Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 04.09.2007 N 3266/07 ПО ДЕЛУ N А07-54818/05 ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НЕ СТАВИТСЯ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИСТОЧНИКА ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, КОТОРЫМИ УПЛАЧИВАЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ УСЛОВИИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫХ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 4 сентября 2007 г. N 3266/07
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации в
   составе:
       председательствующего  - Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского
   В.В.,  Вышняк  Н.Г., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А.,
   Муриной О.Л., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел   заявление  муниципального  унитарного  предприятия
   "Специализированное  автомобильное  хозяйство  по  уборке города" о
   пересмотре  в  порядке надзора решения Арбитражного суда Республики
   Башкортостан  от  15.08.2006 по делу N А07-54818/05 и постановления
   Федерального  арбитражного  суда Уральского округа от 12.12.2006 по
   тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от    заявителя   -   муниципального   унитарного   предприятия
   "Специализированное  автохозяйство  по  уборке  города" - Исангулов
   Ф.Ф.;
       от  Инспекции  Федеральной  налоговой  службы  по  Октябрьскому
   району города Уфы - Будыка И.Н., Горбачева М.В.
       Заслушав   и   обсудив  доклад  судьи  Муриной  О.Л.,  а  также
   объяснения   представителей   участвующих  в  деле  лиц,  Президиум
   установил следующее.
       Муниципальное    унитарное    предприятие   "Специализированное
   автомобильное  хозяйство  по  уборке  города" (далее - предприятие)
   обратилось  в  Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением
   о   признании   недействительным   решения   Инспекции  Федеральной
   налоговой   службы   по   Октябрьскому  району  города  Уфы  (далее
   -инспекция)  от 02.12.2005 N 087 в части доначисления 451049 рублей
   налога  на  добавленную стоимость, 14072 рублей единого социального
   налога,  начисления  на  эти  суммы  пеней  и  взыскания штрафов за
   неуплату  указанных  налогов, а также взыскания штрафа на основании
   статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
       Решением   суда   первой  инстанции  от  01.02.2006  требование
   предприятия удовлетворено.
       Федеральный  арбитражный  суд  Уральского округа постановлением
   от  22.05.2006  решение  суда  первой  инстанции  отменил  в  части
   признания  недействительным решения инспекции в отношении налога на
   добавленную  стоимость  и  единого социального налога и дело в этой
   части  направил  на  новое  рассмотрение;  по  эпизоду, касающемуся
   обоснованности  привлечения предприятия к налоговой ответственности
   по  статье  126  Налогового  кодекса  Российской Федерации, решение
   суда оставил без изменения.
       При  повторном  рассмотрении дела суд первой инстанции решением
   от  15.08.2006  в  удовлетворении заявления предприятия о признании
   недействительным   решения  инспекции  в  части  начисления  451049
   рублей   налога  на  добавленную  стоимость,  14071  рубля  единого
   социального  налога,  соответствующих  пеней  и взыскания штрафа по
   пункту   1  статьи  122  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   отказал.
       Постановлением   суда   кассационной  инстанции  от  12.12.2006
   решение суда от 15.08.2006 оставлено без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший  Арбитражный  Суд Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  решения суда первой
   инстанции   от   15.08.2006   и   постановления  суда  кассационной
   инстанции  от  12.12.2006  предприятие  ссылается  на  неправильное
   применение судами налогового законодательства.
       В  отзыве  на  заявление  инспекция  просит  оставить названные
   судебные   акты  без  изменения  как  соответствующие  действующему
   законодательству.
       Проверив   обоснованность   доводов,  изложенных  в  заявлении,
   отзыве   на   него   и   выступлениях  присутствующих  в  заседании
   представителей  участвующих  в  деле  лиц,  Президиум  считает, что
   обжалуемые  судебные  акты  подлежат  частичной отмене по следующим
   основаниям.
       Отказывая   обществу   в   признании  недействительным  решения
   инспекции   в   отношении   доначисления   налога   на  добавленную
   стоимость,  начисления  соответствующих  пеней  и взыскания штрафа,
   суды,  сославшись  на статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской
   Федерации,  исходили  из  того,  что налог на добавленную стоимость
   предъявлен  к  вычету  неправомерно,  поскольку  уплата  таможенных
   платежей,  включающих  в  том числе налог на добавленную стоимость,
   за    счет    средств   целевого   бюджетного   финансирования   не
   свидетельствует  о  реально  понесенных  предприятием  затратах  (в
   форме  отчуждения  части  имущества)  на  уплату  начисленных  сумм
   налога  и не является обстоятельством, с которым законодательство о
   налогах  и  сборах  связывает возможность вычета уплаченного налога
   на добавленную стоимость.
       Между   тем  позиция  судов  является  ошибочной  по  следующим
   основаниям.
       Исходя  из статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации к
   объектам  обложения  налогом  на добавленную стоимость относятся, в
   частности,  операции  по  ввозу  товаров  на  таможенную территорию
   Российской Федерации.
       Статьей    143    Налогового   кодекса   Российской   Федерации
   предусмотрено,   что   при  перемещении  товаров  через  таможенную
   границу   Российской   Федерации  налог  на  добавленную  стоимость
   уплачивают  лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом
   Российской Федерации.
       Согласно  подпункту  3  пункта 1 статьи 318 Таможенного кодекса
   Российской  Федерации  в состав таможенных платежей входит налог на
   добавленную  стоимость,  взимаемый  при ввозе товаров на таможенную
   территорию Российской Федерации.
       В  силу  пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской
   Федерации   налогоплательщик  имеет  право  уменьшить  общую  сумму
   налога,  исчисленную  в  соответствии  со  статьей  166 Кодекса, на
   установленные названной статьей вычеты.
       Вычетам  подлежат  суммы  налога, уплаченные налогоплательщиком
   при  ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации в
   таможенных  режимах  выпуска  для  свободного обращения, временного
   ввоза  и  переработки вне таможенной территории в отношении товаров
   (работ,   услуг),   приобретаемых   для   осуществления   операций,
   признаваемых  объектами  налогообложения,  за  исключением товаров,
   предусмотренных  пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской
   Федерации,  а  также  товаров  (работ,  услуг),  приобретаемых  для
   перепродажи.
       Порядок  предъявления налога на добавленную стоимость к вычету,
   в  том  числе уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию
   Российской  Федерации,  определен  статьей  172  Налогового кодекса
   Российской    Федерации,   согласно   которой   налоговые   вычеты,
   установленные   статьей  171  Кодекса,  производятся  на  основании
   счетов-фактур,    выставленных    продавцами    при    приобретении
   налогоплательщиками   товаров   (работ,   услуг),   и   документов,
   подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
       Вычетам   подлежат,   если  иное  не  установлено  статьей  172
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  только  суммы  налога,
   предъявленные  налогоплательщику  и  уплаченные им при приобретении
   товаров  (работ,  услуг)  либо  фактически  уплаченные им при ввозе
   товаров   на  таможенную  территорию  Российской  Федерации,  после
   принятия   на  учет  указанных  товаров  (работ,  услуг)  с  учетом
   особенностей,  предусмотренных  названной  статьей,  и  при наличии
   соответствующих первичных документов.
       Вычеты   сумм   налога,   предъявленных  налогоплательщику  при
   приобретении  либо  уплаченных  при  ввозе на таможенную территорию
   Российской   Федерации  основных  средств  и  (или)  нематериальных
   активов,  указанных  в  пунктах 2 и 4 статьи 171 Налогового кодекса
   Российской  Федерации,  производятся в полном объеме после принятия
   на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
       Таким  образом,  право  налогоплательщика на налоговый вычет не
   ставится  в  зависимость  от  источника  поступления  этих денежных
   средств  покупателю,  которыми  уплачиваются таможенные платежи при
   ввозе  товара  на  таможенную  территорию Российской Федерации, при
   условии  соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных
   правил  предъявления  к  налоговому  вычету  налога  на добавленную
   стоимость, уплаченного в составе этих платежей.
       Как  усматривается  из  судебных  актов,  предприятием  уплачен
   налог  на  добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию
   Российской  Федерации  запасных  частей  к  универсальным уборочным
   машинам  марки  УНиМОГ,  приобретенных  по  контракту от 04.06.2003
   BAU-ET-2003-07,  заключенному  с  фирмой  "Берендзен" (Германия), и
   эта  сумма  предъявлена  к  вычету  после  принятия товара на учет.
   Товар    приобретен    для    использования    в   налогооблагаемой
   производственной  деятельности предприятия: предоставление услуг по
   вывозу  и  размещению  твердых  и  жидких  бытовых  отходов. Уплата
   налога  на  добавленную  стоимость  в  бюджет  в составе таможенных
   платежей  осуществлялась  предприятием  путем перечисления денежных
   средств непосредственно со своего расчетного счета.
       Следовательно,    порядок    применения    налоговых   вычетов,
   установленный  статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации,
   предприятием  соблюден.  Фактическая  уплата  налога на добавленную
   стоимость  в  составе  таможенных  платежей  и постановка товара на
   учет подтверждаются материалами дела и не отрицаются инспекцией.
       В  данном  случае у инспекции не имелось правовых оснований для
   вывода  об  отсутствии  у  предприятия  права  предъявлять к вычету
   налог  на  добавленную  стоимость,  уплаченный в составе таможенных
   платежей   при   ввозе   оборудования   на   таможенную  территорию
   Российской Федерации.
       При   названных   обстоятельствах   обжалуемые   судебные  акты
   нарушают   единообразие  в  толковании  и  применении  арбитражными
   судами   норм   права,   поэтому   согласно  пункту  1  статьи  304
   Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации подлежат
   частичной отмене.
       Учитывая  изложенное  и  руководствуясь  статьей 303, пунктом 3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской  Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации
   
                               постановил:
   
       решение    Арбитражного   суда   Республики   Башкортостан   от
   15.08.2006  по  делу  N  А07-54818/05  и постановление Федерального
   арбитражного  суда  Уральского округа от 12.12.2006 по тому же делу
   отменить  в  части отказа в удовлетворении заявления муниципального
   унитарного  предприятия "Специализированное автомобильное хозяйство
   по  уборке  города"  о признании недействительным решения Инспекции
   Федеральной  налоговой  службы по Октябрьскому району города Уфы от
   02.12.2005  N  087  по  эпизоду,  касающемуся  доначисления  451049
   рублей  налога  на  добавленную  стоимость и взыскания 90209 рублей
   соответствующих пеней и штрафа.
       В    этой    части   указанное   решение   инспекции   признать
   недействительным.
       В   остальной   части  названные  судебные  акты  оставить  без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное