ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2007 г. N 11914/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей
Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании
заявление открытого акционерного общества "Медицинская страховая
компания "ЭМЭСК" о пересмотре в порядке надзора решения от
12.01.2007, постановления суда апелляционной инстанции от
11.04.2007 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N
А63-4183/2005-С4 и постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 26.07.2007 по тому же делу по
заявлению ОАО "Медицинская страховая компания "ЭМЭСК" о признании
незаконными решений исполнительного директора Ставропольского
краевого фонда обязательного медицинского страхования от
15.03.2005 и от 05.04.2005 о признании факта оплаты медицинских
услуг в сумме 45718 рублей 48 копеек с использованием средств
обязательного медицинского страхования не по назначению, а также
предписания от 15.03.2005 N 07/523 "Об устранении нарушений в
использовании средств обязательного медицинского страхования,
выявленных в ходе проверки с 14.02.2005 по 25.02.2005" в редакции
письма от 05.04.2005 N 07/701 "Об изменении предписания об
устранении нарушений в использовании средств обязательного
медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 14.02.2005
по 25.02.2005 финансово-хозяйственной деятельности филиала ОАО
"МСК "ЭМЭСК".
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено
общество с ограниченной ответственностью "Хирургическая клиника"
г. Невинномысска.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.01.2007,
оставленным без изменения постановлением суда апелляционной
инстанции от 11.04.2007, ОАО "МСК "ЭМЭСК" отказано в
удовлетворении заявления.
Принимая указанные акты, суды первой и апелляционной инстанций
исходили из доказанности факта нецелевого использования денежных
средств, выразившегося в оплате услуг медицинского учреждения, не
включенного в 2004 году в перечень работающих в системе
обязательного медицинского страхования.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 26.07.2007 оставил решение от 12.01.2007 и
постановление суда апелляционной инстанции от 11.04.2007 без
изменения.
Заявитель (ОАО "МСК "ЭМЭСК") просит о пересмотре указанных
судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на неправильное
толкование и применение судами положений Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" и Типовых правил
медицинского страхования в части определения режима участия
лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного
медицинского страхования.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами,
суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для
пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
В силу статьи 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного социального страхования
и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные
возможности в получении медицинской и лекарственной помощи,
предоставляемой за счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования.
В Типовых правилах обязательного медицинского страхования
граждан от 03.10.2003 N 3856/30-3 закреплено, что Территориальная
программа обязательного медицинского страхования является
составной частью Территориальной программы государственных
гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи,
разрабатываемой и утверждаемой в субъекте РФ в установленном
Правительством РФ порядке.
Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и
объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств
обязательного медицинского страхования, а также перечень
медицинских учреждений, работающих в системе обязательного
медицинского страхования, условия и порядок предоставления
медицинской помощи в них.
Таким образом, в данном случае речь может идти о медицинских
организациях и учреждениях, получивших лицензию на право оказания
определенных видов медицинской помощи, и включенных в перечень
органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к
полномочиям которого это отнесено законом. Установление указанных
ограничений связано с особым режимом формирования и расходования
денежных средств в системе обязательного медицинского страхования
граждан.
Поскольку ООО "Хирургическая клиника" несмотря на наличие
лицензии не включено в Перечень медицинских учреждений
Ставропольского края, работающих в системе обязательного
медицинского страхования, о чем страховщик был надлежаще
проинформирован в 2002 году, вывод судов о неправомерной оплате
медицинских услуг, оказанных застрахованным гражданам, через
систему ОМС является обоснованным.
Оплату лечения только в медицинском учреждении, которое
работает в системе ОМС, заявитель необоснованно рассматривает как
ограничение права гражданина на выбор медицинского учреждения и
врача.
В соответствии со статьей 20 Основ законодательства об охране
здоровья граждане имеют право на дополнительные и иные услуги на
основе программ добровольного медицинского страхования за счет
средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных
средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации дела N А63-4183/2005-С4 Арбитражного суда
Ставропольского края для пересмотра в порядке надзора решения от
12.01.2007, постановления суда апелляционной инстанции от
11.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 26.07.2007 по этому делу отказать.
Председательствующий судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
|