Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.04.1998 N 78-Г98-10 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОДП. "В" П. 1 СТ. 4 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", П. 5 СТ. 1 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" И "О СТРУКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" И...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 13 апреля 1998 года
   
                                                      Дело N 78-Г98-10
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                           Толчеева Н.К.,
                                                       Соловьева В.Н.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании от 13  апреля  1998
   года   дело   по   кассационной  жалобе  А.   на   решение   Санкт-
   Петербургского  городского суда от 10 февраля  1998  года,  которым
   отказано    в    удовлетворении   его   заявления    о    признании
   недействительным  подпункта "в" пункта 1  статьи  4  Закона  Санкт-
   Петербурга   "О   территориальном   устройстве   Санкт-Петербурга",
   частично   недействительным  пункта  5  статьи  1   Закона   Санкт-
   Петербурга  "О  внесении  изменений в Законы  Санкт-Петербурга  "Об
   административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга"  и  "О
   структуре    администрации   Санкт-Петербурга"   и   о    признании
   незаконными действий губернатора Санкт-Петербурга.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Толчеева  Н.К., объяснения представителя Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга   Кузнецовой  Т.А.   (доверенность   в   деле)   и
   представителя    губернатора    Санкт-Петербурга    Семенко    М.Е.
   (доверенность  от  25.02.98  N  026-186),  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       А.  обратился  в суд с заявлением о признании недействительными
   ряда   положений   указанных   Законов   и   незаконными   действий
   губернатора  Санкт-Петербурга по подписанию этих Законов,  указывая
   на    то,   что   обжалуемыми   положениями   изменены   территории
   внутригородских  муниципальных  образований  Санкт-Петербурга,  что
   допускается  согласно абзацу 2 пункта 3 ст. 12 Федерального  закона
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской   Федерации"  лишь  в  соответствии  с  Уставом   Санкт-
   Петербурга, который на момент издания оспариваемых Законов  не  был
   принят,   вследствие   чего   нарушены   его   (заявителя)   права,
   предусмотренные  ст.  32  Конституции  Российской   Федерации,   на
   участие  в управлении делами государства через своих представителей
   в  законно  созданных  органах публичной власти,  избирать  и  быть
   избранным в законные органы местного самоуправления.
       Судом постановлено вышеприведенное решение.
       В  кассационной  жалобе  А.  просит  об  отмене  решения  суда,
   ссылаясь на ошибочность изложенных в нем выводов.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации оснований к отмене решения не усматривает.
       В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации
   установление   общих   принципов   организации   системы    органов
   государственной  власти  и  местного  самоуправления  находится   в
   совместном  ведении  Российской Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации.
       По   вопросам  местного  самоуправления  субъектом   Российской
   Федерации   издаются   законы,  которые  не  должны   противоречить
   федеральному законодательству о местном самоуправлении.
       Административно-территориальное  устройство,  в  том  числе   и
   определение  территорий муниципальных образований,  устанавливается
   законами субъекта Российской Федерации, поскольку эти вопросы  хоть
   и  затрагивают  интересы местного самоуправления,  являются  общими
   для  всего  региона  и не могут быть отнесены к  вопросам  местного
   значения,  которые  в  силу  ч. 1 ст.  130  Конституции  Российской
   Федерации   население  муниципального  образования  вправе   решать
   самостоятельно.
       В  соответствии со ст. ст. 12 и 13 Федерального  закона  от  28
   августа  1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального  закона
   от  26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав
   граждан  Российской Федерации избирать и быть избранными  в  органы
   местного    самоуправления"    вопросы    определения    территорий
   муниципальных    образований,   а   также   порядок    образования,
   объединения,    преобразования   или   упразднения    муниципальных
   образований,  установления и изменения  их  границ  и  наименований
   определяются законом субъекта Российской Федерации.
       Исходя  из  этих положений Конституции Российской  Федерации  и
   федерального  законодательства, следует признать  правильным  вывод
   суда  о том, что оспариваемыми положениями Законов Санкт-Петербурга
   территориальные  единицы  (муниципальные  образования),  в  которых
   граждане  могут реализовать свое конституционное право  на  местное
   самоуправление,    определены    правомерно,    Законы    подписаны
   губернатором  Санкт-Петербурга  в соответствии  с  предоставленными
   ему полномочиями.
       В  абзаце втором пункта 3 ст. 12 Федерального закона "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  установлено,  что в субъектах  Российской  Федерации  -
   городах   федерального   значения  Москве  и   Санкт-Петербурге   -
   объединение,     преобразование    внутригородских    муниципальных
   образований,    установление   или    изменение    их    территорий
   осуществляются  законами субъектов Российской Федерации  -  городов
   федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга в  соответствии  с
   их   уставами   и   с   учетом  мнения  населения   соответствующих
   территорий.
       Эта  норма  предусматривает  для  населения  указанных  городов
   федерального  значения  дополнительную  гарантию  на  осуществление
   местного  самоуправления и в то же время не может трактоваться  как
   запрет   определения  муниципальных  образований  законом  субъекта
   Российской  Федерации  в  тех случаях,  когда  в  силу  объективных
   обстоятельств,   отсутствия   нормативной   базы   для    реального
   формирования   органов   местного   самоуправления   в    различных
   территориальных  единицах, бездействия или прямого  противодействия
   органов   государственной  власти  население  фактически   лишается
   возможности реализовать право на местное самоуправление.
       Судом  установлено, что в Санкт-Петербурге  на  момент  издания
   частично  обжалуемого Закона территориальные  единицы  не  являлись
   муниципальными  образованиями  в том  значении,  которое  дается  в
   Федеральном   законе  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления    в   Российской   Федерации",   органы    местного
   самоуправления  сформированы не были и их  полномочия  осуществляли
   соответствующие органы государственной власти Санкт-Петербурга,  не
   был принят и устав города.
       Население   города  было  лишено  возможности  в  установленном
   абзацем  вторым  пункта  3  ст. 12 названного  Федерального  закона
   порядке  реализовать  свое  право на  участие  в  решении  вопросов
   объединения   или   преобразования  внутригородских   муниципальных
   образований, установления или изменения их территорий. В вопросе  о
   том,  на каких территориях будут созданы муниципальные образования,
   имелась     неопределенность,    не    позволявшая     сформировать
   соответствующие  органы  местного  самоуправления.  Законом  Санкт-
   Петербурга эта неопределенность устранена.
       При  таких  условиях доводы А. о том, что частично  обжалуемыми
   Законами  нарушаются его права, предусмотренные ст. 32  Конституции
   Российской Федерации, обоснованными не могут быть признаны.
       Отсутствие  устава Санкт-Петербурга, как правильно указал  суд,
   не    является    препятствием    для    установления    территорий
   внутригородских  муниципальных  образований.  В  том  случае,  если
   впоследствии  в  уставе  будет предусмотрено  иное  территориальное
   устройство,   Законодательное   Собрание   Санкт-Петербурга   имеет
   возможность    разрешить   вопрос   о   преобразовании    созданных
   муниципальных  образований,  изменении  границ  их   территорий   в
   соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "Об общих  принципах
   организации местного самоуправления в Российской Федерации".
       С  доводом суда о пропуске трехмесячного срока для обращения  с
   жалобой согласиться нельзя. А. обжалует нормативные правовые  акты,
   которые сроком действия во времени не ограничены. Такие акты  могут
   быть  оспорены в любое время их действия как в целях предотвращения
   негативных  последствий в будущем, так и для  пресечения  длящегося
   нарушения  гражданских  прав.  Суд  рассмотрел  дело  по  существу,
   привел   в   решении   подробный  анализ   обжалуемых   нормативных
   положений,  обоснованно признав их законными.  Оснований  к  отмене
   решения суда не имеется.
       Руководствуясь   п.  1  ст.  305  Гражданского  процессуального
   кодекса  РСФСР,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 февраля 1998
   года   оставить  без  изменения,  кассационную  жалобу  А.  -   без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное