Вопрос: В организации по трудовому договору работает
иностранный гражданин, который имеет статус временно пребывающего
на территории РФ. Данный гражданин пребывает на территории РФ
более 320 дней в году на основании визы, выдаваемой каждый раз на
180 дней. Вправе ли организация уменьшить ЕСН на сумму страховых
взносов в ПФР, уплаченных за иностранного гражданина? Каков
порядок возврата перечисленных страховых взносов?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2006 г. N 21-11/101890@
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом
налогообложения ЕСН для организаций-налогоплательщиков признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических
лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а
также по авторским договорам.
С 1 января 2003 года налогоплательщики-организации с выплат и
вознаграждений, начисленных по указанным выше договорам в пользу
иностранных граждан, осуществляют исчисление и уплату ЕСН в
общеустановленном порядке.
На основании пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма
авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный
бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими
за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по
страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование
(налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов
страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В пункте 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что
застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию
являются, в частности, иностранные граждане и лица без
гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ,
если они работают по трудовому договору или договору гражданско-
правового характера, предметом которого является выполнение работ
и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Таким образом, иностранный гражданин, имеющий статус временно
пребывающего на территории РФ, не является застрахованным лицом, и
соответственно на выплаты в пользу данного физического лица
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не
начисляются.
Следовательно, с сумм выплат и вознаграждений, начисленных в
пользу иностранного гражданина, работающего на территории РФ и
имеющего статус временно пребывающего на территории РФ,
налогоплательщик уплачивает ЕСН в общеустановленном порядке без
применения налогового вычета, предусмотренного пунктом 2 статьи
243 НК РФ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не
отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и не
являются составной частью ЕСН.
В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы -
это индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в
бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением
которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии
по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном
сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом
счете.
Конституционный суд РФ в определениях от 05.02.2004 N 28-0 и от
04.03.2004 N 49-0 разъясняет следующее. В отличие от налога,
платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются
индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не
персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование отвечают признакам
возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет
Пенсионного фонда РФ персонифицируются в разрезе каждого
застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых
счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах
Пенсионного фонда РФ. Причем учтенные на индивидуальном лицевом
счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое
выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового
случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы
накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов,
которые за период его трудовой деятельности уплачивались
страхователями.
Данные отличительные признаки налогов и страховых взносов
обусловливают их разное целевое предназначение и различную
социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, положения статей 78 и 79 НК РФ не могут
применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной
классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от
21.12.2005 N 152н, администраторы поступлений в бюджет
осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты, взыскание и принятие решений о зачете
(возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет,
пеней и штрафов.
Вместе с тем положения Закона N 167-ФЗ расщепляют функции
администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование между двумя ведомствами - ФНС России и Пенсионным
фондом РФ.
Согласно статье 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью
начисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми органами в порядке,
определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность
налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и
пеням осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в порядке,
предусмотренном статьями 25 и 25.1 Закона.
При этом Законом N 167-ФЗ не определен орган, который должен
производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых
взносов и порядок проведения зачета или возврата.
Таким образом, правовые основания для проведения зачетов
(возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.
При этом в настоящее время разрабатывается проект федерального
закона о внесении изменений в Закон N 167-ФЗ, который должен
установить порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных
сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и
определить орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный
проводить эту работу.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный
советник 2-го класса
С.Х. Аминев
|