ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 17 марта 2006 г. N 56
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В целях обеспечения законности в вопросах привлечения к
административной ответственности юридических лиц приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по делам об
административной ответственности юридических лиц (прилагаются).
2. Руководителям структурных подразделений Инспекции обеспечить
практическое применение Методических рекомендаций при
осуществлении надзорно-контрольной деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя руководителя Инспекции Миронова В.П.
4. Отделу кадров, оргработы и хозяйственного обеспечения (Е.Н.
Шароварова) ознакомить с настоящим приказом всех сотрудников
Инспекции.
Руководитель Инспекции
В.В. Панкратов
Утверждены
приказом Государственной
инспекции труда
в Московской области
от 17 марта 2006 г. N 56
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Общие положения
1.1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 Гражданского кодекса РФ).
1.2. Юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта
Российской Федерации предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от
него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
1.3. Назначение административного наказания юридическому лицу
не освобождает от административной ответственности за данное
правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к
административной или уголовной ответственности физического лица не
освобождает от административной ответственности за данное
правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
1.4. Юридические лица подлежат административной ответственности
за совершение административных правонарушений в случаях,
предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст.
2.10 КоАП РФ).
1.5. В случае если в статьях разделов 1, 3, 4, 5 КоАП РФ не
указано, что установленные данными статьями нормы применяются
только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные
нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и
юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные
нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу
(ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).
1.6. При назначении административного наказания юридическому
лицу учитываются характер совершенного им административного
правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического
лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.
3 ст. 4.1 КоАП РФ).
2. Особенности возбуждения дел об административной
ответственности юридических лиц
2.1. Обстоятельства, исключающие производство по делу об
административном правонарушении, перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ.
Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию
не подлежит. При отсутствии обстоятельств, перечисленных в ст.
24.5 КоАП РФ, государственный инспектор труда обязан возбудить
дело об административном правонарушении.
2.2. При доказанности события административного правонарушения
и отсутствии оснований, исключающих производство по делу,
государственный инспектор труда обязан оформить протокол об
административном правонарушении. Сведения, перечисленные в ч. 2
ст. 28.2 КоАП РФ, указываются им в протоколе об административном
правонарушении в полном объеме. Протокол об административном
правонарушении составляется немедленно после выявления совершения
административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).
2.3. При отсутствии в действиях юридического лица состава
административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ или
наличии других оснований, исключающих производство по делу,
государственный инспектор труда в соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ
выносит постановление о прекращении производства в отношении
юридического лица с одновременным возбуждением дела об
административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ) в отношении
физического лица, которое рассматривает в установленном законом
порядке.
2.4. Обжалование, в том числе и судебное, составленных
инспектором актов (протоколов) не является основанием для
приостановления производства по делу об административном
правонарушении.
2.5. При рассмотрении поступивших из прокуратуры или других
органов административных материалов в отношении физических лиц
государственный инспектор труда в обязательном порядке решает
вопрос о привлечении к административной ответственности
юридических лиц.
2.5.1. При наличии оснований государственный инспектор труда в
соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящих Методических
рекомендаций возбуждает дело об административном правонарушении и
оформляет протокол в отношении юридического лица.
2.6. Направляя в органы прокуратуры материал для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела (в отношении физического
лица) по факту выявленного нарушения законодательства о труде или
его охраны, государственный инспектор труда решает вопрос о
привлечении к административной ответственности юридических лиц.
2.6.1. При наличии оснований государственный инспектор труда в
соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящих Методических
рекомендаций возбуждает дело об административном правонарушении и
оформляет протокол в отношении юридического лица.
2.6.2. Направление материалов в органы прокуратуры без решения
вопроса о привлечении к административной ответственности
юридического лица не допускается.
2.7. При получении из органов прокуратуры уведомлений о
возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного
дела по материалам, направленным в органы прокуратуры до
утверждения настоящих Методических рекомендаций, государственный
инспектор труда решает вопрос о привлечении к административной
ответственности юридических лиц.
2.7.1. При наличии оснований государственный инспектор труда в
соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящих Методических
рекомендаций возбуждает дело об административном правонарушении и
оформляет протокол в отношении юридического лица.
2.8. Решение вопроса о привлечении к административной
ответственности юридических лиц по материалам расследования
несчастных случаев со смертельным исходом и/или в отношении
несовершеннолетних работников является обязательным.
2.9. Нахождение юридического лица в любой стадии банкротства не
является препятствием для его привлечения к административной
ответственности.
2.9.1. Особый порядок привлечения к административной
ответственности арбитражных управляющих не распространяется на
порядок привлечения к административной ответственности юридических
лиц, проходящих процедуру банкротства.
2.9.2. При наличии оснований государственный инспектор труда в
соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящих Методических
рекомендаций возбуждает дело об административном правонарушении и
оформляет протокол в отношении юридического лица, проходящего
процедуру банкротства.
|