ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 1999 года
Дело N 58-Г98-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Александрова Д.П.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании 29 января 1999 года
гражданское дело по заявлению администрации Хабаровского края о
признании недействительным п. 1 ст. 4 Закона Хабаровского края "О
регулировании земельных отношений на территории Хабаровского края"
по кассационной жалобе представителя администрации Хабаровского
края на решение Хабаровского краевого суда от 25 ноября 1998 года,
которым в удовлетворении заявления администрации Хабаровского края
отказано.
Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, объяснения
представителя администрации Хабаровского края по доверенности
Манника С.Д., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
26 февраля 1997 года Хабаровская краевая Дума приняла Закон "О
регулировании земельных отношений на территории Хабаровского
края".
П. 1 ст. 3 данного Закона к объектам права краевой
государственной собственности на землю отнесены все земли края, за
исключением земель, находящихся в федеральной, муниципальной и
частной собственности.
П. 1 ст. 4 этого же Закона к муниципальным землям отнесены все
земли в границах административных районов, населенных пунктов, за
исключением земель, переданных в установленном порядке в
федеральную, краевую, государственную и частную собственность.
Считая положения п. 1 ст. 4 указанного выше Закона
неправильными, глава администрации Хабаровского края обратился в
суд о признании данного положения недействительным, в обоснование
которого сослался на то, что Дума Хабаровского края превысила свои
полномочия, приняв такой Закон, поскольку федеральные законы "О
государственных и муниципальных землях", "О реализации
конституционного права муниципальной собственности на землю в
Российской Федерации", определяющие правовые основы, принципы и
порядок передачи земельных участков из государственной
собственности в муниципальную собственность, до настоящего времени
не приняты.
Представитель Хабаровской краевой Думы, возражая против
удовлетворения заявления администрации, указал на то, что при
отсутствии федерального закона по вопросам, отнесенным
Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов, представительный орган вправе принять
закон по такому вопросу.
Хабаровский краевой суд, приняв дело к своему производству по
первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует
администрация Хабаровского края.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и
вынесении нового решения об удовлетворении заявления администрации
Хабаровского края, в обоснование которой указаны те же доводы, на
которые ссылался представитель администрации при рассмотрении дела
в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит жалобу необоснованной и не подлежащей
удовлетворению, а решение суда - подлежащим оставлению без
изменения.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся: земельное, водное, лесное
законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей
среды (ст. 72 п. "к" Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации (ст. 76 ч. 2 Конституции Российской
Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации).
Ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и
администрацией Хабаровского края о разграничении полномочий в
сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на
территории Хабаровского края от 24 июля 1996 года определено, что
земли в пределах территории Хабаровского края могут находиться в
федеральной, краевой, муниципальной, частной и иных формах
собственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Хабаровского края.
В соответствии со ст. 12 ч. 2 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", принятого Государственной Думой 12 августа 1995 года
(с изменениями, внесенными Федеральными законами N 38-ФЗ от 22
апреля 1996 года, N 141-ФЗ от 26 ноября 1996 года и N 55-ФЗ от 17
марта 1997 года), территорию муниципального образования составляют
земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли
общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для
развития поселений, и другие земли в границах муниципального
образования независимо от форм собственности и целевого
назначения.
Положения Закона Хабаровского края, изложенные в п. 1 ст. 4, не
противоречат приведенным выше Федеральному закону и Соглашению,
ст. 6 которого установлено, что оно действует до принятия
федерального закона о государственных и муниципальных землях.
Данный специальный федеральный закон, как указывалось выше, не
принят.
При таком положении представительный орган субъекта Российской
Федерации (Хабаровского края) был вправе принять закон о
муниципальных землях Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305 п. 1, 311
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 25 ноября 1998 года
оставить без изменения, кассационную жалобу представителя
администрации Хабаровского края оставить без удовлетворения.
|