ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
8 июня 2007 г.
N ГКПИ07-509
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению К. о признании частично недействующим пункта 11
разъяснения Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 "Об определении федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин
инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N
17,
установил:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением, поданным его законным представителем - Коноваловым
В.И., об оспаривании пункта 11 разъяснения Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1
"Об определении федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее -
Разъяснение), утвержденного Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N
17, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской
Федерации 19 мая 2003 г. за N 4554, в части, устанавливающей, что
причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с
катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам,
указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской
Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС".
В обоснование своего требования заявитель указывает на то, что
ограничение круга лиц, которым определяется причина инвалидности с
такой формулировкой, только категорией граждан, перечисленных в
пункте 2 части первой статьи 13 названного Закона, не
соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской
Федерации, поскольку ставит в неравное с ними положение граждан,
указанных в других пунктах части первой этой же статьи Закона, не
позволяет установить ему, являющемуся инвалидом с детства в связи
с генетическими последствиями радиационного воздействия вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС, причину инвалидности с формулировкой
"заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации в своих возражениях ссылается на то, что в оспариваемом
пункте отражены нормы части первой статьи 13 Закона, в пункте 2
которой определен круг лиц, которые признаются инвалидами
вследствие чернобыльской катастрофы.
Представитель заявителя Коновалов В.И. в судебном заседании
поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемая норма
не позволяет его сыну, К., получать по достижении им 18 лет в
связи с инвалидностью возмещение вреда и меры социальной поддержки
в том же объеме, в каком их получают граждане, перечисленные в
пункте 2 части первой статьи 13 Закона.
Выслушав объяснения законного представителя заявителя
Коновалова В.И., представителей Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации Кузнецовой Е.А.,
Шароновой В.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации
Мокровой Е.А., проверив оспариваемую норму на предмет соответствия
нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований
для удовлетворения заявленных требований.
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие чернобыльской катастрофы, определены в пунктах 1-12
части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом в пункте 2 названы
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в
том числе временно направленных или командированных), принимавших
участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны
отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на
Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на
специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с
ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от
места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,
Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих)
службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны
отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в
добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об
эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни
людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы,
независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации
костного мозга, и времени развития у них в этой связи
инвалидности.
В остальных пунктах части первой статьи 13 Закона перечислены
иные категории граждан, признаваемых подвергшимися воздействию
радиации вследствие чернобыльской катастрофы и имеющих в связи с
этим право на возмещение вреда и меры социальной поддержки в
зависимости от той категории, в которую они входят.
Согласно пункту 11 Разъяснения причина инвалидности с
формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской
АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой
статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное разъяснение
полностью соответствует требованиям части первой статьи 13 Закона,
поскольку именно в пункте 2 части первой этой статьи определен
круг лиц, признаваемых инвалидами вследствие чернобыльской
катастрофы.
Необоснованной является ссылка заявителя на нарушение
конституционного принципа равенства, который не препятствует
установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к
разным по условиям и роду деятельности категориям. Дифференциация
причин инвалидности в зависимости от категории, к которой отнесены
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие
чернобыльской катастрофы, основана на вышеназванной статье Закона,
не признанной неконституционной.
Требования заявителя, по сути, сводятся к устранению различий
в правовом статусе граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие чернобыльской катастрофы и ставших инвалидами, что
противоречит нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.
N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пункт 11 разъяснения Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 не противоречит
указанному Закону или другому нормативному правовому акту, имеющим
большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не
нарушает, в связи с чем согласно части 1 статьи 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении
заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
|