Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.02.1998 N 32-Г98-1 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ П. 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖАХ" ОТ 16.09.1997 N 723 УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА ПРАВОВОГО АКТА УСТАНАВЛИВАЕТ СБОРЫ, КОТОРЫЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЯВЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ, И ПРАВО НА ИХ УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЮ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 16 февраля 1998 года
   
                                                       Дело N 32-Г98-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Соловьева В.Н.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  16  февраля  1998   г.
   гражданское   дело   по  жалобе  Саратовской  ассоциации   торговых
   предприятий  о признании незаконным п. 1 постановления  губернатора
   Саратовской  области N 723 от 16 сентября 1997 г.  "О  лицензионных
   платежах"  по  кассационной жалобе губернатора Саратовской  области
   на  решение  Саратовского областного суда от  8  декабря  1997  г.,
   которым постановлено: "Признать незаконными подпункты 3 и 4  пункта
   1  постановления  губернатора  Саратовской  области  N  723  от  16
   сентября  1997  г. "О лицензионных платежах", что влечет  признание
   их недействительными с момента принятия".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова  Г.В.,  объяснения представителей  Саратовской  ассоциации
   торговых  предприятий  А.С. Курбанова и  Р.А.  Курбанова,  Судебная
   коллегия
   
                              установила:
   
       губернатором  Саратовской  области 16  сентября  1997  г.  было
   принято  постановление N 723 "О лицензионных платежах",  пунктом  1
   которого    определено:   установить   оплату   за   лицензирование
   деятельности  по закупке и поставке этилового спирта и  алкогольной
   продукции:  за  рассмотрение заявления - 0,1  минимального  размера
   оплаты  труда  (МРОТ);  за  оформление  лицензии  -  3,0  МРОТ;  за
   поставку   и   закупку   этилового  спирта   из   пищевого   сырья,
   произведенного  за пределами области, и спиртосодержащих  растворов
   -  1,5%  МРОТ за литр; за поставку и закупку алкогольной продукции,
   произведенной   за   пределами  области,   однородной   выпускаемой
   предприятиями области, - 25% МРОТ за литр.
       Саратовская ассоциация торговых предприятий обратилась в суд  с
   жалобой  (с  учетом  уточненной  в  судебном  заседании  редакции),
   указывая  на  то,  что  3  и  4  подпункты  вышеизложенного  пункта
   постановления  противоречат ст. ст. 6, 12  Федерального  закона  "О
   государственном  регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта  и  алкогольной продукции", ст. ст. 18,  20  Закона  РФ  "Об
   основах  налоговой системы", ст. 7 Закона Российской  Федерации  "О
   конкуренции   и   ограничении  монополистической  деятельности   на
   товарных  рынках",  ст.  ст.  71,  72,  74  Конституции  Российской
   Федерации.
       По делу постановлено вышеприведенное решение.
       В кассационной жалобе губернатор области указывает о несогласии
   с  решением суда, просит его отменить и принять новое об  отказе  в
   удовлетворении жалобы.
       В  обоснование жалобы указано на то, что признанная  незаконной
   часть  постановления  не нарушает прав и свобод  граждан,  так  как
   соответствует   ст.   6  Федерального  закона  "О   государственном
   регулировании   производства   и   оборота   этилового   спирта   и
   алкогольной  продукции". Ставки сборов на закупку этилового  спирта
   и  алкогольной  продукции в объемах, отнесенных к предмету  ведения
   области,  ни  федеральным законом, ни постановлением  Правительства
   Российской  Федерации  не  определены.  Постановление   принято   в
   соответствии  с  Договором  о  разграничении  предметов  ведения  и
   полномочий   между   органами  государственной  власти   Российской
   Федерации  и  органами государственной власти  Саратовской  области
   исходя  из  практической  необходимости  и  отсутствия  возможности
   выдачи  лицензий  на  безвозмездной основе.  Вывод  суда  сделан  в
   противоречии с действующим законодательством и без учета  положений
   названного выше Договора.
       Проверив  материалы дела и обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия не находит оснований к ее удовлетворению.
       При  постановлении решения по делу суд исходил из того,  что  в
   соответствии   со  ст.  ст.  71,  72,  75  Конституции   Российской
   Федерации  в  совместном ведении Российской Федерации  и  субъектов
   Российской   Федерации  находится  установление   общих   принципов
   налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в  федеральный
   бюджет,  и  общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются
   федеральным  законом.  Ст.  132  Конституции  Российской  Федерации
   предусматривает,  что органы местного самоуправления  устанавливают
   самостоятельно  местные налоги и сборы, и это положение  закреплено
   Федеральным  законом "Об общих принципах организации и деятельности
   местного  самоуправления в Российской Федерации". Перечень  налогов
   и  сборов,  которые  вправе  устанавливать  органы  государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органы   местного
   самоуправления,   определен  ст.  ст.  20,  21  Закона   Российской
   Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",  и
   расширение этого перечня законом не предусмотрено. Оспариваемая  же
   часть  постановления устанавливает сборы, которые по своей  природе
   и  содержанию  являются федеральными, и право  на  их  установление
   принадлежит федеральному законодателю.
       Судом признано, что ссылка на Договор о разграничении предметов
   ведения   и   полномочий  между  органами  государственной   власти
   Российской  Федерации и органами государственной власти Саратовской
   области  не  является подтверждением законности постановления,  так
   как   ст.   ст.   6,   7,   12  Закона  Российской   Федерации   "О
   государственном  регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта  и  алкогольной продукции" предусматривают,  что  порядок  и
   размер  сборов  за  лицензирование деятельности по  производству  и
   обороту  этилового  спирта и алкогольной продукции  устанавливаются
   Правительством      Российской     Федерации.     Предусматриваемые
   постановлением   сборы  являются  налогом   и   ущемляют   интересы
   хозяйствующих субъектов.
       Такое  суждение суда является правильным, так как соответствует
   установленным  по  делу  доказательствам и основано  на  положениях
   действующего  законодательства, доводы кассационной жалобы  его  не
   опровергают.
       В   связи   с   неправильным  толкованием  кассатором   ст.   6
   Федерального  закона "О государственном регулировании  производства
   и  оборота  этилового  спирта  и  алкогольной  продукции"  Судебная
   коллегия  не может признать состоятельным довод жалобы о  том,  что
   постановление соответствует данному Закону. Указанная норма  Закона
   не  предполагает  двойного налогообложения, что фактически  следует
   при  введении  оспариваемой  частью  постановления  в  действие   и
   определении  размера  налога,  установление  которого  относится  к
   ведению Российской Федерации.
       По  этим же основаниям нельзя согласиться и с доводом жалобы  о
   том,  что постановление основано на положении ст. 6 Договора  между
   Российской Федерацией и Саратовской областью.
       Не  имеется  оснований  считать, что  судом  дана  неправильная
   правовая  оценка обстоятельствам данного дела и не учтено  значения
   Договора между Российской Федерацией и субъектом Федерации.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст. 305 Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Саратовского областного суда от 8  декабря  1997  года
   оставить   без   изменения,  а  кассационную   жалобу   губернатора
   Саратовской области - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное