ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2006 г. N 2460/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Слесарева В.Л.,
Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о
пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от
28.07.2005, постановления суда апелляционной инстанции от
29.09.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по
делу N А81-822/05 и постановления Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа от 24.11.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Мелкумов В.Б.,
Недвига К.Н., Соколова Е.Ю.;
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" -
Ахмадеев А.Ф., Щепалова Н.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г. и объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Ютэйр" (далее -
авиакомпания) обратилось в Межрайонную инспекцию Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим
налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу (в
настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой
службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу; далее -
инспекция) с заявлениями от 27.07.2004 о возврате из бюджета
3390938 рублей налога на пользователей автомобильных дорог,
излишне уплаченных в 2001 и 2002 годах, поскольку в указанные годы
авиакомпания не воспользовалось льготой, освобождающей от уплаты
названного налога профессиональные аварийно-спасательные службы и
профессиональные аварийно-спасательные формирования, и представило
уточненные налоговые декларации, из которых следует, что в эти
годы налоговая база (выручка) у авиакомпании отсутствовала.
Инспекция письмом от 25.11.2004 N 05-09/16895 разъяснила
авиакомпании, что у нее отсутствует право на льготу по этому
налогу.
Авиакомпания обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого
автономного округа с заявлением о признании незаконными действий
инспекции, выразившихся в отказе вернуть 3390938 рублей налога на
пользователей автомобильных дорог за 2001 и 2002 годы, и обязании
инспекции возвратить указанную сумму.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2005 заявленные
требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.09.2005
решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 24.11.2005 названные судебные акты оставил без
изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды трех инстанций пришли
к выводу о том, что авиакомпания в соответствии с пунктом 3 статьи
5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных
фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах)
имеет право на освобождение от уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог, поскольку в ее состав входят аварийно-
спасательные службы, прошедшие необходимую аттестацию, создание
таких формирований является обязанностью авиационных предприятий,
деятельность названных служб не приносит прибыли, их содержание
(материально-техническое обеспечение, оплата труда персонала)
обеспечивает авиакомпания.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций инспекция просит отменить данные судебные акты, ссылаясь
на неверное применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление и дополнении к отзыву авиакомпания просит
оставить указанные судебные акты без изменения, поскольку ее
деятельность связана с исполнением обязанностей, возложенных на
профессиональные аварийно-спасательные службы Федеральным законом
от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей", пунктом 1 статьи 89 и статьей 90 Воздушного кодекса
Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10.02.1997 N 154 "О службе поискового и аварийно-
спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной
авиационной службы России".
По мнению авиакомпании, использование установленных
государством налоговых льгот не поставлено в зависимость от
наличия выручки от деятельности аварийно-спасательных служб,
созданных в качестве подразделений юридического лица, поэтому
авиакомпания, являясь участником налоговых правоотношений, вправе
в соответствии со статьями 19, 21 и 56 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) претендовать на льготу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей
участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе
в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Исходя из статьи 56 Кодекса льготами по налогам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и
плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и
сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или
плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или
сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
В соответствии со статьей 21 Кодекса налогоплательщики имеют
право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в
порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах налог на
пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия,
организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими
лицами по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах
объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог
является выручка, полученная от реализации продукции (работ,
услуг), ставка налога установлена в размере 1 процента от
налоговой базы.
Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на
пользователей автомобильных дорог, поименованы в пункте 3 статьи 5
Закона о дорожных фондах. К ним, в частности, отнесены
профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные
аварийно-спасательные формирования.
Из содержания статьи 52 Кодекса следует, что порядок применения
льгот непосредственно связан с исчислением налога:
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
Аварийно-спасательные подразделения авиакомпании не
осуществляют самостоятельной деятельности и выручки, которая
подлежит налогообложению, не получают.
Создание таких подразделений и их функционирование является
обязательным условием предпринимательской деятельности
авиакомпании по оказанию услуг по воздушным перевозкам в силу
правовых норм о воздушных перевозках.
В данном случае налогоплательщиком является авиакомпания,
получающая выручку от оказания пассажирских, грузовых и почтовых
перевозок, продажи перевозок, эксплуатации аэродромов,
аэровокзалов, заправки воздушных судов, продажи воздушных судов.
Наличие у авиакомпании аварийно-спасательных служб или
формирований и их функционирование в виде ее структурных
подразделений не могут служить основанием к освобождению
авиакомпании от уплаты налога на пользователей автомобильных
дорог.
Следовательно, требования авиакомпании удовлетворены судами
неправомерно.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты
нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм законодательства о налогах и сборах, поэтому в
соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 28.07.2005, постановление суда
апелляционной инстанции от 29.09.2005 Арбитражного суда Ямало-
Ненецкого автономного округа по делу N А81-822/05 и постановление
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
24.11.2005 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований, заявленных открытым акционерным
обществом "Авиакомпания "ЮТэйр", отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|