Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 71-Г05-12 ОТ 29.09.2005 ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЯЗАНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ИСКЛЮЧИТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИЗ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ В СООТВЕТСТВИИ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЛИЦА, НАХОДЯЩИЕСЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ПОДЧИНЕНИИ У КАНДИДАТОВ, НЕ МОГУТ БЫТЬ ЧЛЕНАМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 29 сентября 2005 года
   
                                                      Дело N 71-Г05-12
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Харланова В.А.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  Б.
   о   признании   незаконным   бездействия   избирательной   комиссии
   Калининградской  области  по  кассационной  жалобе  Т.  на  решение
   Калининградского областного суда от 9 сентября 2005  года,  которым
   постановлено:   заявление   Б.  удовлетворить   частично,   обязать
   избирательную  комиссию  Калининградской области  исключить  Т.  из
   числа     членов     территориальной     избирательной     комиссии
   Зеленоградского  района с правом решающего голоса, обратив  решение
   суда в этой части к немедленному исполнению;
       заявление   Б.   в   части  признания  незаконным   бездействия
   избирательной  комиссии Калининградской области в части  исключения
   Т.    из    состава    территориальной    избирательной    комиссии
   Зеленоградского  района  с  правом решающего  голоса  оставить  без
   удовлетворения.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.
   Еременко, объяснения представителя Т. по доверенности Д.В. Иванова-
   Денисова,  поддержавшего  доводы  кассационной  жалобы,  заключение
   помощника   Генерального   прокурора  Российской   Федерации   Е.Л.
   Воскобойниковой,  полагавшей  решение  подлежащим  оставлению   без
   изменения,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Б.  обратился в суд с заявлением, указав, что в соответствии  с
   решением  избирательной  комиссии  Калининградской  области  от  19
   ноября  2002 года N 273 "О назначении председателей территориальных
   избирательных  комиссий" Т. назначен председателем  территориальной
   избирательной     комиссии    Зеленоградского    района     (членом
   избирательной  комиссии  с правом решающего  голоса),  хотя  он  же
   является   директором  МУП  "Зеленоградская  чистота",  учредителем
   которого   является   муниципальное   образование   "Зеленоградский
   район",   а   непосредственным  руководителем  Т.  является   глава
   муниципального  образования "Зеленоградский  район"  Губаров  В.Г.,
   который   обладает   в   отношении  Т.  полным   объемом   властно-
   распорядительных полномочий - право приема на работу и  увольнения,
   поощрения   и  применения  дисциплинарных  взысканий,  в   пределах
   должностных  полномочий  вправе издавать  приказы  и  распоряжения,
   обязательные для исполнения Т.
       В  связи  с назначенными на 9 октября 2005 года выборами  главы
   муниципального  образования "Зеленоградское  городское  поселение",
   глава  муниципального  образования "Зеленоградский  район"  Губаров
   В.Г.  уведомил  26 августа 2005 года территориальную  избирательную
   комиссию  Зеленоградского района о своем  намерении  участвовать  в
   данных выборах.
       Заявитель  исходил  из  того,  что исполнение  Т.  обязанностей
   председателя  ТИК  Зеленоградского  района  противоречит   ст.   29
   Федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права  на  участие в референдуме граждан Российской  Федерации",  а
   также  ст.  27  Закона  Калининградской  области  "О  выборах  глав
   муниципальных   образований  и  других  выборных  должностных   лиц
   местного самоуправления Калининградской области", в соответствии  с
   которыми  членами избирательных комиссий с правом решающего  голоса
   не  могут  быть лица, находящиеся в непосредственном  подчинении  у
   кандидатов.
       Избирательная   комиссия  Калининградской   области,   в   чьей
   компетенции находится решение вопроса об исключении Т.  из  состава
   территориальной  избирательной  комиссии  Зеленоградского   района,
   каких-либо  мер  по данному вопросу не принимает,  в  связи  с  чем
   заявитель  просил  признать  незаконным  бездействие  избирательной
   комиссии  Калининградской области в части исключения Т. из  состава
   территориальной  избирательной комиссии  Зеленоградского  района  с
   правом   решающего   голоса   и  обязать   избирательную   комиссию
   Калининградской    области   исключить   Т.   из    числа    членов
   территориальной  избирательной комиссии  Зеленоградского  района  с
   правом решающего голоса.
       В  судебном заседании Б. поддержал заявление в части возложения
   на   избирательную  комиссию  Калининградской  области  обязанности
   исключить   Т.   из  числа  членов  территориальной   избирательной
   комиссии  Зеленоградского района с правом решающего  голоса  и  дал
   объяснения в соответствии с вышеизложенным.
       Представитель избирательной комиссии Калининградской области по
   доверенности   Барсков  И.Г.  требования  заявителя   не   признал,
   пояснил,   что   об  изложенном  в  заявлении  факте  избирательной
   комиссии  области стало известно 30 августа 2005  года  в  связи  с
   обращением    исполняющего   обязанности    главы    муниципального
   образования "Зеленоградский район" Кошевого С.А., а также  в  связи
   с  поступившим  31  августа 2005 года заявлением  Б.  об  указанных
   обстоятельствах. В соответствии со ст. 78 Федерального  закона  "Об
   основных  гарантиях..."  срок рассмотрения указанных  обращений  не
   должен превышать 10 дней. Но поскольку Б. обратился с заявлением  в
   суд,   согласно   ч.  9  ст.  75  ФЗ  "Об  основных   гарантиях..."
   избирательная  комиссия  приостановила  рассмотрение  обращений  до
   рассмотрения заявления судом. Также указывал, что заявление  Б.  не
   подлежит удовлетворению по существу, поскольку он не привел, в  чем
   же  заключается нарушение его избирательных прав. Кроме того, глава
   администрации  муниципального  образования  "Зеленоградский  район"
   Губаров  В.Г. ушел в отпуск в связи с участием в выборах  и  Т.  на
   период  отпуска не находится у него в подчинении. Сам Т.  подал  30
   августа  2005  года  заявление об увольнении с работы  с  должности
   руководителя  МУП "Зеленоградская чистота" по собственному  желанию
   с 31 августа 2005 года.
       Представитель    администрации    муниципального    образования
   "Зеленоградский район" по доверенности Андронов Р.А.  согласился  с
   заявлением  Б.  в  части  необходимости возложения  обязанности  на
   избирательную  комиссию  Калининградской области  исключить  Т.  из
   членов   территориальной  избирательной  комиссии   Зеленоградского
   района и дал объяснения, соответствующие объяснениям заявителя.
       Представитель   Т.  по  доверенности  Иванов-Давыдов   Д.В.   с
   требованиями Б. не согласился, пояснив, что заявитель не указал,  в
   чем  заключается нарушение его прав. Губаров В.Г.,  у  которого  Т.
   находился в непосредственном подчинении, в настоящее время  ушел  в
   отпуск  в  связи  с  участием в предстоящих  выборах  и  основание,
   предусмотренное  подпунктом  "л"  ч.  1  ст.  29  ФЗ  "Об  основных
   гарантиях...", препятствующее Т. занимать должность председателя  и
   члена  территориальной избирательной комиссии, отпало. Кроме  того,
   30  августа 2005 года он подал заявление об увольнении с  должности
   руководителя МУП "Зеленоградская чистота" с 31 августа 2005 года  в
   соответствии  с  ч.  3  ст.  80 Трудового  кодекса  РФ  в  связи  с
   допускавшимися  ранее  нарушениями  трудового  законодательства   в
   отношении  его  со стороны руководителя муниципального  образования
   Губарова В.Г., но в увольнении ему было необоснованно отказано.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Т. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить
   и  принять  новое,  которым  отказать в  удовлетворении  заявления.
   Проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы  кассационной   жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       В    соответствии    с    решением    избирательной    комиссии
   Калининградской  области  от 19 ноября  2002  года  N  273  Т.  был
   назначен   председателем  территориальной  избирательной   комиссии
   Зеленоградского района.
       Как  видно  из дела, Т. назначен директором МУП "Зеленоградская
   чистота".
       Губаров  В.Г., глава муниципального образования "Зеленоградский
   район",   в  непосредственном  подчинении  которого  был  Т.,   был
   зарегистрирован   кандидатом  на  должность  главы   муниципального
   образования "Зеленоградское городское поселение".
       В  соответствии  с  пунктом "л" ч. 1 ст.  29  ФЗ  "Об  основных
   гарантиях...",  а  также в соответствии с  п.  "к"  ст.  27  Закона
   Калининградской    области    "О   выборах    глав    муниципальных
   образований..."  членами избирательных комиссий с правом  решающего
   голоса  не  могут  быть лица, которые находятся в  непосредственном
   подчинении у кандидатов.
       Под  непосредственным подчинением в указанных  правовых  нормах
   понимаются  служебные отношения между руководителем и  подчиненным,
   при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-
   распорядительными  полномочиями, то  есть  имеет  право  приема  на
   работу   и  увольнения  подчиненного  или  в  пределах  должностных
   полномочий  вправе отдавать ему приказы, распоряжения  и  указания,
   обязательные  для  исполнения, поощрять и применять  дисциплинарные
   взыскания.
       Суд пришел к выводу о том, что такие отношения существуют между
   главой  муниципального образования "Зеленоградский район" Губаровым
   В.Г.  и  директором  МУП "Зеленоградская чистота"  Т.,  являющегося
   одновременно    и   председателем   территориальной   избирательной
   комиссии  Зеленоградского  района с правом  решающего  голоса  и  в
   связи  с  тем,  что Губаров В.Г. в настоящее время  зарегистрирован
   кандидатом    на   должность   главы   муниципального   образования
   "Зеленоградское   городское   поселение",   Т.,    находящийся    в
   непосредственном   подчинении  у   Губарова   В.Г.   как   директор
   муниципального  предприятия, не может быть председателем  и  членом
   территориальной  избирательной  комиссии  Зеленоградский  район   с
   правом решающего голоса.
       При   таком  положении  то  обстоятельство,  что  Т.   занимает
   должности    председателя    и   члена    избирательной    комиссии
   Зеленоградского   района,   является   нарушением    избирательного
   законодательства и нарушает права зарегистрированных кандидатов  на
   должность    главы   муниципального   образования   "Зеленоградское
   городское поселение", в том числе и Б.
       С  учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что необходимо
   возложить   на   избирательную  комиссию  Калининградской   области
   обязанность   исключить  Т.  с  должности  председателя   и   члена
   избирательной  комиссии Зеленоградского района с  правом  решающего
   голоса.
       Ссылка на то, что глава муниципального образования Губаров В.Г.
   ушел  в  отпуск  в  связи с участием в выборах на  должность  главы
   муниципального образования в соответствии с требованиями ч.  2  ст.
   40   ФЗ   "Об   основных  гарантиях..."  и  ч.  2  ст.  38   Закона
   Калининградской    области    "О   выборах    глав    муниципальных
   образований...",  не  свидетельствует  о  том,  что   Т.,   который
   находится  в  подчинении Губарова В.Г., вправе  занимать  должности
   председателя   и   члена  территориальной  избирательной   комиссии
   Зеленоградского района.
       Суд правильно указал в решении, что не может служить основанием
   к  отказу в удовлетворении заявления и то обстоятельство, что Т. 30
   сентября 2005 года подал заявление об увольнении с 31 августа  2005
   года  с должности директора МУП "Зеленоградская чистота", поскольку
   в   настоящее   время  с  работы  он  не  уволен  и,  как   пояснил
   представитель     администрации     муниципального      образования
   "Зеленоградский район" в судебном заседании, может  быть  уволен  в
   соответствии  со ст. 280 Трудового кодекса РФ, по истечении  месяца
   со дня подачи заявления.
       Вместе  с  тем  суд  правильно  пришел  к  выводу  о  том,  что
   требования  Б.  о  признании  незаконным бездействия  избирательной
   комиссии  Калининградской области в части исключения Т. из  состава
   территориальной  избирательной комиссии  Зеленоградского  района  с
   правом решающего голоса, удовлетворению не подлежат, тем более  что
   Б. не поддержал их в суде.
       Губаров  В.Г., глава муниципального образования "Зеленоградский
   район",   был   зарегистрирован  кандидатом  на   должность   главы
   муниципального образования 1 сентября 2005 года, и только  с  этого
   времени  появились предусмотренные законом основания для исключения
   Т.   с   должности  председателя  и  члена  избирательной  комиссии
   Зеленоградского района с правом решающего голоса.
       Избирательная комиссия Калининградской области 31 августа  2005
   года  приостановила рассмотрение вопроса о правомочности исполнения
   Т.    должности    председателя   Зеленоградской    территориальной
   избирательной  комиссии  до  разрешения  его  судом,  поскольку  Б.
   первоначально  обратился  с  заявлением в  Зеленоградский  районный
   суд, а 1 сентября 2005 года - в Калининградский областной суд.
       С  заявлением в избирательную комиссию Калининградской  области
   Б. обратился 31 августа 2005 года.
       Суд  правильно  указал  в  решении, что действия  избирательной
   комиссии  Калининградской области соответствуют  требованиям  ч.  9
   ст.  75  ФЗ "Об основных гарантиях...", в соответствии с которой  в
   случае  принятия  жалобы к рассмотрению судом и обращения  того  же
   заявителя  с  аналогичной  жалобой в соответствующую  комиссию  эта
   комиссия   приостанавливает  рассмотрение  жалобы   до   вступления
   решения суда в законную силу.
       Довод  в  жалобе  о  том, что Губаров В.Г. на время  проведения
   выборов находился в отпуске, не опровергает вывода суда о том,  что
   в  силу  ст.  29  Федерального  закона "Об  основных  гарантиях..."
   запрещено  членство  в избирательной комиссии  с  правом  решающего
   голоса   лицам,   находящимся  в  непосредственном   подчинении   у
   кандидатов.
       Другие  доводы кассационной жалобы были предметом  рассмотрения
   суда и не нашли своего подтверждения.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Калининградского областного суда от  9  сентября  2005
   года  оставить  без  изменения,  а кассационную  жалобу  Т.  -  без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
Разное