Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
15.09.2016
USD
64.97
EUR
72.95
CNY
9.74
JPY
0.63
GBP
85.78
TRY
21.8
PLN
16.78
 

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.12.2005 ПО ДЕЛУ N 3-451/05 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 07.09.2004 N 1472 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГИСТРЕ НАСЕЛЕНИЯ САНКТПЕТЕРБУРГА"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 22 декабря 2005 г. N 3-451/05
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
       22  декабря 2005 года Санкт-Петербургский городской суд в  лице
   судьи  Городского  суда  Гунько Т.А., с  участием  прокурора  Тимуш
   А.В., при секретаре Кузьминой Е.В.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  заместителя  прокурора Санкт-Петербурга  об  оспаривании
   законности  пункта  5 постановления Правительства  Санкт-Петербурга
   "Об  утверждении  Положения  о государственном  регистре  населения
   Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.2004 и пунктов  5.1,  6.1,  12.2,
   12.5   Положения   о  государственном  регистре  населения   Санкт-
   Петербурга, установил:
   
       Правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 1472  от
   07.09.2004  "Об  утверждении Положения о  государственном  регистре
   населения Санкт-Петербурга" (далее - Постановление).
       Пунктом  1  указанного  Постановления  утверждено  Положение  о
   государственном  регистре  населения  Санкт-Петербурга   (далее   -
   Положение).
       Пунктом  5  Постановления установлено, что в составе  работ  по
   созданию  и  внедрению  автоматизированной  информационной  системы
   государственного  регистра населения (АМС  "ГРН  Санкт-Петербурга")
   создана   и   внедрена  единая  автоматизированная   информационная
   система   органов  ЗАГС  Санкт-Петербурга  как  один  из   основных
   источников  информации  для формирования государственного  регистра
   населения.    В    состав   АИС   ЗАГС   входит    централизованный
   государственный  информационный  ресурс-база  данных  органов  ЗАГС
   Санкт-Петербурга.
       Согласно   пункту  5.1  Положения  в  состав   информации   ГРН
   включаются  сведения  о  номере  и дате  записи  акта  гражданского
   состояния,   подтверждающей  запись  о  рождении,  заключении   или
   расторжении  брака и т.п., место регистрации соответствующего  акта
   гражданского  состояния; реквизиты документа,  подтверждающего  акт
   рождения,  заключения  или расторжении брака и  т.п.;  наименование
   документа,  серия,  номер,  дата выдачи, наименование  организации,
   выдавшей документ.
       Пунктом  6.1 Положения устанавливается, что одним из источников
   информации  ГРН Санкт-Петербурга является Управление  записи  актов
   гражданского состояния.
       Пунктом   12.2   Положения  определены   функции   генерального
   подрядчика  по  созданию и внедрению АИС "ГРН  Санкт-Петербурга"  -
   санкт-петербургского   государственного   унитарного    предприятия
   "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр", к  которым
   отнесено  хранение актов гражданского состояния в электронном  виде
   и  передача сведений об актах гражданского состояния в соответствии
   со  ст.  12  ФЗ  "Об  актах  гражданского состояния"  N  143-ФЗ  от
   15.11.1997.
       Пунктом  12.5  Положения установлены функции Управления  записи
   актов гражданского состояния.
       Заместитель    прокурора   Санкт-Петербурга,    полагая,    что
   перечисленные  нормы противоречат статье 12 Федерального  закона  N
   143-ФЗ  от  15.11.1997 "Об актах гражданского состояния", обратился
   с данным заявлением в Санкт-Петербургский городской суд.
       В  судебном  заседании требования заместителя прокурора  Санкт-
   Петербурга  поддержала  в  полном объеме по  доверенности  прокурор
   Тимуш  А.В.,  при этом пояснив, что в соответствии  со  статьей  12
   Федерального  закона  "Об актах гражданского  состояния"  сведения,
   ставшие  известными  работнику  органа  записи  актов  гражданского
   состояния   в   связи   с   государственной   регистрацией    актов
   гражданского  состояния, являются персональными данными,  относятся
   к  категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ
   и   разглашению  не  подлежат.  Руководитель  органа  записи  актов
   гражданского  состояния обязан сообщить сведения о  государственной
   регистрации  акта гражданского состояния по запросу  суда  (судьи),
   органов   прокуратуры,   органов  дознания   или   следствия   либо
   уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в  других
   случаях, установленных федеральными законами.
       По   мнению   заявителя,  постановление  Правительства   Санкт-
   Петербурга вышло за пределы своей компетенции, так как вторглось  в
   компетенцию   федерального   закона,   предусмотрев   иные   случаи
   распространения    органами   ЗАГС   сведений   о   государственной
   регистрации  актов  гражданского состояния.  Включение  сведений  в
   состав   информации  государственного  регистра  населения   Санкт-
   Петербурга,   по   мнению   заявителя,   является   их   незаконным
   разглашением   пользователям  ГРН,   перечисленным   в   пункте   8
   Положения.
       Представитель  Правительства Санкт-Петербурга  по  доверенности
   Смелов  С.А. заявленные требования полагал необоснованными и просил
   их отклонить.
       Заинтересованная сторона - Управление записи актов гражданского
   состояния  Санкт-Петербурга,  привлеченная  судом  для  участия   в
   процессе,  в  судебное заседание не явилась, представив  письменные
   доводы и просьбу о рассмотрении дела в их отсутствие.
       Проверив  материалы дела, выслушав доводы участников  процесса,
   оценив   собранные  доказательства  в  их  совокупности,   выслушав
   заключение  прокурора  Тимуш А.В., полагавшей заявление  подлежащим
   удовлетворению в полном объеме, суд полагает доводы зам.  прокурора
   Санкт-Петербурга   обоснованными   и   подлежащими   удовлетворению
   частично по следующим основаниям.
       Так,  судом  установлено,  что  в  соответствии  с  Федеральным
   законом  Российской Федерации "Об актах гражданского  состояния"  N
   143-ФЗ  от  15.11.1997  в  редакции от  29.12.2004  государственная
   регистрация  актов  гражданского  состояния  производится  органами
   записи   актов   гражданского  состояния,  образованными   органами
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации.  Вопросы
   образования   и  деятельности  органов  записи  актов  гражданского
   состояния  на  территориях субъектов Российской Федерации  решаются
   субъектами   Российской  Федерации  самостоятельно   на   основании
   настоящего Федерального закона (статья 4). В субъекте РФ  -  Санкт-
   Петербурге  деятельность органа ЗАГС осуществляется в  соответствии
   с  постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от  13  января
   2004   "Об  управлении  записи  актов  гражданского  состояния"   в
   редакции   от   01.11.2005,   что   соответствует   предоставленным
   полномочиям субъекту РФ Федеральным законом.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002
   N  65  "О федеральной целевой программе "Электронная Россия  (2002-
   2010  годы)"  в качестве мероприятия целевой программы "Электронная
   Россия   (2002-2010   годы)"  (далее  -  Программа)   предусмотрена
   разработка  и  реализация  опытного проекта  создания  в  субъектах
   Российской   Федерации  региональных  подсистем  автоматизированной
   системы "Государственный регистр населения" (АИС ГРН).
       Как  в  письменных  объяснениях, так  и  в  судебном  заседании
   представитель  Правительства Санкт-Петербурга Смелов  С.А.  указал,
   что  именно  в  качестве ожидаемого результата данного  мероприятия
   предусмотрено  создание  региональных подсистем  в  ряде  субъектов
   Российской Федерации. Санкт-Петербург принимает участие  в  опытном
   проекте.
       Между  тем,  не  ставя  под сомнение важность  и  необходимость
   опытного   проекта   создания  в  субъектах  Российской   Федерации
   региональных  подсистем автоматизированной системы "Государственный
   регистр    населения",   заместитель   прокурора   Санкт-Петербурга
   указывает   на   недопустимость  нарушения  при  этом  Федерального
   закона.
       С   доводами  заместителя  прокурора  Санкт-Петербурга  следует
   согласиться,  поскольку  статья 12 Федерального  закона  Российской
   Федерации   "Об   актах   гражданского  состояния"   не   допускает
   разглашения  сведений, ставших известными работнику  органа  записи
   актов    гражданского   состояния   в   связи   с   государственной
   регистрацией акта гражданского состояния, и относит эти сведения  к
   категории  конфиденциальной информации, признавая их  персональными
   данными.
       При  этом указанная норма предусматривает случаи предоставления
   сведений  о государственной регистрации акта гражданского состояния
   по  запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или
   следствия  либо  уполномоченного по правам  человека  в  Российской
   Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
       При  этом  следует  иметь  в  виду,  что  согласно  статье   11
   Федерального закона N 24-ФЗ от 20.02.1995 "Об информации  и  защите
   информации",  перечни  персональных  данных,  включаемых  в  состав
   федеральных   информационных  ресурсов,   информационных   ресурсов
   совместного  ведения, информационных ресурсов субъектов  Российской
   Федерации,     информационных     ресурсов     органов     местного
   самоуправления,  а также получаемых и собираемых негосударственными
   организациями,  должны  быть  закреплены  на  уровне   федерального
   закона.  Персональные данные относятся к категории конфиденциальной
   информации.
       Перечень сведений конфиденциального характера утвержден  Указом
   Президента Российской Федерации N 188 от 06.03.1997. Согласно п.  1
   Перечня  сведения  о  фактах, событиях  и  обстоятельствах  частной
   жизни   гражданина,  позволяющие  идентифицировать   его   личность
   (персональные   данные),   за  исключением   сведений,   подлежащих
   распространению  в  средствах массовой информации  в  установленных
   федеральными законами случаях, отнесены к конфиденциальным.
       Положение  об  Управлении записи актов  гражданского  состояния
   утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от  13
   января  2004  года  (л.д.  22).  Согласно  п.  3.24  к  полномочиям
   управления  отнесено обеспечение государственной регистрации  актов
   гражданского  состояния в единой автоматизированной  системе  "ЗАГС
   Санкт-Петербурга"   (АИС   ЗАГС).   Пункт   3.26    предусматривает
   обеспечение  защиты  конфиденциальной  информации,  содержащейся  в
   электронной   базе   данных   актов   гражданского   состояния,   в
   соответствии  с установленными требованиями при помощи  программно-
   аппаратных средств.
       На   основании   изложенного  суд  полагает   установленным   и
   объективно   доказанным   обоснованность   требований   заместителя
   прокурора Санкт-Петербурга о том, что:
       -  в  составе  работ по созданию и внедрению автоматизированной
   информационной  системы  государственного регистра  населения  (АМС
   "ГРН     Санкт-Петербурга")    создана    и     внедрена     единая
   автоматизированная  информационная  система  органов  ЗАГС   Санкт-
   Петербурга   как   один  из  основных  источников  информации   для
   формирования государственного регистра населения; о том, что:
       -  в  состав информации ГРН включаются сведения о номере и дате
   записи   акта  гражданского  состояния,  подтверждающей  запись   о
   рождении,   заключении  или  расторжении  брака   и   т.п.,   место
   регистрации    соответствующего   акта   гражданского    состояния,
   реквизиты  документа, подтверждающего акт рождения, заключения  или
   расторжения  брака  и т.п., наименование документа,  серия,  номер,
   дата  выдачи, наименование организации, выдавшей документ;  о  том,
   что:
       -  одним из источников информации ГРН Санкт-Петербурга является
   Управление записи актов гражданского состояния; о том, что:
       -  хранение актов гражданского состояния в электронном  виде  и
   передача  сведений  об  актах  гражданского  состояния  отнесены  к
   функциям   АИС   "ГРН   Санкт-Петербурга"  -   санкт-петербургского
   государственного    унитарного   предприятия   "Санкт-Петербургский
   информационно-аналитический центр"; о том, что:
       -  установленные  функции Управления записи актов  гражданского
   состояния   в   рамках  деятельности  АИС  "ГРН   Санкт-Петербурга"
   противоречат  перечисленному выше федеральному  законодательству  и
   не   согласуется   с   Положением  об   Управлении   записи   актов
   гражданского  состояния, утвержденным постановлением  Правительства
   Санкт-Петербурга  N  4  от  13  января  2004  года.  Что   касается
   указаний, содержащихся в п. 5 оспариваемого постановления,  о  том,
   что  в  состав  АИС  ЗАГС  входит централизованный  государственный
   информационный  ресурс-база данных органов  ЗАГС  Санкт-Петербурга,
   то  суд не усматривает в этом противоречия и нарушения действующего
   законодательства.
       Правовая  позиция  представителя Правительства Санкт-Петербурга
   по  доверенности  Смелова  С.А. о том,  что  требования  статьи  12
   Федерального  закона,  что сведения, ставшие  известными  работнику
   органа   записи   актов   гражданского   состояния   в   связи    с
   государственной регистрацией акта гражданского состояния,  являются
   персональными   данными,  относятся  к  категории  конфиденциальной
   информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не  подлежат  -
   относятся  к конкретному работнику органа записи актов гражданского
   состояния,  а  не  к органу ЗАГС, основана на ошибочном  толковании
   норм права.
       Государственная   регистрация   акта   гражданского   состояния
   производится   органами   записи   актов   гражданского   состояния
   посредством   составления  соответствующей  записи  акта   (ст.   6
   Федерального  закона),  которая естественно выполняется  работником
   органа  записи актов гражданского состояния. Принимая во  внимание,
   что  в  силу  закона  сведения являются конфиденциальными,  они  не
   подлежат  разглашению как отдельным работником,  так  и  органом  в
   целом, так как функции этого органа выполняются работником.
       Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том,  что
   в  состав  информации  ГРН  Санкт-Петербурга  включаются  следующие
   сведения:   номер  и  дата  записи  акта  гражданского   состояния,
   подтверждающей запись о рождении, заключении или расторжении  брака
   и   т.п.,  место  регистрации  соответствующего  акта  гражданского
   состояния,  реквизиты  документа,  подтверждающего  акт   рождения,
   заключения  или  расторжения брака и т.п., наименование  документа,
   серия,  номер,  дата  выдачи,  наименование  организации,  выдавшей
   документ   -   является  безликой,  без  указания  фамилии,   имени
   отчества,  а  лишь является информацией с перечислением реквизитов,
   суд  не  может  принять  во  внимание, так  как  подобные  суждения
   свидетельствуют о вольном толковании нормы. Именно  эта  информация
   является  персональной, т.к. вся перечисленная информация относится
   к  регистрации конкретного акта гражданского состояния. Согласно п.
   1  ст.  3  Федерального закона, акты гражданского состояния  -  это
   действия  граждан или события, влияющие на возникновение, изменение
   или  прекращение  прав  и  обязанностей,  а  также  характеризующие
   правовое  состояние  граждан.  На  основании  чего,  суд  полагает,
   нельзя признать безликой указанную информацию.
       Иные  доводы  представителя Правительства  Санкт-Петербурга  по
   оспариваемым пунктам 6.1, 12.2, 12.5 суд полагает ошибочными.
       Пункт  8 Положения о государственном регистре населения  Санкт-
   Петербурга  предусматривает  широкий  перечень  пользователей   ГРН
   Санкт-Петербурга  (л.д.  18)  и  поэтому  следует   признать,   что
   включение     оспариваемых    сведений    в    состав    информации
   государственного  регистра населения Санкт-Петербурга  является  их
   незаконным  разглашением  пользователям  ГРН,  перечисленным  п.  8
   Положения.
       Изложенные   суждения  в  письменном  объяснении  представителя
   Правительства  Санкт-Петербурга (л.д.  ...),  теоретический  анализ
   действующих  прав  и свобод граждан, закрепленных Конституцией  РФ,
   задач   реализации   системы  персонального  учета   населения,   в
   совокупности  с  предоставленными субъекту  РФ  -  Санкт-Петербургу
   полномочиями  федеральным  законом,  Уставом  Санкт-Петербурга   не
   могут быть приняты во внимание, поскольку они не могут повлиять  на
   вывод  о  незаконности оспариваемых норм. Суд полагает недопустимым
   интересы    целесообразности    реализовывать    путем    нарушения
   действующего федерального законодательства.
       Доводы,   изложенные   Управлением  ЗАГС   Санкт-Петербурга   в
   письменном  отзыве,  суд полагает необоснованными,  относящимися  в
   большей  своей части к техническим возможностям организации  единой
   автоматизированной  информационной  системе  органов  ЗАГС   Санкт-
   Петербурга    (АИС    ЗАГС).   Управление   ЗАГС   Санкт-Петербурга
   обоснованно   указывает   на   то,  что   вопросы   образования   и
   деятельности   органов  записи  актов  гражданского  состояния   на
   территориях  субъектов Российской Федерации решаются  субъектом  РФ
   самостоятельно  на основании федерального закона. Однако  при  этом
   следует  иметь  в  виду, что образование и деятельность  не  должны
   находиться  в  противоречии  с федеральным  законом.  На  основании
   изложенного  суд  полагает  объективно  установленным  противоречие
   оспариваемых заявителем норм действующему Федеральному закону.
       Что  касается  фразы пункта 5 Постановления, что в  состав  АИС
   ЗАГС  входит централизованный государственный информационный ресурс
   -  база данных органов ЗАГС Санкт-Петербурга, то суд не усматривает
   в  этом противоречия. Данное указание - в пределах деятельности  по
   организации  указанного  органа. Как установлено  судом,  АИС  ЗАГС
   действует  в  соответствии с Положением об Управлении записи  актов
   гражданского  состояния, утвержденным постановлением  Правительства
   Санкт-Петербурга N 4 от 13.01.2004.
       На   основании  изложенного  суд  полагает,  что  имеются   все
   основания   к   признанию   недействующими   частично   пункта    5
   постановления   Правительства  Санкт-Петербурга   "Об   утверждении
   Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга"  N
   1472  от  07.09.2004  и пунктов 5.1, 6.1, 12.2,  12.5  Положения  о
   государственном регистре населения Санкт-Петербурга.
       Руководствуясь ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
   
       Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
   законности  пункта  5 постановления Правительства  Санкт-Петербурга
   "Об  утверждении  Положения  о государственном  регистре  населения
   Санкт-Петербурга"  N  1472 от 07.09.2004 удовлетворить  частично  и
   пунктов  5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном  регистре
   населения Санкт-Петербурга удовлетворить полностью.
       Признать  пункт  5 постановления Правительства Санкт-Петербурга
   "Об  утверждении  Положения  о государственном  регистре  населения
   Санкт-Петербурга"  N 1472 от 07.09.2004 в части  слов  "установить,
   что  единая автоматизированная информационная система органов  ЗАГС
   Санкт-Петербурга  (далее - АИС ЗАГС) создана и внедрена  в  составе
   работ  по  созданию  и  внедрению АИС  "ГРН  Санкт-Петербурга"  для
   органов  записи актов гражданского состояния как одного из основных
   источников   информации  для  формирования  ГРН   Санкт-Петербурга"
   недействующей  со  дня вступления решения суда в законную  силу,  в
   остальной части - отказать.
       Признать   пункты   5.1,   6.1,   12.2,   12.5   Положения    о
   государственном регистре населения Санкт-Петербурга,  утвержденного
   постановлением   Правительства  Санкт-Петербурга  "Об   утверждении
   Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга"  N
   1472  от 07.09.2004, недействующими со дня вступления решения  суда
   в законную силу.
       Сообщение  о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной
   газете  "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную
   силу.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы  через
   Санкт-Петербургский городской суд.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
15.09.2016
USD
64.97
EUR
72.95
CNY
9.74
JPY
0.63
GBP
85.78
TRY
21.8
PLN
16.78
Разное