ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 мая 2006 г. N 03-2-03/904@
О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает
следующее.
1. По вопросу 1.
Пунктом 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных
налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров
между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее -
Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15
сентября 2004 года (далее - Соглашение), предусмотрено
представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно
с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте
раздела I Положения, в том числе транспортных документов,
подтверждающих перемещение товаров с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации.
При реализации товаров, вывезенных с территории Российской
Федерации на территорию Республики Беларусь, для обоснования
применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией
представляют документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II
Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных)
документов о перевозке экспортируемого товара.
В случае если перевозка товаров с территории государства одной
Стороны на территорию государства другой Стороны осуществлялась
российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте,
необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской
Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
от 10.01.2003 N 18-ФЗ перевозочный документ - документ,
подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная
железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора
перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ
(билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция).
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и
грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте,
утвержденными Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30
(зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее
- Правила перевозки), в подтверждение приема грузобагажа к
перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция,
оформленная на основании его заявления с указанием, в том числе,
наименования грузобагажа.
При получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его
получение, расписывается на оборотной стороне дорожной
грузобагажной ведомости.
По просьбе лица, уполномоченного на получение грузобагажа, в
багажном отделении может быть снята копия с дорожной грузобагажной
ведомости, которая заверяется подписью работника багажного
отделения и штемпелем станции (вокзала).
Таким образом, в случае перевозки товаров с территории
государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в
качестве транспортного документа, предусмотренного для
представления в налоговый орган Положением, может представить
грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную
ведомость (ее копию).
В соответствии с Правилами перевозок, в подтверждение приема
багажа для перевозки багажным отделением пассажиру на
первоначальной станции отправления выдается одна или несколько
багажных квитанций, в которых указываются, в том числе,
наименование перевозимого багажа, станция назначения, номер
проездного документа (билета).
Таким образом, в случае перевозки товаров с территории
государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве
транспортного документа, предусмотренного для представления в
налоговый орган Положением, может представить багажную квитанцию
(ее копию).
В случае отсутствия на багажной квитанции сведений о станции
отправления или маршруте отправки багажа налоговый орган в ходе
налоговой проверки при необходимости проводит соответствующие
мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта
перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства
одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в
частности, истребует у налогоплательщика проездной документ
(билет) пассажира, отправившего данный багаж, в котором содержатся
сведения о станции отправления.
Что касается вопроса о документах, подтверждающих перемещение
товаров с территории государства одной Стороны на территорию
государства другой Стороны международными почтовыми отправлениями
в рамках международного почтового обмена, следует
руководствоваться разъяснениями, направленными в адрес Управления
ФНС России по г. Москве письмом ФНС России от 19.04.2006 N
03-2-03/760@.
В случае если доставка товаров при их реализации в Республику
Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем
налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что
транспортный документ при таком перемещении товаров не
оформляется, необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу 2 пункта 4 раздела II Положения в случае
непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных
пунктом 2 раздела II Положения, налоговые органы вправе принять
решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки
НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации
товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь, при наличии в налоговых органах
Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых
органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в
полном объеме (освобождения от уплаты налогов). При этом Положение
не устанавливает обязанность принятия налоговым органом данного
решения при наличии в налоговом органе указанного подтверждения.
В связи с чем сделать выводы о правомерности либо
неправомерности применения налоговой ставки 0 процентов и
налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о
возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе
(полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на
основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений
(документов), в том числе полученных при проведении мероприятий
налогового контроля.
Таким образом, если налогоплательщиком в обоснование
применения нулевой ставки НДС транспортный документ о перевозке
экспортируемого товара не представлен в связи с тем, что доставка
товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась
уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и
транспортный документ при такой доставке не оформляется, и при
этом в налоговом органе имеется подтверждение в электронном виде
от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных
налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов), то с
учетом вышеизложенного налоговый орган принимает соответствующее
решение по проверке на основании результатов анализа всех
имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе
полученных при проведении мероприятий налогового контроля.
2. По вопросу 2.
Согласно положениям Порядка проставления налоговыми органами
отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов,
утвержденного Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н (далее -
Порядок от 20.01.2005 N 3н), для проставления отметок на
счетах-фактурах в налоговый орган по месту учета обращаются
налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели,
являющиеся собственниками товаров, экспортируемых в Республику
Беларусь. В связи с чем при реализации товаров в Республику
Беларусь через комиссионера собственник этих товаров
(налогоплательщик-экспортер (комитент)) представляет в налоговый
орган по месту своего учета для проставления отметок
счета-фактуры, составленные комиссионером.
3. По вопросу 3.
При обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее
представленном в налоговый орган заявлении о ввозе товаров и
уплате косвенных налогов (далее - Заявление) налогоплательщик
вправе представить новое Заявление. При этом указанное Заявление
может быть представлено как одновременно с корректирующей
налоговой декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную
стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской
Федерации с территории Республики Беларусь (далее - налоговая
декларация по косвенным налогам) и иными документами,
предусмотренными пунктом 6 раздела 1 Положения (в случае, если
налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы
НДС, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от
налогообложения)), так и без представления налоговой декларации по
косвенным налогам (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком
ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в
бюджет (освобождению от налогообложения)).
Порядок регистрации налоговым органом новых Заявлений и
проставления на них соответствующих отметок производится в
соответствии с Порядком от 20.01.2005 N 3н.
При этом налоговым органом в базе данных "Беларусь-обмен"
местного уровня создается новая версия Заявления с указанием
нового регистрационного номера.
4. По вопросу 4.
Позиция ФНС России по вопросу налогообложения НДС операций по
ввозу товаров с территории Республики Беларусь на территорию
Российской Федерации, в случае поставок товаров, не
соответствующих договорам купли-продажи, согласовывается с
Минфином России. Разъяснения по данному вопросу будут доведены при
получении соответствующих разъяснений Минфина России.
5. По вопросу 5.
Документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения,
представляются в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки
(передачи) товаров. При этом датой отгрузки (передачи) товара
признается дата составления первичного учетного документа,
оформленного при отгрузке (передаче) товаров и подтверждающего ее.
6. По вопросу 6.
Согласно разделу I Положения НДС, подлежащий уплате по
товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию
Российской Федерации, уплачивается не позднее 20 числа месяца,
следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В этот
же срок налогоплательщик обязан представить в налоговый орган
налоговую декларацию по косвенным налогам. Нормами Положения
предусмотрено, что одновременно с налоговой декларацией
налогоплательщик представляет в налоговый орган документы,
указанные в пункте 6 раздела I Положения.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Положением установлен
конкретный срок для представления налоговой декларации по
косвенным налогам и уплаты НДС, то независимо от наличия у
налогоплательщика полного пакета документов, указанных в пункте 6
раздела I Положения, в вышеуказанный срок налогоплательщик обязан
представить налоговую декларацию по косвенным налогам, в которой
отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, и уплатить эту
сумму налога. При этом указанная сумма НДС подлежит отражению в
налоговой декларации по косвенным налогам, в том числе и в случае,
когда налоговым органом отказано в проставлении соответствующей
отметки на представленном налогоплательщиком Заявлении по
основаниям, указанным в пункте 8 Порядка от 20.01.2005 N 3н.
7. По вопросу 7.
Налоговая база по товарам, ввозимым на территорию Российской
Федерации с территории Республики Беларусь, исчисленная с учетом
расходов, например по доставке товаров, будет облагаться по
ставкам, применяемым к ввозимым товарам в соответствии с пунктами
2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.
8. По вопросу 8.
Согласно статье 5 Соглашения порядок взимания НДС при
выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным Протоколом,
являющимся неотъемлемой частью Соглашения.
До вступления в силу указанного протокола налогообложение
работ (услуг) НДС производится исходя из места реализации работ
(услуг) в соответствии с положениями статьи 148 Налогового
кодекса. В частности, при реализации товаров, вывезенных с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
транспортные услуги, оказанные покупателю, по доставке ему товаров
с территории Российской Федерации на территорию Республики
Беларусь собственным транспортом продавца, стоимость которых не
включена в цену экспортируемых товаров, облагаются по налоговой
ставке 18 процентов.
М.П.МОКРЕЦОВ
|