Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.02.2000 N ГКПИ99-881 ЗАЯВЛЕНИЕ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕЗАКОННЫМИ П. П. 4, 5 УКАЗАНИЯ ГТК РФ ОТ 28.11.1996 N 01-14/1310 УДОВЛЕТВОРЕНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫМИ НОРМАМИ НА ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ВВЕДЕНЫ НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДВОЙНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ НА ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ С ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТОВАРЫ, ВЫПУЩЕННЫЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 2 февраля 2000 г. N ГКПИ99-881
                                   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                               Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                Емельяновой М.А.,
       с участием прокурора                               Белан М.Г.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе   Г.  о  признании  недействительными  части  1   пункта   1
   распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999  г.
   N  942-р  и  пунктов  4,  5  Указания Государственного  таможенного
   комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310  "О
   таможенном оформлении товаров",
   
                              установил:
   
       пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15
   июня  1999  года  N  942-р  Государственному  таможенному  комитету
   России   поручено   обеспечить  выдачу  в   установленном   порядке
   паспортов  транспортных средств при ввозе на территорию  Российской
   Федерации с территории Республики Белоруссии транспортных  средств,
   подлежащих государственной регистрации в Российской Федерации  (код
   ТН  ВЭД  СНГ 8701, 8702, 8703, 8704, 8705, 8711, 8716). В преамбуле
   данного  распоряжения указано, что оно принято в целях упорядочения
   государственной  регистрации  на  территории  Российской  Федерации
   транспортных  средств, ввозимых с территории Республики  Белоруссия
   и   происходящих   с  территории  третьих  стран,   до   унификации
   таможенного  законодательства  Российской  Федерации  и  Республики
   Белоруссия.
       Абзацем   5  пункта  4  Указания  Государственного  таможенного
   комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310  "О
   таможенном  оформлении  товаров" (далее - Указание)  предусмотрено,
   что   статус   товаров,  происходящих  с  территории   иного,   чем
   Республика   Беларусь,  государства,  выпущенных   для   свободного
   обращения   на   территории  Республики   Беларусь,   должен   быть
   подтвержден  для  таможенных целей экземпляром грузовой  таможенной
   декларации  с  отметками таможенных органов Республики  Беларусь  о
   выпуске  товаров  для  свободного  обращения  и  уплате  таможенных
   платежей,  а  также  документом, свидетельствующим  о  перечислении
   уплаченных  сумм  таможенных пошлин и  налогов  на  расчетный  счет
   представительства  таможенной  службы  Российской   Федерации   при
   таможенной службе Республики Беларусь.
       Абзацами  1 и 2 пункта 5 Указания установлено, что в  отношении
   товаров,   указанных  в  подпунктах  "а"  -  "в"   пункта   1,   не
   осуществлять  таможенное  оформление  и  таможенный  контроль   при
   условии  подтверждения статуса товаров в соответствии с  пунктом  4
   настоящего  акта. Во всех остальных случаях, в том числе  указанных
   в   подпункте   "г"  пункта  1,  применяются  правила  производства
   таможенного   оформления   и   проведения   таможенного   контроля,
   определенные  таможенным законодательством Российской Федерации  (к
   товарам,  указанным  в  подпункте "в" пункта 1,  относятся  товары,
   происходящие   с   территории  иного,  чем   Республика   Беларусь,
   государства,  включая  Российскую Федерацию,  в  отношении  которых
   причитающиеся  к уплате при выпуске для свободного обращения  суммы
   таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет Республики Беларусь).
       Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  о
   признании   недействительными  части  1   пункта   1   распоряжения
   Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999  г.  N  942-р  и
   пунктов  4,  5 вышеназванного Указания Государственного таможенного
   комитета   Российской  Федерации  от  28  ноября   1996   года.   В
   обоснование  жалобы заявительница ссылалась на то, что оспариваемые
   ею   положения   правовых  актов  не  соответствуют   международным
   договорам  между  Российской Федерацией и  Республикой  Беларусь  и
   неправомерно возлагают на граждан Российской Федерации  обязанность
   по   уплате  таможенных  пошлин  при  ввозе  на  территорию  России
   транспортных   средств,   выпущенных  в  свободное   обращение   на
   территории   Республики   Беларусь.   В   частности,   она   лишена
   возможности  без  уплаты  таможенных платежей  получить  в  дар  от
   своего   брата,   гражданина  Белоруссии,   легковое   транспортное
   средство  иностранного производства, 1987 года  выпуска,  ввезенное
   им  для  собственных целей на территорию Белоруссии  в  1997  году,
   поставленное  на  учет  в  ГАИ г. Минска и выпущенное  в  свободное
   обращение на территории Белоруссии.
       В  дальнейшем заявительница уточнила свои требования и  просила
   признать  недействительным  распоряжение  Правительства  Российской
   Федерации  от  15  июня  1999 г. N 942-р в части  положений  "...до
   унификации  таможенного  законодательства  Российской  Федерации  и
   Республики   Белоруссия"  и  "ГТК  России   обеспечить   выдачу   в
   установленном порядке...". Унификация законодательства,  по  мнению
   заявительницы,  не  может  применяться  по  отношению  к  гражданам
   России  и  Белоруссии в части ущемления их законных прав,  так  как
   связана  прежде  всего  с  правами  и  обязанностями  хозяйствующих
   субъектов.  Г.  также полагает, что, не установив  соответствующего
   порядка   выдачи   паспортов  транспортных  средств,   ввозимых   с
   территории   Республики  Белоруссия  и  происходящих  с  территории
   третьих   стран,  Правительство  России  не  могло   поручать   ГТК
   Российской Федерации устанавливать данный порядок.
       Указание  ГТК  Российской Федерации от 28  ноября  1996  г.  Г.
   просила признать недействительным в части следующих положений:
       пункт  4  -  "...должен  быть подтвержден отметками  таможенных
   органов  Российской  Федерации  и документом,  свидетельствующим  о
   перечислении  уплаченных сумм таможенных пошлин на  расчетный  счет
   представительства   ГТК   Российской   Федерации    в    Республике
   Белоруссия";
       пункт  5 - "...таможенное оформление осуществляется только  при
   условии  подтверждения статуса товара в соответствии  с  пунктом  4
   названного Указания".
       Г.  просила  рассмотреть  дело в ее  отсутствие.  Представители
   Правительства  Российской Федерации и Государственного  таможенного
   комитета  Российской Федерации Бехер В.Г., Наумов  А.А.  и  Истомин
   С.И.,  Министерства юстиции Российской Федерации Соловьева  Л.В.  в
   судебном   заседании   возражали   против   удовлетворения   жалобы
   заявительницы,  ссылаясь на отсутствие правовых  оснований  для  ее
   удовлетворения.
       Заслушав  объяснения  представителей заинтересованных  органов,
   изучив  материалы дела и выслушав заключение прокурора  Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации Белан  М.Г.,  полагавшей  жалобу
   заявительницы  удовлетворить  в  части  оспаривания  Указания   ГТК
   Российской  Федерации, Верховный Суд Российской Федерации  находит,
   что  жалоба  Г.  подлежит  частичному удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       Согласно  части  4  статьи 15 Конституции Российской  Федерации
   общепризнанные   принципы   и   нормы   международного   права    и
   международные  договоры  Российской  Федерации  являются  составной
   частью   ее   правовой   системы.  Если   международным   договором
   Российской  Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
   законом, то применяются правила международного договора.
       В  соответствии  с пунктом 1 статьи 4 Соглашения  о  Таможенном
   союзе  между  Российской  Федерацией и Республикой  Беларусь  от  6
   января  1995 г. суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и  сборов,
   имеющих   эквивалентное   действие,  на  товары,   происходящие   с
   территории  третьей  страны,  вносятся  в  бюджет  государства  той
   Договаривающейся  Стороны,  которая  является  страной   назначения
   товара.
       Названное  Соглашение (вместе с протоколом  о  введении  режима
   свободной  торговли  без  каких-либо ограничений  между  Российской
   Федерацией  и Республикой Беларусь) было ратифицировано Федеральным
   законом от 20 октября 1995 г. N 164-ФЗ.
       В  силу  пункта  6  статьи  2  Соглашения  о  Таможенном  союзе
   Российская  Федерация  и  Республика Беларусь  обязались  применять
   Единую   методологию   таможенной   статистики   внешней   торговли
   государств   -   участников  Содружества  Независимых   Государств,
   утвержденную  Советом глав правительств государств  Содружества  10
   декабря 1994 года.
       В   соответствии  с  разделом  9  Единой  методологии   страной
   назначения  товара считается страна, известная на  момент  отгрузки
   как конечная страна назначения товара.
       Таким  образом, если в момент отгрузки товаров, происходящих  с
   территории   третьих   стран,  известно,   что   конечной   страной
   назначения  товаров является Республика Беларусь, то суммы  ввозных
   таможенных   пошлин,   налогов  и  сборов,  имеющих   эквивалентное
   действие, должны вноситься в бюджет Республики Беларусь.  При  этом
   нормы  Соглашения  о Таможенном союзе и принятых в  соответствии  с
   ним  в Российской Федерации иных правовых актов не предусматривают,
   что   при   импорте  с  территории  Республики  Беларусь   товаров,
   выпущенных   для  свободного  обращения  на  территории  Республики
   Беларусь,  необходимо  дополнительно перечислить  суммы  таможенных
   пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентный характер, в  бюджет
   Российской Федерации.
       Так, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года
   N  525  "Об  отмене  таможенного  контроля  на  границе  Российской
   Федерации   с   Республикой   Беларусь"  Правительству   Российской
   Федерации  было  поручено отменить таможенный контроль  на  границе
   Российской Федерации с Республикой Беларусь.
       Постановлением Правительства Российской Федерации  от  23  июня
   1995  года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской
   Федерации  от  25  мая  1995  года N  525  "Об  отмене  таможенного
   контроля  на  границе Российской Федерации с Республикой  Беларусь"
   Государственному   таможенному   комитету   Российской    Федерации
   предписано  отменить  таможенный контроль и  таможенное  оформление
   перемещаемых  через  границу  Российской  Федерации  с  Республикой
   Беларусь  российских товаров и товаров, происходящих  с  территории
   Республики  Беларусь  или  выпущенных для  свободного  обращения  в
   Республике Беларусь.
       В  соответствии  со статьей 24 Основ таможенных законодательств
   государств  -  участников  СНГ,  которые  Российская  Федерация   и
   Республика  Беларусь  обязались применять при создании  Таможенного
   союза,  одним  из основных условий выпуска товаров  для  свободного
   обращения  является  уплата таможенных пошлин, налогов  и  внесение
   иных таможенных платежей.
       Следовательно,  выпуск  товаров,  происходящих   с   территории
   третьих  стран,  для  свободного обращения  в  Республике  Беларусь
   свидетельствует о том, что причитающиеся к уплате при  выпуске  для
   свободного  обращения суммы таможенных пошлин и налогов  внесены  в
   бюджет  Республики  Беларусь. Исходя из  того,  что  Соглашением  о
   таможенном   союзе  между  Российской  Федерацией   и   Республикой
   Беларусь  установлен  правовой  режим,  в  соответствии  с  которым
   образована  единая  таможенная территория, движение  на  территории
   таможенного  союза товаров, выпущенных для свободного обращения  на
   территории  Республики Беларусь, впоследствии не  должно  подлежать
   ограничению.
       Между   тем   оспариваемый  заявительницей  пункт  4   Указания
   Государственного   таможенного   комитета   Российской    Федерации
   неправомерно  устанавливает  ограничения  на  движение  товаров  на
   территории  Таможенного  союза,  поскольку  возлагает  на   граждан
   Российской  Федерации,  ввозящих с территории  Республики  Беларусь
   товары,  происходящие с территории третьей страны,  обязанность  по
   уплате   сумм  таможенных  пошлин  и  налогов  на  расчетный   счет
   представительства  таможенной  службы  Российской   Федерации   при
   таможенной  службе Республики Беларусь и в тех случаях,  когда  эти
   товары   были  выпущены  для  свободного  обращения  в   Республике
   Беларусь с уплатой таможенных платежей.
       При невыполнении данного предписания, как это следует из пункта
   5  Указания,  во  всех  случаях  применяются  правила  производства
   таможенного   оформления   и   проведения   таможенного   контроля,
   определенные таможенным законодательством Российской Федерации,  то
   есть  при  ввозе  с  территории Республики Беларусь  на  территорию
   России  товаров  должны быть перечислены ввозные  суммы  таможенных
   пошлин и налогов таможенным органам Российской Федерации.
       Таким  образом,  на  единой  таможенной  территории  фактически
   введены  не  предусмотренные законодательством  двойные  таможенные
   платежи  на  ввозимые на территорию России с территории  Республики
   Беларусь  товары, выпущенные для свободного обращения в  Республике
   Беларусь.
       При  таких  обстоятельствах положения пунктов 4  и  5  Указания
   противоречащие  Соглашению  о  Таможенном  союзе  между  Российской
   Федерацией  и  Республикой  Беларусь, Указу  Президента  Российской
   Федерации  от  25  мая  1995  года N  525  "Об  отмене  таможенного
   контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь"  и
   Постановлению Правительства Российской Федерации от  23  июня  1995
   года  N  583  "О  мерах  по реализации Указа Президента  Российской
   Федерации  от  25  мая  1995  года N  525  "Об  отмене  таможенного
   контроля  на границе Российской Федерации с Республикой  Беларусь",
   должны быть признаны недействительными.
       Делая  такой  вывод, суд учитывает также решение Экономического
   Суда Содружества Независимых Государств от 17 сентября 1997 года  о
   толковании   Соглашения   о  Таможенном  союзе   между   Российской
   Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года по  запросу
   Министерства    Российской   Федерации    по    сотрудничеству    с
   государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
       Согласно  статье 4 Положения об Экономическом Суде  Содружества
   Независимых Государств, ратифицированного Российской Федерацией  23
   октября  1992  года,  государство,  в  отношении  которого  принято
   решение  суда,  обеспечивает его исполнение. В связи  с  изложенным
   суд  не  может согласиться с доводами представителей ГТК Российской
   Федерации  о  том,  что  решение  Экономического  Суда  Содружества
   Независимых   Государств  для  Российской  Федерации  не   является
   обязательным.
       Нельзя  признать  состоятельным  и  довод  представителей   ГТК
   Российской  Федерации  о  том,  что  пункт  4  Указания  не   может
   затрагивать  прав  заявительницы,  так  как  транспортные  средства
   подпадают под подпункт "г", а не подпункт "в" пункта 1 Указания.
       В  соответствии с совместным письмом ГТК Российской Федерации и
   МВД  Российской  Федерации от 29 июня 1999 N  01-15/18073,  1/12774
   статус  транспортных средств, происходящих с территории  Республики
   Белоруссия  или выпущенных для свободного обращения  на  территории
   Республики  Белоруссия, в отношении которых  таможенное  оформление
   не  производится, должен быть подтвержден документом,  указанным  в
   пункте 4 оспариваемого заявительницей Указания.
       В   части  оспаривания  распоряжения  Правительства  Российской
   Федерации  от  15 июня 1999 г. N 942-р жалоба Г. удовлетворению  не
   подлежит,   поскольку  несоответствия  данного  акта   действующему
   законодательству не установлено.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 7  декабря
   1996   года  N  1445  "О  выдаче  паспортов  транспортных   средств
   таможенными   органами  Российской  Федерации"  таможенные   органы
   России  уполномочены  выдавать  паспорта  транспортных  средств  на
   транспортные  средства  и шасси, ввозимые на территорию  Российской
   Федерации после 1 июля 1997 года.
       Оспариваемое    заявительницей    распоряжение    Правительства
   Российской  Федерации  вышеназванному  Постановлению  Правительства
   Российской  Федерации  не противоречит, а лишь  подтверждает  право
   таможенных  органов  выдавать  в  установленном  порядке   паспорта
   транспортных  средств при ввозе на территорию России  с  территории
   Республики     Белоруссия    транспортных    средств,    подлежащих
   государственной регистрации в Российской Федерации.
       В  силу  статьи  23  Федерального  конституционного  закона  "О
   Правительстве   Российской   Федерации"  Правительства   Российской
   Федерации вправе издавать по оперативным и другим текущим  вопросам
   правовые   акты  в  форме  распоряжений  Правительство   Российской
   Федерации.
       Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7  Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  Г.  удовлетворить  частично. Признать  недействительным
   (незаконным) абзац 4 пункта 4 в части слов "...а также  документом,
   свидетельствующим  о перечислении таможенных пошлин  и  налогов  на
   расчетный счет, указанный в пункте 3", и абзацы 1 и 2 пункта  5  (в
   полном   объеме)  Указания  Государственного  таможенного  комитета
   Российской  Федерации  от  28  ноября  1996  г.  N  01-14/1310   "О
   таможенном оформлении товаров".
       В  части  признания недействительным распоряжения Правительства
   Российской   Федерации  от  15  июня  1999  г.   N   942-р   Г.   в
   удовлетворении жалобы отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное