РЕШЕНИЕ
О ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ В СОВЕТЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Астана, 16 сентября 2004 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств,
принимая во внимание то обстоятельство, что СНГ как
международная организация, образованная в 1991 году, нуждается в
коренном реформировании с учетом быстро меняющейся обстановки в
мире и необходимости ее адаптации к реалиям сегодняшнего дня;
с учетом того, что коренное реформирование СНГ представляет
собой поворотный этап в истории развития организации, и осознавая,
что предстоит значительная работа по совершенствованию ее
деятельности, а также принимая во внимание особую роль России;
признав целесообразным избрание Российской Федерации
государством, председательствующим в Совете глав государств
Содружества Независимых Государств на предстоящий период до 2006
года,
решил:
1. Установить, что председательство в Совете глав государств
Содружества осуществляется Российской Федерацией в лице Президента
Российской Федерации Путина Владимира Владимировича.
2. В последующем ввести жесткий порядок председательства в СНГ.
Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
ЗАЯВЛЕНИЕ
УКРАИНЫ ПО ИТОГАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Возложение на Украинскую Сторону миссии председательства в
Совете глав государств Содружества Независимых Государств было
расценено нами как признание неизменной приверженности Украины
принципам равноправного и взаимовыгодного сотрудничества стран СНГ
на основе свободного выбора каждым государством уровня и формата
своего участия в нем.
Приняв в январе 2003 года функции председательства в Совете
глав государств, Украинская Сторона сосредоточила свое внимание и
призвала государства-участники, а также органы Содружества
сконцентрировать усилия на реализации первоочередной задачи -
активизации взаимодействия в формате "12" на экономическом
направлении.
При этом Украина исходила из того, что сотрудничество в
экономической сфере определено всеми государствами-участниками в
качестве базового направления деятельности Содружества, ее
главного приоритета, а создание зоны свободной торговли признано
объективной необходимостью.
Значимым шагом в направлении практической реализации
указанного подхода стало подписание на Ялтинском саммите
Содружества 2003 года пакета документов, вновь подтвердивших
приоритетность экономического сотрудничества и определивших
конкретные задачи в этой сфере на среднесрочную перспективу.
Благодаря политической мудрости наших партнеров по
Содружеству, общему видению стратегических преимуществ, а не
сиюминутной выгоды, - мы вплотную приблизились к завершению
формирования полномасштабной зоны свободной торговли в рамках СНГ,
успешное функционирование которой должно способствовать
дальнейшему устойчивому росту национальных экономик.
По глубокому убеждению Украинской Стороны, экономическое
направление многостороннего сотрудничества и далее должно
рассматриваться как ключевой элемент взаимодействия в формате СНГ,
успешное развитие которого будет во многом определять состояние
дел и в других сферах, представляющих взаимный интерес.
Необходимо сохранить и усилить позитивную динамику реализации
Ялтинских договоренностей, в том числе - в части повышения
эффективности использования топливно-энергетического комплекса,
национальных транспортных комплексов, обеспечения
продовольственной безопасности государств-участников СНГ, создания
условий для модернизации производств, формирования в Содружестве
открытой конкурентной среды.
Следует активизировать работу по совершенствованию
организационной структуры Содружества. Новый импульс этому
процессу был дан на Кишиневском саммите 7 октября 2002 года, когда
главы государств приняли Решение о мерах по дальнейшему повышению
эффективности деятельности органов Содружества Независимых
Государств и оптимизации их структуры. Однако работа в этой сфере
зачастую сводится лишь к упразднению отдельных бездействующих
органов отраслевого сотрудничества, тогда как основные усилия, по
нашему мнению, должны быть сосредоточены на повышении
эффективности работы тех органов СНГ, которые призваны
обеспечивать взаимодействие на приоритетных направлениях в формате
"12".
Являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, страны
Содружества не могут оставаться в стороне от проблематики
коллективного противодействия современным вызовам и угрозам,
которая сегодня объективно становится одним из приоритетных
направлений многостороннего сотрудничества.
Государствами-участниками Содружества уже сделаны конкретные
шаги в этой сфере: в структуре органов СНГ созданы и активно
работают соответствующие институты, подготовлен и принят ряд
программных документов, направленных на усиление взаимодействия в
борьбе с терроризмом, организованной преступностью,
наркоагрессией, незаконной миграцией. Ведется дискуссия в рамках
участия наших стран в соответствующих измерениях деятельности
ОБСЕ, активизируется диалог с Шанхайской организацией
сотрудничества.
Еще предстоит определиться с конкретными формами и методами
взаимодействия. При этом усилия, предпринимаемые в рамках
Содружества в вопросе противодействия современным вызовам и
угрозам, должны идти в контексте согласованных действий мирового
сообщества, в частности - ведущих международных организаций в этой
сфере.
В этой связи полагаем, что вся деятельность СНГ должна
основываться на европейских ценностях и целях, быть важной
неотъемлемой частью процесса общеевропейской интеграции. Украина
считает, что такие принципы, как свобода передвижения товаров,
капиталов, услуг и рабочей силы должны со временем, по мере
готовности каждой страны, утвердиться от Лиссабона до стран,
соседствующих сейчас с ЕС, и дальше. Создание нами зоны свободной
торговли станет важным вкладом в региональные интеграционные
процессы.
Сегодня страны Содружества выходят на оптимальное видение
перспектив своего взаимодействия в формате "12". Теперь необходимо
максимально задействовать созданные в рамках СНГ механизмы с целью
наиболее полной реализации потенциалов каждого
государства-участника. Это позволит существенно повысить
эффективность многостороннего сотрудничества и, в конечном счете,
будет способствовать росту благосостояния наших государств и
народов.
Украинская Сторона с удовлетворением отмечает, что
существенный прогресс в решении насущных проблем развития
Содружества, имеющий место в последнее время, стал результатом
целенаправленных усилий и плодотворного взаимодействия
государств-участников, руководства Исполнительного комитета СНГ и
других органов Содружества.
Достигнутый уровень и характер взаимодействия важно сохранить
и приумножить.
|