9 января 1997 года N 4/97-ОЗ
------------------------------------------------------------------
Принят
решением
Московской областной Думы
от 19 декабря 1996 года
N 7/114
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ
ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 N 227/2001-ОЗ)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации и
функционального использования территории Московской области.
Рациональная организация территории Московской области
обеспечивает комплексное и эффективное развитие городских и
сельских поселений, промышленно - коммунальных объектов (зон),
объектов других отраслей хозяйственной деятельности, объектов
(зон) отдыха, социальной и инженерно - транспортной
инфраструктуры, природной среды, исторического и культурного
наследия Московской области.
Рациональная комплексная организация и функциональное
зонирование территории Московской области направлены на создание
здоровой и безопасной среды обитания населения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Назначение Закона. Основные понятия
Глава 2. Принципы организации и функционального зонирования
территории Московской области. Руководство процессом организации
и функционального зонирования территории Московской области
Статья 2. Объекты и субъекты (участники) организации и
функционального зонирования территории Московской области
Статья 3. Принципы организации и функционального зонирования
территории Московской области
Глава 3. Средства организации и функционального зонирования
территории Московской области
Статья 4. Генеральное территориальное планирование
Статья 5. Функциональное зонирование территории
Статья 6. Основные функциональные зоны
Статья 7. Зоны с особым правовым режимом использования земель
Статья 8. Правовые средства организации и функционального
зонирования территории Московской области
Глава 4. Осуществление деятельности по организации и
функциональному зонированию территории Московской области
Статья 9. Компетенция органов государственной власти и органов
местного самоуправления Московской области
Статья 10. Права, обязанности и ответственность субъектов
(участников) организации и функционального зонирования территории
Московской области
Статья 11. Источники финансирования деятельности по
организации и функциональному зонированию территории Московской
области
Статья 12. Контроль за осуществлением деятельности по
организации и функциональному зонированию территории Московской
области
Статья 13. Разрешение споров, возникающих при ведении
деятельности по организации и функциональному зонированию
территории Московской области
Статья 14. Информирование населения по вопросам организации и
функционального зонирования территории Московской области
Статья 15. Принципы международного сотрудничества в области
организации и функционального зонирования территории Московской
области
______________________________________________________________________________
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Назначение Закона. Основные понятия
1. Назначение настоящего Закона состоит в законодательном
закреплении на территории Московской области:
- основных принципов и средств комплексной рациональной
организации и функционального использования территории Московской
области;
- прав, обязанностей и ответственности субъектов (участников)
организации и функционального зонирования территории Московской
области.
2. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Закона:
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 N 227/2001-ОЗ)
Организация территории - комплексная конструктивная
деятельность органов государственной власти Российской Федерации,
Московской области и органов местного самоуправления Московской
области по использованию и формированию функциональной структуры
территории, согласованного и сбалансированного выполнения ее
элементами соответствующих функций.
Функциональное использование территории - процесс
долговременного осуществления на определенной территории одной или
нескольких хозяйственных функций: жилищного строительства,
промышленного и сельскохозяйственного производства, лесного
хозяйства, охраны природы, инженерно - технической инфраструктуры
и других функций в соответствии с целевым назначением,
устанавливаемым функциональным зонированием.
Режим использования территории - система приоритетов и
ограничений хозяйственной, в том числе градостроительной,
деятельности в развитии различных функций, которые устанавливаются
на определенной территории в целях ее рациональной организации и
использования.
Функциональное зонирование территории - разграничение
территории Московской области и территорий муниципальных
образований Московской области по ее назначению с определением для
каждой из них целевого функционального использования и режимов
использования с учетом зон особого градостроительного и
специального регулирования.
Зоны особого градостроительного регулирования включают земли,
на которых устанавливается особый правовой режим использования на
основании градостроительной, историко - культурной, природной
ценности территории.
Зоны специального регулирования устанавливаются на основании
санитарно - экологических и технических требований, ограничивающих
использование территорий в хозяйственной деятельности.
Городская агломерация - развитая территориальная система
городских поселений, объединенных в одно целое устойчивыми
производственными, трудовыми, культурно - бытовыми, рекреационными
и другими связями, характеризующаяся высокой плотностью населения,
концентрацией производств и обладающая определенной
территориальной целостностью.
Градостроительная деятельность - деятельность юридических и
физических лиц по осуществляемому и планируемому изменению среды
обитания населения в городах, других поселениях и на межселенных
территориях исходя из интересов граждан, общественных и
государственных интересов с учетом национальных, историко -
культурных, экологических, природных особенностей поселений и
территорий.
Пригородная зона - территория, которая примыкает к внешней
границе города и имеет с ним устойчивые социальные, трудовые,
производственные, экономические и инфраструктурные связи, является
резервом территориального развития города, местом размещения
объектов, необходимых для его нормального функционирования,
обеспечения жителей города и прилегающих территорий земельными
участками для индивидуального и коллективного жилищного
строительства, ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства
и огородничества, организации мест отдыха с использованием местных
рекреационных возможностей, и выполняет защитные и санитарно -
гигиенические функции. Сельскохозяйственные угодья в пределах
пригородных зон используются в первую очередь для производства
сельскохозяйственной продукции.
Зеленая зона - территория, входящая в состав пригородной зоны,
предназначенная для организации отдыха населения, улучшения
микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно -
гигиенических условий.
Зоны общего назначения - территории вне границ поселений,
находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта
федерации, органов местного самоуправления, используемые для
размещения военных объектов, спецтерриторий, космического
обеспечения, информатики и связи, внешнего транспорта, трасс и
объектов инженерной инфраструктуры, объектов по переработке,
хранению и утилизации твердых бытовых отходов, отходов
промпредприятий, месторождений полезных ископаемых и карьеров,
кладбищ и крематориев.
Генеральное территориальное планирование - сфера деятельности
по разработке, согласованию и утверждению аналитической, плановой
и проектной территориально - градостроительной документации:
генеральных планов, территориальных программ, проектов и
кадастров, имеющих своей целью эффективную организацию и
рациональное использование территории.
Генеральный план Московской области, муниципального
образования, отдельных функциональных зон - вид градостроительной
документации, разрабатываемой на объект градостроительной
деятельности, - основной юридический документ, определяющий в
интересах населения условия проживания, направления и границы
территориального развития, функциональное зонирование, застройку и
благоустройство территории, сохранение историко - культурного и
природного наследия, рациональное использование природных и иных
ресурсов.
Резервные территории градостроительного назначения -
территории, резервируемые в соответствии с утвержденными
генеральными планами муниципальных образований для
территориального развития городов и других поселений в целях
размещения в перспективе объектов городского строительства - жилой
и общественной застройки, промышленных или коммунальных объектов,
инженерно - транспортной инфраструктуры, рекреации.
До передачи резервируемых территорий для намеченных целей
городского развития изменение их назначения не допускается.
Экологический каркас Московской области - наиболее ценные
составные элементы природной системы на территории Московской
области: реки и их долины, особо охраняемые природные территории,
заказники, заповедники, водоохранные леса, леса I группы,
комплексы исторического и природного наследия, памятников и их
охранные зоны, зеленые зоны городов, лесопарки и другие охраняемые
природные территории, сельскохозяйственные территории, являющиеся
необходимой предпосылкой для сохранения экологического равновесия
на территории Московской области.
Территориальный градостроительный кадастр - информационно -
правовая система регистрации использования территории объектов
градостроительной деятельности и территорий отдельных
функциональных зон, включающая информацию отраслевых кадастров и
входящая в единую систему ведения государственного
градостроительного кадастра Российской Федерации.
Мониторинг градостроительный - система отслеживания и контроля
за изменениями в сфере организации территории Московской области,
территории муниципальных образований, осуществляемая посредством
ведения территориальных градостроительных кадастров, дежурных
планов, компьютеризированной обработки и хранения информации.
Территориальные строительные нормы - нормативные документы в
строительстве, устанавливающие обязательные для применения в
пределах Московской области и рекомендуемые положения, учитывающие
природно - климатические и социальные особенности, традиции и
экономические возможности Московской области.
Сервитут - ограничения, налагаемые органами государственной
власти Российской Федерации и Московской области, органами
местного самоуправления на функциональное использование
территории, а также отдельных земельных участков и связанной с ней
недвижимостью.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
Дисперсная система расселения - система отдельных поселений,
разъединенных между собой межселенными территориями и не имеющих
между собой устойчивых трудовых, культурно - бытовых связей.
Сезонное расселение - временное пребывание на территории
Московской области населения из г. Москвы и городов и поселков
Московской области в садоводческих домах и дачах, в жилых домах
сельских поселений, используемых в качестве второго сезонного
жилья в теплое время года: в летний период и в меньшей степени в
весенние и осенние месяцы.
Межселенные территории - территории, занятые сельхозугодьями,
лесами, другими незастроенными ландшафтами и расположенные за
пределами границ поселений.
Межмагистральные территории ("зеленые клинья") - территории,
расположенные между основными радиальными транспортными
направлениями, подходящими к Москве, вдоль которых сформировались
основные системы городских поселений, используемые в основном для
сельского расселения, сельского и лесного хозяйства, имеющие
рекреационное, историко - культурное, водоохранное,
природоохранное значение. Межмагистральные территории в Московской
области имеют форму клиньев, сужающихся при приближении к Москве и
расширяющихся к периферии области.
Глава 2. Принципы организации и функционального зонирования
территории Московской области. Руководство процессом организации
и функционального зонирования территории Московской области
Статья 2. Объекты и субъекты (участники) организации и
функционального зонирования территории Московской области
1. Объектами организации и функционального зонирования
территории Московской области являются территория Московской
области, части территории Московской области, территории
поселений, части территорий поселений, территории других
муниципальных образований, части территорий других муниципальных
образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах
поселений и на межселенных территориях.
(п. 1 в ред. Закона МО от 14.12.2001 N 227/2001-ОЗ)
2. Территория Московской области подразделяется на:
- городские (урбанизированные) территории с высоким уровнем
социально - экономического развития. В состав городских территорий
входят городские и тяготеющие к ним сельские поселения,
промышленные зоны, инженерно - транспортная инфраструктура.
На урбанизированных территориях при определенных
градостроительных условиях могут формироваться городские
агломерации;
- природные территории, преимущественно занятые землями
сельскохозяйственного назначения с дисперсной системой сельского и
сезонного расселения, лесными угодьями, землями природоохранного,
природозаповедного, рекреационного и историко - культурного
назначения. Сельская система расселения включает сельские
населенные пункты, прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья,
леса и другие территории, обеспечивающие формирование
благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.
3. В составе объектов организации территории Московской области
выделяются территориальные объекты особого градостроительного и
специального регулирования: особо охраняемые природные территории,
территории историко - культурного и природного наследия, системы
расселения, включая агломерации, пригородные зоны, водоохранные
зоны, другие территории специального назначения.
4. Субъектами (участниками) организации и функционального
зонирования территории Московской области являются:
- граждане, их объединения, общественные и другие организации,
независимо от организационно - правовых форм, обладающие правами
на земельные участки, участвующие в разработке и реализации
проектной, градостроительной документации, других видов работ по
территориальному планированию, осуществляющие строительные работы
и контроль за правильным использованием территории Московской
области;
- органы государственной власти Московской области и органы
местного самоуправления.
Статья 3. Принципы организации и функционального зонирования
территории Московской области
1. Решения по организации и функциональному зонированию
территории Московской области принимаются исходя из следующих
основных принципов комплексной рациональной ее организации: <*>
- ориентация на интенсивное использование и рациональную
организацию территории на областном и местном уровнях с
установлением необходимого контроля и регулирования процессом
развития с учетом стоимости земли, недвижимости, услуг и жилья,
характерной для Московской области;
- совершенствование системы расселения на территории Московской
области на основе научно обоснованного баланса земель различного
назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий,
сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко -
культурным наследием, с организацией зон особого
градостроительного и специального регулирования и создания
необходимых инженерно - транспортных обустройств;
- четкое разграничение урбанизированных территорий
(преимущественно городского развития) и открытых природных
пространств (земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного и
природоохранного назначения) с закреплением в законодательном
порядке соответствующих режимов их функционального использования.
Обеспечение городских систем расселения территориальными резервами
для их развития;
- выделение пригородных зеленых зон городов и агломераций с
переносом на них части городских функций с целью улучшения среды
обитания в городах и более эффективного использования пригородных
территорий;
- упорядочение застройки городских, сельских, рекреационных
поселений при максимальном сохранении межселенных территорий;
- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической
безопасности;
- сохранение, восстановление и реставрация памятников истории и
культуры, зон ценного ландшафта, а также системы исторически
сложившихся поселений, представляющих собой историко - культурное
наследие;
- рациональное использование природных ресурсов;
- сохранение и усиление экологических и рекреационных функций
межмагистральных территорий ("зеленых клиньев");
- развитие опорных центров городской и сельской систем
расселения при рациональном использовании их территориальных
ресурсов;
- сохранение и реконструкция сельской системы расселения,
обустройство садоводческих товариществ;
- обеспечение наиболее благоприятных организационно -
территориальных условий для ведения сельского хозяйства;
- резервирование и обустройство рекреационных территорий с
учетом потребностей населения Москвы и Московской области в
отдыхе, лечении и туризме.
-------------------------------
<*> Принципы определены с учетом анализа сложившегося
функционального использования территории Московской области на
базе основных положений территориальной и градостроительной
политики.
Глава 3. Средства организации и функционального зонирования
территории Московской области
Статья 4. Генеральное территориальное планирование
1. Организация и функциональное зонирование территории
Московской области осуществляются на основе генерального
территориального планирования, включающего в себя разработку
плановой и проектной, градостроительной документации и ее
реализацию с целью создания благоприятных условий развития
хозяйственной, природоохранной и других видов деятельности в
интересах населения Московской области.
2. Разрабатываемый в обязательном порядке генеральный план
Московской области, муниципального образования и отдельной
функциональной зоны является юридическим документом комплексного
развития и организации территории Московской области, на основании
которого осуществляется непрерывное ведение плана использования
территории в соответствии с установленным градостроительным
режимом.
3. Генеральный план Московской области, муниципального
образования и отдельной функциональной зоны определяет
функциональное зонирование и организацию территории,
совершенствование расселения, формирование социальной и
инженерно - транспортной инфраструктуры, мероприятия по охране
окружающей среды и рациональному использованию земельных и иных
ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения, сохранению
историко - культурного и природного наследия.
4. Генеральное территориальное планирование, включающее
разработку территориальных комплексных схем охраны природы,
проектов землеустройства, лесоустройства, проектов детальной
планировки жилых районов, планировки и застройки кварталов и
участков городов и других поселений, других видов
градостроительной документации, а также разработку мероприятий,
реализация которых связана с функциональным использованием
территории, осуществляется в соответствии с утвержденными
генеральными планами Московской области, муниципальных образований
и отдельных функциональных зон.
5. На основе генеральных планов Московской области,
муниципальных образований и отдельных функциональных зон
разрабатываются прогнозы и программы социально - экономического
развития Московской области и соответствующих территорий,
экологические программы.
Статья 5. Функциональное зонирование территории
1. Функциональное зонирование осуществляется на областном и
местном уровнях.
Функциональное зонирование, режим и порядок использования
территории объектов градостроительной деятельности устанавливаются
в соответствии с генеральными планами территорий соответствующих
уровней, а также нормативными правовыми актами Московской области
и органов местного самоуправления.
На основе функционального зонирования устанавливаются
территории определенного назначения с закреплением за каждой из
них в законодательном порядке приоритетных функций и
соответствующих режимов ее использования.
2. Функциональное зонирование территории Московской области
устанавливается в схеме масштаба 1:100000 и используется при
принятии решений по вопросам организации территории Московской
области и при разработке функционального зонирования районов
Московской области.
Функциональное зонирование территорий районов устанавливается в
схемах масштаба 1:25000-1:10000 на основе функционального
зонирования территории Московской области, детализирует и
обеспечивает преемственность в организации и использовании
территории.
Функциональное зонирование территорий районов используется при
решении вопросов организации территории районов и при разработке
функционального зонирования территории других муниципальных
образований, находящихся в границах района.
Функциональное зонирование территорий муниципальных образований
(кроме районов) устанавливается в схемах масштаба 1:10000-1:1000 с
соблюдением положений функционального зонирования территории
Московской области и территории района, в границах которого
находится муниципальное образование.
3. Функциональное зонирование территорий Московской области и
территорий муниципальных образований Московской области
утверждается в составе градостроительной документации, и
информация о территориях регистрируется в территориальном
градостроительном кадастре Московской области и муниципального
образования Московской области в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Московской области.
Статья 6. Основные функциональные зоны
1. Зоны градостроительного назначения включают земли городских
поселений, а также прилегающие территории, необходимые для
жизнедеятельности населенных пунктов и предлагаемых генеральными
планами городских поселений и функциональным зонированием к
включению в состав городских земель.
Освоение зон градостроительного назначения под конкретные виды
строительства или иные цели производится в соответствии с
утвержденными генеральными планами городов, агломераций с учетом
схем землеустройства районов.
Изменение функционального использования резервных территорий
градостроительного назначения до их освоения не допускается.
2. Зоны сельскохозяйственного назначения включают в себя земли
сельскохозяйственного использования - пашни, сенокосы, пастбища,
сады, леса и водоемы сельскохозяйственных товаропроизводителей,
личных подсобных хозяйств, сельских населенных пунктов, участки
малоэтажного строительства и садоводства.
Размещение всех видов строительства в зонах
сельскохозяйственного назначения производится в соответствии с
утвержденными генеральными планами сельских округов и поселений,
схемами землеустройства Московской области и районов, проектами
внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных
организаций при условии соблюдения режимов особого
градостроительного регулирования использования территории,
устанавливаемых на областном и местном уровнях.
3. Зоны лесохозяйственного назначения. К зонам
лесохозяйственного назначения относятся территории,
предназначенные для ведения лесного хозяйства, резервные
территории лесохозяйственного освоения и находящиеся на них
сельские поселения. Территории зон лесохозяйственного назначения
вместе с зонами природоохранного и историко - культурного
назначения выполняют функции природного и экологического каркаса
Московской области.
Использование территории в зонах лесохозяйственного назначения
должно быть направлено на сохранение лесов и выполняемых ими
средозащитных, хозяйственных и рекреационных функций. Размещение
объектов в пределах зон лесохозяйственного назначения,
предусмотренных генеральным планом Московской области,
муниципального образования, производится с учетом проектов
лесоустройства лесохозяйственных организаций.
4. Зоны рекреационного назначения. К зонам рекреационного
назначения относятся зоны массового отдыха, земельные участки
с природными лечебными факторами.
Режим использования территорий в зоне рекреационного назначения
предусматривает максимальное сохранение природных, лечебных и
климатических ресурсов.
Размещение объектов строительства в зоне рекреационного
назначения производится в соответствии с генеральными планами
территорий.
5. Зоны природоохранного и историко - культурного назначения. К
зонам природоохранного и историко - культурного назначения
относятся особо охраняемые природные территории (национальные,
природные и исторические парки, заповедники, заказники и другие
зоны), территории объектов историко - культурного наследия.
В пределах зон природоохранного и историко - культурного
назначения устанавливается режим использования территории в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и Московской области и с учетом особенностей правового положения
каждого объекта природоохранного и историко - культурного
назначения, соблюдением условий особой охраны территории
конкретных объектов.
Размещение объектов жилищно - гражданского строительства, в том
числе рекреационного, в зонах природоохранного и историко -
культурного назначения производится в соответствии с утвержденными
генеральными планами Московской области и муниципальных
образований, экологическими программами и соответствующими
проектами рекреационных и природоохранных объектов и объектов
историко - культурного наследия.
6. Зоны общего назначения. К зонам общего назначения относятся
территории внешнего транспорта, инженерно - технической
инфраструктуры, зоны месторождений и добычи полезных ископаемых,
территории космического обеспечения, обороны и иного назначения.
Размещение объектов строительства в зонах общего назначения
следует производить согласно утвержденному генеральному плану
Московской области и муниципального образования, экологическим
программам и согласованной с ними специальной проектной
документации. Подготовка предложений по размещению объектов
Минобороны, органов гражданской обороны, МВД и ФСБ входит в
компетенцию указанных организаций, принятие решений по этим
предложениям - в компетенцию органов государственной власти
Московской области.
Статья 7. Зоны с особым правовым режимом использования земель
1. Зонами особого градостроительного регулирования
использования территории Московской области являются:
- зона Московской агломерации;
- зоны других городских агломераций Московской области;
- пригородные зеленые зоны городов и агломераций;
- зоны охраны историко - культурного наследия;
- земли областного фонда;
- особо ценные и ценные земли сельскохозяйственного назначения.
2. Зонами специального регулирования использования территории
Московской области являются:
- санитарно - защитные;
- шумовые и другие зоны дискомфорта;
- природоохранные;
- охранные зоны горных отводов;
- охранные зоны водозаборов;
- зоны возможных чрезвычайных ситуаций.
3. Выделение зон особого градостроительного регулирования и
определение их категории и границ производится в генеральном плане
Московской области, муниципального образования и отдельной
функциональной зоны.
4. Зоны специального регулирования использования территории
Московской области устанавливаются в генеральных планах Московской
области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Московской области.
5. Границы пригородных зеленых зон городов, территорий
агломераций определяется в генеральных планах городов, районов и
агломераций.
6. Градостроительное регулирование в пределах зон охраны
исторического и культурного наследия осуществляется на основе
соответствующих научно - проектных разработок и определяет
возможность ведения хозяйственной деятельности при условии
соблюдения установленных в этих зонах охранных режимов.
Организация и использование территории в зонах охраны
исторического и культурного наследия производится согласно
функциональному зонированию территории Московской области и
муниципальных образований. Размещение объектов строительства в
таких зонах регламентируется генеральными планами Московской
области и муниципальных образований, территориальными программами
и специальными проектами организации зон охраны исторического и
культурного наследия.
7. В целях выполнения хозяйственных, градостроительных,
природоохранных и иных функций в интересах городского и сельского
населения столичного региона, обеспечения реализации целевых
комплексных программ федерального и областного значения
формируется фонд земель областного значения.
Порядок формирования земель областного значения и управления
землями областного значения устанавливается законодательством
Московской области.
В пределах земель областного фонда устанавливаются режимы
использования территории в соответствии с их функциональным
назначением. На землях областного фонда, расположенных в пределах
городов и агломераций, устанавливаются дополнительные
градостроительные сервитуты.
Статья 8. Правовые средства организации и функционального
зонирования территории Московской области
1. Порядок установления границ объектов организации территории
Московской области и использования земельных участков
устанавливается законодательством Российской Федерации, Московской
области.
2. Размещение объектов промышленного, сельскохозяйственного,
жилищно - гражданского и рекреационного строительства, объектов
инженерно - транспортной инфраструктуры, режимы использования
территорий Московской области, реализация генерального
территориального планирования субъектами (участниками) организации
территории Московской области осуществляются в соответствии с
функциональными зонами, установленными на основании
законодательства Российской Федерации и Московской области.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и
Московской области и органы местного самоуправления Московской
области устанавливают сервитуты на использование территории и
преобразовательные мероприятия (строительные, инженерно -
технические, горные, изыскательские и другие работы), которые
ведут к изменению установленного функционального зонирования
территории Московской области и нарушению режима ее использования
в пределах всех функциональных зон независимо от форм
собственности на землю и целевого назначения земель.
4. Сервитуты на использование территории Московской области
закрепляются в свидетельствах на право собственности на землю и
государственных актах на право пользования землей.
5. Изменение форм собственности на землю, купля, продажа и
аренда земельных участков, ведение работ по установлению платы за
землю производятся с соблюдением требований функционального
зонирования и режима использования территории в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
6. Установленные в генеральном плане Московской области,
муниципального образования и отдельной функциональной зоны
функциональное зонирование территории и режимы ее использования
учитываются при установлении предусмотренной законодательством
Российской Федерации территориальной дифференциации платежей за
земельные ресурсы путем корректировки установленных для Московской
области средних ставок земельного налога в пределах той или иной
функциональной зоны.
Глава 4. Осуществление деятельности по организации и
функциональному зонированию территории Московской области
Статья 9. Компетенция органов государственной власти и органов
местного самоуправления Московской области
1. Участие органов государственной власти и органов местного
самоуправления Московской области в осуществлении и регулировании
деятельности по организации территории Московской области
осуществляется в пределах их полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации и Московской области.
2. Органы государственной власти Московской области
обеспечивают:
- своевременную разработку и утверждение генеральных планов
области, муниципальных образований (районов) и отдельных
функциональных зон, других территориальных проектов, прогнозов и
программ;
- установление и изменение границ муниципальных образований;
- установление границ территорий с особым правовым режимом
использования;
- разработку и организацию непрерывного ведения (мониторинг)
территориального градостроительного кадастра как комплексного
банка данных по видам и режимам использования земель и отраслевых
кадастров;
- установление и контроль за соблюдением единого порядка
выделения земельных участков под областные объекты для ведения
хозяйственной деятельности;
- осуществление правомочий собственника за земельные участки,
природные объекты, находящиеся в собственности Московской области;
- формирование фонда земель областного значения;
- распоряжение землями областного значения в пределах своих
полномочий;
- контроль за соблюдением режимов использования и охраной
земель;
- разработку и утверждение на основе генеральных планов,
социально - экономических, экологических программ развития
территории области, муниципальных образований (районов), отдельных
функциональных зон программ по рациональному использованию земель,
повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с
другими природоохранными мероприятиями, разработку
специализированных землеустроительных, лесоустроительных и других
проектов;
- разработку нормативно - правовых документов по регулированию
градостроительной деятельности на территории Московской области,
планировке и застройке территорий;
- разработку и утверждение территориальных строительных норм;
- контроль за соблюдением областных градостроительных
нормативов и стандартов, территориальных строительных норм;
- разработку льгот, стимулирующих эффективное использование
земель, и санкций за нарушение в организации территории и
требований настоящего Закона;
- объявление находящихся на территории Московской области
объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную
ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры,
установление порядка их охраны и использования.
3. Органы местного самоуправления Московской области
обеспечивают:
- своевременную разработку и утверждение генерального плана
муниципального образования в соответствии с порядком,
установленным законодательством Московской области, и на основе
утвержденных генеральных планов Московской области и тех
муниципальных образований, на территории которых они находятся,
обеспечение его реализации;
- соблюдение установленного в генеральных планах области,
муниципального образования и отдельных функциональных зон
функционального зонирования и режима использования территорий;
- разработку и организацию непрерывного ведения
территориального градостроительного кадастра в пределах границ
муниципального образования;
- регулирование планировки и застройки территории
муниципального образования;
- осуществление правомочий собственника на земельные участки,
находящиеся в муниципальной собственности;
- установление порядка предоставления земельных участков для
ведения всех видов хозяйственной деятельности на территории
муниципального образования;
- разработку и утверждение на основе генерального плана
муниципального образования прогнозов и программ по социально -
экономическому развитию муниципального образования, организации
территории, охране окружающей среды;
- планирование и контроль за использованием и охраной земель на
территории муниципального образования;
- подготовку предложений по отнесению находящихся на территории
муниципального образования объектов, имеющих историческую,
экологическую и культурную ценность, к охраняемым памятникам
истории, природы и культуры;
- учет функционального зонирования и режимов особого
градостроительного и специального регулирования территорий при
установлении ставок земельного налога;
- соблюдение федеральных и областных градостроительных
нормативов и стандартов, территориальных строительных норм;
- выделение в установленном порядке земельных участков в состав
фонда земель областного значения.
Статья 10. Права, обязанности и ответственность субъектов
(участников) организации и функционального зонирования территории
Московской области
1. Права, обязанности и ответственность субъектов (участников)
организации и функционального зонирования территории Московской
области устанавливаются законодательством Российской Федерации и
Московской области.
2. Субъекты (участники) организации и функционального
зонирования территории Московской области обязаны соблюдать
условия режима пользования территорий, определенные функциональным
зонированием и требованиями генерального плана Московской области,
муниципального образования и отдельных функциональных зон.
Статья 11. Источники финансирования деятельности по
организации и функциональному зонированию территории Московской
области
Деятельность по организации и функциональному зонированию
территории осуществляется за счет собственных средств застройщика,
централизованных средств организаций, ассигнований из федерального
и областного бюджетов, соответствующих внебюджетных фондов, а
также инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации и Московской области.
Статья 12. Контроль за осуществлением деятельности по
организации и функциональному зонированию территории Московской
области
1. Контроль деятельности по организации и функциональному
зонированию территории Московской области осуществляется органами
государственной власти и органами местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской
области.
2. Оперативное руководство, текущую координацию и мониторинг
организации и функционального зонирования территории Московской
области проводят соответствующие центральные исполнительные
органы государственной власти Московской области, уполномоченные
Правительством Московской области и действующие в соответствии с
положениями о них.
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 N 227/2001-ОЗ)
3. Контролирующие органы по осуществлению деятельности по
организации территории Московской области: Главное управление
архитектуры и градостроительства, Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству, Комитет по охране окружающей среды и природных
ресурсов, Центр санэпиднадзора, входящие в структуру органов
государственной власти, и соответствующие структуры органов
местного самоуправления действуют в соответствии с утвержденными
положениями.
Статья 13. Разрешение споров, возникающих при ведении
деятельности по организации и функциональному зонированию
территории Московской области
Споры между субъектами (участниками) организации и
функционального зонирования территории Московской области
разрешаются центральным исполнительным органом государственной
власти Московской области, осуществляющим управление в сфере
архитектуры и градостроительства, органами местного
самоуправления или судом в пределах их компетенции.
(в ред. Закона МО от 14.12.2001 N 227/2001-ОЗ)
Статья 14. Информирование населения по вопросам организации и
функционального зонирования территории Московской области
1. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления Московской области в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Московской области
обязаны через средства массовой информации оповещать население об
основных положениях генеральных планов территорий (области,
района, города, другого муниципального поселения, образования) и о
планируемых мероприятиях по организации территории.
Статья 15. Принципы международного сотрудничества в области
организации и функционального зонирования территории Московской
области
1. Деятельность по организации и функциональному зонированию
территории Московской области с участием иностранных инвесторов
регулируется законодательством Российской Федерации и Московской
области.
Губернатор Московской области
А.С. Тяжлов
9 января 1997 года
N 4/97-ОЗ
|