МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 мая 2007 г. N 111
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от
13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; 2006, N 12, ст. 1284; N 19,
ст. 2070; N 23, ст. 2452), и во исполнение Приказа Минюста России
от 2 октября 2006 г. N 309 "О внесении изменений в структуру и
штатное расписание центрального аппарата Министерства юстиции
Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте
законопроектной деятельности и регистрации ведомственных
нормативных актов.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции
Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 51 "Об утверждении
Положения о Департаменте государственной политики в сфере
федеральной юстиции".
Министр
В.В.УСТИНОВ
Приложение
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 30 мая 2007 г. N 111
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
I. Общие положения
1. Департамент законопроектной деятельности и регистрации
ведомственных нормативных актов (далее - Департамент) является
структурным подразделением центрального аппарата Министерства
юстиции Российской Федерации (далее - Министерство),
обеспечивающим в пределах своих полномочий осуществление функций
Министерства по разработке общей стратегии государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в установленной
сфере деятельности Министерства.
Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет
Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр).
Непосредственно координирует деятельность Департамента
заместитель Министра, наделенный соответствующими полномочиями.
2. В своей деятельности Департамент руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, Положением о Министерстве юстиции Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, решениями
коллегии Минюста России и настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) участие в разработке общей стратегии государственной
политики в сфере федеральной юстиции;
2) обеспечение в пределах полномочий координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации;
3) организация работы по обеспечению единства правового
пространства Российской Федерации;
4) обеспечение соблюдения законности федеральными органами
исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных
законодательством, при принятии ими нормативных правовых актов;
5) организация и осуществление анализа законодательства
Российской Федерации и правоприменительной практики;
6) обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина.
4. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно
и (или) через территориальные органы Министерства, а также во
взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального
аппарата Министерства, подведомственными ему федеральными службами
и федеральными государственными учреждениями, созданными в
установленном законодательством Российской Федерации порядке для
реализации задач в установленной сфере деятельности Министерства.
II. Полномочия
5. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) организует разработку Министерством проектов планов
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на
основе предложений федеральных органов исполнительной власти;
2) обеспечивает координацию Министерством работы федеральных
органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам
планов законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации;
3) подготавливает доклады Министерства Правительству
Российской Федерации о ходе выполнения планов законопроектных
работ федеральными органами исполнительной власти;
4) организует, координирует и осуществляет работу по
подготовке правовых заключений на концепции и проекты технических
заданий на разработку законопроектов;
5) осуществляет методическое обеспечение подготовки
федеральными министерствами федеральных конституционных законов и
федеральных законов;
6) принимает участие в проведении правовой экспертизы проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых
федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации;
7) организует обобщение практики применения законодательства
Российской Федерации и проведение анализа реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности,
разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой
деятельности;
8) разрабатывает в установленном порядке предложения о
приоритетных направлениях законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации;
9) участвует в разработке предложений об основных направлениях
государственной политики в сфере федеральной юстиции;
10) формирует на основе предложений департаментов Министерства
проекты планов Министерства по подготовке проектов федеральных
законов;
11) подготавливает в установленном порядке проекты федеральных
законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным
к ведению Департамента;
12) координирует законопроектную деятельность департаментов
Министерства, а также обеспечивает участие представителей
Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской
Федерации, их комитетов и комиссий;
13) обеспечивает участие руководства Министерства в заседаниях
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности и в совещаниях у Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации;
14) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение
руководства Министерства и департаментов Министерства по вопросам
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и
палат Федерального Собрания Российской Федерации;
15) организует работу по государственной регистрации
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или
имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
16) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
федеральных органов исполнительной власти, включая
подведомственные Министерству Федеральную службу исполнения
наказаний, Федеральную регистрационную службу и Федеральную службу
судебных приставов, по отбору нормативных правовых актов,
подлежащих государственной регистрации;
17) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных
правовых актов Министерства;
18) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, подлежащих
государственной регистрации;
19) обобщает практику государственной регистрации нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, готовит для представления Министерством
по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации соответствующую информацию Президенту
Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
20) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти для официального
опубликования в редакцию "Российской газеты", в Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
издательства "Юридическая литература" Администрации Президента
Российской Федерации, в научно-технический центр правовой
информации "Система";
21) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти в Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, Научный центр правовой информации при
Минюсте России и в другие установленные адреса;
22) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью
опубликования зарегистрированных Министерством нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
23) передает сведения о нормативных правовых актах,
применяемых без государственной регистрации, а также об актах,
признанных судами не соответствующими законодательству, в средства
массовой информации;
24) подготавливает для представления в Правительство
Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении
действия нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции
Российской Федерации, международным договорам Российской
Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента
Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства
Российской Федерации;
25) осуществляет подготовку и направление в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, федеральным
органам исполнительной власти и иным органам представлений об
отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов,
противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству
Российской Федерации;
26) ведет Государственный реестр нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти;
27) осуществляет систематизированный учет поступивших на
государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том
числе прошедших государственную регистрацию, в государственной
регистрации которых отказано, не требующих государственной
регистрации, возвращенных без регистрации и их хранение;
28) подготавливает ежегодные доклады Министерства Президенту
Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о
соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти
при принятии ими нормативных правовых актов;
29) организует работу территориальных органов Министерства по
проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия
Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
30) организует осуществление территориальными органами
Министерства государственного учета нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации - ведения федерального регистра
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
31) проводит юридическую экспертизу соглашений об
осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации;
32) подготавливает распоряжения Министерства о государственной
регистрации соглашений об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также
решения об отказе в государственной регистрации или возврате
соглашений без государственной регистрации, направляет указанные
документы в Государственную регистрационную палату при Минюсте
России;
33) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в
Министерство по поручению Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, обращениям федеральных органов
государственной власти, должностных лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, на предмет их
соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству;
34) организует государственную регистрацию уставов
муниципальных образований и муниципальных правовых актов о
внесении изменений в эти уставы, разрабатывает порядок ведения
государственного реестра уставов муниципальных образований
Российской Федерации и обеспечивает доступность сведений,
включенных в такой реестр;
35) организует ведение государственного реестра муниципальных
образований Российской Федерации;
36) обеспечивает подготовку методических материалов по
проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, государственной регистрации
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о
внесении изменений в эти уставы, а также по правовому обеспечению
ведения федерального регистра;
37) организует в необходимых случаях взаимодействие
территориальных органов Министерства с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры
Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти
и их территориальными органами, иными федеральными
государственными органами и государственными органами субъектов
Российской Федерации по вопросам обеспечения единства правового
пространства Российской Федерации;
38) участвует в подготовке специалистов территориальных
органов Министерства по вопросам проведения юридической экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
государственной регистрации уставов муниципальных образований и
муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы и
ведения федерального регистра;
39) анализирует и обобщает информацию по результатам обобщения
практики применения законодательства Российской Федерации и
анализа реализации государственной политики в установленных
сферах;
40) осуществляет анализ нормативных правовых актов в
Российской Федерации;
41) вносит предложения руководству Министерства о мерах,
принятие которых необходимо в связи с выявлением в ходе анализа
законодательства Российской Федерации, правоприменительной
практики нормативных правовых актов или правоприменительной
практики, не соответствующих Конституции Российской Федерации или
законодательству Российской Федерации;
42) запрашивает, получает, анализирует и оценивает информацию
о нормативных правовых актах, разработка которых предусмотрена
федеральными законами или необходимых для их реализации, при
выявлении фактов несвоевременной подготовки или принятия
нормативных правовых актов обеспечивает подготовку и направление в
Правительство Российской Федерации информации о допущенных
нарушениях;
43) обеспечивает руководство Министерства оперативной и
аналитической информацией о состоянии законодательства и
правоприменительной практики;
44) осуществляет подготовку доклада о состоянии и практике
применения нормативных правовых актов в Российской Федерации;
45) обеспечивает методическое руководство, координацию и
контроль деятельности по анализу состояния и практики применения
нормативных правовых актов Российской Федерации;
46) осуществляет нормативное, правовое и методическое
обеспечение ведения федерального регистра;
47) участвует в работе по ведению статистики и отчетности
деятельности Министерства и его территориальных органов в части,
касающейся компетенции Департамента;
48) представляет в установленном порядке интересы Министерства
в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, других органах;
49) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем
федеральных органов исполнительной власти, иных органов и
организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
50) осуществляет организационно-методическое руководство
деятельностью территориальных органов Министерства по вопросам,
отнесенным к ведению Департамента;
51) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми
актами Министерства.
6. Департамент в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от
структурных подразделений Министерства, его территориальных
органов и подведомственных ему федеральных служб, федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
а также от организаций, независимо от их организационно-правовой
формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для
принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента;
2) взаимодействовать (в том числе вести переписку) с
департаментами Министерства, другими федеральными органами
исполнительной власти, структурными подразделениями Администрации
Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской
Федерации, а также с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
3) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке
для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента, структурные подразделения центрального аппарата и
федеральные государственные учреждения Министерства, а также
ученых, специалистов и работников федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
4) привлекать, по согласованию с руководителями структурных
подразделений центрального аппарата Минюста России, специалистов
этих подразделений для подготовки совместных писем, предложений,
направленных на решение задач, установленных настоящим Положением;
5) вносить в установленном порядке предложения по
совершенствованию организации деятельности структурных
подразделений центрального аппарата Министерства, его
территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб;
6) принимать участие в пределах компетенции Департамента в
работе экспертных и рабочих групп, координационных и совещательных
органов, создаваемых Минюстом России, а также в работе
межведомственных комиссий, рабочих групп, совещаниях,
научно-практических конференциях, "круглых столах" и симпозиумах
по вопросам совершенствования законодательства в рамках
компетенции Департамента;
7) участвовать во взаимодействии с палатами Федерального
Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной
деятельности;
8) направлять запросы в федеральные органы исполнительной
власти о представлении нормативных правовых актов на
государственную регистрацию;
9) проводить проверку деятельности территориальных органов
Министерства по вопросам юридической экспертизы нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, ведению
федерального регистра и регистрации уставов муниципальных
образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в
эти уставы;
10) вносить в установленном порядке предложения по
совершенствованию организации деятельности структурных
подразделений центрального аппарата Министерства, его
территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб;
11) вести в установленном порядке переписку по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
12) использовать в установленном порядке информационные банки
данных, системы связи;
13) осуществлять иные полномочия в рамках компетенции
Департамента, а также на основании приказов и распоряжений
Министерства.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор Департамента
законопроектной деятельности и регистрации ведомственных
нормативных актов (далее - Директор), назначаемый на должность и
освобождаемый от должности приказом Министерства.
Директор подчиняется непосредственно Министру юстиции
Российской Федерации, а также заместителю Министра,
координирующему деятельность Департамента.
Директор несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Департамент задач и функций.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности приказом Министерства по представлению
Директора.
Количество заместителей Директора устанавливается приказом
Министерства.
8. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются
приказом Министерства.
В структуру Департамента входят отделы по основным
направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
1) распределяет обязанности между своими заместителями,
участвует в подготовке должностных регламентов государственных
служащих;
2) утверждает положения об отделах Департамента;
3) вносит предложения о структуре, численности и штатном
расписании Департамента;
4) вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых
актов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента;
5) организует и контролирует в Департаменте исполнение
нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства,
документов и поручений руководства Министерства;
6) организует и контролирует своевременное и качественное
рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими
Департамента обращений граждан, писем общественных объединений,
организаций, государственных органов и органов местного
самоуправления, а также полноту и законность принятых по ним
решений;
7) представляет по доверенности или по поручению Министра в
пределах своей компетенции интересы Министерства в органах
государственной власти, государственных, общественных организациях
и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти
иностранных государств, иностранных и международных организаций,
участвует в работе межведомственных комиссий органов
государственной власти по соответствующим направлениям
деятельности Министерства;
8) вносит предложения руководству Министерства для обсуждения
на коллегии и в планы основных организационных мероприятий, а
также в проекты приказов и распоряжений Министерства;
9) обеспечивает и в пределах своих полномочий контролирует
соблюдение федеральными государственными служащими Департамента
законодательства Российской Федерации о государственной службе, а
также служебного распорядка;
10) вносит в установленном порядке предложения о назначении на
должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении
от должности, направлении на обучение и повышение квалификации,
присвоении классных чинов, награждении государственными наградами
и наградами Министерства, а также ходатайствует о применении к
государственным гражданским служащим Департамента мер социальной
защиты, их поощрении и наложении взысканий, в том числе
увольнении;
11) в пределах своей компетенции дает поручения
государственным гражданским служащим Департамента, обязательные
для исполнения;
12) представляет руководству Министерства государственных
гражданских служащих Департамента для включения их в состав
соответствующих рабочих групп, комиссий, а также для направления в
служебные командировки;
13) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с
территориальными органами Министерства, подведомственными ему
федеральными службами, со структурными подразделениями других
органов исполнительной власти, а также подведомственными
Министерству учреждениями;
14) проводит совещания, семинары, иные
организационно-методические мероприятия по вопросам компетенции
Департамента;
15) дает необходимые поручения департаментам Министерства, его
территориальным органам и учреждениям, подведомственным
федеральным службам по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента;
16) анализирует состояние и тенденции развития
законодательства, ход исполнения федеральных законов и
государственных программ, деятельность Департамента по вопросам,
отнесенным к его компетенции, принимает соответствующие меры по
устранению выявленных недостатков и закреплению положительных
тенденций;
17) организует разработку проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, федеральных программ исходя из
возложенных на Департамент задач и его полномочий;
18) организует проведение совещаний, семинаров и иных
организационно-методических мероприятий по вопросам компетенции
Департамента;
19) обеспечивает в Департаменте режим конфиденциальности
служебной переписки и работы с информацией, содержащей сведения,
составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а
также не подлежащей разглашению;
20) в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в
Министерстве юстиции Российской Федерации визирует
организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение
порядка их оформления и согласования;
21) в пределах своих полномочий создает резерв кадров для
замещения должностей в Департаменте;
22) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми
актами Министерства.
В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один
из его заместителей.
10. Для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности
Департамента, контроля за выполнением планов работы, документов и
поручений руководства Министерства, а также для обмена опытом
работы в Департаменте проводятся оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются
протоколом и являются обязательными для федеральных
государственных гражданских служащих Департамента.
11. Департаменту передаются в установленном порядке
соответствующие материальные и технические средства, необходимые
для своевременного и качественного исполнения своей деятельности,
им используются в установленном порядке соответствующие
информационные банки данных, системы связи и коммуникаций.
12. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии
с планами Министерства и работы коллегии Министерства, приказами и
распоряжениями Министерства, а также планом работы Департамента.
13. Права, обязанности, социальные гарантии и ответственность
федеральных государственных гражданских служащих Департамента
определяются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации"
(Российская газета, 2004, 31 июля), иными нормативными правовыми
актами и соответствующими должностными регламентами.
|