ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 1996 года N 493
Об утверждении Концепции семейной политики
в Ленинградской области
Рассмотрев представленный комитетом социального обеспечения
населения проект Концепции семейной политики в Ленинградской
области, правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной политики в Ленинградской
области (прилагается).
2. Поручить комитету социального обеспечения населения
разработать на основе Концепции семейной политики в Ленинградской
области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы
и внести ее на утверждение правительства Ленинградской области в
марте 1997 года.
Финансирование программы на 1997 год определить в пределах
выделенных бюджетных ассигнований.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на
вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя
правительства по социальному развитию Воронцова А.В.
Губернатор В.Густов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Ленинградской области
от 26 декабря 1996 года N 493
КОНЦЕПЦИЯ
семейной политики в Ленинградской области
I. Введение. Современное состояние и проблемы
семьи в Ленинградской области
В современных условиях положение семьи все в большей степени
зависит от политической и экономической обстановки в
стране. Уже давно доказано, что именно благополучие семьи, ее
прочность и стабильность обеспечивают, в конечном счете, и
устойчивое развитие общества.
В семье формируются основные потребности человека, реализуются
такие важные общественные функции как репродуктивная,
воспитательная, социальная и экономическая.
Неблагоприятные социально-экономические и
морально-психологические изменения, переживаемые в настоящее время
нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая и
отягощая те кризисные явления, которые наблюдаются в ней под
влиянием внутренних противоречий на протяжении последних лет.
К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые,
нуждающиеся в скорейшем разрешении, - это безработица, падение
уровня жизни, снижение нравственности и ценностей семейных
отношений.
Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную
уязвимость и в первую очередь отражается на детях, ухудшая условия
их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.
В Ленинградской области около 400 тысяч семей. Наиболее
характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В структуре населения
Ленинградской области женщины составляют 63 процента (из них 55,6
процента репродуктивного возраста), дети и подростки - 21,6
процента.
Уровень рождаемости в Ленинградской области в 1994 году
составил 7,34 на 1000 населения, что в 1,3 раза ниже среднего
показателя в Российской Федерации. На 1 января 1996 года рождаемость
в области составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3
и находился на уровне среднероссийских показателей.
В 1995-96 годах уменьшилось абсолютное количество абортов, но
наметилась тенденция увеличения числа абортов у первобеременных
женщин, а также женщин 15-17 лет.
Одним из основных показателей, характеризующих уровень
медицинской помощи женщинам, является материнская смертность. В 1995
году этот показатель составил в Ленинградской области 32,2 на 100
тысяч родивших, что почти в 6 раз превышает среднеевропейский
уровень.
Увеличивается относительное число не состоящих в браке молодых
людей. Растет внебрачная рождаемость. Число детей, родившихся вне
брака, составило в 1993 году 1871, в 1994 году 2020, в 1995 году
2155.
Смертность детей в возрасте до 1 года, родившихся у матерей, не
состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста
в полных семьях.
Смертность детей в возрасте до 1 года в 1995 году составила 176
человек (14,2 на 1000 родившихся, в развитых странах этот показатель
составляет 6 - 12 на 1000 родившихся). В структуре младенческой
смертности ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до
7 дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента (77 человек или
6,2 на 1000 живорожденных), постнеонатальная смертность (смертность
в возрасте от 7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или 8,0
на 1000 живорожденных).
Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности
института семьи.
В течение 1994 года 10730 супругов расторгли брак, что
составляет 6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000 человек),
это в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Треть из них
приходится на молодых супругов,проживших вместе менее 5 лет.
В результате разводов ежегодно около 10 тысяч детей остается
без одного из родителей. Каждый третий ребенок воспитывается без
матери или отца.
Растет число неполных семей. Количество их в 1995 году достигло
17951, (число детей в неполных семьях составило в 1995 году 25155
против 24795 в 1994 году).
Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов
жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей,
бегущих из дома. В области в особо трудных условиях проживает 1175
детей, лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях. В
последние годы резко увеличилась потребность в социальных приютах
для детей. В 1994 году в области был один социальный приют, в 1996
году - 5 социальных приютов и 2 отделения при центрах социального
обслуживания.
Разобщение, разрыв связи поколений, уменьшение родственных
контактов осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются
на детях, приводят к росту социального сиротства.
В последние годы значительно увеличилось число детей с
асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в
органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
Экономическое положение является сегодня одной из острейших
проблем семей с детьми. Низкий уровень заработной платы,
несвоевременная ее выплата, безработица - все это оказывает
дестабилизирующее влияние на семью и прежде всего на
малообеспеченные семьи. В 1995 году доля таких семей составила 56
процентов от общего числа семей. Особые экономические трудности
испытывают многодетные семьи, имеющие высокую иждивенческую
нагрузку. В области проживает 14258 многодетных семей, в них 48397
детей.
В Ленинградской области наблюдается рост семей "группы риска".
Причиной прогрессирующего роста семей "группы риска" являются
условия, способствующие вовлечению детей и подростков в пьянство,
наркоманию, преступную деятельность. На 1 июня 1996 года в
Ленинградской области насчитывалось 13845 таких семей.
Особенно сложное материальное положение наблюдается в семьях,
проживающих в селах и отдаленных от районных центров населенных
пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость.
В тяжелом положении находятся семьи с детьми-инвалидами. В
области 5490 детей-инвалидов. Затраты на медицинское обслуживание
ребенка-инвалида в 8 раз больше, чем здорового. Крайне злободневна
проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах.
В области недостаточно развиты формы надомной трудовой
деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба.
Устойчивая закономерность последовательного сокращения
дошкольных учреждений, связанная с резким увеличением платы за
содержание детей в них и ухудшение материально-технических условий
содержания детей в детских дошкольных учреждениях привели к росту
числа неорганизованных детей дошкольного возраста.
Наряду с материальными и психологическими проблемами существует
еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Такие качества как взаимопомощь, товарищество, доброта,
уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие
основу национальных, исторических, культурных и нравственных
традиций российского народа, начинают размываться, забываться,
исчезать.
Все это требует кардинального изменения отношения к семейной
политике и доказывает необходимость принятия концепции семейной
политики в Ленинградской области.
Настоящая концепция семейной политики в Ленинградской области
является первым программным документом по социальной защите семьи.
Концепция семейной политики в Ленинградской области (в
дальнейшем - концепция) содержит основные направления
государственной семейной политики. В ней заложены основы для
разработки нормативной базы в области социальной защиты и развития
семей всех типов, указаны основные подходы к решению проблем семьи,
определены основные направления по созданию необходимых условий для
поддержания жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи.
Концепция разработана с учетом социально-экономического
положения семьи в Ленинградской области.
Реализация концепции семейной политики предполагает два
основных этапа: 1. Краткосрочный - социальная поддержка семьи в
период реформирования экономики. 2. Долгосрочный - укрепление
института семьи.
Концепция включает в себя:
1. Цели и задачи семейной политики.
2. Принципы проведения семейной политики.
3. Основные направления реализации семейной политики.
4. Организационные меры по реализации семейной политики.
II. Цели и задачи семейной политики в
Ленинградской области
Основной целью семейной политики является укрепление авторитета
семьи как социального института; поддержание ее жизнедеятельности;
обеспечение условий для реализации ею в полном объеме своих
общественных функций: репродуктивной, воспитательной, социальной,
экономической, жизнеохранительной; создание условий, необходимых для
нормального развития детей, обеспечения их выживания и социальной
защиты в период коренных социально-экономических преобразований и
реформ.
Для реализации целей семейной политики предусмотрено решение
следующих задач:
- создание и совершенствование законодательной базы и условий
для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;
- осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной
и экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям, семьям с
особыми проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных
условиях;
- координация усилий различных структур представительной и
исполнительной власти, общественных объединений в реализации
семейной политики на территории Ленинградской области.
III. Принципы семейной политики
Семейная политика рассматривается как составная часть
социальной политики в Ленинградской области и представляет собой
целостную систему мер экономического, правового, медицинского,
социального и организационного характера, направленную на улучшение
жизнедеятельности семьи. Ее принципы являются общими для всех
уровней управления на территории Ленинградской области:
1. Равенство прав и возможностей всех типов семей в реализации
своих общественных функций.
2. Комплексный подход к решению проблем семьи, предоставлению
ей социальных гарантий и льгот.
3. Дифференцированный подход к работе с различными типами семей
на всех этапах их жизненного цикла.
4. Приоритетность решения проблем жизнеобеспечения детей в
реализации семейной политики.
5. Прогностичность и гибкость социальной политики на основе
постоянного мониторинга.
IV. Основные направления реализации семейной политики
в Ленинградской области
Основными направлениями реализации семейной политики в
Ленинградской области на период 1997-2000 год являются:
1. Создание системы медико-социальной и
психолого-педагогической помощи семье:
- формирование на территории области сети учреждений
социального обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума;
- совершенствование медико-социальной помощи детям и
подросткам;
- создание и внедрение программ обучения родителей основам
реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными
недостатками, профилактики хронических и инвалидизирующих
заболеваний через учреждения общего и специального назначения;
- развитие сети центров социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями в городах и районах области;
- создание и развитие негосударственных структур, общественных
организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми;
- создание механизма межведомственной координации,
информационного, методического и организационного взаимодействия
всех ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с
семьей и детьми на всех уровнях.
2. Охрана здоровья матери и ребенка:
- организация центров планирования семьи и сохранения
репродуктивного здоровья семьи;
- сохранение за счет областного бюджета и иных источников
финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных
женщин;
- укрепление материально-технической базы родильных и детских
отделений медицинских учреждений;
- развитие медико-генетической помощи населению,
совершенствование и внедрение современных технологий для ранней
диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов.
3. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи,
поддержка малоимущих семей:
- усиление социальных гарантий в области занятости для родителей
неполных и многодетных семей, семей несовершеннолетних родителей,
семей с несовершеннолетними инвалидами;
- создание для членов социально незащищенных семей специальных
рабочих мест, квотирование рабочих мест, предоставление налоговых и
иных льгот предприятиям, использующим их труд;
- разработка программы гарантированного профессионального
обучения и трудоустройства инвалидов;
- развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей
с детьми;
- реализация социальных гарантий выпускникам учебных заведений,
являющимся детьми-сиротами, обеспечение их жильем в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- развитие специальных целевых форм социальной защиты семей:
предоставление кредитов до 6 месяцев на приобретение предметов
долгосрочного пользования, одежды, выделение ссуд молодым семьям;
- совершенствование системы и порядка получения алиментов при
раздельном проживании родителей;
- повышение ответственности судебных органов и органов опеки и
попечительства в части своевременного применения гражданско-правовых
санкций к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей;
- реализация льготного обеспечения жильем многодетных семей и
семей с детьми-инвалидами.
4. Повышение профессионального и социального статуса женщин:
- обеспечение условий для повышения конкурентноспособности
женщин на рынке труда;
- организация надомного труда женщин, воспитывающих малолетних
детей, детей-инвалидов;
- организация обучения и переквалификации безработных женщин;
- квотирование рабочих мест для женщин-инвалидов, женщин,
имеющих детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей;
- совершенствование условий и режима труда;
- принятие мер по усилению охраны безопасности труда женщин на
производстве и в сельском хозяйстве.
5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних:
- развитие системы учреждений по профилактике правонарушений
несовершеннолетних;
- развитие сети центров психолого-педагогической реабилитации
для детей и подростков с девиантным поведением;
- совершенствование работы по профилактике бродяжничества,
детской проституции, наркомании, алкоголизма;
- обеспечение условий для реализации программы "Профилактика
детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди
несовершеннолетних и молодежи";
- создание системы содействия в трудоустройстве подростков,
возвратившихся из мест лишения свободы;
- создание внештатных подразделений для несовершеннолетних
воспитанников при воинских частях Ленинградской области.
6. Исследовательская, информационная, пропагандистская и
культурно-просветительная работа:
- разработка моделей "идеальной" семьи для разных типов
семейных структур Ленинградской области;
- выделение в средствах массовой информации специального
направления по вопросам семейной политики;
- организация научно-методических экспертных исследований по
проблемам жизнедеятельности семей с детьми;
- создание экспериментальных площадок на базе учреждений по
проблемам семьи, женщин и детей с целью проведения исследований и
внедрения новых современных методик работы с семьей, детьми;
- содействие созданию и организации деятельности общественных
объединений родителей одаренных детей, детей-инвалидов, многодетных
семей, семей с психологическими проблемами;
- проведение конференций, семинаров, круглых столов по
проблемам семьи и семейной политики.
7. Подготовка кадров работников социальной сферы:
- организация подготовки, переподготовки, повышения
квалификации специалистов по проблемам семьи для служб социальной
защиты, образования, здравоохранения;
- создание целостной разноуровневой системы подготовки
специалистов широкого профиля по проблемам семьи.
V. Организационные меры по реализации семейной политики
в Ленинградской области
Реализация семейной политики в Ленинградской области будет
включать следующие меры:
- реализация распорядительных документов органов исполнительной
власти всех уровней по проблемам семьи и детей, законодательных
актов Российской Федерации и Ленинградской области;
- принятие правительством области дополнительных специальных
законодательных и иных правовых актов, принятие решений местных
органов власти и местного самоуправления, внесение в качестве
законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее
законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по
обеспечению защиты интересов семьи, материнства и детства;
- разработка и практическое осуществление областных программ
комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной
политики, а также включение соответствующих разделов в областные
программы экономического, медицинского, социального, правового и
культурного развития;
- развитие системы территориальных органов социальной защиты, а
также служб различного профиля и направленности по оказанию
социальной, социально-психологической, социально-педагогической
помощи семье и детям;
- выделение в областном и местных бюджетах отдельной строкой
ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной
политики, программ "Семья", "Планирование семьи", "Безопасное
материнство" (финансовое обеспечение программ, целевых фондов,
мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных
служб специальной ориентации, научных исследований по проблемам
семьи в области изучения экономических, демографических, правовых,
педагогических, медицинских, социально-психологических проблем семьи
в Ленинградской области и подготовки соответствующих кадров);
- обеспечение поддержки деятельности общественных объединений,
благотворительных фондов, оказывающих помощь семьям с проблемами,
малообеспеченным семьям.
Проект концепции семейной политики в Ленинградской области
подготовлен на основании главы 2 статьи 38 Конституции Российской
Федерации с целью реализации Указа Президента Российской Федерации
от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной
семейной политики", реализации программы "Дети России" и в
соответствии с основными направлениями государственной социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000
года.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
|