Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РФ ОТ 13.11.96 N 472 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА С МНОГОЦЕЛЕВЫМ ИМПУЛЬСНЫМ РЕАКТОРОМ (ИКМИГР)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                                 ПРИКАЗ
                       от 13 ноября 1996 г. N 472
   
                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ
           КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
              ПО РАССМОТРЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА
              ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА С МНОГОЦЕЛЕВЫМ
                     ИМПУЛЬСНЫМ РЕАКТОРОМ (ИК МИГР)
   
       На основании    Федерального    закона    "Об    экологической
   экспертизе",  статья 18,  пункты 1 и 4, и учитывая, что заключение
   экспертной комиссии государственной  экологической  экспертизы  по
   рассмотрению   материалов   ТЭО  строительства  исследовательского
   комплекса с многоцелевым импульсным реактором  (ИК  МИГР)  принято
   квалифицированным большинством экспертов, приказываю:
       Утвердить заключение   экспертной   комиссии   государственной
   экологической    экспертизы   по   рассмотрению   материалов   ТЭО
   строительства исследовательского  комплекса  (ИК)  с  многоцелевым
   импульсным реактором (МИГР).
   
                                                   Первый заместитель
                                        Председателя Государственного
                                        комитета Российской Федерации
                                           по охране окружающей среды
                                                          А.Ф.ПОРЯДИН
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждено
                                                Приказом Председателя
                                              ликвидационной комиссии
                                       Министерства охраны окружающей
                                           среды и природных ресурсов
                                                 Российской Федерации
                                           от 1З ноября 1996 г. N 472
   
       МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                        от 25 октября 1996 года
   
           ПО МАТЕРИАЛАМ ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
                КОМПЛЕКСА (ИК) С МНОГОЦЕЛЕВЫМ ИМПУЛЬСНЫМ
                            РЕАКТОРОМ (МИГР)
   
       Экспертная комиссия  государственной экологической экспертизы,
   утвержденная   Приказом   председателя   ликвидационной   комиссии
   Министерства  окружающей  среды  и  природных  ресурсов Российской
   Федерации от 11.10.96 N 432, в составе:
       руководителя - доктора физико-математических наук Ершова Ю.И.,
   заместителя  руководителя  -  Суржинского   Ю.Г.,   ответственного
   секретаря   -   Бутыгиной   Н.А.,   членов  комиссии  -  кандидата
   технических  наук  Бочкарева  В.М.,   Давыдюка   В.Д.,   кандидата
   геолого-минералогических наук Егорова Н.Н.,  кандидата технических
   наук Ирюшкина В.М.,  врача высшей категории Киселева В.В., доктора
   физико-математических наук Матусевича Е.С.,  кандидата технических
   наук Серебрякова И.С. - рассмотрела следующие материалы:
       1. Проектную документацию ТЭО строительства ИК МИГР:
       Том 1. Основные технические решения.
       Том 2. Электротехническая часть.
       Том 3. Основные строительные решения.
       Том 4. Общая пояснительная записка.
       Проектная документация разработана  Всероссийским  проектно  -
   конструкторским,    научно-исследовательским   и   технологическим
   объединением "ВНИПИЭТ", г. Санкт-Петербург, 1994 г.
       2. Оценку   воздействия   реакторного  комплекса  ИК  МИГР  на
   окружающую среду. РФЯЦ-ВНИИТФ, 1996 г.
       3. Материалы согласований экспертирующих органов.
       4. Дополнительные  материалы  для  проведения  государственной
   экологической экспертизы.
   
                       Краткое содержание проекта
   
       Исследовательский   комплекс   с   многоцелевым     импульсным
                                                               17  -2
   графитовым реактором  с флюенсом  тепловых  нейтронов 3 х 10  см
   предназначается   для   решения   актуальных  задач,  связанных  с
   безопасностью  существующих  и  вновь   проектируемых   реакторных
   установок: исследований тяжелых запроектных аварий тепловыделяющих
   сборок (ТВС) и твэлов АЭС,  испытаний ядерного топлива, материалов
   активных  зон  ТВС и других элементов реакторов,  различающихся по
   назначению, спектру нейтронов, типу теплоносителя и конструктивным
   особенностям в переходных и аварийных режимах.
       Основные направления    обоснования    безопасности    ядерных
   энергетических установок (ЯЭУ) в России включают в  себя  комплекс
   задач,   связанных  с  экспериментальными  исследованиями  тяжелых
   аварий и верификацией расчетных программ  переходных  процессов  в
   ЯЭУ.
       Особое место  отводится  проблемам  перегрева  и  расплавления
   активной    зоны,   взаимодействия   топлива   с   теплоносителем,
   образования  водорода  в  результате  металло-паровых  реакций   в
   активной зоне при ее разрушении.
       Дальнейшее развитие  ядерной  энергетики  с учетом современных
   требований ядерной  безопасности  представляется  невозможным  без
   развертывания   экспериментальных   и  теоретических  исследований
   поведения  фрагментов  активной  зоны  в  условиях   экстремальных
   режимов.
       ТЭО на  строительство  ИК  МИГР  разработано  согласно Приказу
   министра РФ по атомной энергии от 05.11.93 N 671 в соответствии  с
   техническим заданием.
       В соответствии  с  назначением  исследовательского комплекса в
   его составе предполагается сооружение импульсного уран-графитового
   реактора и  4 петлевых  установок различного назначения.  Учитывая
   первоочередную     необходимость     проведения     экспериментов,
   направленных на обоснование безопасности энергетических реакторных
   установок  типа  ВВЭР,  а  также  готовность  исходных  данных,  в
   качестве  первого этапа работ на ИК МИГР предполагается проведение
   экспериментов на водяной  петлевой  установке  (ВПУ)  под  реактор
   ВВЭР-600.  Экспертируемые  материалы  ТЭО выполнены на первый этап
   строительства исследовательского комплекса с оснащением ВПУ.
       Исследовательский комплекс   предполагается   разместить    на
   существующей   площадке   20  Российского   федерального  ядерного
   центра - ВНИИ технической физики  в  здании  328Б,  находящемся  в
   стадии  незавершенного  строительства.  Площадка  20 расположена в
   4,5 км  западнее  г.  Снежинска,  на  севере Челябинской области в
   районе предгорий, на склоне конусообразной возвышенности с уклоном
   около 11%  и представляет из себя врезанную в склон горизонтальную
   полку с отметкой 300 м,  выполненную в  полунасыпи  -  полувыемке.
   Выбор  места  размещения  исследовательского  комплекса,  основные
   решения по генеральному  плану  и  транспорту  приняты  исходя  из
   условий существующей застройки и максимально возможного сохранения
   ранее   принятых   проектных   решений   перспективного   развития
   предприятия.
       Площадка строительства находится в климатической  подзоне  1-В
   климатического    районирования.    Климат    -   континентальный,
   господствующие  ветры   -   западные   и   юго-западные.   Средняя
   температура  самого  холодного  месяца - 30° С.  Расчетная глубина
   промерзания - 1,9 м. Средняя  толщина  снежного  покрова - 520 мм,
   среднегодовой  слой  осадков  -  372 мм.  Район размещения объекта
   относится к сейсмоустойчивому, с малой вероятностью землетрясений.
   Грунтовые  воды  на  исследованных  глубинах  от  4  до  10  м  не
   встречены.  В гидрологическом отношении район  хорошо  развит.  На
   востоке на расстоянии 4 км расположено озеро Синара,  используемое
   для централизованного питьевого водоснабжения г.  Снежинска,  а на
   юго-востоке  в  8  км  -  озеро  Силач,  водоем рыбохозяйственного
   значения.  Территория,  прилегающая  к   площадке   строительства,
   покрыта  смешанным  с преобладанием деревьев хвойных пород.  Почвы
   региона - в основном суглинистые.
       В состав   первой   очереди  строительства  исследовательского
   комплекса входят:
       - реакторная установка, включающая собственно реактор, бассейн
   реактора,  систему  охлаждения   бассейна   реактора   в   составе
   теплообменного оборудования, насоса, трубопроводов и арматуры, АСУ
   ТП со средствами измерений, контроля и диагностики;
       - водяная  петлевая   установка   для   исследования   тяжелых
   аварийных режимов;
       - технологические   системы,   обеспечивающие    надежную    и
   безопасную эксплуатацию исследовательского комплекса.
       Для расширения      возможностей      реактора,      повышения
   информативности  проводимых  на   нем   экспериментов,   а   также
   гарантированного  обеспечения безопасности и надежности его работы
   планируется   оснащение   реакторной   установки   соответствующим
   стендовым и технологическим оборудованием.
       Доставка спецконтейнеров с компонентами реакторных  установок,
   подлежащих    исследованию    на   ИК   МИГР,   с   проектируемого
   железнодорожного  узла  перегрузки  в  здание   328Б   и   обратно
   предусматривается автотрейлером.
       Реактор МИГР сконструирован для работы в импульсном  режиме  с
   периодичностью  при  максимальном  энерговыделении  не чаще одного
   раза  в  неделю.  Длительность  импульса   нейтронного   излучения
   реактора  составляет  от  0,1  до 1000 с. при максимальном флюенсе
                                                       17  -2
   тепловых нейтронов в экспериментальном канале 3 х 10  см.
       Активная зона набирается из реакторного графита,  пропитанного
   ураном-235.  Импульс  инициируется  извлечением  из  активной зоны
   поглощающих стержней,  а гашение происходит за счет отрицательного
   температурного коэффициента реактивности.
       Основные проектные  решения  по  ИК  МИГР  основаны  на  опыте
   многолетней  эксплуатации реактора подобного типа в г.  Курчатове,
   Семипалатинской обл. (Республика Казахстан).
       В проектных    материалах   отмечено,   что   при   нормальной
   эксплуатации годовой выброс радионуклидов в атмосферу не  превысит
   0,01 Ки.  Годовые объемы образующихся жидких радиоактивных отходов
                                       -5           -2
   (ЖРО)  с  удельными  активностями 10   Ки/л и  10   Ки/л  составят
   соответственно  100  куб. м и 15 куб. м,  а  твердых радиоактивных
                                          -6
   отходов (ТРО) с удельной активностью 10  Ки/кг - до 200 кг.
       Санитарно-защитная зона   (СЗЗ)  от  существующих  производств
   площадки 20 установлена в 2,5 км. Размещение ИК МИГР в зд. 328Б не
   требует смещения установленных границ СЗЗ.  На территории площадки
   и СЗЗ действует система радиационного контроля предприятия.
   
                        Замечания и предложения
   
       Рассмотрев материалы  ТЭО   строительства   исследовательского
   комплекса с многоцелевым импульсным реактором, экспертная комиссия
   государственной  экологической  экспертизы   считает   необходимым
   высказать следующие замечания и предложения:
       1. Учитывая,  что  детальная  разработка  некоторых  вопросов,
   связанных    со   всем   циклом   строительства   и   эксплуатации
   исследовательского комплекса,  должна подробно быть проработана на
   этапе  проектной  документации,  экспертная  комиссия  рекомендует
   заказчику  документации  при  выдаче   технического   задания   на
   разработку  проекта  обратить  внимание на тщательную проработку в
   составе проектной документации транспортно-технологической системы
   перемещения ядерного топлива, обращения с радиоактивными отходами.
   (ТРО и ЖРО) и своевременное получение необходимых  согласований  с
   федеральными контролирующими и надзорными органами.
       2. На дальнейшей стадии проектирования ИК МИГР необходимо:
       обосновать безопасность следующих исходных событий:
       - падение груза при транспортных операциях;
       - затопление водой хранилища ядерных материалов;
       - возникновение пожара на различных объектах ИК МИГР;
       - аварий  на  объектах,   расположенных   в   непосредственной
   близости от ИК МИГР;
       - аварий на хранилище радиоактивных отходов;
       - взрыва;
       разработать систему учета и контроля ядерных материалов.
       3. В  материалах  отсутствуют   ссылки   на   основополагающие
   нормативные  документы,  такие как ФЗ "О радиационной безопасности
   населения", НРБ-96.
       4. В материалах ТЭО отсутствует характеристика демографических
   показателей,  таких как - плотность населения в наблюдаемой  зоне,
   численность населения, число населенных пунктов и т.д.
       5. Отсутствуют   данные    по    характеристике    организации
   мониторинга окружающей среды.
       6. Отсутствуют  данные  по  возможным  дозовым  нагрузкам   на
   население,   проживающее  в  наблюдаемой  зоне,  и  характеристика
   содержания радионуклидов в объектах окружающей среды.
       7. В  процессе  разработки  проектной  документации необходимо
   учесть дополнительное загрязнение  объектов  окружающей  среды  от
   действующего предприятия и получить разрешительную документацию на
   выбросы, сбросы и размещение отходов в установленном порядке.
       8. В   материалах   ТЭО  недостаточно  информации  об  опасных
   физико-геологических  процессах  и  явлениях,  нет   прогноза   их
   возможного развития в связи с врезом в склон холма "горизонтальной
   полки",  выполненной в  полунасыпи  -  полувыемке,  и  в  процессе
   эксплуатации ИК МИГР.
       9. Проектом  предполагается  для   поверхностного   водоотвода
   устройство   лотков  и  частичное  изменение  трассы  существующей
   нагорной канавы,  однако отсутствует  расчет  баланса  вод  (сток,
   испарение,  фильтрация).  Не  оценена опасность подтопления,  т.е.
   формирование техногенного водоносного горизонта на глубинах  менее
   3 м.
       10. Геологическое     строение     участка     предполагаемого
   строительства ИК МИГР в представленных материалах охарактеризовано
   неоднозначно:  коренные породы в одном случае называются сланцами,
   в другом - гнейсами. Следует уточнить тектоническую характеристику
   района предполагаемого строительства реактора.
       11. При  характеристике  гидрогеологических  условий  площадки
   отмечено,  что грунтовые воды на исследованных глубинах (4 - 10 м)
   не  встречены,  в  то же время отмечается,  что расчетный горизонт
   грунтовых  вод  принят  на  1,5  м  от  отметки  планировки.   При
   отсутствии сведений о глубине залегания уровня грунтовых вод цифра
   1,5 м от отметки планировки требует обоснования,  т.е.  необходима
   постановка  исследований  по  изучению  гидрогеологических условий
   площадки строительства (при этом  следует  учесть,  что  подземная
   часть здания будет располагаться на глубине 11 м).
       12. В  проектных  материалах   предусмотреть   создание   сети
   наблюдательных  скважин  за контролем состояния гидрогеологической
   среды в процессе эксплуатации ИК МИГР.
       13. В  представленных  материалах  не  приведены  интегральные
   объемы поступающих на  очистку,  состав  и  исходные  концентрации
   загрязняющих  веществ,  что  не  позволяет  в  полной мере оценить
   достаточность очистки.  Кроме того,  не  уточняется,  коэффициенты
   очистки  интегральные  или  касаются  одного загрязнения.  Поэтому
   сведения по газоочистке также  требуют  уточнения  при  дальнейшем
   проектировании.   Вызывают   досаду,   по-видимому,   опечатки   в
   разрешении,  выданном  на  выбросы   радионуклидов   ФУМБиЭП   при
   Минздравмедпроме    России:   Федеральному   ядерному   центру   -
   Всероссийскому  НИИ   технической   физики   разрешено   выбросить
   обедненного по   изотопу-235   урану  в  количестве   ~ 4000  тонн
   (двухгодовой объем производства урана в России).  В то же время  в
   этом разрешении  нет ни одного "осколочного" элемента,  такого как
   йод, стронций, цезий и др.
       14. Не  обосновано  и  неправомерно исключение из рассмотрения
   аварии, связанной с "запариванием" активной зоны.
       15. В ТЭО,  по-видимому, предполагается, что ввод реактивности
   для генерации мощного импульса будет производиться из критического
   состояния с уровня мощности 50 Вт, что исключает ввод реактивности
   большей 26,5 бета  . Ввиду   отсутствия в  ТЭО  тома  с  расчетами
                    эф
   динамики нельзя понять,  относится ли этот вывод и к случаю, когда
   реактор в  начальном  состоянии  глубоко  подкритичен,  а  уровень
   мощности  поддерживается  за  счет  внешнего источника - например,
   спонтанного деления в ТВС с выгоревшим топливом или с МОХтопливом.
   Необходимо  показать,  что в последнем случае также будет исключен
   ввод    реактивности   больше   26,5   бета    (меры  могут быть и
                                              эф
   техническими).
       16. Оценки ядерной безопасности проведены  в  ТЭО  только  для
   реактора  без ТВС в центральном канале.  Между тем число делений в
   полномасштабной ТВС сравнимо с числом делений во всей  АЗ,  и  это
   означает,  что  все  выводы  о  ядерной  безопасности  МИГР  могут
   оказаться необоснованными. В проектной документации обосновать.
       17. Возможность   полностью   перенести  вывод  об  отсутствии
   значимого  выхода  осколков  из  графита  АЗ  в  газовые  полости,
   полученный на ИГР, на МИГР не представляется доказанным, поскольку
   максимальная температура графита в последнем на  300°  С  выше.  В
   ОВОС рассмотрен только прямой выход осколков, между тем возможен и
   другой механизм - диффузионный,  а согласно с ним  выход  осколков
   экспоненциально растет с температурой.  Если не будет доказана его
   незначимость,  то все оценки радиационной безопасности, основанные
   на  интегральном  выходе 0,01 Ки, будут неверными, а последствия -
   более опасными.
       18. Представляется,  что  предполагающаяся  по  ТЭО  перевозка
   облученных полномасштабных ТВС (особенно с выгоревшим топливом)  в
   течение  40  (или  60)  лет  (в  разных  документах - разные сроки
   эксплуатации)   экологически   не   оправдана   и    целесообразно
   организовать  разделку  и изучение последствий облучения на той же
   площадке во ВНИИТФ.
       19. Для   планирования   процедуры  снятия с эксплуатации МИГР
                                                               14
   желательно  оценить  интегральную  активность  радионуклида   C  в
   графите,  от нее зависят методы обращения с  ним  после  остановки
   МИГР.
       20. В  проекте  уточнить  СЗЗ  и  определить зону наблюдения с
   оценкой дополнительного риска для проживающих в зоне наблюдения  и
   работающих в СЗЗ, а также компенсаций за дополнительный риск.
       21. При разработке проектной документации внести дополнения  в
   балансовые   схемы водопотребления - водоотведения  и  образования
   отходов.
   
                                 Выводы
   
       1. В   целях  повышения  экологической  безопасности  объектов
   атомной    энергетики    комиссия    поддерживает    необходимость
   проектирования  и  строительства  ИК  МИГР и отмечает допустимость
   воздействия исследовательского комплекса на  окружающую  природную
   среду.
       2. Экспертная комиссия, рассмотрев материалы ТЭО строительства
   исследовательского  комплекса  с  МИГР, считает возможным одобрить
   ТЭО.
       3. При  разработке  следующего  этапа  документации  - проекта
   строительства исследовательского комплекса с МИГР учесть замечания
   и предложения экспертной комиссии, изложенные в данном заключении.
       4. Заказчику документации  разработать  "План  мероприятий  по
   устранению замечаний и предложений по ТЭО строительства ИК МИГР" и
   представить    его    до    01.01.97    федеральному    специально
   уполномоченному  государственному  органу  в области экологической
   экспертизы для контроля.
   
                                                         Руководитель
                                                           Ю.И. ЕРШОВ
   
                                             Заместитель Руководителя
                                                       Ю.Г.СУРЖИНСКИЙ
   
                                              Ответственный секретарь
                                                         Н.А.БУТЫГИНА
   
                                                      Члены комиссии:
                                                         В.М.БОЧКАРЕВ
                                                          В.Д.ДАВЫДЮК
                                                           Н.Н.ЕГОРОВ
                                                          В.М.ИРЮШКИН
                                                          В.В.КИСЕЛЕВ
                                                        Е.С.МАТУСЕВИЧ
                                                       И.С.СЕРЕБРЯКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное