СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2007 г. N 66-СФ
О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 184-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА" И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Заслушав и обсудив вопрос о проблемах, связанных с реализацией
Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные
акты Российской Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации отмечает следующее.
Принятие на федеральном уровне предельных индексов в сфере
жилищно-коммунального хозяйства позволило снизить размеры платежей
граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2006 году по сравнению с
размерами, утвержденными органами местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации в конце 2005 года на 2006 год.
По данным Федеральной службы по тарифам, изменение размеров
платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в субъектах
Российской Федерации в 2006 году по сравнению с 2005 годом
составляет 117 процентов против 132 процентов в 2005 году.
Вместе с тем в области регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса в настоящее время имеется ряд серьезных
проблем.
Все еще не обеспечен баланс приемлемости для населения
величины тарифов и обеспечения финансовой устойчивости
жилищно-коммунальной отрасли.
Уровень платежей граждан по установленным тарифам на
жилищно-коммунальные услуги составляет от 67 до 90 процентов от
экономически обоснованных затрат.
Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации меры по сдерживанию роста тарифов
на жилищно-коммунальные услуги путем выделения из бюджетов
субъектов Российской Федерации субсидий муниципальным
образованиям, не удается достичь уровня платежей граждан в размере
100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание
жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Отсутствие указанных денежных средств ведет к росту
дебиторской задолженности организаций - поставщиков коммунальных
услуг, задержке расчетов с кредиторами за поставку сырья и
топлива, срыву сроков проведения капитальных и текущих ремонтов,
усугубляет и без того крайне низкий уровень
материально-технического состояния жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры.
Сложившаяся ситуация с установлением тарифов на
жилищно-коммунальные услуги не позволяет и в 2007 году довести
тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения до уровня
возмещения экономически обоснованных затрат организаций
коммунального комплекса.
Без участия всех бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в финансировании жилищно-коммунального хозяйства
какая-либо системная модернизация этой отрасли не представляется
возможной.
Софинансирование частными компаниями проектов по модернизации
объектов коммунальной инфраструктуры в рамках Федеральной целевой
программы "Жилище" является важным фактором эффективной реализации
этой Программы. Однако развитие частно-государственного
партнерства сдерживают следующие обстоятельства:
отсутствие реальных инвестиционных проектов и низкая
готовность проектно-сметной документации и технико-экономических
обоснований проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства
и нового строительства. При этом проблема усугубляется отсутствием
профессионально подготовленных управленцев коммунальной сферы и
связанной с этим неготовностью программ развития
жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и
генеральных планов развития этих образований. Отсутствуют также
источники финансирования на местном уровне работ по подготовке
этих планов;
неразработанность правового механизма софинансирования
проектов в рамках федеральных целевых программ;
действующие критерии отбора субъектов Российской Федерации и
проектов модернизации коммунальной инфраструктуры для
софинансирования непосильны для большинства муниципальных
образований и связаны с большими рисками для частных инвесторов.
Критическая ситуация складывается в системах теплоснабжения
регионов. Изношенность основных фондов по субъектам Российской
Федерации составляет от 40 до 75 процентов. Кроме того, отсутствие
целостной нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения
теплоснабжающих предприятий и потребителя, создает возможность для
принятия необоснованных решений по установлению тарифов в
регионах.
Поступающая из субъектов Российской Федерации информация
свидетельствует о том, что увеличение тарифов на оплату жилья и
коммунальных услуг значительно снижает уровень жизни населения.
В целях обеспечения эффективной координации мер,
осуществляемых в экономике и социальной сфере, и недопущения
снижения уровня жизни населения Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос об увеличении объема средств Федерального
фонда софинансирования социальных расходов, направляемых в виде
субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации;
предусмотреть в проекте Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" выделение субъектам
Российской Федерации средств для компенсации убытков организациям
жилищно-коммунального комплекса, возникающих в результате
ограничения роста тарифов на товары и услуги этих организаций в
соответствии с установленными Федеральной службой по тарифам
предельными индексами максимально возможного изменения;
рассмотреть вопрос о целевом финансировании за счет средств
федерального бюджета разработки программ комплексного развития
систем коммунальной инфраструктуры;
рассмотреть вопрос о реструктуризации просроченной
кредиторской задолженности с частичным погашением долгов
организаций жилищно-коммунального комплекса;
осуществлять мониторинг устанавливаемых цен и тарифов на
жилищно-коммунальные услуги и проверку их обоснованности;
разработать порядок установления социальной нормы потребления
электроэнергии, обеспечивающей минимально необходимые потребности
граждан, а также порядок установления стоимости электроэнергии в
пределах социальной нормы, увязав изменение стоимости с реальными
доходами населения;
рассмотреть вопрос о внесении изменения в подпункт "б" пункта
1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа
2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и
коммунальных услуг" и установить федеральный стандарт максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере
15 процентов (вместо 22 процентов);
установить дифференцированные по категориям населения
(городское, сельское) федеральные стандарты предельной стоимости
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; обеспечить при
определении федеральных стандартов оплаты жилого помещения и
коммунальных услуг научно обоснованный учет природно-климатических
условий и связанных с ними социально-экономических факторов в
субъектах Российской Федерации;
завершить в 2007 году работу над проектами нового Федерального
закона "Об энергосбережении" и Федерального закона "О
теплоснабжении".
2. Предложить Правительству Российской Федерации и
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
создать трехстороннюю рабочую группу для разработки указанных
проектов федеральных законов.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации обеспечивать гласность при формировании цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
|