Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 1996 Г. N 493 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                                 
               ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
                                 
                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                 
                  от 26 декабря 1996 года N 493
                                 
                                 
            Об утверждении Концепции семейной политики
                     в Ленинградской области


     Рассмотрев представленный   комитетом  социального  обеспечения
населения  проект  Концепции  семейной  политики   в   Ленинградской
области, правительство Ленинградской области постановляет:

     1. Утвердить   Концепцию   семейной  политики  в  Ленинградской
области (прилагается).

     2. Поручить   комитету   социального   обеспечения    населения
разработать  на  основе  Концепции семейной политики в Ленинградской
области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы
и  внести  ее  на  утверждение правительства Ленинградской области в
марте 1997 года.

     Финансирование программы на  1997  год  определить  в  пределах
выделенных бюджетных ассигнований.

     3. Контроль   за   исполнением   постановления   возложить   на
вице-губернатора Ленинградской области  -  заместителя  председателя
правительства по социальному развитию Воронцова А.В.


Губернатор                                                  В.Густов


                                                          УТВЕРЖДЕНА
                                        постановлением правительства
                                               Ленинградской области
                                       от 26 декабря 1996 года N 493



                             КОНЦЕПЦИЯ
             семейной политики в Ленинградской области


           I. Введение. Современное состояние и проблемы
                   семьи в Ленинградской области


     В современных условиях положение семьи все  в  большей  степени
зависит  от  политической  и            экономической  обстановки  в
стране.  Уже давно  доказано,  что  именно  благополучие  семьи,  ее
прочность   и   стабильность   обеспечивают,  в  конечном  счете,  и
устойчивое развитие общества.

     В семье формируются основные потребности человека,  реализуются
такие    важные    общественные    функции    как    репродуктивная,
воспитательная, социальная и экономическая.

     Неблагоприятные социально-экономические                       и
морально-психологические  изменения,  переживаемые в настоящее время
нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая и
отягощая  те  кризисные  явления,  которые  наблюдаются  в  ней  под
влиянием внутренних противоречий на протяжении последних лет.

     К существовавшим  ранее  проблемам  семьи   добавились   новые,
нуждающиеся  в  скорейшем  разрешении,  -  это безработица,  падение
уровня  жизни,  снижение   нравственности   и   ценностей   семейных
отношений.

     Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную
уязвимость и в первую очередь отражается на детях,  ухудшая  условия
их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.

     В Ленинградской   области   около  400  тысяч  семей.  Наиболее
характерны семьи,  состоящие из 3-4 человек.  В структуре  населения
Ленинградской  области  женщины  составляют 63 процента (из них 55,6
процента  репродуктивного  возраста),  дети  и  подростки   -   21,6
процента.

     Уровень   рождаемости  в  Ленинградской  области  в  1994  году
составил  7,34  на  1000  населения,  что  в  1,3 раза ниже среднего
показателя в Российской Федерации. На 1 января 1996 года рождаемость
в области составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3
и находился на уровне среднероссийских показателей. 

     В 1995-96  годах уменьшилось абсолютное количество абортов,  но
наметилась тенденция  увеличения  числа  абортов  у  первобеременных
женщин, а также женщин 15-17 лет.

     Одним из    основных   показателей,   характеризующих   уровень
медицинской помощи женщинам, является материнская смертность. В 1995
году  этот  показатель  составил в Ленинградской области 32,2 на 100
тысяч родивших,  что  почти  в  6  раз  превышает  среднеевропейский
уровень.

     Увеличивается относительное  число не состоящих в браке молодых
людей.  Растет внебрачная рождаемость.  Число детей,  родившихся вне
брака,  составило  в 1993 году 1871,  в 1994 году 2020,  в 1995 году
2155.

     Смертность детей в возрасте до 1 года, родившихся у матерей, не
состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста
в полных семьях.

     Смертность детей в возрасте до 1 года в 1995 году составила 176
человек (14,2 на 1000 родившихся, в развитых странах этот показатель
составляет 6 - 12 на  1000  родившихся).  В  структуре  младенческой
смертности  ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до
7 дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента  (77  человек  или
6,2 на 1000 живорожденных),  постнеонатальная смертность (смертность
в возрасте от 7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или  8,0
на 1000 живорожденных).

     Высокий уровень  разводов  свидетельствует  о снижении ценности
института семьи.

     В течение    1994  года  10730  супругов  расторгли  брак,  что
составляет  6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000 человек),
это  в  1,5  раза  выше,  чем  в  среднем  по  России.  Треть из них
приходится на молодых супругов,проживших вместе менее 5 лет. 

     В результате  разводов  ежегодно  около 10 тысяч детей остается
без одного из родителей.  Каждый третий  ребенок  воспитывается  без
матери или отца.

     Растет число неполных семей. Количество их в 1995 году достигло
17951,  (число детей в неполных семьях составило в 1995  году  25155
против 24795 в 1994 году).

     Распад семьи   зачастую  сопровождается  нарастанием  масштабов
жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей,
бегущих  из дома.  В области в особо трудных условиях проживает 1175
детей, лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях. В
последние  годы  резко  увеличилась потребность в социальных приютах
для детей.  В 1994 году в области был один социальный приют,  в 1996
году  -  5  социальных приютов и 2 отделения при центрах социального
обслуживания.

     Разобщение, разрыв  связи  поколений,  уменьшение   родственных
контактов  осложняют  жизнедеятельность семьи и негативно отражаются
на детях, приводят к росту социального сиротства.

     В последние  годы  значительно  увеличилось   число   детей   с
асоциальным  поведением,  несовершеннолетних,  зарегистрированных  в
органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

     Экономическое положение является  сегодня  одной  из  острейших
проблем   семей   с   детьми.   Низкий   уровень  заработной  платы,
несвоевременная  ее  выплата,  безработица  -  все   это   оказывает
дестабилизирующее   влияние   на   семью   и   прежде   всего     на
малообеспеченные семьи.  В 1995 году доля таких семей  составила  56
процентов  от  общего  числа  семей.  Особые экономические трудности
испытывают  многодетные   семьи,   имеющие   высокую   иждивенческую
нагрузку.  В области проживает 14258 многодетных семей,  в них 48397
детей.

     В Ленинградской области наблюдается рост семей "группы  риска".
Причиной   прогрессирующего  роста  семей  "группы  риска"  являются
условия,  способствующие вовлечению детей и подростков  в  пьянство,
наркоманию,   преступную   деятельность.  На  1  июня  1996  года  в
Ленинградской области насчитывалось 13845 таких семей.

     Особенно сложное материальное положение наблюдается  в  семьях,
проживающих  в  селах  и  отдаленных  от районных центров населенных
пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость.

     В тяжелом положении  находятся  семьи  с  детьми-инвалидами.  В
области  5490  детей-инвалидов.  Затраты на медицинское обслуживание
ребенка-инвалида в 8 раз больше,  чем здорового.  Крайне злободневна
проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах.

     В области   недостаточно   развиты   формы   надомной  трудовой
деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба.

     Устойчивая закономерность     последовательного      сокращения
дошкольных  учреждений,  связанная  с  резким  увеличением  платы за
содержание детей в них и ухудшение  материально-технических  условий
содержания  детей  в  детских дошкольных учреждениях привели к росту
числа неорганизованных детей дошкольного возраста.

     Наряду с материальными и психологическими проблемами существует
еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров.

     Такие качества   как   взаимопомощь,   товарищество,   доброта,
уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие
основу   национальных,   исторических,   культурных  и  нравственных
традиций  российского  народа,  начинают  размываться,   забываться,
исчезать.

     Все это  требует  кардинального  изменения отношения к семейной
политике и  доказывает  необходимость  принятия  концепции  семейной
политики в Ленинградской области.

     Настоящая концепция  семейной  политики в Ленинградской области
является первым программным документом по социальной защите семьи.

     Концепция семейной  политики   в   Ленинградской   области   (в
дальнейшем    -    концепция)    содержит    основные    направления
государственной  семейной  политики.  В  ней  заложены  основы   для
разработки  нормативной  базы в области социальной защиты и развития
семей всех типов,  указаны основные подходы к решению проблем семьи,
определены  основные направления по созданию необходимых условий для
поддержания жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи.

     Концепция разработана   с    учетом    социально-экономического
положения семьи в Ленинградской области.

     Реализация концепции   семейной   политики   предполагает   два
основных этапа:  1.  Краткосрочный - социальная  поддержка  семьи  в
период   реформирования  экономики.  2.  Долгосрочный  -  укрепление
института семьи.

     Концепция включает в себя:

     1. Цели и задачи семейной политики.

     2. Принципы проведения семейной политики.

     3. Основные направления реализации семейной политики.

     4. Организационные меры по реализации семейной политики.


               II. Цели и задачи семейной политики в
                       Ленинградской области


     Основной целью семейной политики является укрепление авторитета
семьи как социального института;  поддержание ее  жизнедеятельности;
обеспечение   условий  для  реализации  ею  в  полном  объеме  своих
общественных функций:  репродуктивной,  воспитательной,  социальной,
экономической, жизнеохранительной; создание условий, необходимых для
нормального развития детей,  обеспечения их выживания  и  социальной
защиты  в  период  коренных социально-экономических преобразований и
реформ.

     Для реализации целей семейной  политики  предусмотрено  решение
следующих задач:

     - создание  и  совершенствование законодательной базы и условий
для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;

     - осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной
и  экономической  поддержки  наиболее  нуждающимся семьям,  семьям с
особыми проблемами,  а также  семьям,  оказавшимся  в  экстремальных
условиях;

     - координация  усилий  различных  структур  представительной  и
исполнительной  власти,  общественных   объединений   в   реализации
семейной политики на территории Ленинградской области.


                  III. Принципы семейной политики


     Семейная политика    рассматривается    как   составная   часть
социальной политики в Ленинградской  области  и  представляет  собой
целостную   систему  мер  экономического,  правового,  медицинского,
социального и организационного характера,  направленную на улучшение
жизнедеятельности  семьи.  Ее  принципы  являются  общими  для  всех
уровней управления на территории Ленинградской области:

     1. Равенство прав и возможностей всех типов семей в  реализации
своих общественных функций.

     2. Комплексный  подход к решению проблем семьи,  предоставлению
ей социальных гарантий и льгот.

     3. Дифференцированный подход к работе с различными типами семей
на всех этапах их жизненного цикла.

     4. Приоритетность  решения  проблем  жизнеобеспечения  детей  в
реализации семейной политики.

     5. Прогностичность и гибкость  социальной  политики  на  основе
постоянного мониторинга.


      IV. Основные направления реализации семейной политики
                     в Ленинградской области


     Основными направлениями    реализации   семейной   политики   в
Ленинградской области на период 1997-2000 год являются:

     1. Создание         системы         медико-социальной         и
психолого-педагогической помощи семье:

     - формирование    на   территории   области   сети   учреждений
социального обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума;

     - совершенствование   медико-социальной    помощи    детям    и
подросткам;

     - создание  и  внедрение  программ  обучения  родителей основам
реабилитации  и  воспитания  детей  с  физическими   и   умственными
недостатками,    профилактики    хронических    и   инвалидизирующих
заболеваний через учреждения общего и специального назначения;

     - развитие  сети  центров  социальной  реабилитации   детей   с
ограниченными возможностями в городах и районах области;

     - создание и развитие негосударственных структур,  общественных
организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми;

     - создание     механизма     межведомственной      координации,
информационного,  методического  и  организационного  взаимодействия
всех ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с
семьей и детьми на всех уровнях.

    2. Охрана здоровья матери и ребенка:

     - организация   центров   планирования   семьи   и   сохранения
репродуктивного здоровья семьи;

     - сохранение за  счет  областного  бюджета  и  иных  источников
финансирования бесплатности медицинских услуг для детей,  беременных
женщин;

     - укрепление материально-технической базы родильных  и  детских
отделений медицинских учреждений;

     - развитие      медико-генетической      помощи      населению,
совершенствование и  внедрение  современных  технологий  для  ранней
диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов.

     3. Улучшение   материальных  условий  жизнедеятельности  семьи,
поддержка малоимущих семей:

    - усиление социальных гарантий в области занятости для родителей
неполных  и  многодетных семей,  семей несовершеннолетних родителей,
семей с несовершеннолетними инвалидами;

     - создание для членов социально незащищенных семей  специальных
рабочих мест,  квотирование рабочих мест, предоставление налоговых и
иных льгот предприятиям, использующим их труд;

     - разработка   программы   гарантированного   профессионального
обучения и трудоустройства инвалидов;

     - развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей
с детьми;

     - реализация социальных гарантий выпускникам учебных заведений,
являющимся  детьми-сиротами,  обеспечение их жильем в соответствии с
законодательством Российской Федерации;

     - развитие специальных целевых форм  социальной  защиты  семей:
предоставление  кредитов  до  6  месяцев  на  приобретение предметов
долгосрочного пользования, одежды, выделение ссуд молодым семьям;

     - совершенствование системы и порядка получения  алиментов  при
раздельном проживании родителей;

     - повышение  ответственности судебных органов и органов опеки и
попечительства в части своевременного применения гражданско-правовых
санкций к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей;

     - реализация  льготного  обеспечения жильем многодетных семей и
семей с детьми-инвалидами.

     4. Повышение профессионального и социального статуса женщин:

     - обеспечение  условий  для  повышения   конкурентноспособности
женщин на рынке труда;

     - организация надомного труда женщин,  воспитывающих малолетних
детей, детей-инвалидов;

     - организация обучения и переквалификации безработных женщин;

     - квотирование  рабочих  мест  для  женщин-инвалидов,   женщин,
имеющих детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей;

     - совершенствование условий и режима труда;

     - принятие  мер по усилению охраны безопасности труда женщин на
производстве и в сельском хозяйстве.


    5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних:


     - развитие системы учреждений  по  профилактике  правонарушений
несовершеннолетних;

     - развитие  сети  центров психолого-педагогической реабилитации
для детей и подростков с девиантным поведением;

     - совершенствование  работы  по  профилактике   бродяжничества,
детской проституции, наркомании, алкоголизма;

     - обеспечение  условий  для  реализации программы "Профилактика
детской   безнадзорности,   предупреждение   правонарушений    среди
несовершеннолетних и молодежи";

     - создание  системы  содействия  в  трудоустройстве подростков,
возвратившихся из мест лишения свободы;

     - создание  внештатных  подразделений  для   несовершеннолетних
воспитанников при воинских частях Ленинградской области.

     6. Исследовательская,    информационная,   пропагандистская   и
культурно-просветительная работа:

     - разработка  моделей  "идеальной"  семьи  для   разных   типов
семейных структур Ленинградской области;

     - выделение   в   средствах  массовой  информации  специального
направления по вопросам семейной политики;

     - организация научно-методических  экспертных  исследований  по
проблемам жизнедеятельности семей с детьми;

     - создание  экспериментальных  площадок  на  базе учреждений по
проблемам семьи,  женщин и детей с целью проведения  исследований  и
внедрения новых современных методик работы с семьей, детьми;

     - содействие  созданию  и организации деятельности общественных
объединений родителей одаренных детей,  детей-инвалидов, многодетных
семей, семей с психологическими проблемами;

     - проведение   конференций,   семинаров,   круглых   столов  по
проблемам семьи и семейной политики.

    7. Подготовка кадров работников социальной сферы:

     - организация     подготовки,     переподготовки,     повышения
квалификации  специалистов  по  проблемам семьи для служб социальной
защиты, образования, здравоохранения;

     - создание   целостной   разноуровневой   системы    подготовки
специалистов широкого профиля по проблемам семьи.


      V. Организационные меры по реализации семейной политики
         в Ленинградской области


     Реализация семейной  политики  в  Ленинградской  области  будет
включать следующие меры:

     - реализация распорядительных документов органов исполнительной
власти  всех  уровней  по  проблемам семьи и детей,  законодательных
актов Российской Федерации и Ленинградской области;

     - принятие правительством  области  дополнительных  специальных
законодательных  и  иных  правовых  актов,  принятие решений местных
органов  власти  и  местного  самоуправления,  внесение  в  качестве
законодательной  инициативы  изменений  и  дополнений  в действующее
законодательство  Российской  Федерации  и  иные  правовые  акты  по
обеспечению защиты интересов семьи, материнства и детства;

     - разработка  и  практическое  осуществление областных программ
комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной
политики,  а  также  включение  соответствующих разделов в областные
программы экономического,  медицинского,  социального,  правового  и
культурного развития;

     - развитие системы территориальных органов социальной защиты, а
также  служб  различного  профиля  и  направленности   по   оказанию
социальной,    социально-психологической,   социально-педагогической
помощи семье и детям;

     - выделение в областном и местных  бюджетах  отдельной  строкой
ассигнований   на  финансирование  мероприятий  в  области  семейной
политики,  программ  "Семья",  "Планирование   семьи",   "Безопасное
материнство"   (финансовое  обеспечение  программ,  целевых  фондов,
мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных
служб  специальной  ориентации,  научных  исследований  по проблемам
семьи в области изучения экономических,  демографических,  правовых,
педагогических, медицинских, социально-психологических проблем семьи
в Ленинградской области и подготовки соответствующих кадров);

     - обеспечение  поддержки деятельности общественных объединений,
благотворительных фондов,  оказывающих помощь семьям  с  проблемами,
малообеспеченным семьям.

     Проект концепции  семейной  политики  в  Ленинградской  области
подготовлен  на  основании  главы 2 статьи 38 Конституции Российской
Федерации с целью реализации Указа Президента  Российской  Федерации
от  14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной
семейной  политики",  реализации  программы  "Дети   России"   и   в
соответствии  с  основными  направлениями государственной социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000
года.



Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное