Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.08.1998 N 47-Г98-5 ЗАЯВЛЕНИЕ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СКУПКИ, ПЕРЕРАБОТКИ И ВЫВОЗА ЛОМА ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 18.10.1995 (С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.06.1996) УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ПРАВА...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 28 августа 1998 года
   
                                                       Дело N 47-Г98-5
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                               Кебы Ю.Г.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании от  28  августа  1998  года
   кассационную жалобу С. на решение Оренбургского областного суда  от
   27   апреля   1998   года  по  делу  о  признании  недействительным
   постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от  18
   октября  1995  года "Об упорядочении скупки, переработки  и  вывоза
   лома цветных металлов за пределы Оренбургской области".
       Заслушав   доклад   судьи   Василевской   В.П.   и   объяснения
   представителя С. - адвоката Рогачевой Р.М., Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       постановлением  Законодательного Собрания Оренбургской  области
   от  18  октября  1995 года "Об упорядочении скупки,  переработки  и
   вывоза  лома  цветных металлов за пределы Оренбургской  области"  с
   изменениями,  внесенными  постановлением Законодательного  Собрания
   Оренбургской области от 21 июня 1996 года "О внесении  изменений  и
   дополнений  в  постановление Законодательного Собрания Оренбургской
   области   от   18  октября  1995  года  "Об  упорядочении   скупки,
   переработки  и вывоза лома цветных металлов за пределы Оренбургской
   области",  запрещено  заниматься указанным видом  деятельности  без
   лицензии   и   установлена  административная   ответственность   за
   несоблюдение установленного правила.
       С.   обратился  в  суд  с  заявлением  (жалобой)  о   признании
   нормативного  правового акта недействительным ввиду  несоответствия
   требованиям федерального законодательства.
       Решением  Оренбургского областного суда от 27 апреля 1998  года
   заявление   удовлетворено  частично:  признан  не   соответствующим
   требованиям  закона  п.  6  оспариваемого  постановления  в   части
   установления  административной ответственности за нелицензированную
   скупку,  переработку, вывоз лома цветных металлов и из  сплавов,  а
   также  их транспортировку, а также и п. 6 постановления от  2  июня
   1996   года   N  30-ПЗС  "О  внесении  изменений  и  дополнений   в
   постановление  Законодательного Собрания области  N  31-ПЗС  от  18
   октября  1995  года "Об упорядочении скупки, переработки  и  вывоза
   лома  цветных металлов за пределы Оренбургской области",  принятого
   решением  Законодательного Собрания Оренбургской  области  21  июня
   1996 года.
       В остальной части требования отказано.
       Обжалуя   данное  решение,  С.  просит  его  изменить,  признав
   недействительным     постановление    Законодательного     Собрания
   Оренбургской  области от 18 октября 1995 года в  полном  объеме  по
   тем же основаниям.
       Судебная   коллегия   Верховного  Суда  Российской   Федерации,
   проверив  материалы  дела  и  обсудив доводы  кассационной  жалобы,
   находит  ее  обоснованной и удовлетворению подлежащей по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы права, в
   том  числе  и  гражданского права, находятся в  ведении  Российской
   Федерации.
       Принимаемые   по   предметам   ведения   Российской   Федерации
   федеральные конституционные и федеральные законы в силу ч. ч.  1  и
   5  ст.  76  Конституции РФ имеют прямое действие на всей территории
   Российской  Федерации, и им не могут противоречить  законы  и  иные
   нормативные акты субъектов Российской Федерации.
       Согласно  ст.  49 первой части Гражданского кодекса  Российской
   Федерации,  введенной в действие с 1 января 1995 года, установлено,
   что  отдельными видами деятельности, перечень которых  определяется
   законом,  юридическое  лицо может заниматься  только  на  основании
   специального разрешения (лицензии).
       Право  юридического лица осуществлять деятельность,  на  защиту
   которой   необходимо  получение  лицензии,  возникает   с   момента
   получения  такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается
   по  истечении  срока ее действия, если иное не установлено  законом
   или иными правовыми актами.
       На  день возникновения спорных правоотношений порядок и условия
   ведения    лицензионной   деятельности   в   Российской   Федерации
   регулировались   федеральными  нормативными  правовыми   актами   -
   Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24 декабря 1994  года  "О
   лицензировании   отдельных  видов  деятельности"  и  Постановлением
   Совета  Министров - Правительства РФ N 492 от 27 мая 1993  года  "О
   полномочиях   органов   исполнительной  власти   краев,   областей,
   автономных   образований,   городов   федерального   значения    по
   лицензированию отдельных видов деятельности".
       Утвержденный этими Постановлениями Перечень видов деятельности,
   на   осуществление   которых   требуется   лицензия,   и   органов,
   уполномоченных  на ведение лицензионной деятельности,  такого  вида
   деятельности,  как  скупка,  переработка  и  вывоз   лома   цветных
   металлов,   не   предусматривает  и  может  быть   изменен   только
   Правительством     Российской     Федерации     по      предложению
   заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной  власти  или
   органов  исполнительной  власти  субъектов  РФ,  согласованному   с
   соответствующими службами Российской Федерации (п. 2).
       Данных  о  том,  что органы исполнительной власти  Оренбургской
   области обращались с предложением в Правительство РФ о включении  в
   указанный  Перечень  деятельности по скупке, переработке  и  вывозу
   цветных металлов и это предложение принято, в материалах дела нет.
       Таким    образом,    оспариваемое   заявителем   постановление,
   запрещающее   заниматься  скупкой,  переработкой  и  вывозом   лома
   цветных  металлов  без лицензии, принято Законодательным  Собранием
   Оренбургской  области в нарушение положений Конституции  Российской
   Федерации,  федерального законодательства  и  с  превышением  своих
   полномочий.
       Обсуждая  вопрос о законности нормативного правового акта,  суд
   правомерно      руководствовался     вышеназванным      федеральным
   законодательством, однако истолковал его неправильно.
       Сделав    вполне   обоснованный   вывод,   что   Постановлением
   Правительства   РФ  N  1418  от  24  декабря  1994  года   субъекты
   Российской  Федерации устранены от нормотворческой  деятельности  в
   области  лицензирования, суд тем не менее,  допустив  противоречие,
   признал,   что   Законодательное  Собрание   Оренбургской   области
   полномочно  принимать  нормативные акты о лицензировании  отдельных
   видов  деятельности,  не включенных в этот  Перечень,  до  принятия
   соответствующего федерального закона.
       Между  тем  суд  не  учел,  что  согласно  п.  3  Постановления
   Правительства  РФ N 1418 от 24 декабря 1994 года виды деятельности,
   не  включенные в Перечень, осуществляются без лицензии,  а  органы,
   осуществляющие  лицензирование отдельных видов  деятельности  и  не
   включенные   в   указанный  Перечень,  утрачивают   право   ведения
   лицензионной деятельности.
       Доводы  суда,  что  лицензирование не находится  ни  в  ведении
   Российской Федерации, ни в совместном ведении Российской  Федерации
   и  ее  субъектов,  так как к области гражданских правоотношений  не
   относится,   являются  ошибочными,  поскольку   в   силу   ст.   71
   Конституции  Российской  Федерации и ст.  49  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  (федерального  закона)  лицензирование   как
   ограничение   прав   относится   к   гражданско-правовым,   а    не
   административным отношениям.
       Установленное      областным     Законодательным      Собранием
   лицензирование  вида  деятельности - скупки, переработки  и  вывоза
   лома    цветных    металлов,   не   предусмотренного    федеральным
   законодательством, ограничивает права и интересы заявителя,  что  в
   соответствии  со  ст.  ст. 34, 56 Конституции Российской  Федерации
   является  незаконным. Следовательно, принятый  им  нормативный  акт
   подлежит признанию недействительным в полном объеме.
       С  учетом  изложенного  решение суда в неудовлетворенной  части
   заявления  С.  подлежит отмене с вынесением нового решения  в  этой
   части,  поскольку  по  делу допущено лишь  неправильное  применение
   норм материального права и дополнительного производства по делу  не
   требуется.
       Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и ст. 311 ГПК  РСФСР,
   Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Оренбургского областного суда от 28 августа 1998 года в
   части   отказа   С.   в   удовлетворении  заявления   о   признании
   недействительными    постановлений    Законодательного     Собрания
   Оренбургской  области  от  18 октября 1995  года  "Об  упорядочении
   скупки,  переработки  и  вывоза лома цветных  металлов  за  пределы
   Оренбургской  области", от 21 июня 1996 года "О внесении  изменений
   и    дополнений    в   постановление   Законодательного    Собрания
   Оренбургской  области  от  18 октября 1995  года  "Об  упорядочении
   скупки,  переработки  и  вывоза лома цветных  металлов  за  пределы
   Оренбургской области" отменить.
       Заявление   С.   в   указанной  части  удовлетворить,   признав
   недействительным  со  дня  принятия постановления  Законодательного
   Собрания   от  18  октября  1995  года  "Об  упорядочении   скупки,
   переработки  и вывоза лома цветных металлов за пределы Оренбургской
   области"  с изменениями, внесенными постановлением Законодательного
   Собрания Оренбургской области от 21 июня 1996 года.
       В остальной части решение суда оставить без изменения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
Разное