ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2007 г. N 14140/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной
Е.Ю., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Иванниковой Н.П., Козловой
А.С., Козловой О.А., Локтенко Н.И., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. -
рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Монаб" о
пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города
Москвы от 03.02.2006 по делу N А40-75012/05-53-646, постановления
Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2006 и
постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от
03.08.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Монаб" (истца)
- Бабаян Р.Р., Бондаренко А.В., Козлов О.С, Приходько И.А.;
от правительства Москвы (ответчика) - Забралова Е.Ю., Ким
Е.А., Полякова А.Б.;
от Комитета города Москвы по организации и проведению
конкурсов и аукционов (ответчика) - Бурцев О.Н., Чернышев Г.П.,
Яковлева А.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "СТ Девелопмент"
(ответчика) - Глазкова А.М., Глазкова О.Л., Ковалев А.Б., Соколова
И.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Локтенко Н.И. и объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Закрытое акционерное общество "Монаб" (далее - ЗАО "Монаб",
общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым
заявлением к правительству Москвы, Комитету города Москвы по
организации и проведению конкурсов и аукционов (далее - комитет) и
обществу с ограниченной ответственностью "СТ Девелопмент" о
признании недействительными торгов - конкурса по выбору
девелопера-инвестора для реализации инвестиционного проекта
строительства нового многофункционального комплекса зданий на
месте зданий гостиницы "Россия", проведенного комитетом
29.11.2004, а также о применении последствий недействительности
данного конкурса.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2006 в
удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от
18.04.2006 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением
от 03.08.2006 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора
ЗАО "Монаб" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм
материального и процессуального права, и, не передавая дела на
новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении
исковых требований, применить последствия недействительности
оспариваемого конкурса, повлекшей недействительность договора с
победителем конкурса, инвестиционного контракта и договора аренды
земельного участка, подлежащих согласно конкурсной документации
заключению с ООО "СТ Девелопмент".
В отзывах на заявление правительство Москвы, комитет и ООО "СТ
Девелопмент" просят оставить оспариваемые судебные акты без
изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании
представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные
акты в части признания недействительными торгов - конкурса по
выбору девелопера-инвестора для реализации инвестиционного проекта
строительства нового многофункционального комплекса зданий на
месте зданий гостиницы "Россия", проведенного комитетом
29.11.2004, подлежат отмене, исковое заявление ЗАО "Монаб" в этой
части подлежит удовлетворению, а в части применения последствий
недействительности конкурса дело подлежит передаче на новое
рассмотрение по следующим основаниям.
Иск заявлен о признании недействительными торгов - конкурса по
выбору девелопера-инвестора для реализации инвестиционного проекта
строительства нового многофункционального комплекса зданий на
месте зданий гостиницы "Россия", проведенного 29.11.2004
комитетом, и применении последствий недействительности данного
конкурса.
Суды отказали в иске, ошибочно полагая, что конкурс и
определение победителя проведены с соблюдением законодательства
Российской Федерации, сославшись при этом на преюдициальное
значение обстоятельств проведения конкурса с соблюдением
законодательства Российской Федерации, установленных вступившими в
силу судебными актами, принятыми по делу N А40-8725/05-79-70
Арбитражного суда города Москвы по иску ЗАО "Монаб" к
правительству Москвы, комитету и ООО "СТ Девелопмент".
Между тем Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 24.10.2006 N 16916/05 судебные акты,
принятые по делу N А40-8725/05-79-70, отменены, решение конкурсной
комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации
инвестиционного проекта строительства нового многофункционального
комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленное
протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также
распоряжение правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об
итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации
инвестиционного проекта строительства нового многофункционального
комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия" признаны
недействительными.
Иски по делу N А40-8725/05-79-70 и настоящему делу, заявленные
по разным правовым основаниям, связаны общим предметом доказывания
в части правомерности проведения самих торгов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
исходил из того, что проведение конкурса в отношении объекта,
имеющего нескольких собственников, без соответствующего
волеизъявления всех собственников спорного объекта незаконно и
обязанность урегулирования имущественных отношений со всеми
заинтересованными лицами возложена на победителя конкурса
необоснованно, поскольку последний в каких-либо правоотношениях с
этими лицами не состоит.
Предусмотренное инвестиционным проектом и конкурсной
документацией перераспределение права собственности на вновь
созданный объект между городом Москвой и девелопером-инвестором в
пропорции 49:51 нарушает права и законные интересы других
собственников и титульных владельцев данного объекта, которые
этими документами не учитываются.
Кроме того, на момент проведения торгов организатором не
урегулированы в установленном законом порядке вопросы
предоставления земельного участка для строительства нового
многофункционального комплекса зданий.
Поскольку по результатам проведенного конкурса здание
гостиницы "Россия" подлежит сносу, подлежащий застройке земельный
участок переходит в категорию незастроенных.
Условия передачи незастроенных (свободных) земельных участков
для строительства регламентируются статьей 30 Земельного кодекса
Российской Федерации. Согласно этой статье участки предоставляются
в собственность (пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на
основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем по
общему правилу необходимо провести торги по продаже земельного
участка или продаже права на заключение договора аренды земельного
участка.
В нарушение данных норм земельного законодательства условиями
конкурса не предусмотрены торги по продаже земельного участка под
строительство нового многофункционального комплекса зданий в
собственность или по продаже права на заключение договора аренды
земельного участка. Это создает условия для приобретения
девелопером-инвестором застроенного на условиях конкурса
земельного участка в собственность или в аренду по правилам пункта
1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обход
установленного законом порядка предоставления земельных участков
для строительства.
При разрешении спора суды не применили названных норм
земельного законодательства, нарушение же их является основанием
для признания конкурса недействительным.
В силу пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской
Федерации признание конкурса недействительным влечет
недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим
торги, а также инвестиционного контракта и договора аренды
земельного участка, предусмотренных конкурсной документацией.
Такие договоры связаны общей целью и подлежат заключению с
победителем конкурса по одному и тому же правовому основанию: по
итогам данного конкурса.
Вместе с тем судами не установлено, какие еще сделки заключены
по итогам конкурса с его победителем и не определены их
юридические последствия. Поэтому для рассмотрения по существу
заявленного требования в части применения последствий
недействительности конкурса дело подлежит направлению на новое
рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо также исследовать
вопрос о действительности заключенных по итогам конкурса сделок, в
том числе установить, не является ли сделка с победителем конкурса
притворной, прикрывающей иную незаконную сделку по передаче
девелоперу-инвестору прав на спорный объект недвижимости, минуя
установленный законом порядок.
Таким образом, обжалуемые судебные акты нарушают единообразие
в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в
соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2006 по делу
N А40-75012/05-53-646, постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 18.04.2006 и постановление Федерального
арбитражного суда Московского округа от 03.08.2006 по тому же делу
в части признания недействительными торгов - конкурса по выбору
девелопера-инвестора для реализации инвестиционного проекта
строительства нового многофункционального комплекса зданий на
месте зданий гостиницы "Россия", проведенного 29.11.2004 Комитетом
города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов,
отменить, иск закрытого акционерного общества "Монаб" в этой части
удовлетворить.
В части применения последствий недействительности конкурса
дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Москвы.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|