САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2005 г. N 3-451/05
Именем Российской Федерации
22 декабря 2005 года Санкт-Петербургский городской суд в лице
судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Тимуш
А.В., при секретаре Кузьминой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
законности пункта 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга
"Об утверждении Положения о государственном регистре населения
Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.2004 и пунктов 5.1, 6.1, 12.2,
12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-
Петербурга, установил:
Правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 1472 от
07.09.2004 "Об утверждении Положения о государственном регистре
населения Санкт-Петербурга" (далее - Постановление).
Пунктом 1 указанного Постановления утверждено Положение о
государственном регистре населения Санкт-Петербурга (далее -
Положение).
Пунктом 5 Постановления установлено, что в составе работ по
созданию и внедрению автоматизированной информационной системы
государственного регистра населения (АМС "ГРН Санкт-Петербурга")
создана и внедрена единая автоматизированная информационная
система органов ЗАГС Санкт-Петербурга как один из основных
источников информации для формирования государственного регистра
населения. В состав АИС ЗАГС входит централизованный
государственный информационный ресурс-база данных органов ЗАГС
Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5.1 Положения в состав информации ГРН
включаются сведения о номере и дате записи акта гражданского
состояния, подтверждающей запись о рождении, заключении или
расторжении брака и т.п., место регистрации соответствующего акта
гражданского состояния; реквизиты документа, подтверждающего акт
рождения, заключения или расторжении брака и т.п.; наименование
документа, серия, номер, дата выдачи, наименование организации,
выдавшей документ.
Пунктом 6.1 Положения устанавливается, что одним из источников
информации ГРН Санкт-Петербурга является Управление записи актов
гражданского состояния.
Пунктом 12.2 Положения определены функции генерального
подрядчика по созданию и внедрению АИС "ГРН Санкт-Петербурга" -
санкт-петербургского государственного унитарного предприятия
"Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр", к которым
отнесено хранение актов гражданского состояния в электронном виде
и передача сведений об актах гражданского состояния в соответствии
со ст. 12 ФЗ "Об актах гражданского состояния" N 143-ФЗ от
15.11.1997.
Пунктом 12.5 Положения установлены функции Управления записи
актов гражданского состояния.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга, полагая, что
перечисленные нормы противоречат статье 12 Федерального закона N
143-ФЗ от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния", обратился
с данным заявлением в Санкт-Петербургский городской суд.
В судебном заседании требования заместителя прокурора Санкт-
Петербурга поддержала в полном объеме по доверенности прокурор
Тимуш А.В., при этом пояснив, что в соответствии со статьей 12
Федерального закона "Об актах гражданского состояния" сведения,
ставшие известными работнику органа записи актов гражданского
состояния в связи с государственной регистрацией актов
гражданского состояния, являются персональными данными, относятся
к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ
и разглашению не подлежат. Руководитель органа записи актов
гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной
регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи),
органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в других
случаях, установленных федеральными законами.
По мнению заявителя, постановление Правительства Санкт-
Петербурга вышло за пределы своей компетенции, так как вторглось в
компетенцию федерального закона, предусмотрев иные случаи
распространения органами ЗАГС сведений о государственной
регистрации актов гражданского состояния. Включение сведений в
состав информации государственного регистра населения Санкт-
Петербурга, по мнению заявителя, является их незаконным
разглашением пользователям ГРН, перечисленным в пункте 8
Положения.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности
Смелов С.А. заявленные требования полагал необоснованными и просил
их отклонить.
Заинтересованная сторона - Управление записи актов гражданского
состояния Санкт-Петербурга, привлеченная судом для участия в
процессе, в судебное заседание не явилась, представив письменные
доводы и просьбу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса,
оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав
заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей заявление подлежащим
удовлетворению в полном объеме, суд полагает доводы зам. прокурора
Санкт-Петербурга обоснованными и подлежащими удовлетворению
частично по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации "Об актах гражданского состояния" N
143-ФЗ от 15.11.1997 в редакции от 29.12.2004 государственная
регистрация актов гражданского состояния производится органами
записи актов гражданского состояния, образованными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы
образования и деятельности органов записи актов гражданского
состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются
субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании
настоящего Федерального закона (статья 4). В субъекте РФ - Санкт-
Петербурге деятельность органа ЗАГС осуществляется в соответствии
с постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13 января
2004 "Об управлении записи актов гражданского состояния" в
редакции от 01.11.2005, что соответствует предоставленным
полномочиям субъекту РФ Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002
N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-
2010 годы)" в качестве мероприятия целевой программы "Электронная
Россия (2002-2010 годы)" (далее - Программа) предусмотрена
разработка и реализация опытного проекта создания в субъектах
Российской Федерации региональных подсистем автоматизированной
системы "Государственный регистр населения" (АИС ГРН).
Как в письменных объяснениях, так и в судебном заседании
представитель Правительства Санкт-Петербурга Смелов С.А. указал,
что именно в качестве ожидаемого результата данного мероприятия
предусмотрено создание региональных подсистем в ряде субъектов
Российской Федерации. Санкт-Петербург принимает участие в опытном
проекте.
Между тем, не ставя под сомнение важность и необходимость
опытного проекта создания в субъектах Российской Федерации
региональных подсистем автоматизированной системы "Государственный
регистр населения", заместитель прокурора Санкт-Петербурга
указывает на недопустимость нарушения при этом Федерального
закона.
С доводами заместителя прокурора Санкт-Петербурга следует
согласиться, поскольку статья 12 Федерального закона Российской
Федерации "Об актах гражданского состояния" не допускает
разглашения сведений, ставших известными работнику органа записи
актов гражданского состояния в связи с государственной
регистрацией акта гражданского состояния, и относит эти сведения к
категории конфиденциальной информации, признавая их персональными
данными.
При этом указанная норма предусматривает случаи предоставления
сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния
по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или
следствия либо уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
При этом следует иметь в виду, что согласно статье 11
Федерального закона N 24-ФЗ от 20.02.1995 "Об информации и защите
информации", перечни персональных данных, включаемых в состав
федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов
совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской
Федерации, информационных ресурсов органов местного
самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными
организациями, должны быть закреплены на уровне федерального
закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной
информации.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом
Президента Российской Федерации N 188 от 06.03.1997. Согласно п. 1
Перечня сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной
жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность
(персональные данные), за исключением сведений, подлежащих
распространению в средствах массовой информации в установленных
федеральными законами случаях, отнесены к конфиденциальным.
Положение об Управлении записи актов гражданского состояния
утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13
января 2004 года (л.д. 22). Согласно п. 3.24 к полномочиям
управления отнесено обеспечение государственной регистрации актов
гражданского состояния в единой автоматизированной системе "ЗАГС
Санкт-Петербурга" (АИС ЗАГС). Пункт 3.26 предусматривает
обеспечение защиты конфиденциальной информации, содержащейся в
электронной базе данных актов гражданского состояния, в
соответствии с установленными требованиями при помощи программно-
аппаратных средств.
На основании изложенного суд полагает установленным и
объективно доказанным обоснованность требований заместителя
прокурора Санкт-Петербурга о том, что:
- в составе работ по созданию и внедрению автоматизированной
информационной системы государственного регистра населения (АМС
"ГРН Санкт-Петербурга") создана и внедрена единая
автоматизированная информационная система органов ЗАГС Санкт-
Петербурга как один из основных источников информации для
формирования государственного регистра населения; о том, что:
- в состав информации ГРН включаются сведения о номере и дате
записи акта гражданского состояния, подтверждающей запись о
рождении, заключении или расторжении брака и т.п., место
регистрации соответствующего акта гражданского состояния,
реквизиты документа, подтверждающего акт рождения, заключения или
расторжения брака и т.п., наименование документа, серия, номер,
дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ; о том,
что:
- одним из источников информации ГРН Санкт-Петербурга является
Управление записи актов гражданского состояния; о том, что:
- хранение актов гражданского состояния в электронном виде и
передача сведений об актах гражданского состояния отнесены к
функциям АИС "ГРН Санкт-Петербурга" - санкт-петербургского
государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский
информационно-аналитический центр"; о том, что:
- установленные функции Управления записи актов гражданского
состояния в рамках деятельности АИС "ГРН Санкт-Петербурга"
противоречат перечисленному выше федеральному законодательству и
не согласуется с Положением об Управлении записи актов
гражданского состояния, утвержденным постановлением Правительства
Санкт-Петербурга N 4 от 13 января 2004 года. Что касается
указаний, содержащихся в п. 5 оспариваемого постановления, о том,
что в состав АИС ЗАГС входит централизованный государственный
информационный ресурс-база данных органов ЗАГС Санкт-Петербурга,
то суд не усматривает в этом противоречия и нарушения действующего
законодательства.
Правовая позиция представителя Правительства Санкт-Петербурга
по доверенности Смелова С.А. о том, что требования статьи 12
Федерального закона, что сведения, ставшие известными работнику
органа записи актов гражданского состояния в связи с
государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются
персональными данными, относятся к категории конфиденциальной
информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат -
относятся к конкретному работнику органа записи актов гражданского
состояния, а не к органу ЗАГС, основана на ошибочном толковании
норм права.
Государственная регистрация акта гражданского состояния
производится органами записи актов гражданского состояния
посредством составления соответствующей записи акта (ст. 6
Федерального закона), которая естественно выполняется работником
органа записи актов гражданского состояния. Принимая во внимание,
что в силу закона сведения являются конфиденциальными, они не
подлежат разглашению как отдельным работником, так и органом в
целом, так как функции этого органа выполняются работником.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что
в состав информации ГРН Санкт-Петербурга включаются следующие
сведения: номер и дата записи акта гражданского состояния,
подтверждающей запись о рождении, заключении или расторжении брака
и т.п., место регистрации соответствующего акта гражданского
состояния, реквизиты документа, подтверждающего акт рождения,
заключения или расторжения брака и т.п., наименование документа,
серия, номер, дата выдачи, наименование организации, выдавшей
документ - является безликой, без указания фамилии, имени
отчества, а лишь является информацией с перечислением реквизитов,
суд не может принять во внимание, так как подобные суждения
свидетельствуют о вольном толковании нормы. Именно эта информация
является персональной, т.к. вся перечисленная информация относится
к регистрации конкретного акта гражданского состояния. Согласно п.
1 ст. 3 Федерального закона, акты гражданского состояния - это
действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение
или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие
правовое состояние граждан. На основании чего, суд полагает,
нельзя признать безликой указанную информацию.
Иные доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга по
оспариваемым пунктам 6.1, 12.2, 12.5 суд полагает ошибочными.
Пункт 8 Положения о государственном регистре населения Санкт-
Петербурга предусматривает широкий перечень пользователей ГРН
Санкт-Петербурга (л.д. 18) и поэтому следует признать, что
включение оспариваемых сведений в состав информации
государственного регистра населения Санкт-Петербурга является их
незаконным разглашением пользователям ГРН, перечисленным п. 8
Положения.
Изложенные суждения в письменном объяснении представителя
Правительства Санкт-Петербурга (л.д. ...), теоретический анализ
действующих прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ,
задач реализации системы персонального учета населения, в
совокупности с предоставленными субъекту РФ - Санкт-Петербургу
полномочиями федеральным законом, Уставом Санкт-Петербурга не
могут быть приняты во внимание, поскольку они не могут повлиять на
вывод о незаконности оспариваемых норм. Суд полагает недопустимым
интересы целесообразности реализовывать путем нарушения
действующего федерального законодательства.
Доводы, изложенные Управлением ЗАГС Санкт-Петербурга в
письменном отзыве, суд полагает необоснованными, относящимися в
большей своей части к техническим возможностям организации единой
автоматизированной информационной системе органов ЗАГС Санкт-
Петербурга (АИС ЗАГС). Управление ЗАГС Санкт-Петербурга
обоснованно указывает на то, что вопросы образования и
деятельности органов записи актов гражданского состояния на
территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектом РФ
самостоятельно на основании федерального закона. Однако при этом
следует иметь в виду, что образование и деятельность не должны
находиться в противоречии с федеральным законом. На основании
изложенного суд полагает объективно установленным противоречие
оспариваемых заявителем норм действующему Федеральному закону.
Что касается фразы пункта 5 Постановления, что в состав АИС
ЗАГС входит централизованный государственный информационный ресурс
- база данных органов ЗАГС Санкт-Петербурга, то суд не усматривает
в этом противоречия. Данное указание - в пределах деятельности по
организации указанного органа. Как установлено судом, АИС ЗАГС
действует в соответствии с Положением об Управлении записи актов
гражданского состояния, утвержденным постановлением Правительства
Санкт-Петербурга N 4 от 13.01.2004.
На основании изложенного суд полагает, что имеются все
основания к признанию недействующими частично пункта 5
постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении
Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N
1472 от 07.09.2004 и пунктов 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о
государственном регистре населения Санкт-Петербурга.
Руководствуясь ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
законности пункта 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга
"Об утверждении Положения о государственном регистре населения
Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.2004 удовлетворить частично и
пунктов 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном регистре
населения Санкт-Петербурга удовлетворить полностью.
Признать пункт 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга
"Об утверждении Положения о государственном регистре населения
Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.2004 в части слов "установить,
что единая автоматизированная информационная система органов ЗАГС
Санкт-Петербурга (далее - АИС ЗАГС) создана и внедрена в составе
работ по созданию и внедрению АИС "ГРН Санкт-Петербурга" для
органов записи актов гражданского состояния как одного из основных
источников информации для формирования ГРН Санкт-Петербурга"
недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, в
остальной части - отказать.
Признать пункты 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о
государственном регистре населения Санкт-Петербурга, утвержденного
постановлением Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении
Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N
1472 от 07.09.2004, недействующими со дня вступления решения суда
в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной
газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную
силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через
Санкт-Петербургский городской суд.
|