ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2000 г. N ГКПИ99-881
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Зайцева В.Ю.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Белан М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Г. о признании недействительными части 1 пункта 1
распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г.
N 942-р и пунктов 4, 5 Указания Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О
таможенном оформлении товаров",
установил:
пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15
июня 1999 года N 942-р Государственному таможенному комитету
России поручено обеспечить выдачу в установленном порядке
паспортов транспортных средств при ввозе на территорию Российской
Федерации с территории Республики Белоруссии транспортных средств,
подлежащих государственной регистрации в Российской Федерации (код
ТН ВЭД СНГ 8701, 8702, 8703, 8704, 8705, 8711, 8716). В преамбуле
данного распоряжения указано, что оно принято в целях упорядочения
государственной регистрации на территории Российской Федерации
транспортных средств, ввозимых с территории Республики Белоруссия
и происходящих с территории третьих стран, до унификации
таможенного законодательства Российской Федерации и Республики
Белоруссия.
Абзацем 5 пункта 4 Указания Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О
таможенном оформлении товаров" (далее - Указание) предусмотрено,
что статус товаров, происходящих с территории иного, чем
Республика Беларусь, государства, выпущенных для свободного
обращения на территории Республики Беларусь, должен быть
подтвержден для таможенных целей экземпляром грузовой таможенной
декларации с отметками таможенных органов Республики Беларусь о
выпуске товаров для свободного обращения и уплате таможенных
платежей, а также документом, свидетельствующим о перечислении
уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов на расчетный счет
представительства таможенной службы Российской Федерации при
таможенной службе Республики Беларусь.
Абзацами 1 и 2 пункта 5 Указания установлено, что в отношении
товаров, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1, не
осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль при
условии подтверждения статуса товаров в соответствии с пунктом 4
настоящего акта. Во всех остальных случаях, в том числе указанных
в подпункте "г" пункта 1, применяются правила производства
таможенного оформления и проведения таможенного контроля,
определенные таможенным законодательством Российской Федерации (к
товарам, указанным в подпункте "в" пункта 1, относятся товары,
происходящие с территории иного, чем Республика Беларусь,
государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых
причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы
таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет Республики Беларусь).
Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о
признании недействительными части 1 пункта 1 распоряжения
Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р и
пунктов 4, 5 вышеназванного Указания Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 года. В
обоснование жалобы заявительница ссылалась на то, что оспариваемые
ею положения правовых актов не соответствуют международным
договорам между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и
неправомерно возлагают на граждан Российской Федерации обязанность
по уплате таможенных пошлин при ввозе на территорию России
транспортных средств, выпущенных в свободное обращение на
территории Республики Беларусь. В частности, она лишена
возможности без уплаты таможенных платежей получить в дар от
своего брата, гражданина Белоруссии, легковое транспортное
средство иностранного производства, 1987 года выпуска, ввезенное
им для собственных целей на территорию Белоруссии в 1997 году,
поставленное на учет в ГАИ г. Минска и выпущенное в свободное
обращение на территории Белоруссии.
В дальнейшем заявительница уточнила свои требования и просила
признать недействительным распоряжение Правительства Российской
Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р в части положений "...до
унификации таможенного законодательства Российской Федерации и
Республики Белоруссия" и "ГТК России обеспечить выдачу в
установленном порядке...". Унификация законодательства, по мнению
заявительницы, не может применяться по отношению к гражданам
России и Белоруссии в части ущемления их законных прав, так как
связана прежде всего с правами и обязанностями хозяйствующих
субъектов. Г. также полагает, что, не установив соответствующего
порядка выдачи паспортов транспортных средств, ввозимых с
территории Республики Белоруссия и происходящих с территории
третьих стран, Правительство России не могло поручать ГТК
Российской Федерации устанавливать данный порядок.
Указание ГТК Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. Г.
просила признать недействительным в части следующих положений:
пункт 4 - "...должен быть подтвержден отметками таможенных
органов Российской Федерации и документом, свидетельствующим о
перечислении уплаченных сумм таможенных пошлин на расчетный счет
представительства ГТК Российской Федерации в Республике
Белоруссия";
пункт 5 - "...таможенное оформление осуществляется только при
условии подтверждения статуса товара в соответствии с пунктом 4
названного Указания".
Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представители
Правительства Российской Федерации и Государственного таможенного
комитета Российской Федерации Бехер В.Г., Наумов А.А. и Истомин
С.И., Министерства юстиции Российской Федерации Соловьева Л.В. в
судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы
заявительницы, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для ее
удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных органов,
изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей жалобу
заявительницы удовлетворить в части оспаривания Указания ГТК
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации находит,
что жалоба Г. подлежит частичному удовлетворению по следующим
основаниям.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном
союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6
января 1995 г. суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов,
имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с
территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той
Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения
товара.
Названное Соглашение (вместе с протоколом о введении режима
свободной торговли без каких-либо ограничений между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь) было ратифицировано Федеральным
законом от 20 октября 1995 г. N 164-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 2 Соглашения о Таможенном союзе
Российская Федерация и Республика Беларусь обязались применять
Единую методологию таможенной статистики внешней торговли
государств - участников Содружества Независимых Государств,
утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10
декабря 1994 года.
В соответствии с разделом 9 Единой методологии страной
назначения товара считается страна, известная на момент отгрузки
как конечная страна назначения товара.
Таким образом, если в момент отгрузки товаров, происходящих с
территории третьих стран, известно, что конечной страной
назначения товаров является Республика Беларусь, то суммы ввозных
таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное
действие, должны вноситься в бюджет Республики Беларусь. При этом
нормы Соглашения о Таможенном союзе и принятых в соответствии с
ним в Российской Федерации иных правовых актов не предусматривают,
что при импорте с территории Республики Беларусь товаров,
выпущенных для свободного обращения на территории Республики
Беларусь, необходимо дополнительно перечислить суммы таможенных
пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентный характер, в бюджет
Российской Федерации.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года
N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской
Федерации с Республикой Беларусь" Правительству Российской
Федерации было поручено отменить таможенный контроль на границе
Российской Федерации с Республикой Беларусь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня
1995 года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного
контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь"
Государственному таможенному комитету Российской Федерации
предписано отменить таможенный контроль и таможенное оформление
перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой
Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории
Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в
Республике Беларусь.
В соответствии со статьей 24 Основ таможенных законодательств
государств - участников СНГ, которые Российская Федерация и
Республика Беларусь обязались применять при создании Таможенного
союза, одним из основных условий выпуска товаров для свободного
обращения является уплата таможенных пошлин, налогов и внесение
иных таможенных платежей.
Следовательно, выпуск товаров, происходящих с территории
третьих стран, для свободного обращения в Республике Беларусь
свидетельствует о том, что причитающиеся к уплате при выпуске для
свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены в
бюджет Республики Беларусь. Исходя из того, что Соглашением о
таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь установлен правовой режим, в соответствии с которым
образована единая таможенная территория, движение на территории
таможенного союза товаров, выпущенных для свободного обращения на
территории Республики Беларусь, впоследствии не должно подлежать
ограничению.
Между тем оспариваемый заявительницей пункт 4 Указания
Государственного таможенного комитета Российской Федерации
неправомерно устанавливает ограничения на движение товаров на
территории Таможенного союза, поскольку возлагает на граждан
Российской Федерации, ввозящих с территории Республики Беларусь
товары, происходящие с территории третьей страны, обязанность по
уплате сумм таможенных пошлин и налогов на расчетный счет
представительства таможенной службы Российской Федерации при
таможенной службе Республики Беларусь и в тех случаях, когда эти
товары были выпущены для свободного обращения в Республике
Беларусь с уплатой таможенных платежей.
При невыполнении данного предписания, как это следует из пункта
5 Указания, во всех случаях применяются правила производства
таможенного оформления и проведения таможенного контроля,
определенные таможенным законодательством Российской Федерации, то
есть при ввозе с территории Республики Беларусь на территорию
России товаров должны быть перечислены ввозные суммы таможенных
пошлин и налогов таможенным органам Российской Федерации.
Таким образом, на единой таможенной территории фактически
введены не предусмотренные законодательством двойные таможенные
платежи на ввозимые на территорию России с территории Республики
Беларусь товары, выпущенные для свободного обращения в Республике
Беларусь.
При таких обстоятельствах положения пунктов 4 и 5 Указания
противоречащие Соглашению о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь, Указу Президента Российской
Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного
контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и
Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995
года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного
контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь",
должны быть признаны недействительными.
Делая такой вывод, суд учитывает также решение Экономического
Суда Содружества Независимых Государств от 17 сентября 1997 года о
толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года по запросу
Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Согласно статье 4 Положения об Экономическом Суде Содружества
Независимых Государств, ратифицированного Российской Федерацией 23
октября 1992 года, государство, в отношении которого принято
решение суда, обеспечивает его исполнение. В связи с изложенным
суд не может согласиться с доводами представителей ГТК Российской
Федерации о том, что решение Экономического Суда Содружества
Независимых Государств для Российской Федерации не является
обязательным.
Нельзя признать состоятельным и довод представителей ГТК
Российской Федерации о том, что пункт 4 Указания не может
затрагивать прав заявительницы, так как транспортные средства
подпадают под подпункт "г", а не подпункт "в" пункта 1 Указания.
В соответствии с совместным письмом ГТК Российской Федерации и
МВД Российской Федерации от 29 июня 1999 N 01-15/18073, 1/12774
статус транспортных средств, происходящих с территории Республики
Белоруссия или выпущенных для свободного обращения на территории
Республики Белоруссия, в отношении которых таможенное оформление
не производится, должен быть подтвержден документом, указанным в
пункте 4 оспариваемого заявительницей Указания.
В части оспаривания распоряжения Правительства Российской
Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р жалоба Г. удовлетворению не
подлежит, поскольку несоответствия данного акта действующему
законодательству не установлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря
1996 года N 1445 "О выдаче паспортов транспортных средств
таможенными органами Российской Федерации" таможенные органы
России уполномочены выдавать паспорта транспортных средств на
транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской
Федерации после 1 июля 1997 года.
Оспариваемое заявительницей распоряжение Правительства
Российской Федерации вышеназванному Постановлению Правительства
Российской Федерации не противоречит, а лишь подтверждает право
таможенных органов выдавать в установленном порядке паспорта
транспортных средств при ввозе на территорию России с территории
Республики Белоруссия транспортных средств, подлежащих
государственной регистрации в Российской Федерации.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона "О
Правительстве Российской Федерации" Правительства Российской
Федерации вправе издавать по оперативным и другим текущим вопросам
правовые акты в форме распоряжений Правительство Российской
Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Г. удовлетворить частично. Признать недействительным
(незаконным) абзац 4 пункта 4 в части слов "...а также документом,
свидетельствующим о перечислении таможенных пошлин и налогов на
расчетный счет, указанный в пункте 3", и абзацы 1 и 2 пункта 5 (в
полном объеме) Указания Государственного таможенного комитета
Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О
таможенном оформлении товаров".
В части признания недействительным распоряжения Правительства
Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р Г. в
удовлетворении жалобы отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
|