МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 2 июня 2006 г. N МГ-02-54/3796
ПО ВОПРОСУ ПОЛНОМОЧИЙ РАБОТНИКОВ ЛЕСХОЗОВ
ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ НЕЗАКОННЫХ РУБОК
В связи с запросами, поступающими из территориальных органов
Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу полномочий
работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок после
вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29
декабря 2004 года N 199-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации
(далее - Кодекс), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает
следующее.
В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс, работники
лесхозов федерального органа исполнительной власти в области
лесного хозяйства не являются должностными лицами государственной
лесной охраны Российской Федерации, утратили право осуществлять
государственный контроль за состоянием, использованием, охраной,
защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; составлять
протоколы об административных правонарушениях в области
использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов; осуществлять производство по делам об административных
правонарушениях; изымать у граждан в соответствующих случаях
добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, транспортные
средства; производить в соответствии с законодательством
Российской Федерации досмотр транспортных средств, иных объектов.
Вместе с тем статьей 92 Кодекса определено, что охрана и защита
лесов, в том числе от незаконных порубок, осуществляется и
лесхозами федерального органа исполнительной власти в области
лесного хозяйства.
На основании Устава, утвержденного Приказом Федерального
агентства лесного хозяйства от 29.03.2005 N 45, лесхозы в
соответствии с возложенными на них задачами выступают на правах
собственника лесного фонда; осуществляют мероприятия по охране
лесов от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений
установленного порядка лесопользования и других действий,
причиняющих вред лесному фонду, а также имеют право направлять
материалы о нарушении лесного законодательства в Федеральную
службу по надзору в сфере природопользования, в органы внутренних
дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный
суд иски о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о
взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при
отпуске древесины на корню в лесах (п. 2.3.1; 3.1.5 Устава).
По вопросу охраны лесов от незаконных рубок следует
руководствоваться письмом Рослесхоза от 11.03.2005 N МГ-02-46/993
(разъяснение по поводу охраны лесов от незаконных рубок лесхозами
и иными организациями Рослесхоза). Все действия по определению
объема лесонарушения и размера суммы ущерба; предоставление
сведений о лесонасаждении; оформление выкопировки из плана
лесонасаждения с нанесением на нее границ участка лесного фонда и
указанием места совершения лесонарушения осуществляются лесхозами.
Согласно статьям 27.10, 27.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях к органам, уполномоченным
рассматривать дела об административных правонарушениях за
незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев,
кустарников и лиан, а также производить изъятие вещей, являющихся
орудиями совершения или предметами административного
правонарушения, относятся органы внутренних дел (милиция) и
органы, на которые возложен контроль за соблюдением
законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и
лесов, не входящих в лесной фонд (Росприроднадзор).
Напоминаем, что лесхозам необходимо своевременно направлять все
материалы о лесонарушениях в территориальные органы федерального
органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования
и правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к
административной и уголовной ответственности.
При осуществлении вышеуказанными органами производства по делам
об административных правонарушениях принимается и в постановлении
указывается решение о судьбе изъятой древесины, а также о
древесине, на которую наложен арест. При этом древесина подлежит
возвращению законному владельцу, от лица которого выступает
лесхоз.
В случае, когда лесонарушение имеет признаки уголовно
наказуемого деяния, даже если лесонарушитель не установлен,
вещественные доказательства, которые служили орудиями преступления
или сохранили на себе следы преступления, в соответствии со
статьей 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
(далее - УПК РФ), соответствующим постановлением приобщаются к
уголовному делу. Решение о судьбе вещественных доказательств
(древесины) принимается судом и должностными лицами,
осуществляющими уголовное судопроизводство в соответствии со
статьями 82, 309 УПК РФ. Лесхозам надлежит в установленном порядке
своевременно обращаться в суд и к должностным лицам,
осуществляющим уголовное судопроизводство, с ходатайствами по
передаче незаконно заготовленной древесины в распоряжение
лесхозов.
В соответствии со статьей 309 УПК РФ в результативной части
приговора должно содержаться решение о распределении
процессуальных издержек, к которым в соответствии со статьей 131
УПК РФ в том числе относятся суммы, израсходованные на хранение
вещественных доказательств.
Расходы, связанные с хранением и реализацией незаконно
заготовленной древесины, должны компенсироваться в соответствии с
Положением о хранении и реализации предметов, являющихся
вещественными доказательствами, хранение которых до окончания
уголовного дела или при уголовном деле затруднено, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа
2002 г. N 620.
Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (ст. 24.7) также предусмотрено компенсирование
издержек - сумм, израсходованных на хранение, перевозку
вещественных доказательств.
В случаях, если незаконно заготовленная древесина не была
приобщена к уголовному делу либо к делу об административном
правонарушении в качестве вещественного доказательства, и если на
нее не был наложен арест, то она поступает в распоряжение лесхоза
в соответствии с п. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах
Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551. Реализация
поступившей в распоряжение лесхоза древесины производится
лесхозами в установленном порядке.
Все затраты по трелевке, разделке и вывозке незаконно
заготовленной древесины, по мнению Рослесхоза, должны
компенсироваться в порядке, предусмотренном ст. 24.7 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель руководителя
М.Д.ГИРЯЕВ
|