ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 1998 г. N ГКПИ98-562
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
адвоката Левковского В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению генерального директора общества с ограниченной
ответственностью "Ютта" Никифорова Андрея Михайловича о признании
недействительным Постановления Правительства Российской Федерации
от 3 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о
лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации",
установил:
генеральный директор ООО "Ютта" Никифоров А.М. обратился в суд
с заявлением о признании недействительным Постановления
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 "Об
утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в
Российской Федерации".
В судебном заседании Никифоров А.М. пояснил, что 29 июня 1998
года был осужден Гагаринским межмуниципальным судом г. Москвы по
ст. 171 ч. 2 п. "б" УК Российской Федерации к 6 месяцам лишения
свободы условно с испытательным сроком один год.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от
9 сентября 1998 года приговор оставлен без изменения.
Признавая его виновным в осуществлении предпринимательской
деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое
разрешение (лицензия) обязательно, суд сослался на Постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 "Об
утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в
Российской Федерации".
Между тем, издавая Постановление об ограничении права на
занятие ветеринарной деятельностью, Правительство Российской
Федерации превысило свои полномочия, т.к. в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством
введение такого рода ограничений в отношении юридических лиц может
быть произведено только федеральным законом, а не подзаконным
нормативным актом Правительства.
Согласно ч. 3 п. 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской
Федерации перечень ограничений видов деятельности юридических лиц
(лицензирование) определяется только законом.
На основании ст. 6 Федерального закона "О введении в действие
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30
ноября 1994 года N 52-ФЗ гл. 4 Гражданского кодекса Российской
Федерации, посвященная юридическим лицам, введена в действие со
дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994
года.
Следовательно, Постановление Правительства Российской Федерации
от 3 апреля 1996 года N 393 не должно применяться, поскольку,
начиная с 8 декабря 1994 года, ограничение этого вида деятельности
в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации должно
определяться только законом.
Данное обстоятельство закреплено в п. 19 совместного
Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года
N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации".
После 3 октября 1998 года, дня официального опубликования
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности", которым предусмотрено лицензирование ветеринарной
деятельности, это Постановление Правительства Российской Федерации
может применяться.
В результате допущенных Правительством Российской Федерации
конституционных нарушений были существенно ущемлены его права и
свободы как руководителя - юридического лица, выразившиеся в
ограничении предпринимательской деятельности и осуждении.
По поручению Правительства Российской Федерации представитель
Минроссельхозпрода России Шатохин Ю.Е. пояснил в суде, что
оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации от 1
апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании
ветеринарной деятельности в Российской Федерации" является
законным. Оно издано во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418, которым были
установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию, и
ведомства обязаны были подготовить положения о лицензировании
соответствующих видов деятельности.
В п. 1 Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в
Российской Федерации указано, что лицензия выдается на
осуществление ветеринарной лечебно-профилактической, лабораторно-
диагностической деятельности, а также на:
производство и реализацию препаратов ветеринарного назначения,
изготовляемых предприятиями, лабораториями, цехами;
производство и реализацию кормов, добавок, в том числе
нетрадиционных, минерально-витаминных подкормок для животных,
изготавливаемых предприятиями, лабораториями, цехами;
реализацию лекарственных средств для ветеринарных целей,
биологических препаратов, зоогигиенических средств и атрибутов
зооветеринарного назначения.
В ряде случаев предъявляются необоснованные требования по
лицензированию к юридическим и физическим лицам, которые
занимаются торговлей, кормами для животных, хотя это не относится
к ветеринарной деятельности согласно Закону Российской Федерации
"О ветеринарии".
Выслушав заявителя Никифорова А.М., адвоката Левковского В.К.,
представляющего его интересы, представителя Минроссельхозпрода
России Шатохина Ю.Е., исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Федотовой А.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявления.
В соответствии с разъяснением, данным п. 19 Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8
"О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации", после введения в
действие Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию,
могут устанавливаться только законом.
Часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации введена в
действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для
которых Федеральным законом "О введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации" установлены иные сроки
введения в действие.
Так, согласно ст. 6 названного Закона глава 4 "Юридические
лица" части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации введена в
действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8
декабря 1994 года. Однако данная глава не регулирует институт
лицензионной деятельности.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусмотрено принятие закона о лицензировании.
До введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации перечень видов деятельности, на осуществление которых
требуется лицензия, определялся Правительством Российской
Федерации.
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
предоставил Совету Министров РСФСР право определять перечень
отдельных видов деятельности, которые могут осуществляться
предприятием только на основании специального разрешения
(лицензии).
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
признан утратившим силу с 1 января 1995 года.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется
лицензия, утвержден Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418.
Утвержденный Перечень видов деятельности, на осуществление
которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение
лицензионной деятельности (приложение N 1 к Постановлению
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418)
предусматривает лицензирование ветеринарной деятельности органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 4 Федерального закона "О введении
в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
перечень лицензированных видов деятельности (при отсутствии
федерального закона) определялся на территории Российской
Федерации названным Постановлением, т.к. Федеральный закон
Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов
деятельности" вступил в силу только с 3 октября 1998 года.
Правительство Российской Федерации 24 декабря 1994 года
Постановлением N 1418 "О лицензировании отдельных видов
деятельности" утвердило:
1. Порядок ведения лицензионной деятельности.
2. Перечень видов деятельности, на осуществление которых
требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение
лицензионной деятельности.
Пунктом 10 названного Постановления поручалось федеральным
органам исполнительной власти, указанным в приложении N 2 к
настоящему Постановлению, разработать и представить в
Правительство Российской Федерации проекты положений о
лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемом
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании представитель Правительства
Российской Федерации Шатохин Ю.Е., во исполнение данного поручения
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации подготовило проект Положения о лицензировании
ветеринарной деятельности в Российской Федерации, который был
утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
апреля 1996 года N 393.
Данное Положение определяет порядок лицензирования ветеринарной
деятельности.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что Правительство
Российской Федерации, принимая Постановление от 3 апреля 1996 года
N 393,превысило свои полномочия и издало незаконный правовой акт,
нарушающий права и свободы заявителя,являются несостоятельными.
Ссылка заявителя о том, что он необоснованно привлечен к
уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, не
может служить основанием к отмене правительственного
Постановления, т.к. заявитель не лишен возможности обжаловать
состоявшиеся судебные постановления в порядке, установленном
уголовно-процессуальным законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный
Суд Российской Федерации
решил:
заявление генерального директора общества с ограниченной
ответственностью "Ютта" Никифорова Андрея Михайловича о признании
недействительным Постановления Правительства Российской Федерации
от 3 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о
лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации"
оставить без удовлетворения.
Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не
подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
|