КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 6 августа 1993 г. No. 512
В Конституционный Суд Российской Федерации поступило обращение
народных депутатов А.П. Суркова, И.С. Филиппова, С.Н. Юшенкова,
В.В. Волкова, Л.А. Пономарева, Г.С. Бондарева, Г.И. Задонского,
Г.П. Якунина, М.М. Молоствова, Н.Т. Якименко, А.Е. Шабада, в
котором был поставлен вопрос о проверке конституционности ряда
распоряжений Председателя Верховного Совета Российской Федерации,
первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской
Федерации и заместителя Председателя Верховного Совета Российской
Федерации.
Конституционный Суд своим решением от 19 марта 1993 года
отказал народным депутатам в рассмотрении их обращения в качестве
ходатайства, поскольку указанные в нем распоряжения в силу
статьи 165.1 Конституции Российской Федерации не относятся к
актам, конституционность которых проверяется в порядке,
предусмотренном Законом о Конституционном Суде Российской
Федерации.
Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что высшими
должностными лицами Верховного Совета при издании распоряжений
неоднократно допускались нарушения статей 4, 109, 112, 114, 115,
116, 125, 126, 129, 184 Конституции Российской Федерации, а также
действующего законодательства. Высшие должностные лица Верховного
Совета, принимая решения по вопросам, выходящим за пределы их
полномочий, вторгаются в компетенцию Верховного Совета и его
Президиума как коллегиального органа, а также в компетенцию
органов исполнительной власти, что явствует, в частности, из
следующих фактов.
1. Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от
25 декабря 1991 г. No. 2091рп-1 "О деятельности Российского
государственного концерна "Норильский никель" (Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 1,
ст. 42) концерн "Норильский никель" был сохранен как единая
хозяйственно и экономически полностью самостоятельная
организационная структура без включения в систему Министерства
промышленности России.
Данное распоряжение, как следует из его текста, издано в
развитие Указов Президента Российской Федерации от 3 декабря
1991 года "О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса
РСФСР в условиях экономической реформы" и "О первоочередных мерах
по организации промышленности РСФСР", которые прямо адресованы
органам государственного управления Российской Федерации и не
могут служить основой акта, издаваемого высшим должностным лицом
Верховного Совета Российской Федерации.
Названное распоряжение в части предоставления
самостоятельности концерну фактически воспроизводит положения
Закона РСФСР от 25 октября 1990 года "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" (статья 4). Вместе с тем,
поскольку этот Закон относит учреждение государственного
предприятия к компетенции органов управления, уполномоченных
управлять государственным имуществом (статья 6), Председатель
Верховного Совета, издав данное распоряжение, вторгся в
компетенцию органов управления.
Распоряжение не согласуется и с Постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 11 октября 1991 г. No. 1737-1 "Об
упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов,
корпораций и других предприятий на территории РСФСР", которым
запрещено всем концернам и другим объединениям назначать и
увольнять руководителей государственных предприятий, входящих в
объединение.
2. Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от
25 декабря 1991 г. No. 2092 "О межотраслевом государственном
объединении широкого профиля "КВАНТЭМПагро" (Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 1,
ст. 43) имущество указанного объединения отнесено к федеральной
собственности, а самому объединению предоставлены широкие права в
хозяйственной деятельности и управлении.
В пункте 6 части первой статьи 109 Конституции Российской
Федерации установлено, в частности, что Верховный Совет
осуществляет в пределах компетенции Российской Федерации
законодательное регулирование отношений собственности. В
соответствии с этим положением Конституции Верховный Совет спустя
два дня после издания названного распоряжения, 27 декабря
1991 года принял Постановление No. 3020-1 "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
муниципальную собственность", которым поручил Государственному
комитету Российской Федерации по управлению государственным
имуществом осуществление необходимых преобразований
организационно-правовой формы предприятий, находящихся в
собственности Российской Федерации.
Таким образом, издав данный акт, Председатель Верховного
Совета вторгся в компетенцию не только самого Верховного Совета,
но и исполнительной власти, что не согласуется со статьями 125 и
129 Конституции Российской Федерации.
3. Распоряжением первого заместителя Председателя Верховного
Совета Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. No. 1997рп-1 "О
Международном центре социально-трудовых проблем" (Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, No. 51,
ст. 1818) Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом было предписано оформить
безвозмездную передачу зданий и сооружений бывшего Московского
института повышения квалификации Минхимнефтепрома СССР
Международному центру социально-трудовых проблем. Аналогичные
решения содержались в распоряжении первого заместителя
Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. No. 3012рп-1, которым Прокуратуре РСФСР предписывалось
принять от Прокуратуры СССР находившиеся на ее балансе арендуемые
служебные и технические помещения и оборудование, а также в
распоряжении Председателя Верховного Совета Российской Федерации
от 30 января 1992 г. No. 2254рп-1, которым на баланс
Государственного комитета Российской Федерации по статистике
передавались служебные помещения, ранее состоявшие на балансе
Госкомитета СССР по статистике.
Подобное распоряжение государственной собственностью не входит
в компетенцию должностных лиц Верховного Совета и не согласуется
со статьями 109, 115, 125, 129 Конституции Российской Федерации.
4. Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской
Федерации от 29 июля 1991 г. No. 1605-1 "О создании Российского
республиканского сельскохозяйственного банка (Россельхозбанка)"
(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР, 1991, No. 31, ст. 1047) нарушены пункт 6 части первой
статьи 109 Конституции Российской Федерации, согласно которому, в
частности, законодательное регулирование бюджетно-финансовой
системы входит в компетенцию Верховного Совета Российской
Федерации, а также пункт 1 части второй статьи 125 Конституции,
закрепляющей прерогативы Совета Министров Российской Федерации в
области осуществления мер по управлению денежной и кредитной
системой. Кроме того, названное распоряжение не соответствует
Закону РСФСР от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской
деятельности в РСФСР", который устанавливает, что банки действуют
независимо от органов государственной власти и управления на
основании лицензии, выдаваемой Банком России. Иной порядок
создания банков Законом не предусмотрен.
С нарушением этого же Закона изданы распоряжения Председателя
Верховного Совета Российской Федерации от 24 января 1992 г.
No. 2244рп-1 о поручении председателю правления Банка внешней
торговли Российской Федерации провести переговоры с
государственными организациями и банками стран - членов ЕЭС, США,
Канады, Японии, Южной Кореи и Турции (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 5, ст. 233) и
от 5 февраля 1992 г. No. 2286 о поручении Правительству Российской
Федерации совместно с Центральным банком РСФСР и Внешэкономбанком
СССР представить предложения по урегулированию взаимной
задолженности бывшего Союза ССР по клиринговым расчетам со
странами - бывшими членами СЭВ и другими странами (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, No. 7, ст. 358). Кроме того,
способствование осуществлению мер по укреплению денежной и
кредитной системы, согласно пункту 1 части второй статьи 125
Конституции, входит в компетенцию Совета Министров Российской
Федерации.
5. Распоряжение Председателя Верховного Совета Российской
Федерации от 14 января 1992 г. No. 2184рп-1 "О переходе Российской
Федерации на принятую в международной практике систему учета и
статистики" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР, 1992, No. 4, ст. 170) содержит поручения
в адрес ряда органов исполнительной власти (министерств,
государственных комитетов), а также научно-исследовательских
учреждений по разработке и внедрению единых систем экономико -
статистических показателей финансово-хозяйственной деятельности,
бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов и кодирования
товаров, отвечающих принятым в международной практике правилам.
Между тем, согласно пункту 1 части второй статьи 125 Конституции
Российской Федерации, способствование осуществлению мер по
организации единой системы учета и статистики входит в полномочия
Совета Министров Российской Федерации.
6. Распоряжение первого заместителя Председателя Верховного
Совета Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. No. 2331рп-1 "О
международной акции "Экология" (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, No. 8, ст. 384), содержащее поручения в адрес
Правительства, Министерства печати и информации и ряда других
органов и учреждений, не соответствует части первой статьи 129
Конституции Российской Федерации, согласно которой руководство
работой министерств, государственных комитетов Российской
Федерации и других подведомственных органов входит в компетенцию
Совета Министров Российской Федерации.
7. Распоряжением первого заместителя Председателя Верховного
Совета Российской Федерации от 18 июля 1991 г. No. 1604-1 "О
порядке определения величины средств, направляемых на потребление,
по Ленскому объединенному речному пароходству концерна
"Росречфлот" на 1991 год" (Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, No. 30, ст. 1023)
указанному пароходству разрешено самостоятельно определять размер
средств, направляемых на потребление в 1991 году, в соответствии с
Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Между тем дача такого разрешения представляет собой акт
оперативно-распорядительного характера. Согласно действовавшему на
момент издания распоряжения, а также принятому позднее
законодательству организация управления предприятиями транспорта
относится к компетенции Совета Министров и подведомственных ему
органов государственного управления, а не к компетенции Верховного
Совета и его должностных лиц.
То же относится к распоряжению первого заместителя
Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 8 октября
1991 г. No. 1726-1 "Об обеспечении деятельности предприятий и
организаций промышленности драгоценных металлов и алмазов РСФСР"
(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР, 1991, No. 42, ст. 1348), которым по предложению трудовых
коллективов золотоалмазодобывающей и перерабатывающей
промышленности была создана корпорация "Алмаззолото", даны
поручения этой корпорации о прекращении отгрузки добытой продукции
в Гохран СССР и о передаче ее Центральному банку РСФСР, а также
ряд других поручений исполнительно-распорядительного и
нормативного характера.
8. Распоряжением заместителя Председателя Верховного Совета
Российской Федерации от 5 ноября 1991 г. No. 1 было принято
предложение акционерного концерна "Надежда" о создании венчурного
фонда "Надежда" и выражалось согласие с тем, что это фонд является
самоуправляемой некоммерческой организацией с правами юридического
лица и действует на основании устава, утвержденного концерном.
Распоряжение санкционировало и некоторые другие права фонда, а
также предписывало Министерству юстиции РСФСР зарегистрировать
венчурный фонд "Надежда" в качестве юридического лица. Между тем
формирование внебюджетных некоммерческих фондов с правами
юридического лица входит в компетенцию Правительства, а не
должностных лиц Верховного Совета Российской Федерации.
На основании изложенного и в соответствии с частью первой
статьи 55 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на
нарушения положений Конституции и законов Российской Федерации при
издании должностными лицами Верховного Совета ряда распоряжений.
Это свидетельствует о вторжении указанных должностных лиц в
компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, чем
нарушаются также статьи 4 и 184 Конституции Российской Федерации.
При этом Верховный Совет как постоянно действующий
законодательный, распорядительный и контрольный орган не реализует
возложенные на него частью первой статьи 107 и пунктом 19 части
первой статьи 109 Конституции Российской Федерации контрольные
полномочия по отношению к актам указанных должностных лиц.
Согласно части шестой статьи 8 и части третьей статьи 55
Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее
представление должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный
срок со дня его получения и о результатах его рассмотрения должен
быть уведомлен Конституционный Суд.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН
Секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Д. РУДКИН
|