МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ПИСЬМО
от 27 ию„1¤7 2003 „1¤7 N 28-51-513/16
„1¤7 соответствии „1¤7 планом реализации Основных направлени„1¤7
развит„1¤7 воспитан„1¤7 „1¤7 систем„1¤7 образовани„1¤7России на 2002 - 2004
годы Управление„1¤7 специального образовани„1¤7совместн„1¤7„1¤7Управление„1¤7
воспитан„1¤7 „1¤7 дополнительног„1¤7 образовани„1¤7 дете„1¤7 „1¤7 молодежи
подготовлены Методические рекомендации по
психолог„1¤7педагогическом„1¤7 сопровождени„1¤7 школьников „1¤7
учебно-воспитательном процессе „1¤7 услови„1¤7 модернизации
образовани„1¤7
Направ„1¤7ем дл„1¤7использовани„1¤7„1¤7практической работе.
Начальни„1¤7Управлен„1¤7
специального образовани„1¤7
„1¤7„1¤7ВОЛОСОВЕ„1¤7
Заместител„1¤7Начальника
Управлен„1¤7 воспитан„1¤7
„1¤7дополнительног„1¤7образовани„1¤7
дете„1¤7„1¤7молодежи
„1¤7„1¤7ЕГОРОВ„1¤7
Приложение
„1¤7письму Минобразован„1¤7 России
от 27 ию„1¤7 2003 „1¤7 N 28-51-513/16
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПСИХОЛОГ„1¤7ПЕДАГОГИЧЕСКОМ„1¤7СОПРОВОЖДЕНИ„1¤7ОБУЧАЮЩИХС„1¤7
„1¤7УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ „1¤7УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИ„1¤7
„1¤7 последне„1¤7 де„1¤7тилети„1¤7„1¤7систем„1¤7образовани„1¤7России усил„1¤7ми
ученых „1¤7практико„1¤7складывает„1¤7 особ„1¤7 культура поддержк„1¤7„1¤7помощи
ребенк„1¤7 „1¤7 учебно-воспитательном процессе -
психолог„1¤7педагогическое сопровождени„1¤7 Разрабатываютс„1¤7
вариативны„1¤7 модели сопровождени„1¤7 формируетс„1¤7ег„1¤7инфраструктура
(психолог„1¤7педагогические „1¤7 медико-социальные центры, школьные
службы сопровождени„1¤7 профориентационные центры, центры
психолог„1¤7педагогическог„1¤7 консультирован„1¤7,
психолог„1¤7медико-педагогические комиссии, кабинеты довери„1¤7„1¤7др.).
Наметились позитивные тенденци„1¤7 „1¤7 решени„1¤7 сложны„1¤7 вопросов
нормативного „1¤7 правовог„1¤7 обеспечени„1¤7 де„1¤7ельности службы
практической психологии Минобразован„1¤7 России (прин„1¤7„1¤7 Типово„1¤7
положени„1¤7 об образовательно„1¤7 учреждении дл„1¤7дете„1¤7 нуждающихс„1¤7„1¤7
психолог„1¤7педагогической „1¤7медико-социальной помощи (Постановлени„1¤7
Правительств„1¤7 Российской Федераци„1¤7 от 31 ию„1¤7 1998 „1¤7 N 867),
Положени„1¤7 „1¤7 службе практической психологии „1¤7систем„1¤7Министерства
образовани„1¤7 Российской Федераци„1¤7(Приказ Министерства образовани„1¤7
Российской Федераци„1¤7 от 22 ок„1¤7бр„1¤71999 „1¤7 N 636), инструктивно„1¤7
письмо "Об использовани„1¤7 рабочего времен„1¤7 педагога-психолог„1¤7,
разработан„1¤7 проект„1¤7 отчетной документации педагога-психолог„1¤7 „1¤7
др.).
Прин„1¤7„1¤7 Правительством Российской Федераци„1¤7 Концепци„1¤7
модернизации российског„1¤7 образовани„1¤7 на период до 2010 года
опреде„1¤7ет приоритетные цели „1¤7 задачи, решени„1¤7которы„1¤7требуе„1¤7
построен„1¤7 адекватной систем„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7
сопровождени„1¤7 Особенностью развит„1¤7 систем„1¤7 сопровождени„1¤7 на
современно„1¤7 этап„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 необходимост„1¤7 решени„1¤7 зада„1¤7
сопровождени„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 услови„1¤7 модернизации образовани„1¤7
изменени„1¤7„1¤7ег„1¤7структур„1¤7„1¤7содержании.
Приоритетной цель„1¤7 модернизации образовани„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7
обеспечени„1¤7 высокого качества российског„1¤7образовани„1¤7 которо„1¤7не
сводит„1¤7 только „1¤7 обученност„1¤7учащих„1¤7, набору знаний „1¤7навыко„1¤7
но св„1¤7ываетс„1¤7 „1¤7 воспитание„1¤7 по„1¤7тием "качество жизн„1¤7,
раскрывающим„1¤7 чере„1¤7 таки„1¤7категори„1¤7 ка„1¤7"здоровье", "социальное
благополучие", "самореализац„1¤7", "защищенность". Соответственно
сфер„1¤7 ответственност„1¤7 систем„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7
сопровождени„1¤7 не може„1¤7 быть ограничена рамкам„1¤7зада„1¤7преодолени„1¤7
трудностей „1¤7 обучении, но включить „1¤7 се„1¤7 задачи обеспечени„1¤7
успешной социализации, сохранен„1¤7 „1¤7 укреплен„1¤7 здоров„1¤7, защиты
прав дете„1¤7„1¤7подростков.
Важнейше„1¤7 задаче„1¤7 модернизации „1¤7„1¤7ет„1¤7 обеспечени„1¤7
доступност„1¤7 качественног„1¤7 образовани„1¤7 ег„1¤7 индивидуализац„1¤7 „1¤7
дифференциац„1¤7, чт„1¤7предполагает:
- защиту прав личности обучающего„1¤7, обеспечени„1¤7 ег„1¤7
психологическо„1¤7 „1¤7 физической безопасности, педагогическую
поддержк„1¤7„1¤7содействие ребенк„1¤7„1¤7проблемных ситуац„1¤7„1¤7
- квалифицированну„1¤7 комплексну„1¤7 диагностик„1¤7 возможностей „1¤7
способностей ребенк„1¤7начина„1¤7„1¤7раннег„1¤7возраста;
- реализацию программ преодолени„1¤7 трудностей „1¤7 обучении,
участи„1¤7 специалистов систем„1¤7 сопровождени„1¤7 „1¤7 разработке
образовательны„1¤7 программ, адекватных возможност„1¤7 „1¤7особенност„1¤7
учащих„1¤7;
- участи„1¤7 специалистов сопровождени„1¤7 „1¤7
психолог„1¤7педагогической экспертизе профессиональной де„1¤7ельности
педагого„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений, образовательны„1¤7программ „1¤7
проектов, учебно-методических пособи„1¤7„1¤7иных средст„1¤7обучен„1¤7;
- психологическу„1¤7помощь семь„1¤7 дете„1¤7груп„1¤7особог„1¤7вниман„1¤7 „1¤7
др.
Задача формирован„1¤7 самост„1¤7тельно„1¤7 ответственно„1¤7„1¤7социальн„1¤7
мобильно„1¤7 личности, способно„1¤7„1¤7успешной социализации „1¤7обществе „1¤7
активной адаптаци„1¤7 на рынк„1¤7 труд„1¤7 опреде„1¤7ет необходимост„1¤7
широкого использовани„1¤7 „1¤7 систем„1¤7 сопровождени„1¤7 соответствующи„1¤7
программ развит„1¤7 социальных навыко„1¤7 способност„1¤7„1¤7личностном„1¤7
самоопределени„1¤7„1¤7саморазвитию.
Пр„1¤7 тако„1¤7 подход„1¤7 объектом сопровождени„1¤7 выступае„1¤7
образовательны„1¤7 процес„1¤7(учебно-воспитательный процес„1¤7, предмето„1¤7
де„1¤7ельности „1¤7„1¤7ет„1¤7 ситуац„1¤7 развит„1¤7 ребенк„1¤7 ка„1¤7 систем„1¤7
отношени„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 миро„1¤7 „1¤7 окружающим„1¤7 (взрослым„1¤7 „1¤7
сверстниками), „1¤7сами„1¤7собо„1¤7
Психолог„1¤7педагогическое сопровождени„1¤7 развит„1¤7 ребенк„1¤7може„1¤7
рассматриватьс„1¤7 ка„1¤7 сопровождени„1¤7 отношени„1¤7 их развитие,
коррекци„1¤7 восстановление.
Цель„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7
учебно-воспитательном процессе „1¤7„1¤7ет„1¤7 обеспечени„1¤7 нормальног„1¤7
развит„1¤7 ребенк„1¤7 („1¤7 соответствии „1¤7 нормой развит„1¤7 „1¤7
соответствующе„1¤7возрасте).
Задачи психолог„1¤7педагогическог„1¤7сопровождени„1¤7
- предупреждение возникновени„1¤7пробле„1¤7развит„1¤7 ребенк„1¤7
- помощь (содействие) ребенк„1¤7 „1¤7 решени„1¤7 актуальных зада„1¤7
развит„1¤7, обучен„1¤7, социализации: учебны„1¤7 трудност„1¤7 проблемы „1¤7
выборо„1¤7 образовательного „1¤7 профессиональног„1¤7маршрута, нарушени„1¤7
эмоционально-волево„1¤7 сфер„1¤7 проблемы взаимоотношени„1¤7 со
сверстниками, учител„1¤7„1¤7 родите„1¤7ми;
- психологическо„1¤7обеспечени„1¤7образовательны„1¤7программ;
- развитие психолог„1¤7педагогической компетентности
(психологическо„1¤7культуры) учащих„1¤7, родителе„1¤7 педагого„1¤7
Виды (направлени„1¤7 рабо„1¤7 по психолог„1¤7педагогическом„1¤7
сопровождени„1¤7
- профилактика;
- диагностик„1¤7(индивидуальн„1¤7 „1¤7группова„1¤7(скрининг));
- консультирование (индивидуальное „1¤7группово„1¤7;
- развивающа„1¤7работа (индивидуальн„1¤7 „1¤7группова„1¤7;
- коррекционна„1¤7работа (индивидуальн„1¤7 „1¤7группова„1¤7;
- психологическо„1¤7 просвещени„1¤7 „1¤7 образовани„1¤7 формирование
психологическо„1¤7 культуры, развитие психолог„1¤7педагогической
компетентности учащих„1¤7, администраци„1¤7образовательны„1¤7учреждений,
педагого„1¤7 родителе„1¤7
- экспертиза (образовательны„1¤7 „1¤7 учебны„1¤7программ, проектов,
пособи„1¤7 образовательно„1¤7 сред„1¤7 профессиональной де„1¤7ельности
специалистов образовательны„1¤7учреждений).
„1¤7 систем„1¤7 развивающего образовани„1¤7 возможны„1¤7 становит„1¤7
различение коррекционно„1¤7„1¤7развивающе„1¤7работы.
Если „1¤7 коррекционно„1¤7 работе специалист систем„1¤7сопровождени„1¤7
имее„1¤7 определенный эталон психического развит„1¤7, „1¤7 которому
стремитс„1¤7 приблизить ребенк„1¤7 то „1¤7 развивающе„1¤7 работе он
ориентируетс„1¤7 на средневозрастные норм„1¤7 развит„1¤7 дл„1¤7 создан„1¤7
таки„1¤7 услови„1¤7 „1¤7 которы„1¤7ребено„1¤7сможет подн„1¤7ьс„1¤7на оптимальны„1¤7
дл„1¤7 него уровен„1¤7 развит„1¤7. Последни„1¤7може„1¤7быть ка„1¤7выше, та„1¤7„1¤7
ниже среднестатистическог„1¤7 За коррекционно„1¤7работо„1¤7закреп„1¤7ет„1¤7
смыс„1¤7 "исправлени„1¤7 отклонений, „1¤7за развивающе„1¤7- смыс„1¤7раскрыти„1¤7
потенциальны„1¤7 возможностей ребенк„1¤7 Пр„1¤7 этом развивающа„1¤7работа
выступае„1¤7 не просто тренинго„1¤7 определенной способност„1¤7 но
ориентирован„1¤7 на работу „1¤7 другим„1¤7 факторам„1¤7 опреде„1¤7ющим„1¤7
продвижени„1¤7„1¤7учебно„1¤7работе („1¤7„1¤7 Гуткин„1¤7.
Сегодн„1¤7 „1¤7 систем„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7
на„1¤7ду „1¤7 рассмотренными выше традиционным„1¤7 видами де„1¤7ельности
реализуетс„1¤7 тако„1¤7 комплексно„1¤7 направлени„1¤7 ка„1¤7 разработка
(проектирование) образовательны„1¤7программ.
Подобные возможност„1¤7 открываютс„1¤7 „1¤7 св„1¤7„1¤7 со складывающим„1¤7
различение„1¤7 учебно„1¤7 „1¤7 образовательно„1¤7 программ. „1¤7 учебно„1¤7
программ„1¤7 акцент делает„1¤7 на овладени„1¤7 знан„1¤7ми, умен„1¤7ми,
навыками. „1¤7 образовательно„1¤7программ„1¤7основное внимание удел„1¤7тс„1¤7
становлени„1¤7 развитию „1¤7 воспитанию личности „1¤7 совокупности ее
когнитивны„1¤7 эмоциональны„1¤7 мотивационно-потребностны„1¤7
характеристи„1¤7 Таки„1¤7 образо„1¤7 образовательна„1¤7программ„1¤7„1¤7отличи„1¤7
от учебно„1¤7 должна выполн„1¤7„1¤7 не только обучающу„1¤7 но „1¤7
диагностическу„1¤7 прогностическу„1¤7 коррекционну„1¤7 функци„1¤7 чт„1¤7
предполагает изучение стартовы„1¤7 возможностей „1¤7динамики развит„1¤7
ребенк„1¤7 „1¤7 образовательно„1¤7процессе „1¤7 следовательн„1¤7 предполагает
построение систем„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7
образовательного процесса.
Основанием дл„1¤7 проектирован„1¤7 образовательны„1¤7 программ дл„1¤7
любо„1¤7 ступен„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 возрастн„1¤7нормативна„1¤7модель
развит„1¤7 ребенк„1¤7 определенног„1¤7 возраста, „1¤7 которо„1¤7 дает„1¤7
характеристика ег„1¤7 развит„1¤7 „1¤7виде последовательности ситуаций „1¤7
типо„1¤7развит„1¤7.
Образовательна„1¤7 программ„1¤7 проектируетс„1¤7 совместн„1¤7
педагого„1¤7психологом „1¤7учител„1¤7„1¤7
Процес„1¤7проектирован„1¤7 включает „1¤7се„1¤7 нескольк„1¤7этапов.
1 этап: мотивационны„1¤7 - установление эмоционального контакта
межд„1¤7 педагого„1¤7„1¤7психологом, совместное обсуждение предполагаемых
результато„1¤7 „1¤7 услови„1¤7 сотрудничества, уточнени„1¤7профессиональных
ожиданий.
2 этап: концептуальный - раскрыти„1¤7 смысла „1¤7 содержан„1¤7
предст„1¤7ще„1¤7 работы дл„1¤7 педагога, выработк„1¤7 общего „1¤7ык„1¤7
определени„1¤7 роли, статус„1¤7„1¤7обще„1¤7профессиональной позици„1¤7учител„1¤7
„1¤7 психолог„1¤7 относительно ребенк„1¤7 распределени„1¤7 межд„1¤7 ними
функциональных об„1¤7анностей, формирование обще„1¤7 цели, зада„1¤7
мотиво„1¤7 смысло„1¤7сотрудничества.
3 этап: проектны„1¤7 - разработка проект„1¤7 образовательно„1¤7
программ„1¤7 на основани„1¤7 ориентировочно„1¤7 диагностик„1¤7 наличног„1¤7
уров„1¤7 развит„1¤7; ознакомление „1¤7 проектом программ„1¤7 других
участников образовательного процесса; психолог„1¤7педагогическ„1¤7
подготовка участников образовательного процесса (не принимавши„1¤7
участи„1¤7„1¤7разработке проект„1¤7программ„1¤7.
4 этап: реализац„1¤7 проект„1¤7 - практическ„1¤7 реализац„1¤7
образовательно„1¤7 программ„1¤7 одновременно проводит„1¤7 текуща„1¤7
педагогическ„1¤7 диагностик„1¤7 анализ „1¤7рефлекси„1¤7процесса реализации
программ„1¤7 пр„1¤7 затруднени„1¤7 проводит„1¤7 текуща„1¤7 психологическа„1¤7
диагностик„1¤7 дл„1¤7 определени„1¤7 причин „1¤7 направлени„1¤7 разрешен„1¤7
затруднени„1¤7
5 этап: рефлексивн„1¤7диагностически„1¤7 - завершение процесса:
итогов„1¤7 диагностик„1¤7 совместный анализ результато„1¤7 рефлекси„1¤7
внесение предложени„1¤7 по проектированию образовательно„1¤7программ„1¤7
перехода на следующу„1¤7ступен„1¤7образовани„1¤7(развит„1¤7).
Психолог„1¤7педагогическое сопровождени„1¤7 сегодн„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 не
просто суммой разнообразны„1¤7 методо„1¤7 коррекционно-развивающе„1¤7
работы „1¤7 детьми, но выступае„1¤7ка„1¤7комплексна„1¤7технолог„1¤7, особ„1¤7
культура поддержк„1¤7 „1¤7 помощи ребенк„1¤7 „1¤7 решени„1¤7зада„1¤7развит„1¤7,
обучен„1¤7, воспитан„1¤7, социализации.
Эт„1¤7 предполагает, чт„1¤7специалист по психолог„1¤7педагогическом„1¤7
сопровождени„1¤7 не только владее„1¤7 методиками диагностик„1¤7
консультирован„1¤7, коррекци„1¤7 но „1¤7 обладает способностью „1¤7
системному анализ„1¤7 проблемных ситуаций, программированию „1¤7
планированию де„1¤7ельности, направленной на их разрешение,
соорганизаци„1¤7 „1¤7 этих це„1¤7„1¤7 участников образовательного процесса
(ребено„1¤7 сверстники, родители, педагоги, администраци„1¤7.
Задачи психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7 на разных
уров„1¤7„1¤7(ступен„1¤7) образовани„1¤7различны.
Дошкольное образовани„1¤7 - ранн„1¤7 диагностик„1¤7 „1¤7 коррекци„1¤7
нарушени„1¤7„1¤7развитии, обеспечени„1¤7готовности „1¤7школ„1¤7
Начальна„1¤7 школ„1¤7 - определени„1¤7готовности „1¤7обучению „1¤7школ„1¤7
обеспечени„1¤7 адаптаци„1¤7 „1¤7 школ„1¤7 повышени„1¤7 заинтересованности
школьников „1¤7 учебно„1¤7 де„1¤7ельности, развитие познавательной „1¤7
учебно„1¤7 мотиваци„1¤7 развитие самост„1¤7тельност„1¤7„1¤7самоорганизаци„1¤7
поддержк„1¤7 „1¤7 формировании желани„1¤7 „1¤7 "умен„1¤7 учитьс„1¤7, развитие
творческих способностей.
Основн„1¤7 школ„1¤7 - сопровождени„1¤7 перехода „1¤7 основную школ„1¤7
адаптаци„1¤7 „1¤7 новы„1¤7 услови„1¤7 обучен„1¤7, поддержк„1¤7„1¤7решени„1¤7зада„1¤7
личностног„1¤7 „1¤7ценностн„1¤7смыслового самоопределени„1¤7„1¤7саморазвит„1¤7,
помощь „1¤7 решени„1¤7 личностных пробле„1¤7 „1¤7 пробле„1¤7 социализации,
формирование жизненны„1¤7 навыко„1¤7 профилактика неврозов, помощь „1¤7
построении конструктивных отношени„1¤7 „1¤7родите„1¤7ми „1¤7сверстниками,
профилактика девиантног„1¤7поведени„1¤7 наркозависимости.
Старша„1¤7 школ„1¤7 - помощь „1¤7 профильной ориентации „1¤7
профессиональном самоопределени„1¤7 поддержк„1¤7 „1¤7 решени„1¤7
экзистенциальных пробле„1¤7 (самопознание, поис„1¤7 смысла жизн„1¤7
достижение личной идентичности), развитие временно„1¤7перспектив„1¤7
способност„1¤7 „1¤7 целеполагани„1¤7 развитие психосоциально„1¤7
компетентности, профилактика девиантног„1¤7 поведени„1¤7
наркозависимости.
Пр„1¤7 этом особое внимание необходимо удел„1¤7„1¤7переходным этапам
„1¤7 развитии „1¤7образовани„1¤7дете„1¤7 чт„1¤7предполагает выделени„1¤7уровне„1¤7
сопровождени„1¤7
Уровен„1¤7 класса (группы). На данном уровне ведущу„1¤7роль играют
учител„1¤7 „1¤7 классный руководитель, обеспечивающие необходиму„1¤7
педагогическую поддержк„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 решени„1¤7 зада„1¤7 обучен„1¤7,
воспитан„1¤7 „1¤7 развит„1¤7. Основн„1¤7 цель их де„1¤7ельности - развитие
самост„1¤7тельност„1¤7 „1¤7 решени„1¤7 проблемных ситуаций, предотвращение
дезадаптации ребенк„1¤7 возникновени„1¤7острых проблемных ситуаций.
Уровен„1¤7 учрежден„1¤7. На данном уровне работа ведетс„1¤7
педагогами-психологам„1¤7 учител„1¤7„1¤7логопедами, социальным„1¤7
педагогами („1¤7 оптимально„1¤7 варианте объединенным„1¤7 „1¤7 службу,
консилиу„1¤7 „1¤7 „1¤7„1¤7), вы„1¤7„1¤7ющим„1¤7 проблемы „1¤7 развитии дете„1¤7 „1¤7
оказывающими первичну„1¤7помощь „1¤7преодолени„1¤7трудностей „1¤7обучении,
взаимодействии „1¤7 учител„1¤7„1¤7 родите„1¤7ми, сверстниками. На данном
уровне такж„1¤7 реализуютс„1¤7профилактические программ„1¤7 охватывающие
значительные группы учащих„1¤7, осуществ„1¤7ет„1¤7 экспертн„1¤7,
консультативна„1¤7 просветительск„1¤7 работа „1¤7 администрацией „1¤7
учител„1¤7„1¤7
Возможны„1¤7 варианто„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 сопровождени„1¤7 образовательного
процесса специалистам„1¤7 ППМС-центра на основе договора „1¤7
образовательны„1¤7 учреждение„1¤7 Специалист сопровождени„1¤7 принимае„1¤7
участи„1¤7 „1¤7 разработке образовательно„1¤7 программ„1¤7 учрежден„1¤7,
программ„1¤7 развит„1¤7, проектировании систем„1¤7 управлен„1¤7, проводит
экспертизу „1¤7 анализ планов учебно„1¤7 „1¤7 воспитательной работы,
решени„1¤7 принимаемы„1¤7 педагогическим„1¤7 советами „1¤7 руководством
образовательны„1¤7 учреждений, „1¤7 такж„1¤7 текущего сост„1¤7ни„1¤7
образовательного процесса „1¤7 точк„1¤7 зрен„1¤7 их психологическо„1¤7
обоснованности „1¤7 практической эффективност„1¤7 „1¤7 развитии „1¤7
воспитании личности „1¤7 учебны„1¤7 груп„1¤7 вносит соответствующи„1¤7
предложени„1¤7 руководств„1¤7 отдельны„1¤7 работникам по управлению
учреждение„1¤7
Уровен„1¤7 специализированног„1¤7 учрежден„1¤7. На данном уровне
оказываетс„1¤7 специализированн„1¤7 помощь де„1¤7„1¤7 со сложными
проблемами, предполагающим„1¤7 специалистов особой квалификации,
комплексны„1¤7 (междисциплинарны„1¤7 подход „1¤7особые услови„1¤7дл„1¤7работы
(наличи„1¤7 специального оборудован„1¤7 „1¤7„1¤7„1¤7). Подобные возможност„1¤7
имеютс„1¤7„1¤7систем„1¤7ППМС-центро„1¤7 ПМПК-комиссий.
Выдели„1¤7 направлени„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7сопровождени„1¤7„1¤7
услови„1¤7 модернизации образовани„1¤7
Анализ показывает, чт„1¤7 на сегодн„1¤7ни„1¤7 день ресурс„1¤7систем„1¤7
психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7недостаточно задействован„1¤7
„1¤7решени„1¤7актуальных зада„1¤7воспитан„1¤7.
„1¤7этом направлени„1¤7необходимо:
- обеспечить активное участи„1¤7 педагого„1¤7психологов „1¤7
разработке „1¤7сопровождени„1¤7программ воспитан„1¤7;
- осуществ„1¤7ть поис„1¤7 „1¤7 апробаци„1¤7 форм эффективного
взаимодейств„1¤7 классных руководителе„1¤7 классных воспитателей „1¤7
учителей-предметников, социальных педагого„1¤7 „1¤7
педагого„1¤7психологов, педагого„1¤7 дополнительног„1¤7 образовани„1¤7
педагого„1¤7организаторо„1¤7 „1¤7образовательны„1¤7учрежден„1¤7„1¤7всех типо„1¤7„1¤7
видо„1¤7
- расширит„1¤7 использовани„1¤7 „1¤7 воспитательном процессе методо„1¤7
работы „1¤7 ценностн„1¤7смысловыми ориентац„1¤7ми учащих„1¤7; тренинго„1¤7
личностног„1¤7 рост„1¤7 межличностного общени„1¤7 бесконфликтног„1¤7
взаимодейств„1¤7, ассертивност„1¤7 самост„1¤7тельност„1¤7 методо„1¤7развит„1¤7
критического мышлен„1¤7, противосто„1¤7„1¤7 негативным социальным
вл„1¤7ни„1¤7 (СМ„1¤7 реклам„1¤7, групповому давлению „1¤7манипу„1¤7ци„1¤7.
Тако„1¤7 важнейше„1¤7 направлени„1¤7 воспитательной работы, ка„1¤7
создание „1¤7 поддержк„1¤7 детски„1¤7 „1¤7 молодежных объединени„1¤7 требуе„1¤7
адекватног„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7сопровождени„1¤7 „1¤7современно„1¤7
практической психологии имеетс„1¤7 значительный арсена„1¤7 методо„1¤7
работы „1¤7 малыми группами „1¤7 коллективами, методо„1¤7формирован„1¤7
лидерски„1¤7 способностей „1¤7 качест„1¤7 процедур инициаци„1¤7 „1¤7 „1¤7„1¤7,
которы„1¤7 следуе„1¤7 шире использовать дл„1¤7решени„1¤7зада„1¤7воспитан„1¤7 „1¤7
социализации дете„1¤7„1¤7де„1¤7ельности детски„1¤7объединени„1¤7
Важнейши„1¤7 направлением психолог„1¤7педагогическог„1¤7сопровождени„1¤7
развит„1¤7 учащих„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 сохранение „1¤7укрепление здоров„1¤7 дете„1¤7
Конкретным„1¤7задачами работы „1¤7данном направлени„1¤7„1¤7„1¤7ют„1¤7:
- формирование установо„1¤7на здоровый обра„1¤7жизн„1¤7
- развитие навыко„1¤7саморегу„1¤7ци„1¤7„1¤7управлен„1¤7 стрессом;
- профилактика табакокурени„1¤7 алкоголизм„1¤7 „1¤7 наркомании,
заболевани„1¤7 передающих„1¤7 половы„1¤7 путе„1¤7 ВИ„1¤7СПИД, школьног„1¤7„1¤7
дорожног„1¤7травматизм„1¤7
Современны„1¤7 подход„1¤7 „1¤7построению эффективны„1¤7профилактических
программ утверждают необходимост„1¤7 не только давать учащим„1¤7
информацию „1¤7 поведенчески„1¤7 рисках, опасны„1¤7 дл„1¤7 здоров„1¤7, но „1¤7
формироват„1¤7 навыки здоровог„1¤7 жизненного стил„1¤7 Необходимы„1¤7
условием эффективност„1¤7 обучен„1¤7 здоровом„1¤7образу жизн„1¤7становит„1¤7
использовани„1¤7 широкого диапазон„1¤7интерактивны„1¤7видо„1¤7де„1¤7ельности
(тренинги, ролевы„1¤7игры, моделировани„1¤7ситуаций „1¤7„1¤7„1¤7).
Позитивный опыт работы „1¤7этом направлени„1¤7накоплен „1¤7систем„1¤7
"Школ здоров„1¤7". Оригинальный блок психологического сопровождени„1¤7
обучен„1¤7 здоровом„1¤7 образу жизн„1¤7 включе„1¤7 „1¤7 образовательну„1¤7
программ„1¤7"Здоровье".
Специфически„1¤7 предмето„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7
сопровождени„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7„1¤7ют„1¤7 отношени„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7сообщество„1¤7
сверстнико„1¤7
На сегодн„1¤7ни„1¤7 день четк„1¤7 установлен„1¤7 св„1¤7„1¤7 межд„1¤7
социальн„1¤7эмоциональны„1¤7 благополучие„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 сообществе,
учебно„1¤7коллективе „1¤7ег„1¤7успешность„1¤7„1¤7учебно„1¤7де„1¤7ельности.
Специалист сопровождени„1¤7 призва„1¤7решать особый ти„1¤7проблемных
ситуаций, св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 отвержение„1¤7ребенк„1¤7сообщество„1¤7 например,
из-за этнических различий, особенностей внешност„1¤7„1¤7др.
Разрешение подобных ситуаций требуе„1¤7 „1¤7одно„1¤7сторон„1¤7 работы
„1¤7 окружением ребенк„1¤7 по преодолени„1¤7 „1¤7 сверстнико„1¤7 негативных
стереотипо„1¤7 формированию способност„1¤7 „1¤7прин„1¤7ию, толерантност„1¤7
та„1¤7 „1¤7 „1¤7 сами„1¤7 ребенком, по развитию самоприн„1¤7„1¤7, поддержк„1¤7ег„1¤7
веры „1¤7свои силы.
Нель„1¤7 недооцениват„1¤7 серьезност„1¤7 таки„1¤7 пробле„1¤7 ка„1¤7
стигматизаци„1¤7 (клички „1¤7 прозвища), насмешки на„1¤7 ребенком,
исключение из общи„1¤7иг„1¤7„1¤7школьных меропр„1¤7ти„1¤7
Психолог„1¤7педагогическое сопровождени„1¤7 перехода на профильное
обучение „1¤7 старше„1¤7 школ„1¤7 должно включать „1¤7 се„1¤7 организаци„1¤7
всестороннег„1¤7 изучен„1¤7 индивидуальных „1¤7 личностных особенностей
выпускнико„1¤7основной школ„1¤7 их интересо„1¤7„1¤7склонносте„1¤7
Необходимо обеспечить внутреннюю дифференциацию обучен„1¤7 „1¤7
старше„1¤7 школ„1¤7 „1¤7 основу определени„1¤7профил„1¤7должен лечь учебны„1¤7
профил„1¤7 школьник„1¤7 ка„1¤7 субъекта образовательного процесса, ег„1¤7
субъектный опыт. Исследован„1¤7 показывают, чт„1¤7 если выбранно„1¤7
направлени„1¤7 „1¤7 обучении находитс„1¤7 „1¤7 соответствии „1¤7 указанными
характеристиками, то повышени„1¤7 требований „1¤7 увеличение учебно„1¤7
нагрузки не влечет утомлени„1¤7 „1¤7 св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 ни„1¤7невротически„1¤7
„1¤7лени„1¤7 „1¤7 наоборот, способствует повышени„1¤7 эффективност„1¤7
обучен„1¤7.
Масштабность задачи перехода на профильное обучение
рассматриваемо„1¤7 проблемы требуе„1¤7 разработки „1¤7 применен„1¤7
комплексно„1¤7 модели психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7
котора„1¤7 „1¤7 одно„1¤7 сторон„1¤7 интегрировал„1¤7бы "разорванны„1¤7 сегодн„1¤7
диагностик„1¤7 консультативну„1¤7 работу, тренинги „1¤7 „1¤7„1¤7, „1¤7другой
сторон„1¤7 - включила бы „1¤7 модель сопровождени„1¤7всех субъекто„1¤7
учащегос„1¤7 родителе„1¤7 педагого„1¤7 учителей, значимых сверстнико„1¤7
„1¤7 отношени„1¤7 содержан„1¤7 данн„1¤7 модель призвана не просто
поддержать юнош„1¤7 „1¤7 ег„1¤7 профессиональном выборе, но обеспечить
формирование само„1¤7 способност„1¤7 „1¤7 сознательном„1¤7 ответственному
выбору. Предмето„1¤7 вниман„1¤7 должна стат„1¤7не только способност„1¤7„1¤7
планированию учебно„1¤7 „1¤7 профессиональной карьер„1¤7 но боле„1¤7
фундаментальна„1¤7 способност„1¤7 „1¤7 проектированию собственного
жизненного пути.
Необходимо шире реализовыват„1¤7 таку„1¤7 зарекомендовавшу„1¤7 се„1¤7
технологию сопровождени„1¤7 ка„1¤7 "проектирование индивидуальной
траектории (маршрута) профессионализации".
Психолог„1¤7педагогическое сопровождени„1¤7профилизации обучен„1¤7 „1¤7
старше„1¤7 школ„1¤7 позволит организовать профильное обучение ка„1¤7ви„1¤7
личностн„1¤7ориентированного обучен„1¤7, эффективну„1¤7 форм„1¤7
индивидуализации обучен„1¤7, позвол„1¤7щи„1¤7раскрыть„1¤7 „1¤7реализоватьс„1¤7
потенциалу каждог„1¤7учащегос„1¤7
Вместе „1¤7те„1¤7профильное обучение должно строитьс„1¤7ка„1¤7подлинно
развивающе„1¤7 гд„1¤7профильность, вариативност„1¤7образовани„1¤7„1¤7старше„1¤7
школ„1¤7 напр„1¤7ую св„1¤7ан„1¤7„1¤7вариативностью развит„1¤7, „1¤7индивидуальн„1¤7
траектор„1¤7 профессионализации - „1¤7 индивидуальной траекторие„1¤7
развит„1¤7.
Решени„1¤7 зада„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7сопровождени„1¤7ребенк„1¤7
не може„1¤7быть ограничено областью непосредственног„1¤7взаимодейств„1¤7
психолог„1¤7 „1¤7ребенком, но требуе„1¤7организаци„1¤7работы „1¤7педагогами „1¤7
родите„1¤7ми ка„1¤7участникам„1¤7учебно-воспитательног„1¤7процесса.
Традиционн„1¤7 данное направлени„1¤7 опреде„1¤7лось ка„1¤7
психологическо„1¤7 просвещени„1¤7 Утверждени„1¤7 парадигм„1¤7развивающего,
личностн„1¤7ориентированного образовани„1¤7 задачи повышени„1¤7
профессионализма педагогических кадров требую„1¤7 перехода от
традиционной модели психологического просвещени„1¤7„1¤7модели развит„1¤7
психологическо„1¤7 компетентности педагого„1¤7 оснащени„1¤7их антроп„1¤7 „1¤7
психотехниками, позвол„1¤7щими решать актуальные задачи развит„1¤7 „1¤7
воспитан„1¤7 ребенк„1¤7 ег„1¤7обучен„1¤7.
„1¤7 наст„1¤7ще„1¤7врем„1¤7педагога„1¤7приходит„1¤7 работать „1¤7неоднородным
контингентом дете„1¤7 Реальн„1¤7 практика образовани„1¤7 испытывает
потребност„1¤7 „1¤7 педагоге-профессионал„1¤7 способно„1¤7 „1¤7 работе „1¤7
различными категори„1¤7„1¤7 дете„1¤7 (дете„1¤7 „1¤7особенност„1¤7„1¤7„1¤7развитии,
одаренны„1¤7 дете„1¤7 дете„1¤7 - представителей различны„1¤7этнических „1¤7
субкультурны„1¤7 общносте„1¤7 „1¤7 соответствии „1¤7различными типами норм
развит„1¤7: среднестатистической, социокультурно„1¤7
индивидуальн„1¤7личностной.
„1¤7 современно„1¤7 социокультурно„1¤7 ситуации возрастает роль „1¤7
ответственност„1¤7 семь„1¤7(родителе„1¤7 за воспитание дете„1¤7 Однако, ка„1¤7
свидетельствуе„1¤7 практика, многие родители, ориентированны„1¤7 на
активное участи„1¤7 „1¤7 воспитании собственны„1¤7 дете„1¤7 испытывают
недостаток знаний „1¤7област„1¤7педагогики „1¤7психологии, имею„1¤7низкую
педагогическую „1¤7 психологическу„1¤7 культуру. Работу „1¤7родительской
общественность„1¤7 таки„1¤7 образо„1¤7 следуе„1¤7 рассматриват„1¤7 ка„1¤7
важнейшу„1¤7 задачу, решаемую „1¤7 систем„1¤7 психолог„1¤7педагогическог„1¤7
сопровождени„1¤7 ка„1¤7 „1¤7 традиционных формах консультирован„1¤7 „1¤7
просвещени„1¤7 та„1¤7 „1¤7 „1¤7 достаточно ново„1¤7дл„1¤7систем„1¤7сопровождени„1¤7
форм„1¤7 совместных (родители „1¤7дети) семинаро„1¤7тренинго„1¤7по развитию
навыко„1¤7 общени„1¤7 сотрудничества, разрешен„1¤7 конфликтов. „1¤7
Концепци„1¤7 модернизации российског„1¤7 образовани„1¤7на период до 2010
года отмечает„1¤7, чт„1¤7"дети „1¤7ограниченным„1¤7возможност„1¤7„1¤7здоров„1¤7
должны обеспечивать„1¤7 медико-социальным сопровождением „1¤7
специальными услови„1¤7„1¤7дл„1¤7обучен„1¤7 „1¤7общеобразовательно„1¤7школ„1¤7по
мест„1¤7жительства".
Построение эффективно„1¤7 систем„1¤7 сопровождени„1¤7позволит решать
проблемы развит„1¤7 „1¤7 обучен„1¤7 дете„1¤7внутри образовательно„1¤7сред„1¤7
учрежден„1¤7, избежать необоснованной переадресаци„1¤7проблемы ребенк„1¤7
внешни„1¤7 служба„1¤7 сократит„1¤7числ„1¤7дете„1¤7 направ„1¤7емых „1¤7специальны„1¤7
образовательны„1¤7учрежден„1¤7.
Одни„1¤7 из обоснованных направлени„1¤7решени„1¤7задачи обеспечени„1¤7
доступ„1¤7 „1¤7 качественном„1¤7 образовани„1¤7 дете„1¤7 „1¤7особым„1¤7нуждам„1¤7(„1¤7
особенност„1¤7„1¤7 „1¤7развитии, „1¤7ограниченным„1¤7возможност„1¤7„1¤7 выступае„1¤7
реализац„1¤7 вариативны„1¤7 моделе„1¤7 социальной „1¤7 педагогической
интеграции данной категори„1¤7 дете„1¤7 Важнейши„1¤7 условием
эффективност„1¤7 интеграции „1¤7„1¤7ет„1¤7 наличи„1¤7 грамотно„1¤7 систем„1¤7
психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7 включающей, помимо
систематического наблюден„1¤7, индивидуальных программ обучен„1¤7 „1¤7
коррекци„1¤7 таку„1¤7 важную состав„1¤7ющую, ка„1¤7 работа со средой
(социальным окружением), „1¤7котору„1¤7интегрируетс„1¤7ребено„1¤7
Исследован„1¤7 показывают, чт„1¤7 особенност„1¤7 данной категори„1¤7
дете„1¤7 преп„1¤7ствуют спонтанном„1¤7 складывани„1¤7 отношени„1¤7 „1¤7
взаимодействий со сверстниками. Учител„1¤7выступаю„1¤7преимущественн„1¤7
ка„1¤7 трансл„1¤7ор„1¤7 учебно„1¤7 информации „1¤7не задумывают„1¤7 „1¤7развитии
форм „1¤7 уров„1¤7 взаимодейств„1¤7 „1¤7 детьми „1¤7 ограниченным
возможност„1¤7„1¤7 Боле„1¤7 того, „1¤7 сред„1¤7 педагого„1¤7 „1¤7здоровых дете„1¤7
част„1¤7 доминируют негативные стереотипы „1¤7установк„1¤7по отношени„1¤7„1¤7
де„1¤7„1¤7 „1¤7 особенност„1¤7„1¤7 „1¤7развитии. Таки„1¤7образо„1¤7 на ограничени„1¤7
обусловленны„1¤7 нарушением „1¤7 развитии, накладываютс„1¤7ограничени„1¤7
св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 социальн„1¤7психологическими услови„1¤7„1¤7
жизнед„1¤7тельност„1¤7 обучен„1¤7 „1¤7 воспитан„1¤7. Именно поэтом„1¤7усил„1¤7
специалистов сопровождени„1¤7 должны быть направлены на формирование
„1¤7 педагого„1¤7 „1¤7 учащих„1¤7 толерантност„1¤7 „1¤7де„1¤7„1¤7„1¤7особенност„1¤7„1¤7„1¤7
развитии, преодолени„1¤7 стереотипо„1¤7 отрицательны„1¤7установо„1¤7(„1¤7„1¤7
Шипицына). Специальну„1¤7 работу следуе„1¤7 вест„1¤7„1¤7родите„1¤7ми данной
категори„1¤7 дете„1¤7 по обеспечени„1¤7 их необходимыми знан„1¤7ми об
особенност„1¤7 ребенк„1¤7 оптимальны„1¤7формах взаимодейств„1¤7, обучению
эффективны„1¤7метода„1¤7помощи.
Одновременно „1¤7 сами„1¤7 дете„1¤7 „1¤7 ограниченным„1¤7 возможност„1¤7„1¤7
необходимо развиват„1¤7 социальную компетентность, навыки общени„1¤7„1¤7
окружающим„1¤7 Преодолени„1¤7 социальной изол„1¤7ии, расширение
возможностей произвольног„1¤7взаимодейств„1¤7 со сверстниками „1¤7„1¤7ет„1¤7
существенным условием позитивных изменени„1¤7„1¤7развитии таки„1¤7дете„1¤7
совершенствовани„1¤7их способностей „1¤7обучению.
Анализ показывает, чт„1¤7 вн„1¤7 систем„1¤7 сопровождени„1¤7 зачастую
оказываютс„1¤7 дети, обучающиес„1¤7„1¤7класса„1¤7коррекционно-развивающего
обучен„1¤7. Участи„1¤7 специалистов сопровождени„1¤7 ограничивает„1¤7
отборо„1¤7 дете„1¤7 „1¤7 данные классы. „1¤7редких случ„1¤7„1¤7осуществ„1¤7ет„1¤7
систематическа„1¤7 диагностик„1¤7 развит„1¤7 дете„1¤7 „1¤7 данных класса„1¤7
отслеживаетс„1¤7 эффективност„1¤7 обучен„1¤7 дете„1¤7по программам классо„1¤7
КР„1¤7 разрабатываютс„1¤7 специальны„1¤7 индивидуальн„1¤7ориентированны„1¤7
коррекционно-развивающи„1¤7 программ„1¤7 индивидуальные образовательны„1¤7
маршруты.
„1¤7 контекст„1¤7 зада„1¤7 обеспечени„1¤7 качественног„1¤7образовани„1¤7дл„1¤7
всех категори„1¤7учащих„1¤7 целесообразным представ„1¤7ет„1¤7 выдвижение „1¤7
качестве необходимого услови„1¤7открыт„1¤7 „1¤7функционирован„1¤7 классо„1¤7
КР„1¤7 „1¤7 образовательно„1¤7 учреждении - наличи„1¤7 „1¤7 учреждении
разработанно„1¤7 программ„1¤7 сопровождени„1¤7 учащих„1¤7 данных классо„1¤7„1¤7
соответствующи„1¤7 специалистов. Особые требован„1¤7 следуе„1¤7
пред„1¤7вл„1¤7„1¤7 „1¤7психологическо„1¤7компетентности учителей классо„1¤7КР„1¤7
реализовыват„1¤7программ„1¤7повышени„1¤7их квалификации.
Вы„1¤7лени„1¤7 „1¤7 поддержк„1¤7 одаренны„1¤7 дете„1¤7 видитс„1¤7важной цель„1¤7
психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7 ребенк„1¤7 „1¤7 основной „1¤7
систем„1¤7 дополнительног„1¤7 образовани„1¤7 дете„1¤7 Сред„1¤7зада„1¤7 которы„1¤7
необходимо решать „1¤7сопровождени„1¤7одаренны„1¤7дете„1¤7 можн„1¤7выделить
следующи„1¤7
- разработка индивидуальных образовательны„1¤7маршруто„1¤7
- формирование адекватной самооценки;
- охрана „1¤7укрепление физическог„1¤7„1¤7психологического здоров„1¤7;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изол„1¤7ии одаренны„1¤7дете„1¤7„1¤7группе сверстнико„1¤7
- развитие психолог„1¤7педагогической компетентности педагого„1¤7„1¤7
родителе„1¤7одаренны„1¤7дете„1¤7
Интенсивно„1¤7 развитие теории „1¤7 практики
психолог„1¤7педагогическог„1¤7 сопровождени„1¤7„1¤7последни„1¤7годы св„1¤7ан„1¤7„1¤7
расширение„1¤7 представлени„1¤7 „1¤7 це„1¤7„1¤7 образовани„1¤7 „1¤7числ„1¤7которы„1¤7
включены цели развит„1¤7, воспитан„1¤7, обеспечени„1¤7 физическог„1¤7
психического, психологического, нравственног„1¤7 „1¤7 социальног„1¤7
здоров„1¤7 дете„1¤7
Пр„1¤7 тако„1¤7 подход„1¤7 психолог„1¤7педагогическое сопровождени„1¤7уж„1¤7
не може„1¤7 рассматриватьс„1¤7 ка„1¤7 "сфер„1¤7 обслуживан„1¤7", "сервисна„1¤7
служба", но выступае„1¤7 ка„1¤7 неотъемлемый элемен„1¤7 систем„1¤7
образовани„1¤7 равноправный партне„1¤7 структур „1¤7специалистов иног„1¤7
профил„1¤7 „1¤7 решени„1¤7 зада„1¤7 обучен„1¤7, воспитан„1¤7 „1¤7развит„1¤7 нового
поколени„1¤7<*>.
--------------------------------
<*> Рекомендации подготовлены на основе
научно-исследовательски„1¤7 материалов ВНИК„1¤7по„1¤7руководством доктор„1¤7
психологически„1¤7 наук „1¤7„1¤7 Си„1¤7гино„1¤7 „1¤7кандидат„1¤7психологически„1¤7
наук „1¤7„1¤7 Косарецког„1¤7
Управление
специального образовани„1¤7
Управление воспитан„1¤7
„1¤7дополнительног„1¤7образовани„1¤7
дете„1¤7„1¤7подростков
|