ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2007 г. N 4664/07
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Бондаренко
С.П., Прониной М.В., рассмотрев в судебном заседании материалы
дела N А40-42101/06-22-269 Арбитражного суда города Москвы по иску
общества с ограниченной ответственностью "Издательский дом
"Известия Калмыкии" к Федеральному агентству связи о взыскании
550121 руб. 57 коп. в порядке субсидиарной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом
"Известия Калмыкии" (далее - общество) обратилось в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в
порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от
11.09.2006 по делу N А40-42101/06-22-269, постановления Девятого
арбитражного апелляционного суда от 14.11.2006 и постановления
Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.01.2007 по
тому же делу.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы заявителя, Судебная
коллегия пришла к выводу, что заявление о передаче дела в
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к
Федеральному агентству связи (далее - агентство) и, ссылаясь на
статьи 120, 125, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 13 Указа
Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и Положение о
Федеральном агентстве связи, просило взыскать с агентства 550121
руб. 57 коп. в порядке субсидиарной ответственности.
Обращение с иском к субсидиарному должнику мотивировано
обществом следующими обстоятельствами.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного
суда Республики Калмыкия от 21.12.2004 по делу N А22-2221/04-9-189
обществу был выдан исполнительный лист от 31.01.2005 N 113 о
взыскании с государственного учреждения "Управление Федеральной
почтовой связи Республики Калмыкия" (далее - учреждение) в пользу
общества 550121 руб. 57 коп.; данный исполнительный лист
25.11.2005 был возвращен Управлением федерального казначейства по
Республике Калмыкия без исполнения в связи с отсутствием у
учреждения лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования;
Министерство финансов Российской Федерации также возвратило
исполнительный лист без исполнения; в силу Указа Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" и Положения о
Федеральном агентстве связи последнее осуществляет полномочия
собственника в отношении федерального имущества, переданного
федеральным государственным учреждениям, подведомственным
агентству; федеральное государственное учреждение "Управление
Федеральной почтовой связи Республики Калмыкия" находится в стадии
ликвидации; неоднократные требования общества, направленные
ликвидационной комиссии учреждения, о погашении задолженности
оставлены без ответа, задолженность не погашена.
Решением суда первой инстанции от 11.09.2006 в иске отказано
по тем мотивам, что Указом Президента Российской Федерации от
09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти" при упразднении Министерства Российской
Федерации по связи и информатизации и при образовании Федерального
агентства связи не была предусмотрена передача гражданских прав и
обязанностей упраздненного Министерства вновь созданному
Федеральному агентству связи, в связи с чем ответчик не является
универсальным правопреемником упраздненного Министерства и не
является надлежащим ответчиком.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от
14.11.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения
со ссылкой на то, что общество неоднократно обращалось к
ликвидационной комиссии с требованием рассмотреть вопрос о
погашении задолженности, однако обращения оставлены без ответа;
прокуратура Республики Калмыкия на обращение общества по поводу
бездействия ликвидационной комиссии сообщила, что общество
включено в список кредиторов 5-й очереди и в промежуточный
ликвидационный баланс с заявленной суммой требований.
Исходя из этих обстоятельств, апелляционный суд указал, что
иск о взыскании с агентства по основаниям, предусмотренным статьей
120 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть
удовлетворен, а по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 63
Гражданского кодекса Российской Федерации, иск не заявлен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского
округа от 16.01.2007 судебные акты первой и апелляционной
инстанций оставлены без изменения, при этом суд кассационной
инстанции указал на то, что в силу статей 63 - 64 Гражданского
кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам
производится ликвидационной комиссией в соответствии с
промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его
утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты
которым производятся по истечении месяца со дня утверждения
промежуточного ликвидационного баланса; истцом не представлены
доказательства прекращения финансово-хозяйственной деятельности и
доказательства ликвидации учреждения; требование истца не основано
на положениях статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке
надзора общество просит их отменить как принятые при неправильном
применении норм материального и процессуального права и нарушающие
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Судебная коллегия полагает, что доводы, приведенные в
заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора,
заслуживают реагирования, исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
образовано Федеральное агентство связи.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве
связи агентство является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по управлению государственным
имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и
почтовой связи; согласно пункту 5.2 данного Положения агентство
осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, переданного федеральным государственным учреждениям,
подведомственным агентству; из пункта 1.1 раздела 1 Положения о
Федеральном государственном учреждении "Управление федеральной
почтовой связи Республики Калмыкия" следует, что оно находится в
ведомственном подчинении Федерального агентства связи, которое
осуществляет функции учредителя учреждения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005
N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных
учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и ФГУ
"УФПС Республики Калмыкия".
Судом установлено, что общество направило в адрес
ликвидационной комиссии учреждения требование кредитора на сумму
550121 руб. 57 коп. - задолженности, взысканной решением
Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.12.2004 по делу N
А22-2221/04-9-189, однако ни на один запрос ответ ликвидационной
комиссией не был дан, и только из письма Прокуратуры Республики
Калмыкия обществу стало известно, что его требование на сумму
550000 руб. было включено в список кредиторов 5-й очереди и в
промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный 24.11.2005,
однако задолженность перед кредиторами 5-й очереди не погашена
из-за отсутствия у учреждения денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской
Федерации кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному
должнику лишь в случае, если основной должник отказался
удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него
в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса
Российской Федерации собственник имущества учреждения несет
субсидиарную ответственность по его обязательствам только при
недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении
денежных средств.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской
Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных
средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе
обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части
требований за счет собственника имущества учреждения.
Соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21
"О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами
споров с участием государственных и муниципальных учреждений,
связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской
Федерации".
Таким образом, отказ в иске по тому мотиву, что по основаниям,
предусмотренным в статье 120 Гражданского кодекса Российской
Федерации, иск не может быть удовлетворен, а по основаниям,
предусмотренным пунктом 6 статьи 63 названного Кодекса, требования
истцом не заявлены, противоречит положениям указанных норм и
разъяснениям названного Пленума.
Нахождение учреждения в процессе ликвидации не является
обстоятельством, при котором не могут быть применены в
совокупности статьи 120 и 63 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Кроме того, основанием иска являются факты и обстоятельства.
Нормы права не являются основанием иска, поскольку не
относятся ни к фактам, ни к обстоятельствам, поэтому отсутствие в
исковом заявлении ссылки на пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса
Российской Федерации не влечет невозможности рассмотрения
требования к субсидиарному должнику учреждения, находящегося в
процессе ликвидации.
Нормы, регулирующие основания и порядок привлечения к
субсидиарной ответственности, не предусматривают такого
обязательного условия для их применения, как наличие доказательств
прекращения финансово-хозяйственной деятельности и доказательств
ликвидации учреждения, в связи с чем довод кассационной инстанции
о непредставлении указанных доказательств является необоснованным.
Необходимыми условиями для применения субсидиарной
ответственности являются (в данном случае) отказ учреждения
-основного должника - удовлетворить требование кредитора или
неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на
предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к
основному должнику - учреждению, недостаточность у учреждения
находящихся в его распоряжении средств, необходимость заявления
кредитором требований ликвидационной комиссии учреждения до
завершения ликвидации учреждения.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия пришла к выводу о
наличии оснований для пересмотра состоявшихся по делу судебных
актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Российской Федерации
области дело N А40-42101/06-22-269 Арбитражного суда города Москвы
для пересмотра в порядке надзора решения от 11.09.2006,
постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от
14.11.2006 и постановления Федерального арбитражного суда
Московского округа от 16.01.2007 по указанному делу.
Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с
приложением копии заявления и прилагаемых к нему документов.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на
заявление о пересмотре судебного акта до 30.08.2007.
Председательствующий судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
С.П.БОНДАРЕНКО
Судья
М.В.ПРОНИНА
|