Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.01.2007 N 18-Г06-15 ПО СМЫСЛУ П. 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.12.1995 N 1310 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯЮТ ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТВОДЯЩИХ СТОЧНЫЕ ВОДЫ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЯ МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА УЩЕРБ, НАНОСИМЫЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 31 января 2007 года
   
                                                      Дело N 18-Г06-15
   
       Судебная   коллегия   по   гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Хаменкова В.Б.,
       судей                                          Меркулова В.П.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании дело по кассационной жалобе
   ОАО  "Консервный завод "Динской" на решение Краснодарского краевого
   суда  от  31  августа  2006 года, которым отказано в удовлетворении
   его   заявления  о  признании  недействующими  отдельных  положений
   Порядка  взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ
   в   системы   канализации   населенных  пунктов,  в  том  числе  за
   превышение  нормативов  сброса  сточных вод и загрязняющих веществ,
   утвержденного  постановлением  главы  администрации  Краснодарского
   края от 28 мая 2002 г. N 579.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  Российской Федерации
   Хаменкова    В.Б.,    возражения    против    кассационной   жалобы
   представителя   администрации  Краснодарского  края  Рыбалко  А.И.,
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Степановой Л.Е.,
   полагавшей  решение  суда оставить без изменения, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                               установила:
   
       в  соответствии  с  пунктом 4.3 Порядка взимания платы за сброс
   сточных   вод   и   загрязняющих   веществ  в  системы  канализации
   населенных  пунктов,  в  том  числе за превышение нормативов сброса
   сточных   вод   и   загрязняющих   веществ   (далее   -   Порядок),
   утвержденного  постановлением  главы  администрации  Краснодарского
   края  от 28 мая 2002 г. N 579, за прием сточных вод с содержанием в
   них  загрязняющих  веществ  с  превышением допустимых концентраций,
   установлена   дополнительная   плата   в   размере   100  процентов
   действующего   тарифа   за   услуги   канализации   за   превышение
   концентрации   за   каждый   загрязняющий   ингредиент.   Кратность
   увеличения действующего тарифа ограничивается 500 процентами.
       Считая,  что  плата  в  кратном  размере действующего тарифа на
   услуги  по  приему  в системы канализации сточных вод с превышением
   допустимых   концентраций   загрязняющих   веществ   администрацией
   Краснодарского  края  установлена без экономического обоснования, с
   нарушением  баланса  интересов  участников  данных правоотношений и
   гражданского  законодательства,  заявитель  просил  признать данную
   норму   противоречащей   федеральному  законодательству,  а  потому
   недействующей.
       Кроме  того, заявитель указал, что Постановлением Правительства
   Российской  Федерации  от  07.03.1995  N  239  в Перечень услуг, на
   которые  государственное  регулирование цен (тарифов) на внутреннем
   рынке   Российской  Федерации  осуществляют  органы  исполнительной
   власти  субъектов  Российской Федерации, входят также услуги систем
   канализации.  По  мнению  заявителя,  органом исполнительной власти
   субъекта   Российской   Федерации,  осуществляющим  государственное
   регулирование   указанных   цен  (тарифов),  является  региональная
   энергетическая  комиссия.  В  связи  с  чем  заявитель полагал, что
   оспариваемая  норма  Порядка  является  незаконной  и  потому,  что
   принята  с  нарушением  компетенции  органа  исполнительной  власти
   субъекта Российской Федерации.
       Введенным  в  действие с 1 января 2006 года Федеральным законом
   N    210-ФЗ   "Об   основах   регулирования   тарифов   организаций
   коммунального   комплекса"   очистка   сточных   вод  выделена  как
   отдельная  услуга  и  определено, что услуги по очистке сточных вод
   оплачиваются   по   регулируемым   ценам  (тарифам),  и  расчеты  с
   потребителями   этих   услуг   осуществляются   исходя   из  суммы,
   включающей   цену  (тариф)  для  потребителей  и  надбавку  к  цене
   (тарифу).  В  связи  с  чем  заявитель  полагает,  что оспариваемые
   положения  Порядка  подлежат  приведению в соответствие с названным
   Федеральным законом.
       Решением   суда  от  31  августа  2006  года  в  удовлетворении
   заявления отказано.
       В  кассационной  жалобе  ОАО "Консервный завод "Динской" просит
   об  отмене  решения  суда,  ссылаясь на его незаконность, и принять
   новое решение об удовлетворении заявления.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная  коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации  считает  решение  суда  правильным  и  оснований для его
   отмены не находит.
       В   соответствии   с   пунктом  1  Постановления  Правительства
   Российской  Федерации  от  31  декабря 1995 года N 1310 "О взимании
   платы  за  сброс  сточных  вод  и  загрязняющих  веществ  в системы
   канализации   населенных   пунктов"  органы  исполнительной  власти
   субъектов  Российской  Федерации  определяют порядок взимания платы
   за  сброс  сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации
   населенных  пунктов  с предприятий и организаций, отводящих сточные
   воды  и  загрязняющие  вещества  в  системы  канализации населенных
   пунктов,  предусматривая  меры экономического воздействия за ущерб,
   наносимый  системам  канализации  и окружающей среде, в том числе и
   за   превышение   нормативов  сброса  сточных  вод  и  загрязняющих
   веществ.
       При  этом  в  выборе формы таких мер экономического воздействия
   органы   исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации
   федеральным законодательством не ограничены.
       Поэтому,  отказывая  акционерному обществу в удовлетворении его
   заявления,  суд  правильно  указал  на то, что орган исполнительной
   власти  Краснодарского  края  был  вправе установить дополнительную
   плату  на  услуги  по  приему  в  системы канализации сточных вод с
   превышением  допустимых  концентраций  загрязняющих  веществ, в том
   числе в кратном размере действующего тарифа.
       Приведенные  положения  согласуются  и  с  Порядком определения
   платы  и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
   среды,   размещение  отходов,  другие  виды  вредного  воздействия,
   утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от
   28  августа  1992  г.  N  632,  в соответствии с пунктом 5 которого
   плата  за  сверхлимитное  загрязнение  окружающей  природной  среды
   определяется   путем  умножения  соответствующих  ставок  платы  за
   загрязнение   в   пределах   установленных   лимитов   на  величину
   превышения   фактической   массы   выбросов,  сбросов  загрязняющих
   веществ,  объемов  размещения  отходов уровней вредного воздействия
   над  установленными  лимитами, суммирования полученных произведений
   по   видам   загрязнения  и  умножения  этих  сумм  на  пятикратный
   повышающий коэффициент.
       Согласно  Закону  Краснодарского края от 07.06.2001 N 365-КЗ "О
   структуре  высшего  исполнительного  органа  государственной власти
   Краснодарского  края  - администрации Краснодарского края в системе
   исполнительных  органов государственной власти Краснодарского края"
   высшим  исполнительным органом государственной власти края является
   администрация Краснодарского края.
       В   силу   статьи   4  указанного  Закона  глава  администрации
   (губернатор)  Краснодарского  края  на  основании  и  во исполнение
   Конституции   Российской  Федерации,  федеральных  законов,  Устава
   Краснодарского   края   и   законов   края   осуществляет  правовое
   регулирование  во всех сферах, находящихся в ведении исполнительных
   органов государственной власти Краснодарского края.
       При    таких    обстоятельствах    суд    обоснованно   признал
   несостоятельными   доводы   заявителя   о   том,  что  оспариваемые
   положения  Порядка  являются  незаконными  по  мотиву  их  принятия
   неполномочным   лицом,   в   нарушение   компетенции   Региональной
   энергетической комиссии края.
       Ссылка  в  кассационной жалобе заявителя на пункт 3.1 Положения
   о   Региональной  энергетической  комиссии  -  департаменте  цен  и
   тарифов  Краснодарского  края,  утвержденного  постановлением главы
   администрации  края  от  14  июня  2002  г.  N 652, на правильность
   вывода суда не влияет.
       Департамент  цен  и  тарифов  Краснодарского края в силу пункта
   3.1   названного   Положения  вправе  осуществлять  государственное
   регулирование  тарифов на товары и услуги организаций коммунального
   комплекса,    осуществляющих   эксплуатацию   систем   коммунальной
   инфраструктуры,  используемых  в сфере водоснабжения, водоотведения
   и  очистки  сточных вод, в том числе, в соответствии с оспариваемым
   Порядком.
       Доводы  кассационной  жалобы  заявителя о том, что оспариваемый
   Порядок  вошел  в  противоречие  с Федеральным законом N 210-ФЗ "Об
   основах    регулирования    тарифов    организаций    коммунального
   комплекса",  установивший  иной  механизм  определения  тарифов  за
   данный вид услуг, являются необоснованными.
       Данный  Федеральный  закон правоотношений в области определения
   и  применения  мер  экономического  воздействия за ущерб, наносимый
   системам   канализации  и  окружающей  среде,  в  том  числе  и  за
   превышение  нормативов  сброса  сточных вод и загрязняющих веществ,
   не  регулирует  и  действия  норм  приведенных  выше  Постановлений
   Правительства  Российской  Федерации,  предметом  которых  являются
   названные правоотношения, не прекращает.
       Ссылка   в  жалобе  на  отсутствие  экономического  обоснования
   кратности  размера  дополнительной  платы  не  основана  на законе.
   Такая  плата  как  мера  экономического  воздействия  установлена в
   кратном   отношении   к   фиксированным  ценам  (тарифам),  имеющим
   экономическое  обоснование,  и  поставлена в зависимость от степени
   превышения  нормативов  сброса  сточных вод и загрязняющих веществ,
   которые экономически обоснованы быть не могут.
       Прочие  доводы  кассационной  жалобы  направлены на иную оценку
   обстоятельств,  установленных  и исследованных судом в соответствии
   с  правилами  статей  12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить
   поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
       На  основании  изложенного  Судебная  коллегия  по  гражданским
   делам   Верховного   Суда   Российской   Федерации,  руководствуясь
   статьями 360 и 361 ГПК РФ,
   
                               определила:
   
       решение  Краснодарского  краевого  суда от 31 августа 2006 года
   оставить  без  изменения,  а  кассационную  жалобу  ОАО "Консервный
   завод "Динской" - без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Б.ХАМЕНКОВ
   
                                                                 Судьи
                                                          В.П.МЕРКУЛОВ
                                                          А.В.ХАРЛАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное