ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2006 г. N 490/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Слесарева В.Л.,
Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по
городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа о пересмотре в
порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.01.2005,
постановления суда апелляционной инстанции от 12.04.2005
Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-
4628/5298А-04 и постановления Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа от 12.10.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу
Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа - Мелкумов В.Б.,
Недвига К.Н., Соколова Е.Ю.;
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" -
Ахмадеев А.Ф., Щепалова Н.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее -
авиакомпания) представило 27.07.2004 в Инспекцию Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ноябрьску Ямало-
Ненецкого автономного округа (в настоящее время - Инспекция
Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого
автономного округа; далее - инспекция) уточненные декларации по
налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001, 2002 годы и
заявление о возврате из бюджета 19494746 рублей этого налога,
ранее уплаченного за названный период.
По результатам камеральной проверки представленных
авиакомпанией деклараций инспекция вынесла решение от 20.08.2004 N
344 о начислении в карточке лицевого счета 19494745 рублей налога
на пользователей автомобильных дорог. Письмом инспекции от
26.08.2004 N ОШ-2.8-22/18090 авиакомпании отказано в возврате
указанной суммы в связи с отсутствием переплаты по данному налогу.
Авиакомпания обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого
автономного округа с заявлением о признании недействительным
решения инспекции от 20.08.2004 N 344 и о возврате 19494746 рублей
налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченного в 2001,
2002 годах.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2005 заявленные
требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2005
решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 12.10.2005 названные судебные акты оставил без
изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды трех инстанций пришли
к выводу о том, что авиакомпания в соответствии с пунктом 3 статьи
5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных
фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах)
имеет право на освобождение от уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог, поскольку в ее состав входят аварийно-
спасательные службы, прошедшие необходимую аттестацию, создание
таких формирований является обязанностью авиационных предприятий,
деятельность названных служб не приносит прибыли, их содержание
(материально-техническое обеспечение, оплата труда персонала)
обеспечивает авиакомпания.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное
применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление и дополнении к отзыву авиакомпания просит
оставить упомянутые судебные акты без изменения, поскольку ее
деятельность связана с исполнением обязанностей, возложенных на
профессиональные аварийно-спасательные службы Федеральным законом
от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей", пунктом 1 статьи 89 и статьей 90 Воздушного кодекса
Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10.02.1997 N 154 "О службе поискового и аварийно-
спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной
авиационной службы России".
По мнению авиакомпании, использование установленной
государством налоговой льготы не поставлено в зависимость от
наличия выручки от деятельности аварийно-спасательных служб,
созданных в качестве структурных подразделений юридического лица.
Поэтому она, являясь участником налоговых правоотношений, вправе
на основании статей 19, 21 и 56 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) претендовать на льготу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей
участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения требования
авиакомпании о возврате уплаченного налога на пользователей
автомобильных дорог с отказом в удовлетворении этой части
требования по следующим основаниям.
Исходя из статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам
признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах
и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками
или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог
или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
В соответствии со статьей 21 Кодекса налогоплательщики имеют
право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в
порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах налог на
пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия,
организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими
лицами по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах
объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог
является выручка, полученная от реализации продукции (работ,
услуг), ставка налога установлена в размере 1 процента от
налоговой базы.
Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на
пользователей автомобильных дорог, поименованы в пункте 3 статьи 5
Закона о дорожных фондах. К ним, в частности, отнесены
профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные
аварийно-спасательные формирования.
Из содержания статьи 52 Кодекса следует, что порядок применения
льгот непосредственно связан с исчислением налога:
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
Аварийно-спасательные подразделения авиакомпании не
осуществляют самостоятельной деятельности и выручки, которая
подлежит налогообложению, не получают. Создание таких
подразделений и их функционирование являются обязательными
условиями предпринимательской деятельности авиакомпании по
оказанию услуг по воздушным перевозкам в силу правовых норм о
воздушных перевозках.
В данном случае налогоплательщиком является авиакомпания,
получающая выручку от оказания пассажирских, грузовых и почтовых
перевозок, продажи перевозок, эксплуатации аэродромов,
аэровокзалов, заправки воздушных судов, продажи воздушных судов.
Следовательно, наличие у авиакомпании аварийно-спасательных
служб или формирований и их функционирование в виде ее структурных
подразделений не могут служить основанием к освобождению
авиакомпании от уплаты налога на пользователей автомобильных
дорог.
При таких обстоятельствах правовых оснований к возврату
авиакомпании уплаченного за 2001, 2002 годы налога на
пользователей автомобильных дорог не имелось.
Вместе с тем, поскольку данный налог за названный период
авиакомпанией был уплачен, ошибочно оформленные декларации и отказ
инспекции принять их не могли повлечь доначисления к уплате
19494745 рублей налога.
Признав неправомерным отказ инспекции возвратить указанную
сумму, суды допустили неправильное применение закона; принятые ими
оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и
применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии
с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации они подлежат частичной отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 25.01.2005, постановление суда
апелляционной инстанции от 12.04.2005 Арбитражного суда Ямало-
Ненецкого автономного округа по делу N А81-4628/5298А-04 и
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского
округа от 12.10.2005 по тому же делу в части удовлетворения
требования открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" о
возврате из бюджета 19494746 рублей налога на пользователей
автомобильных дорог, уплаченного за 2001, 2002 годы, отменить.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в удовлетворении этой части
требований отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без
изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|