Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СНГ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ... (ПРИНЯТО В Г. МОСКВЕ 03.12.2004)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                           ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
                   СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
           РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
         СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА
            РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
            РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
              ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
                    ГОСУДАРСТВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
                           В 2003 - 2010 ГОДАХ
   
                      (Москва, 3 декабря 2004 года)
   
       Экономический совет Содружества Независимых Государств
       решил:
       1.  Одобрить деятельность Координационного совета руководителей
   налоговых   служб   государств-участников  Содружества  Независимых
   Государств  по  выполнению  Плана реализации важнейших мероприятий,
   направленных  на  развитие и повышение эффективности взаимодействия
   государств-участников    Содружества   Независимых   Государств   в
   экономической  сфере  в  2003  -  2010  годах, информация о которой
   подготовлена  Координационным советом руководителей налоговых служб
   государств-участников  Содружества Независимых Государств совместно
   с   Исполнительным   комитетом   СНГ  и  рассмотрена  Комиссией  по
   экономическим вопросам.
       2.  Рекомендовать  указанному  Координационному совету обратить
   первоочередное внимание на решение следующих задач:
       обеспечение   дальнейшего   развития  взаимодействия  налоговых
   органов    государств-участников    СНГ    в   области   налогового
   администрирования с учетом общепринятых норм международного права;
       повышение эффективности информационного обмена;
       выработка   и   реализация   совместной  стратегии  в  процессе
   формирования  комплекса  конкретных  мер  по  снижению доли теневой
   экономики.
       3.  Просить  правительства  государств-участников СНГ оказывать
   содействие  в  деятельности  Координационного  совета руководителей
   налоговых   служб   государств-участников  Содружества  Независимых
   Государств.
   
                                                             (Подписи)
   
   
   
   
   
                         ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
                   СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
   
           КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ
   
                 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
           РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
         СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА
            РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
            РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
              ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
                    ГОСУДАРСТВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
                           В 2003 - 2010 ГОДАХ
   
       Развитие  экономических связей между субъектами хозяйствования,
   движение   капиталов,  товаров  и  услуг  на  международном  уровне
   требуют укрепления сотрудничества налоговых служб.
       Понимая  важность  взаимодействия  государств-участников  СНГ в
   рамках   сотрудничества   служб,   занятых   в   области  налоговых
   правоотношений,  в  2001  году  был  создан  Координационный  совет
   руководителей  налоговых  служб  государств-участников  Содружества
   Независимых Государств (далее - КСРНС).
       Организация     КСРНС     стала     продолжением    налаженного
   сотрудничества  налоговых  служб государств-участников СНГ, которое
   нужно было закрепить уже на правительственном уровне.
       Проблемы,  стоящие  перед  налоговыми  службами, требуют поиска
   адекватных   механизмов  налогового  администрирования  в  условиях
   возрастания   роли  транснациональных  компаний.  Перед  налоговыми
   службами  возникает  задача  не только адаптации сложившихся форм и
   методов  работы  к  новым реалиям внешнеэкономической деятельности,
   но   и   поиска   современных   решений,   которые   позволили   бы
   предотвратить возможности уклонения от уплаты налогов.
       Сотрудничество  налоговых служб имеет целью не только выявление
   и  пресечение  случаев  налоговых  нарушений.  Такое взаимодействие
   помогает    работе    субъектов    хозяйствования   в   иностранном
   государстве,   так   как   у   лиц,   ведущих   внешнеэкономическую
   деятельность,  всегда возникают проблемы с двойным налогообложением
   в  другом государстве, разрешить которые могут только представители
   налоговых служб.
   
                 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КСРНС
   
       За  время  работы  КСРНС  определились основные направления его
   деятельности:
       -  повышение  качества сотрудничества между налоговыми службами
   государств-участников    СНГ,    отвечающими   в   соответствии   с
   национальными законодательствами за налоговое администрирование;
       -  выработка  предложений  по  совершенствованию и гармонизации
   национального     законодательства,     регулирующего     налоговое
   администрирование   в   соответствии   с   общепризнанными  нормами
   международного права;
       -  развитие  взаимовыгодного  сотрудничества с другими органами
   отраслевого     сотрудничества    государств-участников    СНГ    и
   национальными   структурами,   в  функции  которых  входят  вопросы
   налоговой политики;
       -   содействие   реализации   принятых   межгосударственных   и
   межправительственных  договоров  в  области  налоговой  политики  и
   налогового администрирования;
       -   обеспечение   единообразного   применения   соглашений   об
   избежании двойного налогообложения;
       -  укрепление  налогового  контроля в сфере внешнеэкономической
   деятельности;
       -  интенсификация  обмена информацией между налоговыми службами
   государств-участников   СНГ   в  области  контроля  за  фактическим
   перемещением   товаров,  работ,  услуг  во  взаимной  торговле  при
   взимании  косвенных  налогов  по  принципу  страны назначения между
   государствами-участниками СНГ;
       -       координация      деятельности      налоговых      служб
   государств-участников  СНГ  по  контролю  в  сфере  производства  и
   оборота алкогольной и табачной продукции;
       - изучение международного опыта по вопросам налогообложения.
   
                              СОСТАВ КСРНС
   
       КСРНС    формируется    из    руководителей   налоговых   служб
   государств-участников.   Каждое  государство  имеет  в  КСРНС  один
   голос.
       На   участие  в  работе  КСРНС  уполномочены  нижеперечисленные
   органы государственного управления государств-участников СНГ:
   
   ---------------------------T-------------------------------------¬
   ¦Азербайджанская Республика¦Министерство по налогам              ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Республика Армения        ¦Государственная налоговая служба     ¦
   ¦                          ¦при Правительстве Республики Армения ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Республика Беларусь       ¦Министерство по налогам и сборам     ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Грузия                    ¦Налоговый департамент Министерства   ¦
   ¦                          ¦финансов                             ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Республика Казахстан      ¦Налоговый комитет при Министерстве   ¦
   ¦                          ¦финансов                             ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Кыргызская Республика     ¦Комитет по доходам при Министерстве  ¦
   ¦                          ¦финансов                             ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Республика Молдова        ¦Главная государственная налоговая    ¦
   ¦                          ¦инспекция при Министерстве финансов  ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Российская Федерация      ¦Федеральная налоговая служба         ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Республика Таджикистан    ¦Министерство по государственным      ¦
   ¦                          ¦доходам и сборам                     ¦
   +--------------------------+-------------------------------------+
   ¦Украина                   ¦Государственная налоговая            ¦
   ¦                          ¦администрация                        ¦
   L--------------------------+--------------------------------------
   
       КСРНС    избирает    председателя    из    числа    полномочных
   представителей государств-членов КСРНС.
       Членами  КСРНС  являются  и  регулярно  участвуют  в его работе
   представители 10 государств-участников СНГ.
       В  качестве  приглашенных  на заседаниях КСРНС участвуют страны
   Балтии,  представители  международных  организаций - Организации по
   экономическому  сотрудничеству  и развитию, Европейской организации
   налоговых администраций.
       В   своей   деятельности  КСРНС  руководствуется  Уставом  СНГ,
   межгосударственными  и  межправительственными договорами, решениями
   СГГ,   СГП,   ЭС   СНГ   и   осуществляет   свою   деятельность  во
   взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.
   
                             ЗАСЕДАНИЯ КСРНС
   
       В  соответствии  с  Регламентом  заседания  КСРНС проводятся на
   регулярной  основе  два  раза в год. К настоящему времени проведено
   семь заседаний КСРНС.
       За   время  работы  КСРНС  на  его  заседаниях  рассматривались
   вопросы:
       о   возможных   путях   гармонизации  национального  налогового
   законодательства государств-участников СНГ;
       о повышении эффективности информационного обмена;
       о  согласованных  действиях  в  области  налогов,  влияющих  на
   взаимную торговлю между государствами-участниками СНГ;
       о    возможных   путях   гармонизации   национальных   порядков
   регистрации и учета налогоплательщиков.
       Отдельные   из   них   включены  в  План  реализации  важнейших
   мероприятий,  направленных  на  развитие  и повышение эффективности
   взаимодействия    государств-участников   Содружества   Независимых
   Государств   в  экономической  сфере  в  2003  -  2010  годах.  Все
   мероприятия  Плана,  закрепленные  за  КСРНС  и налоговыми службами
   государств-участников СНГ, находятся в стадии выполнения.
       Работу  по  их  реализации осуществляют соответствующие рабочие
   группы, созданные в рамках КСРНС:
   
           1. По гармонизации методов учета налогоплательщиков
                      в государствах-участниках СНГ
   
       В  функции  группы  входит  разработка предложений по возможным
   путям     единообразия     процедуры     регистрации     и    учета
   налогоплательщиков в государствах.
       Большое     внимание    рабочая    группа    уделяет    анализу
   законодательства,   действующему   в  государствах-участниках  СНГ,
   регламентирующему   процедуру  и  механизм  учета  (регистрации)  и
   присвоения   идентификационных   номеров   налогоплательщиков.  Эта
   работа  проводится  в рамках подготовки предложений по гармонизации
   учета  (регистрации)  налогоплательщиков  в государствах-участниках
   СНГ,  а  также в рамках исполнения п. 4 раздела IX Плана реализации
   важнейших   мероприятий,   направленных  на  развитие  и  повышение
   эффективности   взаимодействия   государств-участников  Содружества
   Независимых  Государств  в экономической сфере в 2003 - 2010 годах,
   утвержденного Советом глав государств СНГ 19 сентября 2003 года.
       В  целях проведения анализа и подготовки предложений разработан
   Перечень  сведений,  регламентирующий  форму и состав анализируемой
   информации,  по  которому  налоговые службы государств представляют
   данные для обобщения.
       В   настоящее   время   во   всех  государствах-участниках  СНГ
   национальное    законодательство,    регулирующее   государственную
   регистрацию  и  учет  юридических  и  физических  лиц,  находится в
   динамике,  и  изучение  как  положительного,  так  и отрицательного
   опыта  каждого из государств позволит разработать аргументированные
   конкретные предложения по его совершенствованию.
       На  рабочей  группе  и  во  время  заседаний  КСРНС  эксперты и
   руководители  налоговых  служб  обмениваются  мнениями  по  вопросу
   организации       государственной       регистрации       субъектов
   предпринимательства,  обсуждается  опыт государств-участников СНГ в
   этой области.
       Анализ  информации, обмен мнениями ложатся в основу предложений
   по  единообразию учета налогоплательщиков в государствах-участниках
   СНГ,   которые   принимаются   во   внимание   налоговыми  службами
   государств     при     подготовке    изменений    в    национальное
   законодательство.
       Сотрудничество    между    налоговыми   службами   по   данному
   направлению  в  перспективе  предполагает  использовать материалы и
   наработки  рабочей  группы при подготовке предложений, направленных
   на   унификацию   процедур   и   механизмов   осуществления   учета
   (регистрации)  налогоплательщиков  в государствах-участниках СНГ, в
   целях  повышения  эффективности  их  применения и недопущения ухода
   налогоплательщиков   от  ответственности  за  нарушение  налогового
   законодательства   одного   государства   на   территории   другого
   государства.  В  качестве основного направления унификации признано
   целесообразным   стремиться   к   сокращению  числа  регистрирующих
   органов.
   
          2. По проведению анализа налогового законодательства
                        государств-участников СНГ
   
       Основной    задачей    рабочей   группы   является   разработка
   согласованных   предложений  по  совершенствованию  и  гармонизации
   национального     законодательства,     регулирующего     налоговое
   администрирование,  анализ  национальных  законодательств  по видам
   налогов.
       Осуществляется   сопоставительный   анализ   в  части  основных
   элементов   налогообложения,  специальных  режимов  налогообложения
   субъектов малого предпринимательства.
       Проводится    анализ    специальных   режимов   налогообложения
   субъектов малого предпринимательства.
       В   целях   информирования   по   основным  показателям  работы
   налоговых   служб  государств-участников  СНГ  согласован  Перечень
   таких  показателей и порядок его заполнения. Руководители налоговых
   служб  имеют  возможность  в ходе заседаний КСРНС получать сведения
   по:
       - уровню налоговой нагрузки на экономики государств;
       - динамике поступлений основных бюджетообразующих налогов;
       -  удельному  весу  прямых  и  косвенных  налогов в общей сумме
   поступлений в консолидированный бюджет государств;
       - результатам контрольной деятельности;
       - показателям, связанным с содержанием налоговых служб.
       Одним  из  направлений  деятельности  рабочей  группы  является
   также      постоянный     анализ     изменений     законодательства
   государств-участников  СНГ  с целью применения положительного опыта
   в   законотворческой   работе   по   совершенствованию   налогового
   механизма.
       Сопоставление   основополагающих   положений   показывает,  что
   налоговое   законодательство   по  основным  налогам  имеет  схожие
   принципы применения.
       Отдельно обсуждается эффективность налоговых льгот.
       На   законодательном   уровне   в  государствах-участниках  СНГ
   запрещено    предоставление    индивидуальных    налоговых    льгот
   юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям. В то же время
   в  государствах-участниках  СНГ, как и в любых других государствах,
   существуют   категориальные   налоговые   льготы.  В  основном  они
   предоставляются  организациям в области социально-культурной сферы,
   а также организациям, использующим труд инвалидов.
       В  ходе  последнего  заседания  КСРНС,  состоявшегося 9 октября
   2004  года  в  г. Ереване, обсуждение данного вопроса вызвало живой
   отклик  у всех налоговых служб. Было отмечено, что не всегда льготы
   социальной  направленности  достигают  тех  категорий плательщиков,
   кому  они  предназначены.  В  частности, льготами, предоставляемыми
   государством    отдельным    категориям    социально   незащищенных
   налогоплательщиков,     пытаются    воспользоваться    коммерческие
   структуры  с  целью ухода от налогообложения, используя "на бумаге"
   труд  инвалидов  или  называясь  благотворительным  фондом. Полезно
   было  ознакомиться  с практикой налоговых служб государств, которые
   сумели  минимизировать  негативные  последствия злоупотреблений при
   применении   налоговых   льгот,   предназначенных   для   социально
   незащищенных слоев общества.
       К  примеру, Казахстан ввел в качестве обязательного условия для
   применения  льготы  по  налогу  на  прибыль  не  только минимальное
   количество   инвалидов,  которые  должны  работать  в  организации,
   претендующей   на   льготы  (не  менее  50%  от  общего  количества
   работающих),  но и обязательное соотношение объема заработной платы
   инвалидов в фонде оплаты организации - также не менее 50%.
       Руководители   налоговых  служб  согласились,  что  такой  опыт
   заслуживает распространения в законодательстве других государств.
       Новшества  налогового законодательства и в особенности причины,
   повлекшие  изменения  законодательства, - самые обсуждаемые вопросы
   на заседаниях КСРНС.
       Итог  таких  дискуссий - применение опыта других государств при
   разработке   законодательства,  использование  новых  механизмов  в
   налоговом  администрировании.  Примером тому может служить практика
   Российской    Федерации,   других   государств-участников   СНГ   в
   реструктуризации налоговой задолженности.
       Министерство  по  налогам и сборам Республики Беларусь, переняв
   опыт   коллег   из   других  государств,  подготовило  национальный
   законодательный     акт,     который     предоставлял     субъектам
   предпринимательства  республики,  имеющим задолженность по платежам
   в   бюджет,   отсрочку   погашения   задолженности   с  последующей
   рассрочкой платежа.
       Два    года   применения   такого   механизма   показали,   что
   реструктуризация   задолженности  является  действенным  механизмом
   поддержки налогоплательщиков взамен предоставления им льгот.
       В  первую  очередь это касается предприятий, которые выходят из
   экономического  кризиса.  Получив  заказ на производство продукции,
   они  смогут  погасить задолженность по налогам из будущих прибылей.
   Однако   в   банке  находится  предписание  налоговой  инспекции  о
   списании  денежных  средств  на  сумму  недоимки,  накопившейся  за
   предыдущие  периоды, что не позволяет использовать полученный аванс
   на   приобретение   нужных   комплектующих,   энергоносителей   для
   выполнения   поступившего   заказа.   Чтобы   исполнить  договорные
   обязательства  и  избежать  списания  средств  налоговыми органами,
   плательщики   применяют  различные  "серые"  схемы.  Отрегулировать
   создавшуюся    ситуацию    в   рамках   правового   поля   помогает
   реструктуризация задолженности по налоговым платежам.
       С  2003  года налоговая служба Республики Беларусь популизирует
   данный  вид  государственной  поддержки,  который  стал действенным
   инструментом    финансового    оздоровления    ряда   отечественных
   предприятий,  обеспечил  рост  добровольных  поступлений  налоговых
   платежей   и,  как  следствие,  создал  предпосылки  для  реального
   погашения    задолженности    по   налогам   без   применения   мер
   принудительного    взыскания.   Отсрочка   налоговых   платежей   с
   последующей  рассрочкой  и  возможностью  списания  пеней и штрафов
   позволили  высвободить  значительные  ресурсы,  пополнить оборотные
   средства,  часть  прибыли  направить  на обновление и реконструкцию
   производства.
   
                  3. По организации обмена информацией
   
       Обмен  информацией  является  обязательным элементом налогового
   администрирования.     Налогоплательщики     в     рамках     своей
   предпринимательской  деятельности  давно  перешагнули границы своих
   государств.   Торговля   товарами,   перемещение   капиталов  между
   субъектами   государств   указывают  на  необходимость  постоянного
   отлаженного  информационного  взаимодействия  налоговых  служб. Так
   как  рынки сбыта товаров и сфера экономических интересов каждого из
   государств  во  многих  случаях  расположены  в пределах СНГ, обмен
   информацией  между  налоговыми  службами  государств-участников СНГ
   актуален.
       В   1999   году   в  Минске  было  заключено  Соглашение  между
   государствами-участниками   Содружества  Независимых  Государств  о
   сотрудничестве  и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового
   законодательства  и  борьбе  с  нарушениями  в  этой сфере (далее -
   Соглашение).
       В  развитие  Соглашения рабочей группой проводится согласование
   Порядка    обмена    информацией   с   использованием   современных
   технологий.  Так как налоговые службы в своей работе все чаще стали
   использовать    электронные   средства   связи,   рабочей   группой
   подготавливаются  требования  к  составу  и структуре информации на
   магнитных носителях о доходах физических лиц-граждан.
       Налоговые   службы   планируют   обмениваться   информацией   о
   гражданах,   имеющих   постоянное   местопребывание  на  территории
   государств-участников СНГ, получивших доходы на территории СНГ.
       В   целях   совершенствования  организации  обмена  информацией
   налоговые  службы  государств-участников  СНГ начали сотрудничество
   по   применению   новых   технологий   в   подготовке   электронных
   документов.
       Между   налоговыми   службами   России,   Казахстана,  Беларуси
   проведен   экспериментальный  обмен  информацией  с  использованием
   расширенного   языка   разметки  документов  XML.  Это  современный
   универсальный   язык,   который  устанавливает  стандартный  формат
   компьютерных  документов.  Его  главное  достоинство  -  гибкость в
   определении  элементов  при  создании их пользователями и прочтении
   при  их  получении  лицами-пользователями  с  помощью  программного
   продукта  XML-анализатора  в  различных  государствах. Он позволяет
   задать   нужные   информационные   элементы,   которые  преобразуют
   документ  в  виде  строк  текста,  окруженных  текстовой разметкой.
   Строгие  грамматические  требования  формирования  таких  элементов
   позволяют  легко  понять  и  прочитать  XML-документ  получателем в
   другом  государстве. В настоящее время ведется работа по вовлечению
   в данный эксперимент других государств-участников СНГ.
   
            4. По разработке Конвенции государств-участников
              Содружества Независимых Государств о взаимной
              административной помощи в налоговых вопросах
   
       Рабочая   группа   разрабатывает  Конвенцию,  предусматривающую
   оказание    взаимной    административной   помощи   по   проведению
   одновременных    налоговых    проверок,    автоматическому   обмену
   информацией  по  основным  вопросам,  интересующим налоговые службы
   государств  (доходы  от  инвестиций, аренды, доходы физических лиц,
   помощь по взысканию налогов).
       По   сравнению   с   действующим   Соглашением  разрабатываемая
   Конвенция  является  новым  этапом  международного сотрудничества в
   области    налогового    администрирования.   Практика   применения
   Соглашения  показала,  что  обмен информацией по отдельным запросам
   от  случая  к случаю не отвечает современным требованиям, в которые
   налоговые  службы  поставлены  рамками  деятельности  хозяйствующих
   субъектов.
       Среди  основных  направлений  работы налоговых служб по вопросу
   взаимного сотрудничества на первый план выходят:
       автоматический      обмен      информацией     (систематическое
   представление   информации),   когда  налоговые  службы  государств
   договариваются    обмениваться    информацией,    необходимой   для
   исполнения национальных законодательств;
       налаживание  спонтанного  обмена  (по  собственной  инициативе)
   информацией   по   доходам  граждан,  движению  капиталов,  который
   позволит   получать   полную   информацию  о  доходах  плательщика.
   Налоговая  служба  страны  постоянного  местопребывания  не  всегда
   располагает  сведениями,  дающими  ей  основание направить запрос в
   иностранное   государство.   В  первую  очередь  это  касается  тех
   случаев,  когда  плательщики  оставляют  в  иностранном государстве
   часть  денежных  средств  от  экспортной  выручки и вкладывают их в
   какие-либо   проекты.   В  этом  случае  выявить  доходы  от  такой
   деятельности позволяет только спонтанный обмен информацией;
       проведение  одновременных  налоговых проверок. Сотрудничество в
   этой  сфере повышает эффективность контрольных мероприятий, так как
   сокращает время на формирование запроса и ответа;
       оказание  помощи  по  взысканию налоговых требований, возникших
   на    территории    государства-участника    СНГ   по   результатам
   деятельности  плательщика  из  другого  государства.  Это положение
   является    основным    новшеством   в   сотрудничестве   налоговых
   администраций.  Исполнение  требований  по налоговой задолженности,
   сформировавшейся  в  другом государстве, расширит границы налоговой
   юрисдикции  государств, позволит исключить возможность уклонения от
   уплаты  налогов  по  признаку пересечения субъектом государственной
   границы государства, в котором он не заплатил налоги.
       После      заключения      Конвенции      налоговые      службы
   государств-участников  СНГ  получат  возможность  работать  друг  с
   другом,  используя  методы,  применяемые  в течение ряда лет нашими
   коллегами  в странах дальнего зарубежья. Применение таких положений
   облегчит      взаимодействие      между     налоговыми     службами
   государств-участников СНГ и других государств.
       В  то  же  время,  учитывая,  что  Конвенция  содержит  большое
   количество  нормативных  предписаний,  которые необходимо увязать с
   особенностями    национального   законодательства   и   сложившейся
   практикой   налогового   администрирования,   ее   доработка  будет
   продолжаться  в  2005  году. Заседание рабочей группы в расширенном
   составе,  с  приглашением  представителей юридических подразделений
   налоговых служб запланировано на март 2005 года.
       Создание   рабочих  групп  напрямую  связано  с  необходимостью
   получения  информации,  организации  работы по вопросам, обсуждение
   которых вызывает интерес всех налоговых служб.
       На  седьмом заседании КСРНС руководителями налоговых служб было
   высказано   мнение   о   целесообразности   совместного  обсуждения
   вопросов,   касающихся   контроля   за   производством  и  оборотом
   маркируемой  подакцизной  продукции.  По итогам обсуждения одобрено
   создание  рабочей  группы  по налоговому контролю за производством,
   оборотом    и    перемещением    спирта   этилового,   алкогольной,
   спиртосодержащей  и  табачной  продукции  в государствах-участниках
   СНГ.   Государственной  налоговой  администрации  Украины  поручено
   разработать   Положение   о  рабочей  группе  для  рассмотрения  на
   очередном заседании КСРНС.
   
              О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ВАЖНЕЙШИХ
            МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ
           ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
           СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
                        СФЕРЕ В 2003 - 2010 ГОДАХ
   
       По  п.  4  раздела  IX  "Подготовка предложений по единообразию
   учета   налогоплательщиков  в  государствах-участниках  СНГ"  (срок
   выполнения  -  2005  год,  ответственный  - Министерство Российской
   Федерации  по  налогам  и  сборам,  в  настоящее  время Федеральная
   налоговая служба Российской Федерации).
       Во  всех  государствах-участниках  СНГ  законодательные  акты о
   государственной  регистрации  юридических лиц были приняты в период
   с  1994 по 2003 год. Первые законодательные акты в этом направлении
   приняли   Грузия   -   Закон   Грузии  "О  предпринимательстве"  от
   28.10.1994,  Кыргызская Республика - Закон Кыргызской Республики "О
   государственной   регистрации   юридических   лиц"  от  12.07.1996.
   Наибольшее  количество  нормативных  правовых  актов,  регулирующих
   данные  вопросы,  было принято государствами-участниками СНГ в 2003
   году.
       Характерным  признаком  стадии  становления законодательства по
   регистрации  и  учету субъектов хозяйственной деятельности является
   многообразие  регистрирующих органов. Через этот этап проходили все
   государства-участники  СНГ.  При этом в ряде государств эта функция
   возложена в том числе и на органы юстиции.
       За   годы  становления  института  государственной  регистрации
   субъектов   хозяйствования   в  большинстве  стран  созданы  единые
   государственные   реестры   (единые  банки  данных),  реализованные
   посредством различных программных продуктов.
       Анализ  законодательства показал, что все государства-участники
   СНГ   в   отношении   государственной   регистрации  юридических  и
   физических  лиц  имеют  значительное число совпадающих показателей,
   содержащихся в их информационных ресурсах.
       Таким  образом,  государства  Содружества не испытывают никаких
   затруднений  при  взаимодействии  в  области  обмена  информацией и
   идентификации  лиц,  используя полученные данные из государственных
   регистров друг друга.
       При  этом,  чем меньше число регистрирующих органов, тем больше
   показателей  содержит информационный ресурс. Информационные ресурсы
   России  и  Украины  содержат  сведения о дате постановки и снятии с
   учета  в органах статистики, пенсионного фонда, фонда социального и
   медицинского  страхования, а также данные о постановке на налоговый
   учет.
       Такое    явление    характерно    для    государств,    которые
   сосредотачивают   государственную  регистрацию  юридических  лиц  и
   индивидуальных  предпринимателей  в одном органе, а также стремятся
   сформировать    информационную    базу,    которая    бы    помогла
   установленному  законодательством  перечню  пользователей  получать
   полный  объем  сведений  о  субъекте,  занимающемся  на  территории
   государства предпринимательской деятельностью.
       Немаловажным   фактором  также  являются  возможности,  которые
   представляет   такой   информационный   ресурс  для  предотвращения
   случаев  мошенничества  с многократной регистрацией юридических лиц
   на подставных лиц (недееспособных, умерших).
       В  рамках  работы  КСРНС  определены направления деятельности в
   части     дальнейшего     мониторинга     развития    национального
   законодательства  по  данному вопросу с целью выработки предложений
   по совершенствованию учета (регистрации) налогоплательщиков.
       Совершенствование        национального        законодательства,
   регламентирующего  государственную регистрацию и учет юридических и
   физических  лиц,  практически  во  всех государствах-участниках СНГ
   находится   в  динамике.  В  настоящее  время  основное  позитивное
   движение   в   этом   направлении   -   сокращение  числа  органов,
   осуществляющих    государственную    регистрацию    юридических   и
   физических   лиц,   в   том   числе   в   качестве   индивидуальных
   предпринимателей.
       В  качестве  перспективы  развития  гармонизации  методов учета
   рассматривается  возможность  использования  опыта стран, в которых
   значительно  упрощена  и  ускорена процедура оформления документов,
   необходимых  для  начала хозяйственной деятельности как юридических
   лиц,  так  и индивидуальных предпринимателей, которые отказались от
   заявительного  принципа  постановки  на  учет  в  налоговом органе,
   когда  постановка  на  учет  осуществляется  на основании сведений,
   содержащихся   в   реестрах  государственной  регистрации,  которые
   ведутся во всех государствах-участниках СНГ.
       По  п. 5 раздела IX "Создание правовой базы и системы активного
   обмена  информацией  о  физических  и  юридических лицах по каналам
   связи  с  использованием  средств  защиты"  (срок выполнения - 2008
   год,  ответственный - Главная государственная налоговая инспекция и
   Таможенный комитет Республики Молдовы).
       Республика    Беларусь,    Республика   Казахстан,   Кыргызская
   Республика,  Республика  Таджикистан и Российская Федерация в целях
   создания  правовой  базы по обмену информацией заключили Договор об
   обмене   информацией   о  доходах  физических  лиц,  полученных  на
   территориях  стран  "пятерки",  а  также юридических лицах, имеющих
   инвестиции     в     уставных     капиталах    резидентов    других
   государств-участников.
       Первый   опыт   работы   в  рамках  этого  Договора  показывает
   положительные  стороны  сотрудничества.  В  ходе  работы КСРНС была
   достигнута  принципиальная  договоренность  о  налаживании работы в
   этом  направлении  в  рамках  СНГ.  Получение  информации о доходах
   граждан   и   движении   капиталов  -  необходимый  инструмент  при
   администрировании  подоходного  налога и налога на прибыль. В то же
   время   плательщики   не   всегда   стремятся  предоставить  полную
   информацию  о  своих доходах. Особенно это касается физических лиц.
   Если   будет   отсутствовать   информация   из   налоговой   службы
   государства  -  источника  дохода,  то  налоговая  служба  по месту
   постоянного  нахождения  физического  лица  никогда  не  узнает  об
   истинном  размере  его  дохода.  К  сожалению, налоговая дисциплина
   только  начинает  преподаваться  в  начальных  классах.  Поэтому  с
   законопослушными  плательщиками,  которые будут воспринимать уплату
   налогов  как  одну  из  основных гражданских обязанностей, мы будем
   иметь  дело,  в  лучшем  случае, в начале следующего десятилетия. В
   этой   связи   обмен   информацией  -  основной  источник  сведений
   налоговых служб о доходах плательщиков, полученных ими за рубежом.
       В   целях  получения  информационного  ресурса  для  пресечения
   "теневых"   экономических   операций,   использования  сведений  из
   налоговых   служб  государств  в  рамках  соглашений  об  избежании
   двойного  налогообложения  и  развития  информационных технологий в
   налоговой  системе,  на первом этапе организации обмена информацией
   между    государствами-участниками    СНГ    принято   решение   об
   осуществлении   обмена  сведениями  о  доходах  физических  лиц  по
   защищенным каналам связи.
       На  данном  этапе  налоговые  службы  прорабатывают техническую
   сторону   организации   сотрудничества   в   целях  подготовки  для
   утверждения  на  заседании  КСРНС  требований к составу и структуре
   информации   на   магнитных   носителях  по  физическим  лицам  для
   организации обмена информацией.
       На  восьмом  заседании  КСРНС  будет  заслушан  Доклад  рабочей
   группы  по организации обмена информацией между налоговыми службами
   СНГ   об   организации   защиты   информации  при  передаче  ее  по
   электронным каналам связи.
       В   перспективе   рассматривается  вопрос  о  взаимодействии  в
   области  обмена информацией в отношении крупных налогоплательщиков,
   а  также  о  налоговых  аспектах  закрепленного  в законодательстве
   государств   понятия   "Консолидированная   группа".   В  структуре
   налоговых   служб   ряда   государств   имеются   подразделения  по
   налоговому  администрированию  крупных  плательщиков.  Их  создание
   вызвано   спецификой  работы  данной  категории  плательщиков.  Как
   правило,  они  не ограничиваются осуществлением деятельности только
   на    территории    одного    государства.   Сфера   их   интересов
   распространяется  одновременно  на  несколько стран. Вот почему эта
   тема  актуальна  для  совместной  проработки.  Это  не только обмен
   информацией  о  доходах  и  сделках плательщиков. Интерес налоговых
   служб  составляют  законодательство  и  практика  администрирования
   крупных  плательщиков  -  критерии  отнесения организаций к крупным
   плательщикам,   внедрение   технологий  электронного  представления
   налогоплательщиками  информации (в том числе налоговых деклараций),
   организация   мониторинга  основных  показателей  их  деятельности,
   взаимосвязь  налогового контроля от внедрения новшеств в технологию
   производства.
       По  п.  7  раздела IX "Формирование комплекса конкретных мер по
   снижению  доли криминальной и теневой экономики" (срок выполнения -
   2006  год,  ответственные  -  Координационный  совет  руководителей
   органов  налоговых  (финансовых)  расследований  и налоговые службы
   государств-участников СНГ).
       Как  отмечалось  выше, в рамках КСРНС создана рабочая группа по
   разработке   Конвенции   о   взаимной   административной  помощи  в
   налоговых вопросах.
       Двух-  и  многосторонние соглашения о сотрудничестве и взаимной
   помощи  по  вопросам соблюдения налогового законодательства создали
   юридическую  основу  для  сотрудничества  налоговых служб в области
   обмена  информацией  в  целях  выявления  налоговых правонарушений.
   Вместе   с   тем  эти  соглашения  не  предусматривают  таких  форм
   административной  помощи  в  налоговых  вопросах, как одновременные
   налоговые   проверки  в  отношении  тех  случаев,  когда  получение
   информации  на  основании  запроса не эффективно из-за длительности
   процедуры  переписки, отсутствует помощь во взыскании задолженности
   по   налогам   на   территории   друг  друга.  Перечисленные  формы
   сотрудничества    позволят   расширить   возможности   национальных
   налоговых служб государств-участников СНГ.
       Проект   Конвенции   -   новый,   более  совершенный  и  гибкий
   международный   документ,   который   в  настоящее  время  является
   актуальным  и  востребованным.  Он  расширит рамки административной
   помощи  и  будет  способствовать  сотрудничеству  налоговых служб в
   вопросах   выявления   случаев   уклонения   от   уплаты   налогов,
   "отмывания" доходов, полученных незаконным путем.
       Вступление  в  силу  Конвенции позволит на более высоком уровне
   сформировать  комплекс  мер  по  снижению доли теневой экономики. В
   первую  очередь этому должны способствовать одновременные налоговые
   проверки,  которые  позволят  проконтролировать  законность  сделок
   предприятий,   находящихся  на  территории  нескольких  государств,
   объединенных  по  признаку "единый учредитель", проверить сделку от
   источника  ее финансирования в одном государстве (источник денежных
   средств)  до  получения  выручки  на территории других государств и
   проследить  порядок  денежных  потоков  при  распределении  прибыли
   между всеми участниками проекта.
       Совместные  контрольные  мероприятия по таким вопросам позволят
   налоговым  органам  на  ином  уровне решать поставленные перед ними
   задачи   недопущения  легализации  доходов,  полученных  незаконным
   путем.
       По  п.  8  раздела IX "Разработка проекта Модельного налогового
   кодекса    в    целях    сближения    налогового   законодательства
   государств-участников   СНГ"   (срок   выполнения   -   2007   год,
   ответственные  -  Межпарламентская  Ассамблея государств-участников
   СНГ,    Координационный   совет   руководителей   налоговых   служб
   государств  Содружества,  Совет  генеральных  прокуроров, налоговые
   министерства и ведомства, министерства финансов).
       В  настоящее  время  в рамках МПА СНГ для государств-участников
   СНГ разрабатывается Модельный налоговый кодекс.
       Основные   задачи,   стоящие  перед  разработчиками  Модельного
   налогового кодекса:
       -     "зафиксировать"     совпадающие    части    национального
   законодательства  с учетом норм международного права на том уровне,
   на  котором  возможна  их  последующая  гармонизация  (сближение  и
   унификация);
       -  закрепить  основополагающие принципы правового регулирования
   по основным направлениям.
       В  рамках  данной  работы государства стараются решить проблему
   правовых  признаков  фискальных сборов и их правового регулирования
   в  государствах-участниках  СНГ.  Такая необходимость обусловлена и
   тем,  что  в последнее время участились факты установления органами
   исполнительной  власти различных сборов, имеющих налоговую природу,
   обострилась      проблема      разграничения      фискальных      и
   гражданско-правовых  платежей, критерии разделения которых остаются
   нечеткими,  что приводит к ошибкам, имеющим серьезные экономические
   последствия.
       В   декабре   2000   года  принята  общая  часть  и  проводится
   последовательная  работа  над  главами специальной части Модельного
   налогового кодекса.
       В   общей   части   Модельного   налогового  кодекса,  головным
   разработчиком  которой  выступила  Российская  Сторона,  определены
   такие  базовые  понятия,  как  виды  налогов  и  сборов,  категории
   налогоплательщиков,  объекты  налогообложения,  права и обязанности
   участников  налоговых правоотношений, механизм налогового контроля,
   процедура  исполнения  налоговых  обязательств,  система налогового
   учета  и  отчетности,  процедуры  налоговых  проверок,  обжалования
   действий  налоговых  органов, а также виды налоговых правонарушений
   и ответственность за их совершение.
       В  рамках  подготовки  специальной  части Модельного налогового
   кодекса  приняты  главы  "Акцизы"  (май  2002  года)  и  "Налог  на
   прибыль"    (апрель    2004    года),    "Об   упрощенной   системе
   налогообложения"   (октябрь   2002  года),  "Налог  на  добавленную
   стоимость"  (декабрь  2001  года),  "Подоходный  налог с физических
   лиц"  (ноябрь  2003 года). Продолжается работа над главой "Налог на
   имущество",    ответственным    за    которую    является   Главная
   государственная   налоговая  инспекция  при  Министерстве  финансов
   Республики Молдова.
       Таким   образом,  практически  сформирована  специальная  часть
   Модельного налогового кодекса.
       Практика   государств   Содружества,   принявших   национальные
   налоговые    кодексы,    и    одновременно    разработка    единого
   концептуального   документа,   аккумулирующего   идеи  и  принципы,
   приемлемые  для  всех стран, будет способствовать совершенствованию
   налоговых   систем  и  в  конечном  счете  экономическому  развитию
   государств-участников СНГ.
       Кроме    обозначенных    выше    направлений    работы,   КСРНС
   рассматривает   вопросы   единообразия   применения  соглашений  об
   избежание двойного налогообложения.
       Налоговые  службы постоянно сталкиваются с вопросами применения
   соглашений,    так    как    экономическая    взаимозависимость   и
   сотрудничество  государств  предопределили  необходимость  принятия
   мер  по  предотвращению  международного  двойного  налогообложения.
   Ежедневно  из  одного  государства  в  другое  перемещаются товары,
   капиталы,  граждане  выезжают  на  работу за рубеж. Все эти аспекты
   экономических   отношений   находятся  в  тесном  взаимодействии  с
   налоговым   законодательством  и,  в  частности,  с  необходимостью
   урегулирования    возникающих    вопросов    путем    использования
   соглашений.
       В  целях  устранения  двойного  налогообложения  в  соглашениях
   устанавливаются   положения,   применяя  которые  удается  избежать
   пагубного   воздействия   двойного   налогообложения  на  экономику
   государств.  Как  правило,  государства  по взаимной договоренности
   устанавливают  в  соглашении  следующие  подходы по налогообложению
   доходов и имущества:
       -  определенные  виды  доходов  и  имущества могут облагаться в
   государстве источника дохода или местонахождения имущества;
       -   часть  доходов  или  отдельные  виды  имущества  облагаются
   ограниченно   в   государстве   источника   его  возникновения  или
   местонахождения;
       -  другие  (не  упомянутые  выше)  виды  доходов и имущества не
   могут    облагаться    в    государстве    источника   дохода   или
   местонахождения имущества.
       По  мере того, как соглашение предусматривает право государства
   источника  дохода  или  местонахождения  имущества  взимать  налог,
   государство  постоянного  местонахождения лица должно предоставлять
   зачет  уплаченных  налогов  относительно  объекта  налогообложения,
   возникшего  (расположенного)  за  рубежом.  Исходя  из заложенных в
   соглашении  правил,  налоговые  службы производят администрирование
   соглашения.   В  то  же  время  отсутствие  информации  о  правилах
   применения   соглашений   в   других   государствах   приводило   к
   конфликтным  ситуациям  с  плательщиками,  когда налоговые службы в
   стране  их  постоянного  местопребывания  не  принимали  справки  о
   налоговом  резидентстве  или  об  уплаченных налогах для применения
   норм соглашений, выданные в другом государстве.
       В  этой  связи  важно  располагать  информацией  о требованиях,
   предъявляемых   в   иностранном   государстве   для   подтверждения
   налогового  резидентства в целях снижения (отмены), возврата налога
   в   случаях,   предусмотренных  соглашением,  и  порядке  получения
   подтверждения   налога,   уплаченного   в   стране   источника  или
   местонахождения.
       В  этой  связи  к  седьмому  заседанию  КСРНС была подготовлена
   обобщенная   информация   по   практике  применения  соглашений  об
   избежании    двойного    налогообложения   во   всех   государствах
   Содружества  с образцами справок о налоговом резидентстве, справок,
   подтверждающих  суммы  уплаченных  налогов  и  описанием порядка их
   выдачи на территории каждого государства-участника СНГ.
       КСРНС  решил  продолжить  работу  по  данному  блоку  вопросов.
   Подготавливаются   Рекомендации   по  разрешению  случаев  двойного
   налогового резидентства физических лиц.
       Между  гражданами,  проживающими в государствах-участниках СНГ,
   сохранились  тесные  личные  связи.  Люди  уезжают  на  заработки в
   другие  государства.  Чтобы законно легализовать доходы, полученные
   из-за  рубежа,  выполнить  свои  налоговые обязательства они должны
   знать  требования  как  налоговой службы государства, в которое они
   переехали  на  заработки,  так  и государства, гражданином которого
   они  являются.  Наиболее актуальным является вопрос об установлении
   единообразных  требований  по  Перечню  документов  для определения
   налогового  статуса  физического лица, если оно является резидентом
   двух  государств  в  соответствии  с  внутренним  законодательством
   каждого из них.
       В   большинстве   государств   процедура   разрешения  двойного
   резидентства имеет точки соприкосновения, хотя есть и расхождения.
       В  этой  связи  признано  целесообразным издание Рекомендаций в
   рамках  КСРНС  по  примерному  перечню документов, необходимому для
   представления   в   налоговую  службу  иностранного  государства  в
   подтверждение   налогового   резидентства   физического   лица  при
   возникновении случаев двойного резидентства.
       Одним  из  сложных  направлений работы налоговых служб является
   контроль  за  оборотом  алкогольной продукции. Принимая во внимание
   особенности  данного  сектора экономики - незначительные затраты на
   организацию  производства,  низкую  себестоимость  и не снижающийся
   спрос  на  готовую  продукцию,  которая  приносит большую прибыль в
   короткие   сроки,   налоговые   службы  постоянно  сталкиваются  со
   стремлением  криминальных структур вовлечь производство алкогольной
   продукции  в теневую экономику. С годами актуальность этого вопроса
   не   уменьшается,   что   делает   необходимым   постоянный  анализ
   информации  об  объемах  производства, экспорта/импорта алкогольной
   продукции  и  сопоставление  этих  показателей  налоговыми службами
   государств Содружества.
       Для   решения   этих   задач,  в  целях  получения  информации,
   необходимой  для  предотвращения легализации доходов, полученных от
   теневого  оборота  алкогольной  продукции,  организации контрольной
   работы   по   соответствующим  направлениям  КСРНС  принял  решение
   создать  рабочую группу, основным направлением деятельности которой
   будет   анализ  показателей  объемов  экспортно-импортных  операций
   внутри     замкнутой     системы     государств-участников     СНГ,
   систематический  контроль  динамики показателей в данной сфере, что
   позволит  сопоставить показатели территориальных потоков экспорта и
   импорта  в  рамках  государств-участников  СНГ. По правилам экспорт
   одного  государства  является  импортом  для  другого, и показатели
   должны  полностью  корреспондироваться  между  собой.  В  случае их
   несовпадения  налоговые службы будут иметь представление об объемах
   сокрытых  налогов  в  этой отрасли, примут меры по пресечению таких
   случаев.
       Одним  из  направлений  работы  КСРНС  также является участие в
   рамках   его   компетенции   в  подготовке  предложений  о  Порядке
   приведения   нормативных   правовых   актов  в  области  лизинговой
   деятельности  в  соответствие  с  положениями Соглашения о создании
   благоприятных  правовых,  экономических  и  организационных условий
   для  расширения  лизинговой  деятельности в Содружестве Независимых
   Государств.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное