготовку,  переработку,  хранение  и
   реализацию    продуктов    животноводства,   обязаны   обеспечивать
   выполнение   указанных   требований.  При  этом  статья  21  Закона
   предусматривает,  что ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат не
   только продукты убоя, но и промысла животных.
       Статья  1  Федерального  закона  "О  рыболовстве  и  сохранении
   водных   биологических   ресурсов"   устанавливает,  что  к  водным
   биологическим   ресурсам  относятся  рыбы,  водные  беспозвоночные,
   водные   млекопитающие,   водоросли,   другие   водные  животные  и
   растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
       Таким  образом,  рыба  в  указанном  в  оспариваемой норме виде
   является    продукцией    животного    происхождения   и   на   нее
   распространяются нормы ветеринарного законодательства.
       Довод  З.  об  отсутствии  в  Законе  Российской  Федерации  "О
   ветеринарии"  требований  к обороту пищевых продуктов промышленного
   изготовления  нельзя  признать  правильным. Правила предусматривают
   порядок    организации    выдачи    ветеринарных   сопроводительных
   документов  только  на  грузы, подлежащие ветеринарному контролю, в
   том  числе  на  такую  продукцию  животного происхождения, как рыба
   мороженая, соленая, холодного и горячего копчения, вяленая.
       Утверждение  заявителя  о противоречии оспариваемых норм пункту
   3  статьи 7 и пункту 5 статьи 46 Федерального закона "О техническом
   регулировании"    носит    произвольный    характер.   Эти   статьи
   устанавливают   содержание  технических  регламентов  и  законы,  в
   соответствии  с  которыми до их принятия осуществляется техническое
   регулирование   в   области   применения  ветеринарно-санитарных  и
   фитосанитарных  мер,  т.е. имеют иной, чем оспариваемые нормативные
   положения,   предмет   правового   регулирования   и  не  могут  им
   противоречить.
       Правила    организации    работы    по    выдаче   ветеринарных
   сопроводительных  документов  в  оспариваемой части не противоречат
   федеральному   закону  или  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющим  большую  юридическую  силу, в связи с чем в соответствии с
   частью   1   статьи   253   Гражданского   процессуального  кодекса
   Российской   Федерации   в   удовлетворении  заявленных  требований
   надлежит отказать.
       Руководствуясь   статьями   194   -   199,   253   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,  Верховный  Суд
   Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       в удовлетворении заявления З. отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
   принятия в окончательной форме.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Н.К.ТОЛЧЕЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное