Вопрос: Каков порядок обложения и уплаты налогов при
проведении организацией международного форума с участием спонсора?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 7 декабря 2006 г. N 09-14/107054
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК
РФ).
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О
рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) определены основные понятия,
используемые в Законе:
- спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее
предоставление средств для организации и (или) проведения
спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и
(или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или)
использования иного результата творческой деятельности;
- спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии
обязательного упоминания в ней об определенном лице как о
спонсоре;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее
распространение рекламы любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом
налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров
(работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов
залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание
услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а
также передача имущественных прав.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ
налоговая база, определенная согласно статьям 153-158 НК РФ,
увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары
(работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов
специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе
связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, в случае, когда организации, осуществляя
финансирование международного форума, выступают спонсорами
(рекламодателями), а получатели этих средств - распространителями
рекламы спонсора, то данные финансовые средства должны включаться
у организации-получателя в налоговую базу по НДС.
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового
кодекса РФ в целях обложения НДС передача права собственности на
товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на
безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ,
услуг).
В связи с этим товары, безвозмездно переданные в рекламных
целях, являются объектом налогообложения по НДС.
При этом согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации
товаров на безвозмездной основе налоговая база равна стоимости
данных товаров, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке,
аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов
(для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи
149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от
налогообложения) на территории РФ передача в рекламных целях
товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы
которых не превышают 100 руб.
Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются
физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также
физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не
являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении
налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика,
полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право
на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде
материальной выгоды, определяемой согласно статье 212 НК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам,
полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся
оплата (полностью или частично) за него организациями или
индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или
имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания,
отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, стоимость канцелярских принадлежностей для
участников международного форума, а также их питания является
доходом этих физических лиц, полученным в натуральной форме, и
подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 НК РФ организации, от
которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик
получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых
исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со
статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ, признаются налоговыми агентами,
обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в
бюджет НДФЛ.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную
сумму НДФЛ налоговый агент обязан в течение одного месяца с
момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно
сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности
удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст.
226 НК РФ).
Кроме того, на основании статей 24 и 230 НК РФ на налоговых
агентов возложена обязанность вести учет выплаченных и
перечисленных в бюджеты сумм НДФЛ, в том числе персонально по
каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган
по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого
налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом
налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года,
следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
Законом города Москвы от 24.11.2004 N 75 "О едином налоге на
вмененный доход для деятельности по распространению и (или)
размещению наружной рекламы" с 1 января 2005 года на территории г.
Москвы введена система налогообложения в виде ЕНВД для
деятельности по распространению и (или) размещению наружной
рекламы.
В статье 346.27 НК РФ определено, что распространением и (или)
размещением наружной рекламы признается деятельность организаций
или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей
рекламной информации путем предоставления и (или) использования
средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных
табло и иных стационарных технических средств), предназначенной
для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное
восприятие.
При этом в статье 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что к
средствам наружной рекламы относятся щиты, стенды, строительные
сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и
иные технические средства стабильного территориального размещения,
монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных
конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их,
а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Таким образом, в случае размещения рекламной информации в
помещении обязанность по уплате ЕНВД у организации не возникает.
Руководитель Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
Н.В. Синикова
|