Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 06.08.93 О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РФ, ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РФ И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РФ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


   
                КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
                      от 6 августа 1993 г. No. 512
   
       В Конституционный Суд Российской Федерации поступило обращение
   народных депутатов  А.П. Суркова,   И.С. Филиппова, С.Н. Юшенкова,
   В.В. Волкова,   Л.А. Пономарева,  Г.С. Бондарева, Г.И. Задонского,
   Г.П. Якунина,   М.М. Молоствова,   Н.Т. Якименко,   А.Е. Шабада, в
   котором был поставлен вопрос  о  проверке  конституционности  ряда
   распоряжений  Председателя Верховного Совета Российской Федерации,
   первого  заместителя  Председателя  Верховного  Совета  Российской
   Федерации и заместителя  Председателя Верховного Совета Российской
   Федерации.
       Конституционный Суд своим  решением  от  19  марта  1993  года
   отказал  народным депутатам в рассмотрении их обращения в качестве
   ходатайства, поскольку  указанные  в  нем  распоряжения   в   силу
   статьи 165.1  Конституции  Российской  Федерации  не  относятся  к
   актам,   конституционность   которых   проверяется   в    порядке,
   предусмотренном   Законом   о   Конституционном   Суде  Российской
   Федерации.
       Вместе с  тем  Конституционный  Суд  отмечает,   что   высшими
   должностными  лицами  Верховного  Совета  при издании распоряжений
   неоднократно допускались нарушения статей 4,  109,  112, 114, 115,
   116,  125, 126, 129, 184 Конституции Российской Федерации, а также
   действующего законодательства.  Высшие должностные лица Верховного
   Совета,  принимая  решения  по  вопросам,  выходящим за пределы их
   полномочий,  вторгаются в  компетенцию  Верховного  Совета  и  его
   Президиума  как  коллегиального  органа,  а  также  в  компетенцию
   органов исполнительной  власти,  что  явствует,  в  частности,  из
   следующих фактов.
       1. Распоряжением  Председателя  Верховного  Совета  РСФСР   от
   25 декабря  1991 г. No.  2091рп-1  "О   деятельности   Российского
   государственного  концерна  "Норильский  никель" (Ведомости Съезда
   народных депутатов РСФСР и  Верховного Совета  РСФСР, 1992, No. 1,
   ст. 42)  концерн  "Норильский  никель"  был  сохранен  как  единая
   хозяйственно    и    экономически    полностью     самостоятельная
   организационная  структура  без  включения  в систему Министерства
   промышленности России.
       Данное распоряжение,  как следует  из  его  текста,  издано  в
   развитие  Указов  Президента  Российской  Федерации  от  3 декабря
   1991 года "О мерах по стабилизации работы промышленного  комплекса
   РСФСР  в условиях экономической реформы" и "О первоочередных мерах
   по организации промышленности  РСФСР",  которые  прямо  адресованы
   органам  государственного  управления  Российской  Федерации  и не
   могут служить основой акта,  издаваемого высшим должностным  лицом
   Верховного Совета Российской Федерации.
       Названное   распоряжение     в      части       предоставления
   самостоятельности   концерну  фактически  воспроизводит  положения
   Закона  РСФСР  от  25  октября  1990  года   "О   предприятиях   и
   предпринимательской   деятельности"  (статья  4).  Вместе  с  тем,
   поскольку   этот   Закон   относит   учреждение   государственного
   предприятия   к  компетенции  органов  управления,  уполномоченных
   управлять  государственным  имуществом  (статья  6),  Председатель
   Верховного   Совета,   издав   данное   распоряжение,   вторгся  в
   компетенцию органов управления.
       Распоряжение не  согласуется  и  с  Постановлением  Верховного
   Совета Российской Федерации от 11 октября 1991  г. No. 1737-1  "Об
   упорядочении   создания   и  деятельности  ассоциаций,  концернов,
   корпораций и других  предприятий  на  территории  РСФСР",  которым
   запрещено   всем  концернам  и  другим  объединениям  назначать  и
   увольнять руководителей государственных  предприятий,  входящих  в
   объединение.
       2. Распоряжением  Председателя  Верховного  Совета  РСФСР   от
   25 декабря   1991  г. No. 2092  "О  межотраслевом  государственном
   объединении  широкого  профиля  "КВАНТЭМПагро"  (Ведомости  Съезда
   народных  депутатов  РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 1,
   ст. 43) имущество указанного объединения  отнесено  к  федеральной
   собственности,  а самому объединению предоставлены широкие права в
   хозяйственной деятельности и управлении.
       В пункте  6  части  первой  статьи  109 Конституции Российской
   Федерации  установлено,   в   частности,   что   Верховный   Совет
   осуществляет   в   пределах   компетенции   Российской   Федерации
   законодательное   регулирование   отношений    собственности.    В
   соответствии  с этим положением Конституции Верховный Совет спустя
   два  дня  после  издания  названного  распоряжения,   27   декабря
   1991 года   принял   Постановление  No.  3020-1  "О  разграничении
   государственной   собственности   в   Российской   Федерации    на
   федеральную собственность, государственную собственность республик
   в  составе  Российской  Федерации,  краев,  областей,   автономной
   области,  автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга и
   муниципальную  собственность",  которым  поручил  Государственному
   комитету   Российской   Федерации  по  управлению  государственным
   имуществом      осуществление      необходимых      преобразований
   организационно-правовой    формы    предприятий,   находящихся   в
   собственности Российской Федерации.
       Таким образом,   издав  данный  акт,  Председатель  Верховного
   Совета вторгся в компетенцию не только самого  Верховного  Совета,
   но  и исполнительной власти,  что не согласуется со статьями 125 и
   129 Конституции Российской Федерации.
       3. Распоряжением первого заместителя  Председателя  Верховного
   Совета  Российской  Федерации от 7 декабря 1991 г. No. 1997рп-1 "О
   Международном центре социально-трудовых проблем" (Ведомости Съезда
   народных  депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, No. 51,
   ст.  1818)  Государственному  комитету  Российской  Федерации   по
   управлению  государственным  имуществом  было  предписано оформить
   безвозмездную передачу зданий  и  сооружений  бывшего  Московского
   института    повышения    квалификации    Минхимнефтепрома    СССР
   Международному  центру  социально-трудовых  проблем.   Аналогичные
   решения    содержались    в   распоряжении   первого   заместителя
   Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 27  декабря
   1991 г. No. 3012рп-1,  которым  Прокуратуре  РСФСР  предписывалось
   принять от Прокуратуры СССР находившиеся на ее балансе  арендуемые
   служебные  и  технические  помещения  и  оборудование,  а  также в
   распоряжении Председателя Верховного Совета  Российской  Федерации
   от   30   января   1992  г.  No.   2254рп-1,   которым  на  баланс
   Государственного  комитета  Российской  Федерации  по   статистике
   передавались  служебные  помещения,  ранее  состоявшие  на балансе
   Госкомитета СССР по статистике.
       Подобное распоряжение государственной собственностью не входит
   в  компетенцию  должностных лиц Верховного Совета и не согласуется
   со статьями 109, 115, 125, 129 Конституции Российской Федерации.
       4. Распоряжением  Председателя  Верховного  Совета  Российской
   Федерации от 29 июля 1991 г. No. 1605-1  "О  создании  Российского
   республиканского  сельскохозяйственного  банка  (Россельхозбанка)"
   (Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР  и  Верховного  Совета
   РСФСР, 1991, No. 31, ст.  1047)  нарушены  пункт  6  части  первой
   статьи 109 Конституции Российской Федерации,  согласно которому, в
   частности,   законодательное   регулирование   бюджетно-финансовой
   системы   входит   в   компетенцию  Верховного  Совета  Российской
   Федерации,  а также пункт 1 части второй статьи  125  Конституции,
   закрепляющей  прерогативы  Совета Министров Российской Федерации в
   области осуществления  мер  по  управлению  денежной  и  кредитной
   системой.  Кроме  того,  названное  распоряжение  не соответствует
   Закону РСФСР от  2  декабря  1990  года  "О  банках  и  банковской
   деятельности в РСФСР",  который устанавливает, что банки действуют
   независимо от  органов  государственной  власти  и  управления  на
   основании   лицензии,   выдаваемой  Банком  России.  Иной  порядок
   создания банков Законом не предусмотрен.
       С нарушением этого же Закона изданы распоряжения  Председателя
   Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  24  января  1992 г.
   No. 2244рп-1 о поручении  председателю   правления  Банка  внешней
   торговли   Российской    Федерации    провести    переговоры     с
   государственными организациями и банками стран - членов ЕЭС,  США,
   Канады,  Японии,  Южной Кореи и Турции  (Ведомости Съезда народных
   депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 5, ст. 233) и
   от 5 февраля 1992 г. No. 2286 о поручении Правительству Российской
   Федерации совместно с Центральным банком РСФСР и  Внешэкономбанком
   СССР   представить   предложения   по   урегулированию    взаимной
   задолженности  бывшего  Союза  ССР  по  клиринговым  расчетам   со
   странами - бывшими  членами  СЭВ  и  другими  странами  (Ведомости
   Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
   Российской   Федерации,  1992, No.  7,  ст.  358).   Кроме   того,
   способствование   осуществлению   мер  по  укреплению  денежной  и
   кредитной  системы,  согласно  пункту  1  части второй  статьи 125
   Конституции,  входит  в  компетенцию  Совета  Министров Российской
   Федерации.
       5. Распоряжение  Председателя  Верховного  Совета   Российской
   Федерации от 14 января 1992 г. No. 2184рп-1 "О переходе Российской
   Федерации на принятую в международной  практике  систему  учета  и
   статистики"   (Ведомости   Съезда   народных   депутатов  РСФСР  и
   Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 4, ст. 170) содержит  поручения
   в  адрес   ряда   органов  исполнительной   власти   (министерств,
   государственных  комитетов),  а   также   научно-исследовательских
   учреждений  по  разработке  и  внедрению единых систем экономико -
   статистических показателей  финансово-хозяйственной  деятельности,
   бухгалтерского   учета   хозяйствующих   субъектов  и  кодирования
   товаров,  отвечающих принятым в международной  практике  правилам.
   Между  тем,  согласно пункту 1 части второй статьи 125 Конституции
   Российской  Федерации,  способствование   осуществлению   мер   по
   организации  единой системы учета и статистики входит в полномочия
   Совета Министров Российской Федерации.
       6. Распоряжение  первого  заместителя  Председателя Верховного
   Совета  Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. No. 2331рп-1 "О
   международной   акции   "Экология"   (Ведомости   Съезда  народных
   депутатов Российской  Федерации  и  Верховного  Совета  Российской
   Федерации, 1992, No. 8,  ст. 384),  содержащее  поручения  в адрес
   Правительства,  Министерства печати и  информации  и  ряда  других
   органов  и  учреждений,  не  соответствует части первой статьи 129
   Конституции Российской  Федерации,  согласно  которой  руководство
   работой    министерств,   государственных   комитетов   Российской
   Федерации и других подведомственных органов входит  в  компетенцию
   Совета Министров Российской Федерации.
       7. Распоряжением  первого  заместителя Председателя Верховного
   Совета Российской Федерации от 18  июля  1991  г.  No.  1604-1  "О
   порядке определения величины средств, направляемых на потребление,
   по   Ленскому   объединенному   речному    пароходству    концерна
   "Росречфлот"  на  1991  год"  (Ведомости Съезда народных депутатов
   РСФСР  и  Верховного  Совета  РСФСР,  1991,  No.  30,  ст.   1023)
   указанному  пароходству разрешено самостоятельно определять размер
   средств, направляемых на потребление в 1991 году, в соответствии с
   Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
   Между  тем  дача  такого   разрешения   представляет   собой   акт
   оперативно-распорядительного характера. Согласно действовавшему на
   момент   издания   распоряжения,   а   также   принятому   позднее
   законодательству  организация  управления предприятиями транспорта
   относится к компетенции Совета Министров  и  подведомственных  ему
   органов государственного управления, а не к компетенции Верховного
   Совета и его должностных лиц.
       То же   относится   к   распоряжению    первого    заместителя
   Председателя  Верховного  Совета Российской Федерации от 8 октября
   1991 г. No. 1726-1  "Об  обеспечении  деятельности  предприятий  и
   организаций  промышленности  драгоценных металлов и алмазов РСФСР"
   (Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР  и  Верховного  Совета
   РСФСР, 1991, No. 42,  ст.  1348),  которым по предложению трудовых
   коллективов     золотоалмазодобывающей     и      перерабатывающей
   промышленности   была   создана   корпорация  "Алмаззолото",  даны
   поручения этой корпорации о прекращении отгрузки добытой продукции
   в  Гохран  СССР и о передаче ее Центральному банку РСФСР,  а также
   ряд    других    поручений    исполнительно-распорядительного    и
   нормативного характера.
       8. Распоряжением заместителя  Председателя  Верховного  Совета
   Российской  Федерации  от  5  ноября  1991  г. No. 1  было принято
   предложение акционерного концерна "Надежда" о создании  венчурного
   фонда "Надежда" и выражалось согласие с тем, что это фонд является
   самоуправляемой некоммерческой организацией с правами юридического
   лица  и  действует  на основании устава,  утвержденного концерном.
   Распоряжение санкционировало и некоторые  другие  права  фонда,  а
   также  предписывало  Министерству  юстиции  РСФСР зарегистрировать
   венчурный фонд "Надежда" в качестве юридического лица.  Между  тем
   формирование   внебюджетных   некоммерческих   фондов   с  правами
   юридического  лица  входит  в  компетенцию  Правительства,  а   не
   должностных лиц Верховного Совета Российской Федерации.
       На основании изложенного и  в  соответствии  с  частью  первой
   статьи  55  Закона  о  Конституционном  Суде  Российской Федерации
   Конституционный Суд  Российской  Федерации  обращает  внимание  на
   нарушения положений Конституции и законов Российской Федерации при
   издании должностными лицами Верховного Совета  ряда  распоряжений.
   Это  свидетельствует  о  вторжении  указанных  должностных  лиц  в
   компетенцию органов законодательной и исполнительной  власти,  чем
   нарушаются также статьи 4 и 184 Конституции Российской Федерации.
       При этом   Верховный   Совет   как    постоянно    действующий
   законодательный, распорядительный и контрольный орган не реализует
   возложенные на него частью первой статьи 107 и  пунктом  19  части
   первой  статьи  109  Конституции  Российской Федерации контрольные
   полномочия по отношению к актам указанных должностных лиц.
       Согласно части  шестой  статьи  8  и  части  третьей статьи 55
   Закона  о  Конституционном  Суде  Российской  Федерации  настоящее
   представление  должно  быть  рассмотрено не позднее чем в месячный
   срок со дня его получения и о результатах его рассмотрения  должен
   быть уведомлен Конституционный Суд.
   
                                                         Председатель
                                                Конституционного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Д. ЗОРЬКИН
   
                                                            Секретарь
                                                Конституционного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          Ю.Д. РУДКИН

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
Разное